Интервью с Александром Леонидовичем Сергеевым
 

PERSONA GRATA
А. Л. СЕРГЕЕВ:
УРОКИ КУБИНСКОГО СОЦИАЛИЗМА: ДОКТРИНА ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Интервью с кандидатом юридических наук, доцентом кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Александром Леонидовичем Сергеевым.

Интервью с Александром Леонидовичем Сергеевым

№ 2 (165) 2022г.

Сергеев Александр ЛеонидовичA. L. SERGEEV:

LESSONS OF CUBAN SOCIALISM: THE DOCTRINE OF POLITICS AND LAW

Interview with Aleksandr Leonidovich Sergeev, Ph.D. in Law, associate professor of History of state and law sub-faculty of the O. E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA).

Визитная карточка:

Сергеев Александр Леонидович – кандидат юридических наук, доцент кафедры истории госу­дарства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), докторант кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Автор монографий: «Рос­сийская государственность в 21 веке: основные проблемы», «Современная Южная Осетия: уроки и вызовы», «Приднестровье сегодня: проблемы и перспективы жизнедеятельности».

*********************************************

–      Александр Леонидович, Вы занимаетесь крайне ред­ким и оригинальным отечественной гуманитарной науки на­правлением кубанистики, или, говоря по-американски, кубанологии. Что Вас на это сподвигло?

–      Интерес к Кубе у меня возник с детства. Оба моих деда – один по линии Госплана, другой – по линии Министерства черной металлургии СССР – долгое время работали на остро­ве. Из их рассказов я многое узнал о кубинской послереволю­ционной действительности, о переживаемых островом соци­альных трансформациях.

На сегодняшний день, в эпоху переживаемого миром «социалистического ренессанса», кубинская проблематика представляется особенно актуальной. Кубинский социализм – возникший как региональный проект в рамках социально­го пространства, развитие которого оказалось ограниченным жесточайшей многолетней североамериканской блокадой и ограниченностью доступа к целому ряду необходимых при­родных ресурсов, демонстрирует потрясающую устойчи­вость, успешно решая многочисленные проблемы создания систем высококачественной медицины, образования, куль­турного строительства, спорта, иных институтов социально­го развития. Если в плане потребления на острове все еще существуют заметные проблемы, то в аспекте жизнеобеспе­чения и гуманитарного роста островная социалистическая модель демонстрирует весьма внушительные результаты, и это – в условиях тридцатилетнего отсутствия мировой социа­листической системы во главе с Советским Союзом.

–     Не могли бы Вы пояснить, в чем секрет устойчи­вости кубинского социалистического проекта, который, несмотря на все переживаемые островом трудности, самотрансформируется, саморазвивается и с уверенно­стью смотрит в будущее?

–      Социализм на Кубе имеет глубинные почвенные кор­ни. Он не был там навязан извне. Марскизм выступил на острове в качестве внешнего структурообразующего слагае­мого, который помог оформить его ментальную островную основу.

Устойчивость национально-государственного остров­ного проекта во многом обоснована патриотизмом как жи­вой фундаментальной ценностью, имеющей основательные исторические корни. Ныне живущие поколения кубинцев прошли своеобразный, если удобно так выразиться, «генети­ческий отбор».

Жесточайшие действия войск испанской метрополии, погубившие каждого пятого островитянина в 19 веке, фак­тическая полувековая американская оккупация острова в первой половине 20 века, достижение стратегического наци­онально-освободительного успеха в результате борьбы фиде- левского повстанческого движения, и затем – как уже было сказано выше – жизнь в течение уже шести десятилетий в условиях жесточайшей экономической блокады со стороны США – все это воспитало в кубинцах исключительную муже­ственность и стойкость.

У кубинцев нет выбора – отказ от социализма приведет их общество к потере национального достоинства, социаль­ной пауперизации, утрате множества послереволюционных достижений – социальные язвы многих современных латино­американских государственно-организованных социумов не перестают кубинцам об этом напоминать.

–     Какие основополагающие черты кубинского общества способствовали успеху его национально-освободительного, а затем и социалистического проекта?

–      Как уже подчеркивалось выше, кубинцам присуще со­вершенно особое «островное мироощущение». В осознании себя островитянином во многом кроется свободолюбие ку­бинца, его желание сохранять автономность по отношению к любой, даже самой дружественной внешней среде. Кубин­ский остров для проживающего здесь населения – маленькая Вселенная, наполненная необъятным количеством смыслов. Указанное обстоятельство является причиной особого патри­отизма кубинцев, который легче всего увидеть в их общении с иностранцами, характеризующимся сплавом внимательно­го дружелюбия с подчеркнутой выраженностью чувства соб­ственного достоинства. Факт рождения на острове Свободы сам по себе представляет для кубинца предмет величайшей гордости.

Стремление к постижению глубинных смыслов бы­тия, созерцательность как вид деятельности очень роднит кубинцев с представителями российско-евразийской циви­лизации. В то же время, взгляд кубинца менее подвержен общинному влиянию окружающей среды, нежели взгляд россиянина. Одним из примеров, иллюстрирующих данный социокультурный код – чрезвычайная развитость на Кубе символизма как жанра искусства. Кубинец стремится к ино­сказанию, образному отображению реальности, позволяю­щему ему переходить на новый уровень осмысления мира.

Автономность и ответственность личности, ее способ­ность в одиночку браться за крупные дела породила большое количество блестящих военных, политиков, ученых, деятелей искусства. Это ментальное свойство прививается кубинцам с детства.

В отношениях между мужчиной и женщиной на Кубе предусмотрена значительная степень свободы и отсутствие каких бы то не было неоправданных регламентаций. В то же время сами эти отношения, будь то простая дружба, легкая симпатия или отношения брака и семьи, имеют под собой прочной духовную основу, одухотворенность соответствую­щих поступков и действий.

Свобода является внутренним идеалом и постоянным устремлением кубинской души. Именно кубинцам свой­ственно особое понимание свободы, которое невозможно от­делить от обостренного чувства личной и социальной спра­ведливости. Защитить слабого и угнетенного, освободить себя и другого от власти гнетущих внешних обстоятельств – неотделимый элемент кубинской натуры. Для полноценно­го ощущения жизни кубинцу также необходим идеал служе­ния, высший духовный ориентир, питающий его и наполня­ющий его жизнь смыслом. Кубинец долго приглядывается, раздумывает, прежде чем взяться за какое-то дело, однако, разглядев в нем движущую духовную силу, смело бросается в бой и часто творит в нем чудеса.

Особый тип свободолюбия не мог не породить ярко вы­раженной мужественности и стойкости кубинцев. Указанный аспект касается как поведения кубинского народа в целом в различных исторических обстоятельствах, так и относится к отдельно взятым кубинцам при их столкновении с индиви­дуальными жизненными трудностями. Цельность натуры, последовательность действий, предельная мобилизация сил при отстаивании личных и национальных ценностей – каче­ства, являющиеся важнейшими кубинскими моральными ориентирами. Именно они помогли кубинскому народу вы­стоять в тяжелейшие времена «особого периода» 90-х годов и перейти к дальнейшему устойчивому поступательному раз­витию.

–     Не могли бы Вы рассказать об основных структур­ных элементах – базовых принципах кубинской полити­ко-правовой доктрины?

–      Для Кубы характерна весьма основательная политико­правовая традиция. Только за 19 век на острове было подго­товлено около полутора десятка конституционно-правовых проектов и множество трактатов соответствующего содер­жания. За 20-21 вв. в стране сменилось 5 основных законов, весьма различных по концептуальной наполненности, что говорит о весьма специфической национальной модели ку­бинского конституционализма.

Ибероамериканская традиция политического лидер­ства очень характерна для Кубы: многие идеи, сформулиро­ванные политическими лидерами, затем находят отражение в партийных документах, и кристаллизуются в конституци­онных нормах.

Охарактеризуем базовые, краеугольные основы поли­тико-правовой философии Фиделя Кастро – многолетнего кубинского лидера, в существенной степени легшие в основу динамично формировавшейся политико-правовой кубин­ской социалистической доктрины.

Особое значение отводится государственному сувере­нитету. Фидель Кастро в своих статьях и выступлениях неод­нократно подчеркивал, что стратегические цели Революции не могут быть достигнуты вне государственного механизма, а потому суверенитет как неотъемлемое свойство государства должен быть всесторонне и всемерно оберегаем. С потерей суверенитета неизбежно будет потеряна революция, а с по­терей революции погибнут все народные завоевания.

Революция является точкой отсчета новой кубинской народной государственности, однако ее временные рамки не заканчиваются первичным взятием власти и даже первич­ными общественными преобразованиями. Революция осу­ществляется в течение долгих лет и представляет собой ход и движение общества к последовательной реализации его подлинных идеалов. Процесс Революции вечен и не знает за­вершения.

Христос является «первым революционером» с ис­ключительной исторической миссией. Ф. Кастро осозна­вал необходимость фундаментального стратегического союза коммунистов и христиан как общностей с единой этической базой, прикладывая серьезные усилия к выстраиванию соот­ветствующего глубинно-синтезивного диалога.

Фидель подчеркивал священную обязанность полити­ческого лидера служить народу, быть кровью и плотью свя­занным с ним, чувствовать каждую вибрацию глубинного биения народной жизни. Девизами Фиделя и его многочис­ленных последователей было «быть рабами, а не господами страны», и «превращать политику в священнодействие».

Ф. Кастро, приводя цитату Хосе Марти «Куба – респу­блика для всех», подчеркивает, что революционное руковод­ство с первых дней прихода к власти последовательно вело борьбу со всеми формами социальной и, в особенности, на­циональной дискриминации. По мнению Фиделя, подобная дискриминация бывает двух видов: субъективной (законода­тельно закрепленной) и объективной (непосредственно су­ществующей в обществе). Побороть субъективную дискри­минацию можно, изменив действующее право. Побороть же дискриминацию объективную намного труднее – для этого требуется изменение веками складывавшихся социальных установок.

Ф. Кастро нередко подчеркивает, что народная поддерж­ка революционного процесса – «важнее ядерного оружия». Революцию невозможно уничтожить извне, ее способны по­губить только «мы сами».

Социальный опыт определяет судьбу революционе­ра, а лидеров -«национальных личностей» – порождают исторические эпохи. Ф. Кастро отмечает, что его революци­онную судьбу определило то, что он был «сыном, а не внуком землевладельца». Пограничная среда социальной среды, в которой он формировался как личность, привела его к обще­ственной роли, которую он впоследствии сыграл в кубинской истории.

Проект революционных преобразований общества, по мнению Фиделя, является плодом деятельности не­многочисленных накаленных социальных групп. По мнению Ф. Кастро, Революцию творит народ. В то же время проект Революции имеет матричный характер. Донести его до народа в широком значении этого слова способна неболь­шая группа людей, горящая идеей и способная на великое самопожертвование.

Взгляды Фиделя в самом общем виде напоминают уче­ние В.И. Вернадского о Ноосфере – новом строении Космоса, основанном на всестороннем возвышении и развитии Чело­века. Только постановка человеческого измерения во главу угла способна решить сегодняшний масштабный комплекс социально-политических и духовно-культурных проблем, порожденных мондиалистским глобализмом. Кубинский ре­волюционный проект – проект глобальный и всесторонний. Указанный аспект касается размышлений Фиделя о необхо­димости коренного перестраивания Организации Объеди­ненных Наций, о смене дискурса Западного Мира в отно­шении развивающихся стран, а также о целом комплексе иных общемировых идейно-смысловых и организационных проектов социально-экономического и духовно-культурного характера.

Главной целью Революции является всестороннее развитие Человека. Кубинское руководство, как уже гово­рилось выше, претворяя в жизнь указанный постулат, стало вкладывать невероятные усилия в гуманитарное строитель­ство, медицинскую образовательную и иные отрасли, достиг­нув в этом весьма существенных успехов

Адресуя к идеологии «естественного права», Фидель наделяет естественно-правовыми свойствами народный и государственный суверенитет. В то же время он подчеркива­ет, что «естественного права» можно и нужно добиваться, и Куба смогла добиться его в результате двух войн 19-го века за свою независимость.

Этика партизана – борца за будущее народное счастье, ежеминутно сражающегося с оружием в руках – заимствова­на им из трудов Хосе Марти. По мнению Ф. Кастро, именно точное, четкое и беспрекословное следование ей позволило немногочисленной поначалу Повстанческой кубинской ар­мии добиться большой стратегической победы над систе­мой, управляемой диктатурой Фульхенсио Батисты и нахо­дящейся в руках крупного американского капитала.

Кубинскому социализму свойственно последователь­ное и абсолютное отторжение в политико-идеологи­ческой практике методов терроризма вообще и инди­видуального террора в частности. Революционная Куба в течение полувека оказывалась жертвой многих десятков террористических актов, и негативное отношение к террору вошло в плоть и кровь каждого кубинца. Неприемлемость подобного рода действий неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и сам Фидель.

По мнению Фиделя, залог любого революционного успеха состоит в четком прислушивании политических лиде­ров к идеям и процессам, зарождающимся в народной жиз­ни и адекватном реагировании на них, исходя из требований текущей современности. Каждый идеал способен найти в определенный промежуток времени верную для себя форму, а их последовательная смена на основе верных революцион­ных ценностей способна привести человечество к подлинно­му Будущему.

–     Опишите, пожалуйста, с какими базовыми пробле­мами сталкивается сегодня кубинский социум? Какие пути решения указанных проблем вам видятся наиболее актуальными?

–      Теоретическое наследие кубинского социализма до сих пор не сведено воедино и не систематизировано должным образом. На сегодняшний день подобная задача стоит ре­бром перед островным социумом, ибо Кубе еще долго будет сложно соревноваться по макроэкономическим показателям с западными странами, чего нельзя сказать о наработанной ею за несколько последних десятилетий идейно-смысловой основе.

Негативное воздействие американской блокады на ку­бинскую экономическую систему переоценить едва ли воз­можно. Мало того, что она создает огромные трудности для осуществления двусторонних экспортно-импортных опера­ций, любая третья сторона (государство либо частное пред­приятие), вступающая в двусторонние отношения с Кубой, рискует подвергнуться со стороны США серьезным экономи­ческим санкциям.

Величие Фиделя и всей кубинской Революции можно по-настоящему оценить, лишь в полной мере увидя путь, пройденный Кубой в революционную эпоху, а также сравнив кубинскую модель с реалиями подавляющего большинства стран сегодняшней Латинской Америки. Многие туристы из сегодняшних сопредельных стран Латинской Америки смотрят с восхищением на кубинские заслуги. В тоже время современная передовая кубинская молодежь, выезжая за гра­ницу, сравнивает свою страну не с соседями по континенту, а с ведущими западными странами, часто задавая вопрос, по­чему Куба по ряду параметров отстает в развитии от мно­гих развитых стран. Перед сегодняшней кубинской властью стоит сложнейшая задача адекватной трансляции историче­ских заслуг кубинского социализма исходя из объективной обусловленности современного положения сегодняшней

Кубы и налаживание «диалога поколений» относительно ее будущего.

Вышеуказанный комплекс проблем требует для их ре­шения базового, чрезвычайно сложного и творчески ориен­тированного подхода.

Современное кубинское правительство уделяет огром­ное внимание вопросам экономического развития и адми­нистративного строительства. В то же самое время стро­ительство идеологическое – не менее востребованная и необходимая область и отрасль кубинской жизнедеятельно­сти, в которую должны быть вложены серьезные интеллекту­альные ресурсы.

Кубинская Революция дала миру мощнейшее новое идейно-смысловое знание, вдохновившее сотни миллионов людей и заставившее их поверить в будущее. У современной Кубы – носительницы вышеуказанного проекта – имеется в связи с этим огромный нематериальный капитал, реализовав который должным образом, Куба способна получить огром­ную поддержку. Новое слово с острова Свободы, новые идеи и смыслы, вынесенные через полувековую революционную борьбу, ждут сегодня миллионы людей как в развитых так и в развивающихся странах.

Необходимо стремиться создавать такой социально-эко­номический режим, при котором кубинец, затратив долж­ные трудовые усилия, смог получить желаемый результат. Достижение указанного постулата невозможно без макси­мального раскрытия частной инициативы миллионов лю­дей. Синтез братской суверенной кубинской общинности, надежной социальной защищинности при полноценном раскрытии личного потенциала – реалистичная основа буду­щего, в котором Куба сможет создать процветающее и по- настоящему социалистическое общество

–     Александр Леонидович, большое спасибо за интер­вью! Что бы Вы пожелали Евразийскому юридическому журналу, как международному научно-практическому изданию?

–      Желаю редакции журнала огромных успехов в реали­зации поставленных целей и задач. Идейно-смысловая ин­теграция евразийского научно-гуманитарного пространства является важнейшим аспектом, позволяющим России как многонациональной и поликонфессиональной цивилиза­ции уверенно смотреть в Будущее. Ваш журнал делает очень многое, чтобы указанный аспект оказался максимально рас­ширен и интеллектуально наполнен, что заслуживает особо­го уважения и благодарности.

Интервью брали:

 915 ВСЕГО,  3 СЕГОДНЯ