PERSONA GRATA
А. Л. СЕРГЕЕВ:
УРОКИ КУБИНСКОГО СОЦИАЛИЗМА: ДОКТРИНА ПОЛИТИКИ И ПРАВА
Интервью с кандидатом юридических наук, доцентом кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Александром Леонидовичем Сергеевым.
Интервью с Александром Леонидовичем Сергеевым
A. L. SERGEEV:
LESSONS OF CUBAN SOCIALISM: THE DOCTRINE OF POLITICS AND LAW
Interview with Aleksandr Leonidovich Sergeev, Ph.D. in Law, associate professor of History of state and law sub-faculty of the O. E. Kutafin Moscow State Law University (MSLA).
Визитная карточка:
Сергеев Александр Леонидович – кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), докторант кафедры теории государства и права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Автор монографий: «Российская государственность в 21 веке: основные проблемы», «Современная Южная Осетия: уроки и вызовы», «Приднестровье сегодня: проблемы и перспективы жизнедеятельности».
*********************************************
– Александр Леонидович, Вы занимаетесь крайне редким и оригинальным отечественной гуманитарной науки направлением кубанистики, или, говоря по-американски, кубанологии. Что Вас на это сподвигло?
– Интерес к Кубе у меня возник с детства. Оба моих деда – один по линии Госплана, другой – по линии Министерства черной металлургии СССР – долгое время работали на острове. Из их рассказов я многое узнал о кубинской послереволюционной действительности, о переживаемых островом социальных трансформациях.
На сегодняшний день, в эпоху переживаемого миром «социалистического ренессанса», кубинская проблематика представляется особенно актуальной. Кубинский социализм – возникший как региональный проект в рамках социального пространства, развитие которого оказалось ограниченным жесточайшей многолетней североамериканской блокадой и ограниченностью доступа к целому ряду необходимых природных ресурсов, демонстрирует потрясающую устойчивость, успешно решая многочисленные проблемы создания систем высококачественной медицины, образования, культурного строительства, спорта, иных институтов социального развития. Если в плане потребления на острове все еще существуют заметные проблемы, то в аспекте жизнеобеспечения и гуманитарного роста островная социалистическая модель демонстрирует весьма внушительные результаты, и это – в условиях тридцатилетнего отсутствия мировой социалистической системы во главе с Советским Союзом.
– Не могли бы Вы пояснить, в чем секрет устойчивости кубинского социалистического проекта, который, несмотря на все переживаемые островом трудности, самотрансформируется, саморазвивается и с уверенностью смотрит в будущее?
– Социализм на Кубе имеет глубинные почвенные корни. Он не был там навязан извне. Марскизм выступил на острове в качестве внешнего структурообразующего слагаемого, который помог оформить его ментальную островную основу.
Устойчивость национально-государственного островного проекта во многом обоснована патриотизмом как живой фундаментальной ценностью, имеющей основательные исторические корни. Ныне живущие поколения кубинцев прошли своеобразный, если удобно так выразиться, «генетический отбор».
Жесточайшие действия войск испанской метрополии, погубившие каждого пятого островитянина в 19 веке, фактическая полувековая американская оккупация острова в первой половине 20 века, достижение стратегического национально-освободительного успеха в результате борьбы фиде- левского повстанческого движения, и затем – как уже было сказано выше – жизнь в течение уже шести десятилетий в условиях жесточайшей экономической блокады со стороны США – все это воспитало в кубинцах исключительную мужественность и стойкость.
У кубинцев нет выбора – отказ от социализма приведет их общество к потере национального достоинства, социальной пауперизации, утрате множества послереволюционных достижений – социальные язвы многих современных латиноамериканских государственно-организованных социумов не перестают кубинцам об этом напоминать.
– Какие основополагающие черты кубинского общества способствовали успеху его национально-освободительного, а затем и социалистического проекта?
– Как уже подчеркивалось выше, кубинцам присуще совершенно особое «островное мироощущение». В осознании себя островитянином во многом кроется свободолюбие кубинца, его желание сохранять автономность по отношению к любой, даже самой дружественной внешней среде. Кубинский остров для проживающего здесь населения – маленькая Вселенная, наполненная необъятным количеством смыслов. Указанное обстоятельство является причиной особого патриотизма кубинцев, который легче всего увидеть в их общении с иностранцами, характеризующимся сплавом внимательного дружелюбия с подчеркнутой выраженностью чувства собственного достоинства. Факт рождения на острове Свободы сам по себе представляет для кубинца предмет величайшей гордости.
Стремление к постижению глубинных смыслов бытия, созерцательность как вид деятельности очень роднит кубинцев с представителями российско-евразийской цивилизации. В то же время, взгляд кубинца менее подвержен общинному влиянию окружающей среды, нежели взгляд россиянина. Одним из примеров, иллюстрирующих данный социокультурный код – чрезвычайная развитость на Кубе символизма как жанра искусства. Кубинец стремится к иносказанию, образному отображению реальности, позволяющему ему переходить на новый уровень осмысления мира.
Автономность и ответственность личности, ее способность в одиночку браться за крупные дела породила большое количество блестящих военных, политиков, ученых, деятелей искусства. Это ментальное свойство прививается кубинцам с детства.
В отношениях между мужчиной и женщиной на Кубе предусмотрена значительная степень свободы и отсутствие каких бы то не было неоправданных регламентаций. В то же время сами эти отношения, будь то простая дружба, легкая симпатия или отношения брака и семьи, имеют под собой прочной духовную основу, одухотворенность соответствующих поступков и действий.
Свобода является внутренним идеалом и постоянным устремлением кубинской души. Именно кубинцам свойственно особое понимание свободы, которое невозможно отделить от обостренного чувства личной и социальной справедливости. Защитить слабого и угнетенного, освободить себя и другого от власти гнетущих внешних обстоятельств – неотделимый элемент кубинской натуры. Для полноценного ощущения жизни кубинцу также необходим идеал служения, высший духовный ориентир, питающий его и наполняющий его жизнь смыслом. Кубинец долго приглядывается, раздумывает, прежде чем взяться за какое-то дело, однако, разглядев в нем движущую духовную силу, смело бросается в бой и часто творит в нем чудеса.
Особый тип свободолюбия не мог не породить ярко выраженной мужественности и стойкости кубинцев. Указанный аспект касается как поведения кубинского народа в целом в различных исторических обстоятельствах, так и относится к отдельно взятым кубинцам при их столкновении с индивидуальными жизненными трудностями. Цельность натуры, последовательность действий, предельная мобилизация сил при отстаивании личных и национальных ценностей – качества, являющиеся важнейшими кубинскими моральными ориентирами. Именно они помогли кубинскому народу выстоять в тяжелейшие времена «особого периода» 90-х годов и перейти к дальнейшему устойчивому поступательному развитию.
– Не могли бы Вы рассказать об основных структурных элементах – базовых принципах кубинской политико-правовой доктрины?
– Для Кубы характерна весьма основательная политикоправовая традиция. Только за 19 век на острове было подготовлено около полутора десятка конституционно-правовых проектов и множество трактатов соответствующего содержания. За 20-21 вв. в стране сменилось 5 основных законов, весьма различных по концептуальной наполненности, что говорит о весьма специфической национальной модели кубинского конституционализма.
Ибероамериканская традиция политического лидерства очень характерна для Кубы: многие идеи, сформулированные политическими лидерами, затем находят отражение в партийных документах, и кристаллизуются в конституционных нормах.
Охарактеризуем базовые, краеугольные основы политико-правовой философии Фиделя Кастро – многолетнего кубинского лидера, в существенной степени легшие в основу динамично формировавшейся политико-правовой кубинской социалистической доктрины.
Особое значение отводится государственному суверенитету. Фидель Кастро в своих статьях и выступлениях неоднократно подчеркивал, что стратегические цели Революции не могут быть достигнуты вне государственного механизма, а потому суверенитет как неотъемлемое свойство государства должен быть всесторонне и всемерно оберегаем. С потерей суверенитета неизбежно будет потеряна революция, а с потерей революции погибнут все народные завоевания.
Революция является точкой отсчета новой кубинской народной государственности, однако ее временные рамки не заканчиваются первичным взятием власти и даже первичными общественными преобразованиями. Революция осуществляется в течение долгих лет и представляет собой ход и движение общества к последовательной реализации его подлинных идеалов. Процесс Революции вечен и не знает завершения.
Христос является «первым революционером» с исключительной исторической миссией. Ф. Кастро осознавал необходимость фундаментального стратегического союза коммунистов и христиан как общностей с единой этической базой, прикладывая серьезные усилия к выстраиванию соответствующего глубинно-синтезивного диалога.
Фидель подчеркивал священную обязанность политического лидера служить народу, быть кровью и плотью связанным с ним, чувствовать каждую вибрацию глубинного биения народной жизни. Девизами Фиделя и его многочисленных последователей было «быть рабами, а не господами страны», и «превращать политику в священнодействие».
Ф. Кастро, приводя цитату Хосе Марти «Куба – республика для всех», подчеркивает, что революционное руководство с первых дней прихода к власти последовательно вело борьбу со всеми формами социальной и, в особенности, национальной дискриминации. По мнению Фиделя, подобная дискриминация бывает двух видов: субъективной (законодательно закрепленной) и объективной (непосредственно существующей в обществе). Побороть субъективную дискриминацию можно, изменив действующее право. Побороть же дискриминацию объективную намного труднее – для этого требуется изменение веками складывавшихся социальных установок.
Ф. Кастро нередко подчеркивает, что народная поддержка революционного процесса – «важнее ядерного оружия». Революцию невозможно уничтожить извне, ее способны погубить только «мы сами».
Социальный опыт определяет судьбу революционера, а лидеров -«национальных личностей» – порождают исторические эпохи. Ф. Кастро отмечает, что его революционную судьбу определило то, что он был «сыном, а не внуком землевладельца». Пограничная среда социальной среды, в которой он формировался как личность, привела его к общественной роли, которую он впоследствии сыграл в кубинской истории.
Проект революционных преобразований общества, по мнению Фиделя, является плодом деятельности немногочисленных накаленных социальных групп. По мнению Ф. Кастро, Революцию творит народ. В то же время проект Революции имеет матричный характер. Донести его до народа в широком значении этого слова способна небольшая группа людей, горящая идеей и способная на великое самопожертвование.
Взгляды Фиделя в самом общем виде напоминают учение В.И. Вернадского о Ноосфере – новом строении Космоса, основанном на всестороннем возвышении и развитии Человека. Только постановка человеческого измерения во главу угла способна решить сегодняшний масштабный комплекс социально-политических и духовно-культурных проблем, порожденных мондиалистским глобализмом. Кубинский революционный проект – проект глобальный и всесторонний. Указанный аспект касается размышлений Фиделя о необходимости коренного перестраивания Организации Объединенных Наций, о смене дискурса Западного Мира в отношении развивающихся стран, а также о целом комплексе иных общемировых идейно-смысловых и организационных проектов социально-экономического и духовно-культурного характера.
Главной целью Революции является всестороннее развитие Человека. Кубинское руководство, как уже говорилось выше, претворяя в жизнь указанный постулат, стало вкладывать невероятные усилия в гуманитарное строительство, медицинскую образовательную и иные отрасли, достигнув в этом весьма существенных успехов
Адресуя к идеологии «естественного права», Фидель наделяет естественно-правовыми свойствами народный и государственный суверенитет. В то же время он подчеркивает, что «естественного права» можно и нужно добиваться, и Куба смогла добиться его в результате двух войн 19-го века за свою независимость.
Этика партизана – борца за будущее народное счастье, ежеминутно сражающегося с оружием в руках – заимствована им из трудов Хосе Марти. По мнению Ф. Кастро, именно точное, четкое и беспрекословное следование ей позволило немногочисленной поначалу Повстанческой кубинской армии добиться большой стратегической победы над системой, управляемой диктатурой Фульхенсио Батисты и находящейся в руках крупного американского капитала.
Кубинскому социализму свойственно последовательное и абсолютное отторжение в политико-идеологической практике методов терроризма вообще и индивидуального террора в частности. Революционная Куба в течение полувека оказывалась жертвой многих десятков террористических актов, и негативное отношение к террору вошло в плоть и кровь каждого кубинца. Неприемлемость подобного рода действий неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и сам Фидель.
По мнению Фиделя, залог любого революционного успеха состоит в четком прислушивании политических лидеров к идеям и процессам, зарождающимся в народной жизни и адекватном реагировании на них, исходя из требований текущей современности. Каждый идеал способен найти в определенный промежуток времени верную для себя форму, а их последовательная смена на основе верных революционных ценностей способна привести человечество к подлинному Будущему.
– Опишите, пожалуйста, с какими базовыми проблемами сталкивается сегодня кубинский социум? Какие пути решения указанных проблем вам видятся наиболее актуальными?
– Теоретическое наследие кубинского социализма до сих пор не сведено воедино и не систематизировано должным образом. На сегодняшний день подобная задача стоит ребром перед островным социумом, ибо Кубе еще долго будет сложно соревноваться по макроэкономическим показателям с западными странами, чего нельзя сказать о наработанной ею за несколько последних десятилетий идейно-смысловой основе.
Негативное воздействие американской блокады на кубинскую экономическую систему переоценить едва ли возможно. Мало того, что она создает огромные трудности для осуществления двусторонних экспортно-импортных операций, любая третья сторона (государство либо частное предприятие), вступающая в двусторонние отношения с Кубой, рискует подвергнуться со стороны США серьезным экономическим санкциям.
Величие Фиделя и всей кубинской Революции можно по-настоящему оценить, лишь в полной мере увидя путь, пройденный Кубой в революционную эпоху, а также сравнив кубинскую модель с реалиями подавляющего большинства стран сегодняшней Латинской Америки. Многие туристы из сегодняшних сопредельных стран Латинской Америки смотрят с восхищением на кубинские заслуги. В тоже время современная передовая кубинская молодежь, выезжая за границу, сравнивает свою страну не с соседями по континенту, а с ведущими западными странами, часто задавая вопрос, почему Куба по ряду параметров отстает в развитии от многих развитых стран. Перед сегодняшней кубинской властью стоит сложнейшая задача адекватной трансляции исторических заслуг кубинского социализма исходя из объективной обусловленности современного положения сегодняшней
Кубы и налаживание «диалога поколений» относительно ее будущего.
Вышеуказанный комплекс проблем требует для их решения базового, чрезвычайно сложного и творчески ориентированного подхода.
Современное кубинское правительство уделяет огромное внимание вопросам экономического развития и административного строительства. В то же самое время строительство идеологическое – не менее востребованная и необходимая область и отрасль кубинской жизнедеятельности, в которую должны быть вложены серьезные интеллектуальные ресурсы.
Кубинская Революция дала миру мощнейшее новое идейно-смысловое знание, вдохновившее сотни миллионов людей и заставившее их поверить в будущее. У современной Кубы – носительницы вышеуказанного проекта – имеется в связи с этим огромный нематериальный капитал, реализовав который должным образом, Куба способна получить огромную поддержку. Новое слово с острова Свободы, новые идеи и смыслы, вынесенные через полувековую революционную борьбу, ждут сегодня миллионы людей как в развитых так и в развивающихся странах.
Необходимо стремиться создавать такой социально-экономический режим, при котором кубинец, затратив должные трудовые усилия, смог получить желаемый результат. Достижение указанного постулата невозможно без максимального раскрытия частной инициативы миллионов людей. Синтез братской суверенной кубинской общинности, надежной социальной защищинности при полноценном раскрытии личного потенциала – реалистичная основа будущего, в котором Куба сможет создать процветающее и по- настоящему социалистическое общество
– Александр Леонидович, большое спасибо за интервью! Что бы Вы пожелали Евразийскому юридическому журналу, как международному научно-практическому изданию?
– Желаю редакции журнала огромных успехов в реализации поставленных целей и задач. Идейно-смысловая интеграция евразийского научно-гуманитарного пространства является важнейшим аспектом, позволяющим России как многонациональной и поликонфессиональной цивилизации уверенно смотреть в Будущее. Ваш журнал делает очень многое, чтобы указанный аспект оказался максимально расширен и интеллектуально наполнен, что заслуживает особого уважения и благодарности.
Интервью брали: