Интервью с Чернядьевой Натальей Алексеевной
 

PERSONA GRATA
Н.А. Чернядьева:
Контртеррористическая архитектура ООН.
реформа. достижения. проблемы
Интервью с Чернядьевой Натальей Алексеевной, доктором
юридических наук, профессором кафедры государственно-
правовых дисциплин Крымского филиала Российского
государственного университета правосудия

Интервью с Чернядьевой Натальей Алексеевной


№ 3 (166) 2022г.

N. A. CHERNYADJEVA:

THE UN COUNTER-TERRORISM ARCHITECTURE. REFORM. ACHIEVEMENTS. PROBLEMS

Interview with Natalya Alekseevna Chernyadjeva, Ph.D. in Law, professor of State and legal disciplines sub-faculty of the Crimean branch of the Russian State University of Justice.

Визитная карточка:

Чернядьева Наталья Алексеевна с отличием закончила исторический и юридический факультеты Пермского государственного университета. В 2005 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. В 2018 г. в Московском государственном юридическом университете им. О.Е. Кутафина (МГЮА) защитила диссертацию «Современ­ное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом» на соискание степени доктора юридических наук по специальности 12.00.10. (научный консультант – д.ю.н., профессор К. А. Бекяшев). Имеет ученое звание доцент.

В системе высшего образования работает с 2000 г.: в Пермском государственном университете до 2018 г.; с 2017 г. в связи с переез­дом в республику Крым – в Крымском филиале Российского государственного университета правосудия. В настоящее время – профессор кафедры государственно-правовых дисциплин КрФ РГУП.

В сферу научных интересов входит международно-правовая борьба с терроризмом, международно-правовая безопасность, между­народное гуманитарное право, международно-правовая защита прав человека, сотрудничество государств в международно-уголовной сфере, охрана культурных ценностей. Автор более 150 научных работ, в том числе монографий «Международный терроризм: проис­хождение, эволюция, актуальные вопросы правового противодействия», «Международное универсальное право в борьбе с терроризмом: антитеррористическое право ООН и региональных объединений». Член Российской ассоциации международного права.
*******************************************************

–      Наталья Алексеевна, оценивая современную ситу­ацию, представляется что борьба с терроризмом в ООН ушла, если так можно выразиться, несколько на второй план?

–      Думается, что это не совсем верное впечатле­ние. Действительно, последние два-три года, к сча­стью, не случалось громких террористических пре­ступлений. Снизилась острота террористической угрозы в европейском регионе и США (согласно Global terrorism index 2022 – на 68% по сравнению с пре­дыдущим годом). Достаточно благополучно в 2019­2021 г.г. обстоят дела с противодействием террориз­му в России. Впервые с 2007 г. вне террористических атак жили 119 государствах мира. Возможно, поэто­му и складывается впечатление что терроризм – это уже не самая актуальная международная проблема. Однако это не так.

В 2021 г. в мире по сравнению с 2020 г. выросло коли­чество террористических атак. Причем почти половина приходится на государства региона Сахель. Африка на­ращивает потенциал террористической угрозы. Показа­тельно, что в 2020 г. семь из десяти самых неблагополуч­ных по террористической угрозе стран располагались в Азии, три – в Африке. В 2021 г. в этом списке – уже пять африканских государств.

Еще одно важное изменение – это только за послед­ний год пятикратный рост политических атак и на более чем 80% снижение количества религиозных нападений. Это – заслуживающий внимания факт. Он означает ак­тивизацию национального и регионального терроризма и некоторое (вот только не понятно: на сколько? можно ли это считать тенденцией?) снижение мирового меж­конфессионального и религиозного противостояния.

Географические и идейные изменения в террори­стическом ландшафте сказались на объеме публикаций СМИ, посвященных этой проблеме. Думается, что борь­ба с терроризмом в последнее время просто перестала быть популярной медийной темой. Поэтому может складываться обманчивое впечатление, что террористи­ческая угроза утратила былую остроту. Но в целом обще­мировая ситуация в контртеррористической сфере со­всем не является благополучной или спокойной.

–      Какие Вы можете назвать новые меры по борьбе с терроризмом в ООН?

–      Хотелось бы заметить, что глобальная панде­мия Covid-19 внесла коррективы в систему необхо­димых мер по борьбе с терроризмом. Вынужденная социальная изоляция с массой свободного времени, одиночеством, с социальной неуверенностью и ин­формационным голодом создали благоприятную по­чву для распространения через Интернет-ресурсы и социальные сети экстремистской и террористи­ческой информации. Пандемия, помимо очевидных социально-экономических, имеет и психо-идеологи­ческие последствия в части распространения легких для восприятия радикальных взглядов, а это – основа террористического поведения. Пока еще право (при­чем как международное, так и национальное – любо­го государства) не выработало действенных механиз­мов противодействия этой угрозе. Связка интернет/ терроризм, опасность которой хорошо осознавалась еще до пандемии, сейчас предстает как одна из наиболее актуальных проблем для ООН в сфере борьбы с терроризмом.

Другая угроза, рост которой Контртеррористиче­ское управление ООН связывает с последней пандемией, заключается в возможности применения террориста­ми биологического оружия. По словам В.И. Воронкова, главы контртеррористического управления ООН (КТУ ООН), «Пандемия выявила уязвимость и потенциальную неготовность государств противостоять биологическим угро­зам, включая биотерроризм… угрозу следует рассматривать как реальную». Штаммы Covid-19, по информации ООН, рассматриваются террористическими группировками как патогены для массового поражения людей. Для противо­действия этой угрозе Контртеррористический центр ООН разработал специальную программу по оказанию помощи государствам-членам в предотвращении угрозы биологиче­ского терроризма, а также химического, радиологического и ядерного терроризма – Программу по ОМУ/ХБРЯ (2018-2021 г.г.). Эта программа направлена на укрепление межгосудар­ственного сотрудничества по предупреждению и готовности реагирования терроризма с применением ОМУ/ХБРЯ о не­обходимости которого говорилось еще в резолюции СБ ООН 1540 (2004). Особое внимание в программе уделяется погра­ничному и экспортному контролю, контролю за торговлей стратегическими товарами, незаконному обороту ХБРЯ ма­териалов. Программа по ОМУ/ХБРЯ работает в системе соз­данного в ходе контртеррористической реформы ООН в 2017 г. Глобального договора ООН по координации контртеррористи­ческой деятельности.

В системе названного Глобального договора с мая 2019 г. заработала новая международная программа по борьбе с терроризмом, связанная с отслеживанием передвижений террористов в аэропортах, уже охватившая 79 государств, с перспективой распространения на все страны ООН (Все- ООН). Эта программа, также как и названная выше, помо­гает государствам выполнять обязательства по резолюциям СБ ООН, таким как: 2178(2014), 2396(2017) и 2482(2019), в части выявления иностранных боевиков-террористов, транснаци­ональных преступников. В рамках программы государствам оказывается поддержка по формированию национального законодательства о сборе, передаче и обмене данных о пассажи­рах; по созданию, совместно с Интерполом, единой базы данных об известных и подозреваемых террористов; по распростра­нению и внедрению специального программного продукта по сбору и обработке данных о пассажирах.

Названные меры можно отнести к новым в контртерро­ристической деятельности ООН.

–     Можно ли сказать, что в ООН сейчас наблюдается активизация борьбы с терроризмом?

–      Действительно, благодаря работе Контртеррористиче­ского управления ООН, активизировалась работа во многих направлениях – уже известных, но которым ранее не уделя­лось, как представляется, необходимого внимания.

Прежде всего назовем работу ООН по устранению при­чин и условий, подпитывающих терроризм. Это направление традиционно считается одним из центральных. В Глобаль­ной контртеррористической стратегии, пятнадцатилетие ко­торой отмечалось в сентябре 2021 г., ему посвящено два из четырех компонентов. Но в Стратегии лишь обозначены кон­туры возможных мер, формулировки носят декларативный характер (например: «…. поощрять культуру мира, справед­ливости и развития человека, этническую, национальную и религиозную терпимость и уважение всех религий…»). Такой формальный подход сохранялся до 2017 г. Лишь в документах Контртеррористического управления ООН государствам ста­ли предлагаться практические меры, способные оказать сдер­живающее воздействие на террористические детерминанты. Так, в седьмом обзоре Глобальной контртеррористической стратегии (2021 г.) предлагается создавать образовательные программы, поощряющие терпимость и межрелигиозный и межкультурный диалог; создавать механизмы для вовле­чения молодежи в поощрение культуры мира; развивать по­нимание уважения человеческого достоинства; не допускать злоупотреблений статусом беженца; разрабатывать наибо­лее эффективные средства противодействия террористиче­ской пропаганде, подстрекательству и вербовке и др. Борьбе с детерминантами терроризма посвящена и Всеобъемлющая международная рамочная стратегия противодействия рас­пространению террористических идей (2017 г.)

Еще хотелось бы отметить выросшее внимание ООН к проблеме жертв террористических атак. В Глобальной кон­тртеррористической стратегии ООН вопросам поощрения и защиты прав жертв терроризма посвящен четвертый компо­нент: государства должны обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответство­вали их обязательствам по международному праву, в част­ности нормам в области прав человека, беженскому праву и международному гуманитарному праву. Потерпевшие в международных террористических преступлениях сталкива­ются с дополнительными, по сравнению с аналогичным вну­тригосударственным преступлением, сложностями в защите своих прав и законных интересов, в доступе к расследованию и судебному процессу, в возможности получить справедли­вую компенсацию. Об этом говорится, например, в резолю­ции ГА ООН A/RES/73/305 «Укрепления международного со­трудничества в целях оказания помощи жертвам терроризма». Недостаточность международно-правовой защиты не осталась без внимания КТУ ООН. В 2019 г. была принята Программа поддержки жертв терроризма, целью которой стала демон­страция солидарности с жертвами терроризма. В качестве конкретных задач в ней предусмотрены повышение инфор­мированности жертв, помощь в правовой защите. Програм­ма направлена на укрепление потенциала государств-членов и организаций гражданского общества для более эффектив­ной поддержки потребностей жертв терроризма, включая физическую, медицинскую и психосоциальную поддержку. В Программе отмечается, что женщины и дети, пострадав­шие в результате террористических атак, требуют особого внимания. Думается, что одним из результатов реализации программы стало системное обращение к проблеме жертв терроризма, уязвимом характере прав женщин и детей, по­павших в террористическую ситуацию, в документах ООН (см., например, резолюцию СБ ООН 2617 (2021).

Не могу не упомянуть еще одно направление борьбы с терроризмом – относительно новое, появившееся около де­сяти лет назад, – противодействие участию террористов в ас- симетричных вооруженных конфликтах. Все началось еще в израильско-палестинском конфликте. Именно там апроби­ровались и оттачивались многие террористические практи­ки. Однако организованное террористическое вооруженное противостояние приобрело планетарный масштаб, повто­рюсь, не так уж и давно. Убеждена, что террористы не могут считаться комбатантами, на них не распространяются нормы международного гуманитарного права. Однако такое отно­шение к ним не является общепризнанным. И в науке между­народного права, и в практике работы международных ор­ганизаций обсуждаются различные подходы к определению статуса террористов в ситуациях вооруженных конфликтов. Неопределенность видна в документах ООН, включая резо­люции СБ ООН (например: резолюция 2617 (2021), публи­кации КТУ ООН (например: «Защита критически важных объектов инфраструктуры от террористических нападений: сборник передовых методов»), Глобального контртеррори­стического форума (например: Берлинский меморандум о передовых методах противодействия применению беспи­лотных авиационных систем). Пока в международно-право­вом противодействии ООН устанавливает предписания по узким аспектам этой проблемы (использование беспилотни­ков, недопущение смешения террористов с беженцами, не­допущение поставок оружия и т.п.). Тем не менее то, что эта проблема постоянно находится в зоне внимания ООН, и что ООН включена в поиск международно-правового решения, подлежит позитивной оценке.

–     Вы упомянули о реформе контртеррористиче­ского механизма ООН. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

–     Действующая контртеррористическая архитекту­ра ООН носит многокомпонентный характер.

В соответствии предписаниями резолюции СБ ООН 1373 (2001г.) главная ответственность за реализацию Контртеррористической стратегии возложена на госу­дарства-члены ООН. Ведущая роль в управлении между­народно-правовыми отношениями, возникающими в кон­тртеррористической сфере, принадлежит специальным международным договорам, разработанным и принятым в системе ООН. Универсальность этих конвенций создает ус­ловия для глобального механизма борьбы с терроризмом. Данные документы не содержат правил, касающихся воз­можности привлечения к ответственности за преступления террористического характера, создают лишь условия для ре­ализации соответствующих международных правовых норм в национальных правовых системах. Общая для конвенций правовая модель предполагает создание собственного наци­онального уголовного законодательства, которое призвано стать реальным и эффективным орудием борьбы с террориз­мом.

Всего в системе ООН действует 19 международно-пра­вовых инструментов, посвященных борьбе с терроризмом, в каждом из которых участвует более 170 государств. Таким образом, контртеррористические конвенции являются ав­торитетными международно-правовыми документами, обе­спечивают сотрудничество государств по широкому кругу вопросов борьбы с терроризмом.

Отметим, что опыт борьбы с терроризмом показывает, что усилий одних государств недостаточно для обеспечения международной безопасности. Условием положительного результата являются совместные действия международных организаций и государств. Так, в системе ООН антитеррори­стическими полномочиями наделены 43 органа и организа­ций. Причем компетенции структур ООН достаточно часто пересекаются, дублируют друг друга. Их работа носила несо­гласованный характер.

Для обеспечения координации всех структур ООН, обладающих контртеррористическим мандатом, в 2017 г было создано КТУ ООН, глава которого является замести­телем Генерального секретаря ООН. По инициативе КТУ ООН в 2018 г. был подписан Глобальный договор о коор­динации контртеррористической деятельности, объеди­нивший 43 структуры ООН, которые являются его участ­никами и наблюдателями. Суть договора сводится к тому, что все его участники согласились вести совместные пла­нирование, реализацию, оценку выполнения задач в кон­тртеррористической сфере. Таким образом сейчас ООН выступает как единое целое в противодействии террору при сохранении специфики каждого участника Глобаль­ного договора.

Основной целью данного документ договора является «обеспечение того, чтобы система Организации Объединен­ных Наций могла оказывать лучшее воздействие и оказывать государствам-членам более сильную и эффективную под­держку в наращивании контртеррористического потенциа­ла». Стороны Глобального договора обязались поддерживать усилия государств-членов по противодействию терроризму и предотвращению насильственного экстремизма, при со­блюдении прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной основы. В качестве международно-право­вой основы выступают Глобальная контртеррористическая стратегия ООН, международное право прав человека, меж­дународное гуманитарное право и беженское право.

Основная форма работы в системе Глобального догово­ра – это реализация специальных программ и проектов по созданию контртеррористического потенциала. Таковых сей­час насчитывается 40. Выше уже упоминались две из них. До­полнительно хотелось бы еще отметить успехи в реализации Глобальной программы по защите уязвимых целей (2020 г.), которая направлена на оказание поддержки государствам- членам в укреплении потенциала в области предотвраще­ния и устранения угроз в отношении крупных спортивных мероприятий, угроз в отношении религиозных объектов и мест отправления культа, угроз городским центрам и туристическим площадкам, угроз, связанных с использованием беспилотных ле­тательных аппаратов.

–     На какие проблемы, по Вашему мнению, контртерро­ристическому механизму ООН следует обратить внимание?

–      Конечно, молодость созданного в ООН механизма и его новаторский характер определяют объемы достигнутых резуль­татов. Пока еще продолжается этап настройки сотрудничества. Сложность и многоликость террористической угрозы обуслав­ливает невозможность контртеррористической системы ООН на данном этапе охватить все аспекты борьбы с ним. Есть вопросы, которые, как представляется, нуждаются в пристальном вни­мании ООН. Многие из них носят традиционный для кон­тртеррористической сферы характер. Интересно, что наш крупнейший специалист в области международно-правово­го противодействия терроризму Е.Г. Ляхов еще в конце 70-х гг. прошлого века выявил их и предложил способы разреше­ния.

В первую очередь требуется ликвидировать доктриналь­ные пробелы, связанные с темой терроризма. До сих пор в контртеррористических документах ООН существует нео­пределенность с содержанием термина терроризм. Сохраня­ется конъюнктурное, и, как представляется, безответственное во многих случаях, жонглирование термином «терроризм» и попытки признать террористическими отличные от него яв­ления. Прежде всего речь идет о национально-освободитель­ном движении. Подчеркнем, что терроризм – это преступ­ное во всех своих проявлениях сложное политико-правовое явление. Он ни при каких обстоятельствах не должен ассоци­ироваться с национальностью, религией, цивилизацией, со­циальной группой. Народ, ведущий борьбу за самоопреде­ление, не может быть признан субъектом террористического поведения.

Еще один теоретический аспект, по которому в ООН имеются разночтения – это ориентированность на борьбу лишь с международным терроризмом или с любыми проявлени­ям терроризма. Примечательно, что в документах КТУ ООН устанавливается система мер по борьбе с терроризмом вооб­ще, а не только с его международной версией. Думается, что это правильный подход. Терроризм – это угроза междуна­родному миру и безопасности. Система ООН имеет ресурсы для противодействия всем проявлениям терроризма.

Еще одна актуальная достаточно новая проблема кон­тртеррористического противодействия ООН – это отсутствие четкого мандата на проведение контртеррористических операций. ООН признает, что «…операции по поддержа­нию мира не могут принимать на себя выполнение задач по борьбе с терроризмом…». Думается, что пришло время для формирования специальных международно-правовых пред­писаний, устанавливающих правила проведения междуна­родных под эгидой ООН контртеррористических операций.

Нельзя не упомянуть и проблему обеспечения прав че­ловека в связи с борьбой с терроризмом. В этом направлении в XXI веке уже проведена большая работа. Но пока все еще лица, включенные в санкционный список СБ ООН, остают­ся стигматизированными. Для них не работает презумпция невиновности. Процедура их включения в список формальна. Комитет по санкциям принимает решение на основании «отсутствия возражений», что означает, что ни одно государство не возражает против предложения о вклю­чении в перечень. Доказательства не исследуются, у физического лица отсутствует доступ к информации, не реализуется право быть заслушанным. Работающая с 2011 г. канцелярия омбудсмена достигла некоторого про­гресса в отношении адресных санкций: было рассмотрено в общей сложности 93 дела; из 88 дел, рассмотрение которых было полностью завершено, в 65 случаях ходатайства об ис­ключении из перечня были удовлетворены; были исключе­ны из перечня 60 физических лиц. Однако «окончательные полномочия по принятию решений по-прежнему при­надлежат Комитету», объективность и эффективность правовой составляющей процедуры по-прежнему вызы­вает нарекания.

Это далеко не все вопросы, о которых нужно гово­рить в связи с борьбой с терроризмом. Рамки интервью не позволяют говорить об этом подробнее. Но вопросы о принятии Всеобъемлющей конвенции о борьбе с тер­роризмом, о государственном терроризме, о праве госу­дарства на самооборону в ответ на террористическую угрозу (об этом, кстати, очень интересно писал в недав­но вышедшей монографии об американской доктрине о превентивном ударе И.З. Фархутдинов) нуждаются в раз­решении в контртеррористической системе ООН.

–     Какова, по Вашему мнению, роль России в обще­мировом противостоянии террористической угрозе?

–      Я бы сказала, что исключительно важная. Пока­зательно, что контртеррористическую систему ООН успешно возглавляет глава КТУ ООН, заместитель Гене­рального секретаря ООН, наш соотечественник В.И. Во­ронков. В этом видится оценка не только высокого про­фессионализма главы КТУ ООН, но и признание заслуг России в общемировом противостоянии террору.

Наше государство имеет более чем столетний опыт противостояния этому злу. У нас лучшее в мире нацио­нальное законодательство о противодействии террориз­му, нормы которого во-многом, были написаны кровью жертв, болью и потерями нашего общества. Неудиви­тельно, что отечественный опыт борьбы с терроризмом может быть полезен для выстраивания общемировой модели. Наше государство, по словам Президента, «… всегда твёрдо и последовательно выступала против терро­ризма во всех его формах» (см. выступление на ГА ООН 28 сентября 2015 г.).

Российский подход к противодействию терроризму полностью соответствует международно-правовым стандар­там прав человека и принципам международного права. Мы ведем борьбу с международными террористическими груп­пировками, привлекаем к уголовной ответственности тер­рористов, спасаем из террористических лагерей женщин и детей, которые нередко оказываются в ролях жертв и залож­ников. Только за 2021 г. из «горячих» зон Ближневосточных конфликтов Россией было эвакуировано около 200 детей. Разных национальностей и государственной принадлежно­сти. За каждого из них велась настоящая борьба по возвра­щению в человеческие условия.

Россия показывает эффективность и в вопросах проти­водействия терроризму: в 2021 году не допущено совершения ни одного теракта. В страну не пустили более 920 человек, причастных к террористической деятельности.

Часть осуществляемых или планируемых программ КТУ ООН инициированы и продвигаются Россией (напри­мер: спорт и безопасность, противодействие финансирова­нию терроризма, включая поставки оружия).

Важную роль в обеспечении международной безопас­ности призвана обеспечить конвенция о противодействии киберпреступности и криминальному использованию крип­товалюты, проект которой был внесен Россией в июле 2021 г. Проект охватывает 23 вида киберпреступлений, в том числе кибертерроризм. В нем прописан порядок взаимодействия государств в вопросах выдачи киберпреступников и оказания правовой помощи по уголовным делам, включая выявление, арест, конфискацию и возврат активов.

–      Наталья Алексеевна, большое спасибо за интер­вью! С каким словами Вы бы обратились к нашим чита­телям?

–      В первую очередь хотелось бы поблагодарить Вас за интересный разговор и возможность обсудить важ­ные вопросы международного права. Для меня честь стать частью авторитетного клуба Persona Grata Вашего журнала. Публикации Евразийского юридического жур­нала всегда выгодно отличает актуальность, научность и тематическая многогранность и оперативная правовая реакция на международные и российские события. Хо­телось бы Вам пожелать творческих и глубоких авторов, интересных тем, расширение читательской аудитории, включение в круг авторов и читателей новых представи­телей отечественного и зарубежного юридического со­общества.

А Вашим читателям пожелаю позитивного настроя, веры в хорошее будущее и здоровья. И, конечно, читать ЕвАзЮЖ!

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 909 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ