PERSONA GRATA
Ф. С. Файзуллин:
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИF. S. FAYZULLIN:
SOCIAL POTENTIAL: METHODOLOGY OF RESEARCH AND IMPLEMENTATION
Визитная карточка
Известный в Башкортостане и в России учёный, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Республике Башкортостан, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Фаниль Саитович Файзуллин отметил свой 80-летний юбилей. Фаниль Саитович – один из крупных специалистов нашей страны, создавший общепризнанную научную школу в области социальной философии и социологии. Круг его научных интересов, как исследователя, широк: это и социально-философские проблемы города и научно-технического прогресса, методологические вопросы исследования социальной деятельности и управления, развитие наций и межнациональные отношения, социальная дифференциация и стратификация общества, теория ценностей и ценностных ориентаций, социальный потенциал и др. Он работал в Уфимском государственном авиационно-техническом университете 50 лет: профессором, деканом факультета, заведующим кафедрой, по совместительству был руководителем социологической лаборатории и Академиком-секретарём Отделения социально-гуманитарных наук и технологий Академии наук Республики Башкортостан. В настоящее время Фаниль Саитович – Главный научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук.
Интервью с Файзуллиным Ф.С.
№ 4 (167) 2022г.
– Фаниль Саитович, вы в последние годы занимаетесь методологическими вопросами исследования и реализации социального потенциала. В чём заключается актуальность этой проблемы?
– В период, когда происходит качественные преобразования общественных отношений, социальный потенциал остается важнейшим фактором не только прогресса страны в целом, но и создания самодостаточности и конкурентоспособности её регионов, социализации экономики, обеспечивающих интенсивность развития и высокое качество жизни своему населению. От уровня познания социально-экономического потенциала и разработки механизма эффективного его использования зависит научная обоснованность и совершенствование управления социально-экономической жизнью страны и ее регионов. В настоящее время, как показали наши социологические исследования, по утверждению опрошенных используется лишь 25-30 % их социального потенциала. Нет сомнения, что реализация социального потенциала является основной доминантой развития нашей страны и социализации её экономики. Именно этим в первую очередь обусловлена актуальность изучения проблем потенциала общества и эффективной его реализации. В связи с установлением различных санкций со стороны США и ЕС на современном этапе развития нашей страны их актуальность ещё больше возросла.
Анализ особенностей и основных факторов, воздействующих на современное состояние социального потенциала, выявление имеющихся противоречий в этой сфере, разработка механизма эффективного его использования определяют интенсификацию социально-экономического и духовного развития общества и его регионов. Все эти проблемы носят фундаментальный характер, и от их решения зависит преодоление кризисных явлений в стране, обеспечение безопасности ее функционирования и, соответственно, создание условий для прорыва на более высокий уровень общественного прогресса и сохранения ее суверенности в мировом сообществе. В практическом плане разработка этих вопросов необходима для совершенствования социально-экономической политики и управления развитием общества и его регионов. Однако, в отечественной литературе, посвященной анализу проблем формирования и развития потенциала общества, обнаруживается отсутствие какого-либо единого методологического подхода к определению и интерпретации его сущности и содержания, что оказывает существенное отрицательное влияние на дальнейшее расширение и углубление исследовании в этой области.
– Существуют в научной литературе различные подходы к определению потенциала вообще. В чём отличие Вашего подхода к определению содержания этого феномена?
– Одной иp главных причин различия в трактовке содержания категории потенциал объясняется его использование в самых разных сферах науки и практики. Он широко применяется в физике, в химии, в биологии, в философии, в экономике, в социологии, в военном деле, в политике, в психологии, в педагогике и т.д. История развития общественной мысли вообще свидетельствует о том, что в науке никогда не было единства в понимании сущности потенциала. Противоречия и неоднозначная трактовка этого феномена обнаруживается уже в системе категорий, представленной Аристотелем. Сегодня одни ученые потенциал отождествляют с возможностями, другие способностями, третьи ресурсами. Так, А.Н. Самаукин утверждает, что «потенциал» характеризуется совокупностью ресурсов. Р. А. Белоусов рассматривает потенциал, как определенные способности. В. Г. Беломестнов пытается обосновать идею о том, что потенциал – это совокупность возможностей. Однако понятия «возможность», «способность» и «ресурс» раскрывают лишь отдельные аспекты сущности и содержания категории «потенциал», и ни одного из них нельзя отождествлять с анализируемым феноменом. В связи с этим ряд исследователей в своих работах расширяют количество составляющих элементов потенциала. А это приводит к дальнейшей путанице в категориальном его толковании.
По нашему мнению, потенциал представляет собой органически взаимосвязанные внутренние элементы и силы материально-духовной системы, определяющие закономерности ее функционирования и тенденции развития. Потенциал – это феномен, исследование которого дает возможность определить будущее состояние явления, прогнозировать его и разрабатывать научно обоснованную политику развития. Его содержание можно определить следующим образом, потенциал – это органическое единство, целостность внутренних элементов и сил материально-духовных систем, создающие необходимые предпосылки и условия для самосохранения и обеспечения саморазвития на основе реализации возможностей, способностей использования, имеющихся ресурсов.
– В литературе широко используется категория социально-экономический потенциал. Что же касается социального потенциала, он используется преимущественно в публицистике. В связи с этим возникает вопрос о необходимости дифференцировать социальное и экономическое начала в едином социально-экономическом потенциале?
– Действительно, в общественных науках широко распространена категория «социально- экономический потенциал». Трактовка определения сущности феномена «социально-экономического потенциала» на основе выше указанного подхода, разработка концепции, установления его состояния и реализации в современных условиях расширения компетенций административно-территориальных систем, дают возможность предсказать, прогнозировать, модернизировать развитие конкретных республик, областей, регионов, краев и т.д., использовать их как факторов интенсификации социального прогресса. Социально-экономический потенциал общества, как нам представляется, следует определить, как возможности и способности указанных систем за счет использования собственных ресурсов обеспечить достижение в своей административно-территориальной границе долгосрочного, устойчивого социально-экономического развития, позволяющего гарантировать населению территории необходимый уровень и качество жизни, соответствующий стандартам развитых стран мира.
В литературе, преимущественно по отношению к обществу, используется категория «социально-экономический потенциал». Действительно, социальный и экономический потенциалы тесно взаимосвязаны и взаимно обуславливают друг друга. Поэтому, их необходимо исследовать в диалектической взаимосвязи друг с другом, но вместе с тем, по нашему мнению, их содержание необходимо разводить.
В настоящее время в отечественной литературе существуют вообще два различных подхода к трактовке сущности социально-экономического потенциала. В первом из этих направлений утверждается, что экономический потенциал не что иное, как совокупность ресурсов хозяйствующих субъектов – страны, региона, предприятия и т.д. По мнению исследователей второго направления, экономический потенциал отождествляется в основном стоимостью доступных ресурсов и активов.
Экономический потенциал, как нам представляется, – это возможности, условия и способности экономической системы за счет использования собственных ресурсов обеспечить достижение в границах своей территорий устойчивого экономического развития и достойного уровня жизни населения. Его структура может характеризоваться на основе целей исследования и принятия практических решений. Но основными факторами, характеризующие этот феномен являются естественно природная среда, мощности промышленности и сельского хозяйства, вся инфраструктура и трудовые ресурсы.
Что же касается социального потенциала, здесь также существуют различные мнения в определении сущности этого явления. Так, в «Социологической энциклопедии» социальный потенциал определяется как «интегральное понятие, характеризующее возможности государства, фирм, общественных организаций, объединений, личности, групп населения, отраслей хозяйства, регионов, различных сфер жизнедеятельности и общества в целом в решении перспективных задач социального развития. Г. И. Плясуля предлагает социальный потенциал рассматривать как способность системы к самоорганизации. По мнению А. А. Дрегало и В. И. Ульяновского социальный потенциал представляет собой «совокупность имеющихся ресурсов общества для достижения поставленной или заданной цели.
Социальный потенциал, по нашему мнению, следует рассматривать как систему элементов, непосредственно формирующих социальную активность и возможности в получении социально значимых результатов в различных сферах общественного бытия. Учитывая сказанное, социальный потенциал следует определять, как органическое единство возможностей и способностей населения территориального образования формированной за счет использования собственных ресурсов социума, обеспечивающей достижения устойчивого социально-экономического развития, гарантирующего необходимый уровень и качество жизни.
– Как вы представляете структуру социального потенциала общества?
– Социальный потенциал имеет достаточно сложную иерархическую структуру. В составе структуры социального потенциала в целом целесообразно выделить трудовой, социально-демографический, научно-образовательный, профессионально-квалификационный, инновационный, организационно-управленческий, социально-политический потенциалы.
Трудовой потенциал характеризует возможностей и способностей к общественно-полезной деятельности трудоспособного населения по созданию материальных и духовных благ и определяет уровень развития имеющихся в обществе ресурсов. Эта категория отражает возможности общества по привлечению к общественному труду населения различных социально-демографических групп их способности и качеств для выполнения трудовых функций. Его нельзя отождествлять с производственным потенциалом, отражающим экономический аспект общественного потенциала. Производственный потенциал следует рассматривать как экономическую категорию, отражающую способности и возможности народнохозяйственной системы осуществлять на основе имеющихся материально-технологических и трудовых ресурсов, деятельность по созданию продуктов, товаров, услуг и наличных условий их эффективной организации и использования.
Социально-демографический потенциал – это количественная и качественная характеристика способностей и возможностей населения к воспроизводству и выполнению социальных и экономических функций, которые являются необходимыми условиями в реализации целей развития общества. На современном этапе социальных трансформаций общества в структуре социально-демографического потенциала особое значение имеют такие явления как рождаемость, повышение нагрузки на трудоспособную часть населения, миграционные процессы.
Научно-образовательный потенциал представляет собой систему науки и образования, направленная на развитие знаний, подготовки квалифицированных кадров, научно-исследовательских работ и интеллектуальных ценностей, создающая определенные возможностей, способностей и ресурсов для реализации деятельности направленной на обеспечение самосохранение и саморазвитие общества.
Профессионально-квалификационный потенциал складывается из таких элементов как уровень профессиональных знаний, наличие профессионального образования, умения, опыта, креативности мышления.
Инновационный потенциал – это возможность, способность, наличие ресурсов социально-экономической системы для осуществления таких мер, которые при определенных условиях могут привести к совершенствованию жизни общества в целом или его конкретных подсистем.
Под организационно-управленческим потенциалом понимается возможности и способности оказать влияние на функционирование и развитие социально-экономической системы на базе имеющихся или создающихся ресурсов и разработок, направленных на реализацию сформулированных целей.
Естественно, каждый указанный потенциал является относительно самостоятельной системой и имеет большое количество своих составляющих элементов. Все структурные элементы социального потенциала находятся в органической взаимосвязи и взаимообусловленности. Возникающий в результате тесной взаимосвязи различных потенциалов синергетический эффект способствует усилению социального потенциала общества в целом и его отдельных элементов. Поэтому, при исследовании и разработке системы управления, все структурные элементы социального потенциала должны рассматриваться в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
– Фаниль Саитович, каковы перспективы реализации социального потенциала?
– Поскольку развитие современного общества зависит в первую очередь от эффективности развития и использования его потенциала, именно в этой сфере огромные возможности для управления и инноваций. Инновации, способствующие интенсификации процесса, реализации социально-экономического потенциала, в обязательном порядке должны предусматриваться в стратегической программе социально экономического развития общества.
Совершенствование технологии реализации социального капитала может стать важнейшим фактором формирования эффективности социальных отношений и интенсификации устойчивости темпов социально-экономического развития. Результатом совершенствования технологий можно ожидать: повышение эффективности использования трудовых ресурсов и сокращения безработицы; раскрытие и реализация творческих возможностей населения; более полного использования имеющегося потенциала образования и профессионально квалификационный подготовленности населения; эластичной адаптации граждан к новым социально-экономическим условиям и их социальной защищенности, нормального воспроизводства социально-демографической структуры; расширение и активизации инновационных процессов во всех сферах жизни; качественное изменение организационно-управленческой системы, достижение высокого уровня самоуправляемости и обеспечения своевременной информацией субъектов для принятия решений на различных уровнях общественной иерархии.
– Фаниль Саитович, большое спасибо за очень интересное интервью. Что бы вы пожелали читателям нашего журнала?
– Желаю читателям журнала и редакции успехов в исследовании сложных проблем развития современного общества и разработке научных основ достижения приоритетных задач, сформулированных в национальной программе нашей страны и укрепления международного сотрудничества в Евразийском континенте.
Интервью брали:
738 ВСЕГО, 2 СЕГОДНЯ