Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Республики Беларусь Каменковым Виктором Сергеевичем

PERSONA GRATA
В.С. КАМЕНКОВ:
О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Интервью с доктором юридических наук, профессором, директором Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур, научным консультантом кафедры финансового права и правого регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, национального корреспондента Беларуси в ЮНСИТРАЛ, заслуженным юристом Республики Беларусь Каменковым Виктором Сергеевичем.

Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Республики Беларусь Каменковым Виктором Сергеевичем.

№ 7 (146) 2020г.

Каменков Виктор СергеевичV. S. KAMENKOV:

ABOUT THE PROBLEMS OF LEGAL SUPPORT OF ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF BELARUS AT THE PRESENT STAGE
Interview with Ph.D. in Law, professor, Director of the International scientific and educational center for mediation, conciliation and arbitration procedures, scientific consultant of Financial law and legal regulation of economic activity sub-faculty of the Belarusian State University, national correspondent of Belarus in UNCITRAL, honored lawyer of the Republic of Belarus Kamenkov Viktor Sergeevich.

Визитная карточка.

Каменков Виктор Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, научный консультант кафедры финансового права и правого регулирования хозяйственной деятельности Белорусского государственного университета, национального корреспондента Беларуси в ЮНСИТРАЛ (создавал эту кафедру и руководил ею до апреля 2020 г.), директор Международного научно-образовательного центра медиации, примирения и третейских процедур, заслуженный юрист Республики Беларусь. Автор более 600 статей, научных, науч­но-методических, учебно-методических работ и учебных пособий. В 1978 г. окончил Белорусский государственный университет по специальности «правоведение».

С 1978 по 1992 годы работал в органах прокуратуры (помощник прокурора, заместитель прокурора района, старший помощник прокурора области, начальник отдела Генеральной прокуратуры), с 1993 по 2012 – Высший Хозяйственный Суд Беларуси (замести­тель, первый заместитель Председателя, Председатель). В 1990 году защитил кандидатскую диссертацию по гражданскому процессу. В 2004 г. защитил докторскую диссертацию, ему присуждена ученая степень доктора юридических наук и присвоено ученое звание профессора по специальности «Право».

С 2004 года – одновременно заведующий кафедрой финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности Бело­русского государственного университета (на общественных началах до 2013 года). Длительное время возглавлял общественную органи­зацию «Белорусский республиканский союз юристов».

Специалист в области банковского, гражданского, налогового, хозяйственного права и хозяйственного процесса, один из разработ­чиков ряда основных законодательных актов Республики Беларусь: Гражданского кодекса, Хозяйственного процессуального кодекса, Гражданского процессуального кодекса, Закона «О судоустройстве и статусе судей», Концепции судебной реформы, Законов «Об эко­номической несостоятельности (банкротстве)», «О медиации», «О третейских судах», иных важных правовых актов национального и международного уровня. Явился инициатором появления в Беларуси конкурентного и спортивного права, альтернативных способов урегулирования конфликтов.

Является председателем одного из советов по защите диссертаций БГУ, экспертом Министерства образования, возглавляет науч­но-методический совет по группе специальностей «Право» учебно-методического объединения, член редакционных коллегий и советов ряда белорусских и российских журналов, арбитр МКАС при ТПП Российской Федерации и «Палаты арбитров» при ОО «Белорусский союз юристов», сопредседатель комиссии по спортивному праву Международного союза юристов.

***********************************************

–     Виктор Сергеевич, расскажите, пожалуйста, о Ва­шем университете.

–      История создания, состояние дел, международные свя­зи, перечень факультетов и кафедр, достижения и перспек­тивы развития Белорусского государственного университета хорошо освещены на его сайте: https://bsu.by.

Не повторяя всего, кратко расскажу следующее. Скоро мы будем отмечать 100-летний юбилей со дня начала дея­тельности БГУ.

Решение о создании Белорусского государственного университета было принято Центральным Исполнитель­ным Комитетом Белорусской Советской Социалистической Республики 25 февраля 1919 года. Организационные работы по его открытию затянулись в связи с временной оккупацией

Минска. В мае 1921 года был объявлен прием на рабочий фа­культет, 11 июля на торжественном заседании был обнаро­дован текст Декрета об открытии Белорусского государствен­ного университета, а 30 октября состоялось торжественное собрание, посвященное началу занятий.

Первым ректором университета Народный комиссари­ат просвещения БССР назначил выдающегося историка-сла- виста, выпускника историко-филологического факультета МГУ, профессора Владимира Ивановича Пичету. Он возглав­лял БГУ в течение 8 лет и внес большой вклад не только в дело развития университета, но высшей школы и науки в целом в республике. Профессорско-преподавательский состав в ос­новном был сформирован кадрами Московского, Казанского и Киевского университетов.

1 ноября 1921 г. на трех факультетах – рабочем, меди­цинском и общественных наук – начались регулярные заня­тия для 1390 студентов. На всех факультетах БГУ в 1921-1922 гг. работали 14 профессоров, 49 преподавателей, 10 ассистен­тов, 5 лаборантов и заведующих кабинетами.

В феврале 1925 года университет выпустил первых моло­дых специалистов – 34 экономиста и 26 юристов. К 1930 году в составе университета было уже 6 факультетов: рабочий, педагогический, медицинский, народного хозяйства, права и советского строительства, химико-технологический. Штат профессоров и преподавателей к этому времени значитель­но вырос: 49 профессоров, 51 доцент, 44 преподавателя и бо­лее 300 научных сотрудников. Тогда же были налажены науч­ные контакты ученых университета с коллегами из Польши, Чехословакии, Литвы, Германии, Франции, Англии, США и Японии.

С начала 1930-х гг. для БГУ, как и для всей страны, начал­ся сложный и противоречивый период. Университет были вынуждены покинуть многие известные профессора, доцен­ты и преподаватели. Некоторые из них были арестованы, в том числе и первый ректор БГУ В. И. Пичета.

Несмотря на сложности этого исторического периода, именно в эти годы окончательно сложилась основная фа­культетская структура: в БГУ функционировали биологиче­ский, химический, физико-математический, исторический, географический, филологический факультеты.

Накануне 20-летнего юбилея БГУ состоял из 6 факуль­тетов и 33 кафедр, на которых работали 17 профессоров, 41 доцент, более 90 преподавателей и ассистентов. В аспиранту­ре занималось 60 человек, на всех факультетах обучалось 1337 студентов. За 20 лет работы университет подготовил 5240 историков, юристов, экономистов, филологов, математиков, химиков, биологов, географов.

Юбилейный 20-й год деятельности БГУ стал годом само­го сурового для него испытания. 21 июня 1941 года открылась юбилейная научная сессия, была развернута праздничная выставка, а на следующий день началась Великая Отечествен­ная война. В первые же дни войны 450 добровольцев из числа преподавателей и студентов ушли на фронт. За мужество и храбрость, проявленные в борьбе с фашистами, 12 сотрудни­ков и студентов БГУ получили высокое звание Героя Совет­ского Союза.

15 мая 1943 года Совнарком СССР принял постановле­ние «О возобновлении работы Белорусского государственно­го университета». Место для него было определено недале­ко от Москвы, на станции Сходня. Московский университет вместе с другими вузами столицы передал БГУ большое количество учебного и научного оборудования, учебников и наглядных пособий, 18 тысяч томов научной литературы. В октябре 1943 года к занятиям приступили около 300 человек. Летом 1944 года, после освобождения Белоруссии студенты и преподаватели университета вернулись из Подмосковья в родной Минск.

В 1957 году на 7 факультетах БГУ уже насчитывалось 43 кафедры, на которых работало 339 сотрудников, из которых 29 профессоров и докторов наук, 160 доцентов, 150 препода­вателей и ассистентов.

Сегодня Белорусский государственный университет яв­ляется ведущим научным, образовательным, инновацион­ным и культурным центром Республики Беларусь.

Белорусский государственный университет представ­ляет собой крупный образовательный, научно-исследова­тельский и производственный комплекс. В его состав входят: 28 факультетов, учебных институтов и образовательных уч­реждений, 191 кафедра, 16 учебных корпусов, 87 научно-ис­следовательских лабораторий (в том числе студенческих), 4 научно-исследовательских института, 13 научных центров, 11 унитарных предприятий, 3 учебно-опытные станции, 4 му­зея, 1 научно-технологический парк, 10 общежитий.

Сегодня в университете в полном объеме реализованы: фундаментальные и прикладные исследования, производ­ство, продажа и продвижение научно-технических разрабо­ток.

Кадровый потенциал Белорусского государственного университета насчитывает свыше 3800 преподавателей, в том числе 8 академиков и 130 членов-корреспондентов Нацио­нальной академии наук Беларуси, 400 докторов наук и свыше 1400 кандидатов. Здесь обучаются около 28 500 студентов, ма­гистрантов, аспирантов и докторантов. До 3-х тысяч, из них – представители иностранных государств, в том числе стран ЕАЭС.

В БГУ можно получить высшее образование по 79 спе­циальностям, в рамках программы магистратуры – по более чем 46, а программа Ph.D., предоставляется по 132 специаль­ностям различных отраслей науки.

БГУ является участником более чем 50 международных образовательных и научных проектов в рамках программ, в том числе: ЕАЭС, Европейского Союза, ЮНЕСКО, ЮНФПА, Вышеградского фонда, Совета Европы, Германской службы академических обменов (DAAD, Германия), Совета госу­дарств Балтийского моря, Фонда «Наука вокруг нас» (Велико­британия), Фонда «ЕВРАЗИЯ» (США), АТЛАС, программы сотрудничества (Норвегия) и др.

Среди 30 000 университетов мира БГУ входит в 1,5 % луч­ших из них по данным международных рейтингов QS World University Rankings, Best Global Universities агентства U.S. New и многих других. С 2017 года БГУ единственный пред­ставляет Республику Беларусь в Шанхайском предметном рейтинге по физике (группа 401-500).

БГУ участвует в 11 глобальных и 7 предметных рейтингах 12 международных агентств, включая «большую тройку» QS, THE и ARWU, а также все массовые рейтинги университетов.

Электронная библиотека БГУ является 3 в мире среди вузовских репозиториев (электронных библиотек) по дан­ным рейтинга «Transparent Ranking of Repositories».

–      Виктор Сергеевич, Вы долгое время возглавляли Высший Хозяйственный Суд Беларуси и параллельно кафедру финансового и хозяйственного права БГУ, ру­ководите научно-методическим Советом УМО, входите в состав экспертов и исполнителей государственных про­грамм научных исследований в области хозяйственных отношений. Расскажите, пожалуйста, о Вашей деятельно­сти в данном качестве и оттенках хозяйственного права.

–      О комплексе правоотношений, составляющих хозяй­ственное право, а не гражданское, можно говорить много. Его не везде воспринимают, не всегда правильно понимают, а иногда преднамеренно искажают. Дискуссия об этом велась многие десятилетия еще при СССР, продолжается и теперь. Но современная реальность ускоряет все процессы. В том числе и в отношении места хозяйственной деятельности и ее правового регулирования.

Чтобы не быть голословным, скажу, что в паспорт имею­щейся научной специальности 12.00.07 в нашем ВАК плани­руется включить такие направления, как:

–      понятие, содержание, субъекты и виды хозяйствен­ной деятельности: производственная, торговая, деятельность в сфере общественного питания; деятельность по управле­нию процессами и активами; общественно-ориентированная хозяйственная деятельность; хозяйственная деятельность в финансовом секторе и др., а также хозяйственные операции и хозяйственные процессы;

–      конкурсное право. Несостоятельность и банкротство должника. Кредиторы и должник. Управляющий в проце­дурах несостоятельности. Предупреждение банкротства. До­судебное оздоровление. Медиация и несостоятельность. Ми­ровое соглашение. Ликвидационное производство. Статус кредиторов и третьих лиц, а также иных лиц, участвующих в процедурах банкротства, включая государственные органы и организации;

–      правовое регулирование непредпринимательской деятельности. Налогооблагаемая непредпринимательская деятельность;

–      субъекты налогооблагаемой непредпринимательской деятельности: государственные органы и государственные ор­ганизации, освобождаемые от уплаты налоговых платежей в соответствии с налоговым законодательством; коммерческие организации, производящие товары, работы и услуги для внутрихозяйственного потребления; некоммерческие орга­низации; домохозяйства; иные субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, не признаваемую предприни­мательской;

–      торговое право. Торговые правоотношения и право­отношения в сфере общественного питания. Внутригосудар­ственная торговая деятельность. Внешнеторговая деятель­ность. Оптовая торговля. Розничная торговля. Деятельность в сфере общественного питания. Государственные и корпо­ративные закупки;

–      строительное право. Строительные правоотношения. Строительная деятельность. Промышленное строительство. Жилищное строительство. Строительство объектов недви­жимого имущества административного и торгового назначе­ния. Строительство сетей и инфраструктуры. Военное строи­тельство. Закупки в сфере строительства. Градостроительная деятельность. Архитектурная деятельность;

–      транспортное право. Транспортные правоотношения. Автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. Трубопроводный транспорт. Внутригосударственные перевозки. Международ­ные перевозки. Перевозки грузов. Перевозки пассажиров. Транспортно-экспедиционная деятельность;

–      жилищно-коммунальное право. Жилищные право­отношения. Жилищно-коммунальные правоотношения. Жилищно-коммунальное хозяйство. Субъекты естественной монополии в жилищно-коммунальных отношениях. Жи­лищно-коммунальные услуги. Коммунальные услуги;

–      IT-право. Понятие, предмет, система, источники, принципы и функции IT -права. IT-правоотношения. Ин­формационные технологии как вид высоких технологий. Производство информационных технологий для продажи на товарных рынках. Производство информационных техно­логий для обеспечения внутрихозяйственной деятельности;

–      корпоративное право. Корпоративные правоотноше­ния. Виды корпоративных правоотношений: правоотноше­ния, складывающиеся по поводу формирования структуры управляемой организации и органов организации; право­отношения, складывающиеся по поводу управления орга­низацией; правоотношения, складывающиеся по поводу осуществления социального партнерства. Структура корпо­ративной организации. Система управления имуществом и иными активами юридического лица. Корпоративные юридические лица: корпорации и квазикорпорации.

–      особенности участия государства в корпоративных отношениях: участие государства в отношениях учредитель­ства; участие государства в отношениях, складывающихся по поводу осуществления государственной монополии;

–      энергетическое право. Энергетические правоотно­шения как специфический вид общественных отношений, складывающихся по поводу реализации государствен­ной энергетической политики, создания и эксплуатации энергетической инфраструктуры, производства, хранения, транспортировки, распределения, продажи и потребления топливно-энергетических ресурсов. Хозяйственная деятель­ность в энергетической сфере. Место энергетических отно­шений в системе хозяйственных правоотношений. Энергети­ческая политика. Энергетическая независимость государства. Энергетическая безопасность как элемент национальной без­опасности. Энергетическая система государства. Междуна­родное сотрудничество в сфере энергетики. Субъекты энер­гетических отношений.

Нетрудно заметить, что Договор о ЕАЭС содержит очень похожую структуру.

–     А что Вы можете сказать об энергетической без­опасности наших стран и ее правовом регулировании?

–      К сожалению, можно утверждать, что по отношению к правовому регулированию энергетической безопасности в наших странах, несмотря на принятые на себя международ­ные обязательства еще нет достаточно полной и необходи­мой координации, нет единых подходов. Не всегда одинаково энергетическая безопасность увязывается с государственной безопасностью. Не всегда обоснованно энергетическая без­опасность увязывается с наличием или отсутствием энерго­ресурсов, с ценами на них на внешних рынках.

Последние события на рынках нефти и газа убедительно показывают, что такие основания, как обеспеченность эне- горесурсами и цены на них – очень зыбкие для построения «здания» безопасности даже одного государства. Не говоря уже о союзе государств.

В Российской Федерации, на первый взгляд, начиная с 2010 года, проявилось стремление унифицировать правовое регулирование безопасности, когда был принят Закон о безопасности.

В этом Законе указано, что он определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению без­опасности государства, общественной безопасности, эколо­гической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Россий­ской Федерации полномочия и функции федеральных орга­нов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (ст. 1).

Более того, данный Закон указывает на исчерпывающий перечень правовых актов, начиная с Конституции Россий­ской Федерации вплоть до правовых актов органов местного самоуправления, который является правовой основой обе­спечения безопасности (ст. 5). А на Президента Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Без­опасности возложена общая функция по координации дея­тельности по обеспечению безопасности (ст. 6).

Такие правовые нормы предполагали, надо понимать, некоторое единство в правовом регулировании безопасно­сти.

Вместе с тем, на уровне федеральных законов и указов Президента Российской Федерации даже терминологическо­го единства пока достичь не удается.

Интересно, что понятие «национальная безопасность Российской Федерации» также определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутрен­них и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализа­ция конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, сувере­нитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

При этом указано, что национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего го­сударственную, общественную, информационную, экологи­ческую, экономическую, транспортную, энергетическую без­опасность, безопасность личности.

Для сравнения приведем краткое определение понятия «национальная безопасность», имеющееся в законодатель­стве Республики Беларусь: «…национальная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Респу­блики Беларусь от внутренних и внешних угроз».

Нужно обратить внимание и на тот факт, что энергети­ческая безопасность включена в качестве составляющей части в понятие «национальная безопасность» из всех стран ЕАЭС, только в Российской Федерации. Даже при имеющемся у нее уровне энергообеспеченности и, причем, совсем недавно.

В Республике Беларусь энергетическая безопасность упоминается в законодательстве о национальной безопасности, но почему-то не рассматривается до настоящего време­ни в качестве неотъемлемой ее части.

Как самостоятельное и достойное внимания понятие «энергетическая безопасность» в белорусском законодатель­стве можно обнаружить в 2015 году в Концепции, утвержден­ной постановлением Правительства.

Данное понятие раскрывается как состояние защищен­ности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии эконо­мически доступными энергетическими ресурсами приемле­мого качества, от угроз нарушения бесперебойности энер­госнабжения. При этом энергетическая безопасность в этом документе не увязывается с национальной безопасностью. Но были введены такие новые понятия, как «энергетическая самостоятельность», «мониторинг энергетической безопас­ности», «уровень энергетической безопасности», «угрозы энергетической безопасности страны (региона)», «индикато­ры энергетической безопасности» и иные.

А как энергетическая безопасность взаимосвязана с на­циональной безопасностью? Как она может влиять на нацио­нальную безопасность?

Прямых ответов на эти вопросы в действующем зако­нодательстве нет. Но выстроить эту взаимосвязь не сложно, применив законы логики. Чем выше риски и угрозы для энергетической безопасности, тем ниже будет степень за­щищенности национальной безопасности. Например, со­кращение традиционных для Республики Беларусь внешних энергетических рынков приведет к снижению степени обе­спеченности энергоресурсами, что в свою очередь отрица­тельно скажется на производстве товаров и оборудования, к снижению уровня насыщенности ими отраслей экономики и запросов населения.

Следует признать, что имеющиеся дефиниции энерге­тической безопасности не в полной мере отвечают предъяв­ляемым временем требованиям, в том числе по комплексно­му правовому ее регулированию.

На отсутствие правопреемственности, системности и единства категориально-понятийного аппарата в действую­щем законодательстве о национальной безопасности с эти­мологической и теоретико-методологической точек зрения обращают внимание одни авторы. Фрагментарность суще­ствующей нормативной правовой базы, декларативность и противоречивость ряда положений, некорректность и про­бельность дифференциации видов национальной безопас­ности в Российской Федерации, необходимость дальнейшей их трансформации отмечают другие российские исследова­тели.

Нужду в разработке, в том числе и с учетом уже име­ющихся в теории национальной безопасности научных изысканий, и в принятии нормативного правового акта, в котором бы раскрывались природа, сущность и содержание основных понятий (определений), категорий и терминов по вопросам обеспечения национальной безопасности обозна­чают третьи.

Все это наглядно показывает несовершенство право­вого регулирования понятия «безопасность», в том числе в отношении национальной безопасности и ее составляющей – энергетической безопасности, отсутствие единых подходов к ним в международном смысле, а также необходимость по­иска новых подходов в этом смысле.

– Что бы Вы пожелаете читателям нашего журнала?

– Сегодня на первом месте пожелание здоровья. А также я желаю всем нам не забывать, что в серьезных испытаниях происходит закалка как человека, так и человеческих, коллек­тивных, государственных и межгосударственных отношений. После таких горнил выходит совсем иное, лучшее качество. Предлагаю стремиться к этому.

А Евразийскому юридическому журналу желаю больше увлекательных и востребованных материалов по новым акту­альным для современности темам! – Большое спасибо!

Интервью брал:
Бондаренко Александр Викторович
Бондаренко Александр Викторович

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

 1,439 ВСЕГО,  4 СЕГОДНЯ