PERSONA GRATA
Н.А. Чернядьева:
Контртеррористическая архитектура ООН.
реформа. достижения. проблемы
Интервью с Чернядьевой Натальей Алексеевной, доктором
юридических наук, профессором кафедры государственно-
правовых дисциплин Крымского филиала Российского
государственного университета правосудия
Интервью с Чернядьевой Натальей Алексеевной
№ 3 (166) 2022г.
N. A. CHERNYADJEVA:
THE UN COUNTER-TERRORISM ARCHITECTURE. REFORM. ACHIEVEMENTS. PROBLEMS
Interview with Natalya Alekseevna Chernyadjeva, Ph.D. in Law, professor of State and legal disciplines sub-faculty of the Crimean branch of the Russian State University of Justice.
Визитная карточка:
Чернядьева Наталья Алексеевна с отличием закончила исторический и юридический факультеты Пермского государственного университета. В 2005 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. В 2018 г. в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) защитила диссертацию «Современное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом» на соискание степени доктора юридических наук по специальности 12.00.10. (научный консультант – д.ю.н., профессор К. А. Бекяшев). Имеет ученое звание доцент.
В системе высшего образования работает с 2000 г.: в Пермском государственном университете до 2018 г.; с 2017 г. в связи с переездом в республику Крым – в Крымском филиале Российского государственного университета правосудия. В настоящее время – профессор кафедры государственно-правовых дисциплин КрФ РГУП.
В сферу научных интересов входит международно-правовая борьба с терроризмом, международно-правовая безопасность, международное гуманитарное право, международно-правовая защита прав человека, сотрудничество государств в международно-уголовной сфере, охрана культурных ценностей. Автор более 150 научных работ, в том числе монографий «Международный терроризм: происхождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия», «Международное универсальное право в борьбе с терроризмом: антитеррористическое право ООН и региональных объединений». Член Российской ассоциации международного права.
*******************************************************
– Наталья Алексеевна, оценивая современную ситуацию, представляется что борьба с терроризмом в ООН ушла, если так можно выразиться, несколько на второй план?
– Думается, что это не совсем верное впечатление. Действительно, последние два-три года, к счастью, не случалось громких террористических преступлений. Снизилась острота террористической угрозы в европейском регионе и США (согласно Global terrorism index 2022 – на 68% по сравнению с предыдущим годом). Достаточно благополучно в 20192021 г.г. обстоят дела с противодействием терроризму в России. Впервые с 2007 г. вне террористических атак жили 119 государствах мира. Возможно, поэтому и складывается впечатление что терроризм – это уже не самая актуальная международная проблема. Однако это не так.
В 2021 г. в мире по сравнению с 2020 г. выросло количество террористических атак. Причем почти половина приходится на государства региона Сахель. Африка наращивает потенциал террористической угрозы. Показательно, что в 2020 г. семь из десяти самых неблагополучных по террористической угрозе стран располагались в Азии, три – в Африке. В 2021 г. в этом списке – уже пять африканских государств.
Еще одно важное изменение – это только за последний год пятикратный рост политических атак и на более чем 80% снижение количества религиозных нападений. Это – заслуживающий внимания факт. Он означает активизацию национального и регионального терроризма и некоторое (вот только не понятно: на сколько? можно ли это считать тенденцией?) снижение мирового межконфессионального и религиозного противостояния.
Географические и идейные изменения в террористическом ландшафте сказались на объеме публикаций СМИ, посвященных этой проблеме. Думается, что борьба с терроризмом в последнее время просто перестала быть популярной медийной темой. Поэтому может складываться обманчивое впечатление, что террористическая угроза утратила былую остроту. Но в целом общемировая ситуация в контртеррористической сфере совсем не является благополучной или спокойной.
– Какие Вы можете назвать новые меры по борьбе с терроризмом в ООН?
– Хотелось бы заметить, что глобальная пандемия Covid-19 внесла коррективы в систему необходимых мер по борьбе с терроризмом. Вынужденная социальная изоляция с массой свободного времени, одиночеством, с социальной неуверенностью и информационным голодом создали благоприятную почву для распространения через Интернет-ресурсы и социальные сети экстремистской и террористической информации. Пандемия, помимо очевидных социально-экономических, имеет и психо-идеологические последствия в части распространения легких для восприятия радикальных взглядов, а это – основа террористического поведения. Пока еще право (причем как международное, так и национальное – любого государства) не выработало действенных механизмов противодействия этой угрозе. Связка интернет/ терроризм, опасность которой хорошо осознавалась еще до пандемии, сейчас предстает как одна из наиболее актуальных проблем для ООН в сфере борьбы с терроризмом.
Другая угроза, рост которой Контртеррористическое управление ООН связывает с последней пандемией, заключается в возможности применения террористами биологического оружия. По словам В.И. Воронкова, главы контртеррористического управления ООН (КТУ ООН), «Пандемия выявила уязвимость и потенциальную неготовность государств противостоять биологическим угрозам, включая биотерроризм… угрозу следует рассматривать как реальную». Штаммы Covid-19, по информации ООН, рассматриваются террористическими группировками как патогены для массового поражения людей. Для противодействия этой угрозе Контртеррористический центр ООН разработал специальную программу по оказанию помощи государствам-членам в предотвращении угрозы биологического терроризма, а также химического, радиологического и ядерного терроризма – Программу по ОМУ/ХБРЯ (2018-2021 г.г.). Эта программа направлена на укрепление межгосударственного сотрудничества по предупреждению и готовности реагирования терроризма с применением ОМУ/ХБРЯ о необходимости которого говорилось еще в резолюции СБ ООН 1540 (2004). Особое внимание в программе уделяется пограничному и экспортному контролю, контролю за торговлей стратегическими товарами, незаконному обороту ХБРЯ материалов. Программа по ОМУ/ХБРЯ работает в системе созданного в ходе контртеррористической реформы ООН в 2017 г. Глобального договора ООН по координации контртеррористической деятельности.
В системе названного Глобального договора с мая 2019 г. заработала новая международная программа по борьбе с терроризмом, связанная с отслеживанием передвижений террористов в аэропортах, уже охватившая 79 государств, с перспективой распространения на все страны ООН (Все- ООН). Эта программа, также как и названная выше, помогает государствам выполнять обязательства по резолюциям СБ ООН, таким как: 2178(2014), 2396(2017) и 2482(2019), в части выявления иностранных боевиков-террористов, транснациональных преступников. В рамках программы государствам оказывается поддержка по формированию национального законодательства о сборе, передаче и обмене данных о пассажирах; по созданию, совместно с Интерполом, единой базы данных об известных и подозреваемых террористов; по распространению и внедрению специального программного продукта по сбору и обработке данных о пассажирах.
Названные меры можно отнести к новым в контртеррористической деятельности ООН.
– Можно ли сказать, что в ООН сейчас наблюдается активизация борьбы с терроризмом?
– Действительно, благодаря работе Контртеррористического управления ООН, активизировалась работа во многих направлениях – уже известных, но которым ранее не уделялось, как представляется, необходимого внимания.
Прежде всего назовем работу ООН по устранению причин и условий, подпитывающих терроризм. Это направление традиционно считается одним из центральных. В Глобальной контртеррористической стратегии, пятнадцатилетие которой отмечалось в сентябре 2021 г., ему посвящено два из четырех компонентов. Но в Стратегии лишь обозначены контуры возможных мер, формулировки носят декларативный характер (например: «…. поощрять культуру мира, справедливости и развития человека, этническую, национальную и религиозную терпимость и уважение всех религий…»). Такой формальный подход сохранялся до 2017 г. Лишь в документах Контртеррористического управления ООН государствам стали предлагаться практические меры, способные оказать сдерживающее воздействие на террористические детерминанты. Так, в седьмом обзоре Глобальной контртеррористической стратегии (2021 г.) предлагается создавать образовательные программы, поощряющие терпимость и межрелигиозный и межкультурный диалог; создавать механизмы для вовлечения молодежи в поощрение культуры мира; развивать понимание уважения человеческого достоинства; не допускать злоупотреблений статусом беженца; разрабатывать наиболее эффективные средства противодействия террористической пропаганде, подстрекательству и вербовке и др. Борьбе с детерминантами терроризма посвящена и Всеобъемлющая международная рамочная стратегия противодействия распространению террористических идей (2017 г.)
Еще хотелось бы отметить выросшее внимание ООН к проблеме жертв террористических атак. В Глобальной контртеррористической стратегии ООН вопросам поощрения и защиты прав жертв терроризма посвящен четвертый компонент: государства должны обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам по международному праву, в частности нормам в области прав человека, беженскому праву и международному гуманитарному праву. Потерпевшие в международных террористических преступлениях сталкиваются с дополнительными, по сравнению с аналогичным внутригосударственным преступлением, сложностями в защите своих прав и законных интересов, в доступе к расследованию и судебному процессу, в возможности получить справедливую компенсацию. Об этом говорится, например, в резолюции ГА ООН A/RES/73/305 «Укрепления международного сотрудничества в целях оказания помощи жертвам терроризма». Недостаточность международно-правовой защиты не осталась без внимания КТУ ООН. В 2019 г. была принята Программа поддержки жертв терроризма, целью которой стала демонстрация солидарности с жертвами терроризма. В качестве конкретных задач в ней предусмотрены повышение информированности жертв, помощь в правовой защите. Программа направлена на укрепление потенциала государств-членов и организаций гражданского общества для более эффективной поддержки потребностей жертв терроризма, включая физическую, медицинскую и психосоциальную поддержку. В Программе отмечается, что женщины и дети, пострадавшие в результате террористических атак, требуют особого внимания. Думается, что одним из результатов реализации программы стало системное обращение к проблеме жертв терроризма, уязвимом характере прав женщин и детей, попавших в террористическую ситуацию, в документах ООН (см., например, резолюцию СБ ООН 2617 (2021).
Не могу не упомянуть еще одно направление борьбы с терроризмом – относительно новое, появившееся около десяти лет назад, – противодействие участию террористов в ас- симетричных вооруженных конфликтах. Все началось еще в израильско-палестинском конфликте. Именно там апробировались и оттачивались многие террористические практики. Однако организованное террористическое вооруженное противостояние приобрело планетарный масштаб, повторюсь, не так уж и давно. Убеждена, что террористы не могут считаться комбатантами, на них не распространяются нормы международного гуманитарного права. Однако такое отношение к ним не является общепризнанным. И в науке международного права, и в практике работы международных организаций обсуждаются различные подходы к определению статуса террористов в ситуациях вооруженных конфликтов. Неопределенность видна в документах ООН, включая резолюции СБ ООН (например: резолюция 2617 (2021), публикации КТУ ООН (например: «Защита критически важных объектов инфраструктуры от террористических нападений: сборник передовых методов»), Глобального контртеррористического форума (например: Берлинский меморандум о передовых методах противодействия применению беспилотных авиационных систем). Пока в международно-правовом противодействии ООН устанавливает предписания по узким аспектам этой проблемы (использование беспилотников, недопущение смешения террористов с беженцами, недопущение поставок оружия и т.п.). Тем не менее то, что эта проблема постоянно находится в зоне внимания ООН, и что ООН включена в поиск международно-правового решения, подлежит позитивной оценке.
– Вы упомянули о реформе контртеррористического механизма ООН. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
– Действующая контртеррористическая архитектура ООН носит многокомпонентный характер.
В соответствии предписаниями резолюции СБ ООН 1373 (2001г.) главная ответственность за реализацию Контртеррористической стратегии возложена на государства-члены ООН. Ведущая роль в управлении международно-правовыми отношениями, возникающими в контртеррористической сфере, принадлежит специальным международным договорам, разработанным и принятым в системе ООН. Универсальность этих конвенций создает условия для глобального механизма борьбы с терроризмом. Данные документы не содержат правил, касающихся возможности привлечения к ответственности за преступления террористического характера, создают лишь условия для реализации соответствующих международных правовых норм в национальных правовых системах. Общая для конвенций правовая модель предполагает создание собственного национального уголовного законодательства, которое призвано стать реальным и эффективным орудием борьбы с терроризмом.
Всего в системе ООН действует 19 международно-правовых инструментов, посвященных борьбе с терроризмом, в каждом из которых участвует более 170 государств. Таким образом, контртеррористические конвенции являются авторитетными международно-правовыми документами, обеспечивают сотрудничество государств по широкому кругу вопросов борьбы с терроризмом.
Отметим, что опыт борьбы с терроризмом показывает, что усилий одних государств недостаточно для обеспечения международной безопасности. Условием положительного результата являются совместные действия международных организаций и государств. Так, в системе ООН антитеррористическими полномочиями наделены 43 органа и организаций. Причем компетенции структур ООН достаточно часто пересекаются, дублируют друг друга. Их работа носила несогласованный характер.
Для обеспечения координации всех структур ООН, обладающих контртеррористическим мандатом, в 2017 г было создано КТУ ООН, глава которого является заместителем Генерального секретаря ООН. По инициативе КТУ ООН в 2018 г. был подписан Глобальный договор о координации контртеррористической деятельности, объединивший 43 структуры ООН, которые являются его участниками и наблюдателями. Суть договора сводится к тому, что все его участники согласились вести совместные планирование, реализацию, оценку выполнения задач в контртеррористической сфере. Таким образом сейчас ООН выступает как единое целое в противодействии террору при сохранении специфики каждого участника Глобального договора.
Основной целью данного документ договора является «обеспечение того, чтобы система Организации Объединенных Наций могла оказывать лучшее воздействие и оказывать государствам-членам более сильную и эффективную поддержку в наращивании контртеррористического потенциала». Стороны Глобального договора обязались поддерживать усилия государств-членов по противодействию терроризму и предотвращению насильственного экстремизма, при соблюдении прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы. В качестве международно-правовой основы выступают Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, международное право прав человека, международное гуманитарное право и беженское право.
Основная форма работы в системе Глобального договора – это реализация специальных программ и проектов по созданию контртеррористического потенциала. Таковых сейчас насчитывается 40. Выше уже упоминались две из них. Дополнительно хотелось бы еще отметить успехи в реализации Глобальной программы по защите уязвимых целей (2020 г.), которая направлена на оказание поддержки государствам- членам в укреплении потенциала в области предотвращения и устранения угроз в отношении крупных спортивных мероприятий, угроз в отношении религиозных объектов и мест отправления культа, угроз городским центрам и туристическим площадкам, угроз, связанных с использованием беспилотных летательных аппаратов.
– На какие проблемы, по Вашему мнению, контртеррористическому механизму ООН следует обратить внимание?
– Конечно, молодость созданного в ООН механизма и его новаторский характер определяют объемы достигнутых результатов. Пока еще продолжается этап настройки сотрудничества. Сложность и многоликость террористической угрозы обуславливает невозможность контртеррористической системы ООН на данном этапе охватить все аспекты борьбы с ним. Есть вопросы, которые, как представляется, нуждаются в пристальном внимании ООН. Многие из них носят традиционный для контртеррористической сферы характер. Интересно, что наш крупнейший специалист в области международно-правового противодействия терроризму Е.Г. Ляхов еще в конце 70-х гг. прошлого века выявил их и предложил способы разрешения.
В первую очередь требуется ликвидировать доктринальные пробелы, связанные с темой терроризма. До сих пор в контртеррористических документах ООН существует неопределенность с содержанием термина терроризм. Сохраняется конъюнктурное, и, как представляется, безответственное во многих случаях, жонглирование термином «терроризм» и попытки признать террористическими отличные от него явления. Прежде всего речь идет о национально-освободительном движении. Подчеркнем, что терроризм – это преступное во всех своих проявлениях сложное политико-правовое явление. Он ни при каких обстоятельствах не должен ассоциироваться с национальностью, религией, цивилизацией, социальной группой. Народ, ведущий борьбу за самоопределение, не может быть признан субъектом террористического поведения.
Еще один теоретический аспект, по которому в ООН имеются разночтения – это ориентированность на борьбу лишь с международным терроризмом или с любыми проявлениям терроризма. Примечательно, что в документах КТУ ООН устанавливается система мер по борьбе с терроризмом вообще, а не только с его международной версией. Думается, что это правильный подход. Терроризм – это угроза международному миру и безопасности. Система ООН имеет ресурсы для противодействия всем проявлениям терроризма.
Еще одна актуальная достаточно новая проблема контртеррористического противодействия ООН – это отсутствие четкого мандата на проведение контртеррористических операций. ООН признает, что «…операции по поддержанию мира не могут принимать на себя выполнение задач по борьбе с терроризмом…». Думается, что пришло время для формирования специальных международно-правовых предписаний, устанавливающих правила проведения международных под эгидой ООН контртеррористических операций.
Нельзя не упомянуть и проблему обеспечения прав человека в связи с борьбой с терроризмом. В этом направлении в XXI веке уже проведена большая работа. Но пока все еще лица, включенные в санкционный список СБ ООН, остаются стигматизированными. Для них не работает презумпция невиновности. Процедура их включения в список формальна. Комитет по санкциям принимает решение на основании «отсутствия возражений», что означает, что ни одно государство не возражает против предложения о включении в перечень. Доказательства не исследуются, у физического лица отсутствует доступ к информации, не реализуется право быть заслушанным. Работающая с 2011 г. канцелярия омбудсмена достигла некоторого прогресса в отношении адресных санкций: было рассмотрено в общей сложности 93 дела; из 88 дел, рассмотрение которых было полностью завершено, в 65 случаях ходатайства об исключении из перечня были удовлетворены; были исключены из перечня 60 физических лиц. Однако «окончательные полномочия по принятию решений по-прежнему принадлежат Комитету», объективность и эффективность правовой составляющей процедуры по-прежнему вызывает нарекания.
Это далеко не все вопросы, о которых нужно говорить в связи с борьбой с терроризмом. Рамки интервью не позволяют говорить об этом подробнее. Но вопросы о принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом, о государственном терроризме, о праве государства на самооборону в ответ на террористическую угрозу (об этом, кстати, очень интересно писал в недавно вышедшей монографии об американской доктрине о превентивном ударе И.З. Фархутдинов) нуждаются в разрешении в контртеррористической системе ООН.
– Какова, по Вашему мнению, роль России в общемировом противостоянии террористической угрозе?
– Я бы сказала, что исключительно важная. Показательно, что контртеррористическую систему ООН успешно возглавляет глава КТУ ООН, заместитель Генерального секретаря ООН, наш соотечественник В.И. Воронков. В этом видится оценка не только высокого профессионализма главы КТУ ООН, но и признание заслуг России в общемировом противостоянии террору.
Наше государство имеет более чем столетний опыт противостояния этому злу. У нас лучшее в мире национальное законодательство о противодействии терроризму, нормы которого во-многом, были написаны кровью жертв, болью и потерями нашего общества. Неудивительно, что отечественный опыт борьбы с терроризмом может быть полезен для выстраивания общемировой модели. Наше государство, по словам Президента, «… всегда твёрдо и последовательно выступала против терроризма во всех его формах» (см. выступление на ГА ООН 28 сентября 2015 г.).
Российский подход к противодействию терроризму полностью соответствует международно-правовым стандартам прав человека и принципам международного права. Мы ведем борьбу с международными террористическими группировками, привлекаем к уголовной ответственности террористов, спасаем из террористических лагерей женщин и детей, которые нередко оказываются в ролях жертв и заложников. Только за 2021 г. из «горячих» зон Ближневосточных конфликтов Россией было эвакуировано около 200 детей. Разных национальностей и государственной принадлежности. За каждого из них велась настоящая борьба по возвращению в человеческие условия.
Россия показывает эффективность и в вопросах противодействия терроризму: в 2021 году не допущено совершения ни одного теракта. В страну не пустили более 920 человек, причастных к террористической деятельности.
Часть осуществляемых или планируемых программ КТУ ООН инициированы и продвигаются Россией (например: спорт и безопасность, противодействие финансированию терроризма, включая поставки оружия).
Важную роль в обеспечении международной безопасности призвана обеспечить конвенция о противодействии киберпреступности и криминальному использованию криптовалюты, проект которой был внесен Россией в июле 2021 г. Проект охватывает 23 вида киберпреступлений, в том числе кибертерроризм. В нем прописан порядок взаимодействия государств в вопросах выдачи киберпреступников и оказания правовой помощи по уголовным делам, включая выявление, арест, конфискацию и возврат активов.
– Наталья Алексеевна, большое спасибо за интервью! С каким словами Вы бы обратились к нашим читателям?
– В первую очередь хотелось бы поблагодарить Вас за интересный разговор и возможность обсудить важные вопросы международного права. Для меня честь стать частью авторитетного клуба Persona Grata Вашего журнала. Публикации Евразийского юридического журнала всегда выгодно отличает актуальность, научность и тематическая многогранность и оперативная правовая реакция на международные и российские события. Хотелось бы Вам пожелать творческих и глубоких авторов, интересных тем, расширение читательской аудитории, включение в круг авторов и читателей новых представителей отечественного и зарубежного юридического сообщества.
А Вашим читателям пожелаю позитивного настроя, веры в хорошее будущее и здоровья. И, конечно, читать ЕвАзЮЖ!
Интервью брали: