Интервью с Ириной Олеговной Антропцевой, доктором юридических наук, доцентом, руководителем программы профессиональной переподготовки «Управление юридическим бизнесом» Высшей школы правоведения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

PERSONA GRATA

И. О. АНТРОПЦЕВА:
УПРАВЛЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИМ БИЗНЕСОМ – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

I. O. ANTROPTSEVA:
LEGAL BUSINESS ADMINISTRATION – A NEW WAY OF LEGAL EDUCATION

Интервью с Ириной Олеговной Антропцевой, доктором юридических наук, доцентом, руководителем программы профессиональной переподготовки «Управление юридическим бизнесом» Высшей школы правоведения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Interview with Irina Olegovna Antroptseva, Ph.D. in Law, associate professor, Head of the professional retraining program «Legal Business Management» of the Higher School of Law of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

Визитная карточка

Антропцева Ирина Олеговна в 2003 году с отличием окончила Московскую государственную юридическую академию. В 2006 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук в диссертационном совете Московской государственной юридической академии. При обучении в аспирантуре освоила профессиональную программу «Преподаватель высшей школы». В 2012 году окончила Международную школу бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ, специализация стратегическое управление и получила степень МВА. В 2025 году защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук в Московском государственном юридическом университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Работала в российских и международных компаниях, более 17 лет осуществляла руководство юридическим департаментом. С 2022 года занимается частной практикой, консультируя хозяйствующих субъектов. В 2022 создала программу дополнительного профессионального образования «Управление юридическим бизнесом» в Высшей школы правоведения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также стала руководителем программы магистратуры на английском языке «LLM-program in International Business Law» Высшей школы правоведения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Является автором ряда публикаций по финансовому праву и комментариев к законодательству РФ.

*******************************************************

Интервью с Ириной Олеговной Антропцевой.

Интервью с Ириной Олеговной Антропцевой, доктором юридических наук, доцентом, руководителем программы профессиональной переподготовки Управление юридическим бизнесом Высшей школы правоведения Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
№ 7 (206) 2025г.

– Здравствуйте, уважаемая Ирина Олеговна! Высшая школа правоведения Президентской академии была одной из первых, кто стал реализовывать программу дополнительного профессионального образования «Управление юридическим бизнесом». В последнее время аналогичных программ становится все больше для юристов. Как считаете, с чем связан такой спрос?

– Действительно, Высшая школа правоведения начала реализовывать программу «Управление юридическим бизнесом» с 2022 года и аналогичных программ, реализуемых именно вузами, не было. За период с 2022 по 2025 год количество программ по управлению юридическим бизнесом, юридическому маркетингу на рынке увеличилось, в том числе реализуемых и высшими учебными заведениями. Можно выделить несколько факторов, обусловивших подобный рост.
Прежде всего следует отметить, что программы подготовки юристов на уровне специалитета, бакалавриата, магистратуры включают в основном профессиональные дисциплины по изучению различных отраслей права, что является необходимым условием для подготовки квалифицированного специалиста. Ряд выпускников выбирают работу в компаниях, становятся руководителями юридических отделов, другие выбирают адвокатуру, третьи – нотариат, четвертые – консалтинг. По мере карьерного роста неизбежно сталкиваются с вопросами управления людьми, необходимостью организации бизнес-процессов по взаимодействию с другими структурными подразделениями, доверителями, клиентами. Для решения данных задач недостаточно быть хорошим юристом, нужны совершенные иные знания и навыки. С учетом специфики деятельности юристов профессиональный управленец без юридического образования, не понимающий особенностей деятельности юриста, не сможет обеспечить эффективное управление. Можно было бы предложить изменить программы подготовки юристов по направлению бакалавриат или магистратуры, но учебные планы не позволяют это сделать. Хотя следует отметить, что в качестве факультативных дисциплин на программах бакалавриата и магистратуры вузы стали предлагать отдельные дисциплины, но они скорее носят общий ознакомительный характер и не дают весь спектр необходимых управленческих знаний. Подобные программы целесообразнее реализовывать именно как дополнительные, когда молодые юристы получили опыт, понимают, каким образом изнутри функционируют организации, какие есть запросы от внутреннего и внешнего заказчика, и осознают, какие именно дополнительные знания нужны.
Вторым фактором является рост конкуренции на рынке юридических услуг, недостаточно быть просто высококлассным специалистом. Развитие интернета и ограниченность финансовых ресурсов привело к отказу малого бизнеса от услуг юристов и к поиску решения необходимых вопросов в интернете, хотя качество такой информации, порой достаточно низкое. В борьбе за клиента существенное влияние оказывает оперативность решения вопросов, отлаженность процессов, предоставление лучшего сервиса, а, соответственно, необходимость автоматизации бизнес-процессов, поиска новых конкурентных преимуществ, которые в том числе позволяют и сделать стоимость услуг более доступной. При этом управленцу необходимо не только владеть информацией, что может стать таким помощником, но и уметь информировать потенциального клиента о своих достижениях, поддерживать с клиентом непрерывную связь, предлагая новые продукты, то есть применять инструменты маркетинга.
Третий фактор – это потребность в создании лучшей команды. Найти профессионалов – только часть задачи, ими необходимо управлять, мотивировать, сплотить и удержать, что требует знания инструментов управления персоналом. Соответственно, юристу как руководителю, собственнику юридического бизнеса нужны комплексные управленческие знания с учетом особенностей сферы оказания юридических услуг.

– То есть подход к профессиональному управлению в юридической сфере – это не разовый тренд?

– Определенно, не разовый тренд. Более того, в зарубежных странах подобные программы существуют давно и реализуются именно высшими учебными заведениями. Кроме того, почему, например, идут учиться в школы бизнеса? Ответ прост. Специалист в своей определенной области получает должность управленца или создает собственный бизнес, и возникает потребность в новых знаниях. В частности, в свое время, когда меня назначили на должность руководителя отдела в быстрорастущей компании, рос и юридический отдел, возникла необходимость составления бюджета, определения стратегии развития отдела в рамках стратегии развития компании и многие другие вопросы, но как это делать, я не знала, поэтому пришлось учиться.
У образования в школе бизнеса есть недостатки, поскольку они в основном ориентированы на производственные компании, в юридической сфере – это совершенно другое, это услуги, причем сопутствующие, поддерживающие, а не основные. Следует также отметить, что бизнес-образование дорогое и занимает два года обучения, а специальная программа для юриста существенно меньше занимает времени на обучение (3-4 месяца) и стоимость ниже. Кроме того, ряд знаний, которые даются в школах бизнеса, не применимы для юристов.
Если же обратиться к юридическому консалтингу, то не все собственники юридических компаний, адвокатских образований готовы сократить практику или отказаться в значительной степени от нее, они ищут управленцев для своего юридического бизнеса. Программы по управлению юридическим бизнесом позволяют сформировать пул специализированных управленцев, что безусловно подтверждает, что это зона устойчивого спроса на рынке.

– Какие дисциплины изучаются на программе? Чему учат в рамках программы «Управление юридическим бизнесом»?

– Можно выделить четыре ключевых блока, которые изучаются слушателями: операционное управление, маркетинг, управление финансами, автоматизация и цифровизация. В рамках операционного управления предлагаются общие знания об управлении, роли руководителя, моделях построения управления командой, формированию бизнес-модели, определению целевой аудитории, изучаются подходы к управлению персоналом, его мотивации, подборе кадров, понятие и механизмы построения бизнес-процессов, в том числе взаимодействие с клиентами, внутренними и внешними заказчиками. Уделяется внимание технике подготовки юридических заключений, коммерческих предложений. Учитывая, что работа юриста – это взаимодействие с людьми, в связи с чем востребованным остается вопрос по эффективному разрешению конфликтов, и такая дисциплина присутствует.
В рамках блока управления финансами слушатели учатся строит финансовую модель своего бизнеса, изучают, что такое финансовый и управленческий учет, как сформировать цены на свои услуги. Одним из наиболее актуальных остается вопрос продвижения и развития юридического бизнеса, в том числе слушатели получают ответы на следующие вопросы: какие инструменты продвижения существуют, как сформировать маркетинговый план, бренд компании и личный бренд, каким образом оформить сайт, чтобы он стал визитной карточкой и позволил привлекать клиентов, необходимо ли участвовать в рейтингах. С учетом текущих тенденций и активного развития цифровых технологий актуальным остается вопрос по цифровизации и автоматизации внутренних процессов, обработке заявок, биллинг часов, создание базы знаний и другие. При этом внимание уделяется и развитию цифровизации судов, адвокатуры и иных ресурсов, с которыми работают юристы.

– Сейчас модно говорить о практикоориентированном подходе, причем в значительной части случаев – это всего лишь слова. Каким образом на Вашей программе реализуется практикоориентированный подход?

– Учитывая, что программа реализуется в высшем учебном заведении, то задача была, с одной стороны, дать качественную теоретическую базу, с другой стороны, практические навыки. Вторая задача решается путем привлечения практиков, управляющих партнеров, собственников юридических компаний, руководителей адвокатских образований, которые смогли создать свой успешный юридический бизнес и могут делиться свои опытом. В процессе обучения слушатели также выполняют практические задания, причем не решают абстрактные задачи, а, например, составляют для своей компании маркетинговый план, финансовую модель. Более того, рекомендуем привлекать для этого и свои команды, чтобы запустить процесс трансформации не после обучения, а уже в процессе. Для подобных программ наличие практической составляющей – ключевой, от которого зависит, будет ли она полезной и востребованной или нет.

– Чем эта программа отличается от других, представленных на рынке? В чем преимущества программы?

– Одним из ключевых преимуществ является несомненно баланс академических и практических знаний и навыков.

– Много внимания в последнее время уделяется направлениям hard skills и soft skills? Программа «Управление юридическим бизнесом» Высшей школы правоведения Президентской академии – это про hard skills или про soft skills?

– Программа «Управление юридическим бизнесом» Высшей школы правоведения Президентской академии – это симбиоз hard skills и soft skills. С одной стороны, мы даем устойчивые академические знания в сфере управления. С другой стороны, мы постарались обеспечить возможность нашим слушателям получить дополнительные, так называемые «мягкие навыки», которые необходимы в сфере юридического бизнеса – это и ведение переговоров, управление конфликтами и другие.

– Если описать слушателей, которые идут учиться на программы управления в сфере юридического бизнеса, кто они?

– Можно выделить несколько категорий: молодые специалисты, которые приняли решение развивать свою частную практику, собственники небольших юридических компаний, которые являются управляющими партнерами и хотят дальнейшего развития, но не понимают, куда и как двигаться, адвокаты, руководители адвокатских образований. На программу приходят и управляющие партнеры среднего юридического бизнеса, как правило, с запросом на ознакомление с новыми тенденциями, реформирование и совершенствование своей компании с целью создания более эффективного механизма.

– Нужны какие-то специальные знания для поступления? Учитывая, что программа про управление юридическим бизнесом, обязательно ли наличие именно юридического образования?

– На самом деле жесткого такого критерия нет, в частности, в сфере консалтинга запрос существует и со стороны компаний, которые оказывают бухгалтерские услуги и планируют развивать юридическую практику, то есть наличие связи с юридическими услугами присутствует, поскольку программа адаптирована именно под юридические услуги, хотя действительно управление в любой сфере услуг имеет общие черты.

– Программа реализуется в дистанционном формате, каким образом Вы помогаете слушателям сконцентрироваться? Ряд педагогов и обучающихся достаточно негативно относятся к дистанционному формату, поскольку оно снижает качество образования, согласны ли с этим утверждением?

– Не соглашусь, что дистанционный формат снижает качество, поскольку программа реализуется в онлайн формате с включенными камерами и микрофонами – это обязательное условие. Спикеры работают вживую, а не в записи. У слушателей есть возможность задавать вопросы, делиться своим опытом во время занятия. Хотя, действительно следует отметить, что не все преподаватели умеют работать в таком формате, и зачастую это сложнее, чем работать в аудитории. Учитывая, что программа реализуется уже несколько лет, то преподавательский состав сформирован и умеет работать в дистанционном формате. Кроме того, для обеспечения эффективного взаимодействия и исключения потери концентрации используются методы чередования активностей, презентация требует тщательной подготовки, чтобы привлекать внимание, например, необходимо включать картинки, видео фрагменты, один слайд не должен быть на экране более 2-3 минут. Кроме того, слушатели вовлекаются в дискуссии, анализируют примеры из практики.

– Что получают выпускники по результатам программы? Появляются ли какие-то преимущества у выпускников программы на юридическом рынке по сравнению с конкурентами?

– Прежде всего наши слушатели в качестве итоговой работы готовят бизнес-план своей юридической компании, практики, адвокатского образования на базе полученных знаний, которые они защищают перед комиссией. Пожалуй, это самое ценное, поскольку многие при разработке бизнес-плана и анализа своей деятельности другими глазами смотрят на свое детище, получают ответы на свои вопросы и выявляют проблемы и ошибки, которые ранее не видели. Кроме того, заводят новые знакомства, обмениваются опытом и впоследствии наши выпускники сотрудничают совместно в рамках отдельных проектов. В качестве приятного бонуса – это диплом о дополнительном профессиональном образовании.
Безусловно, ключевым преимуществом является более профессиональный взгляд на управление своей компанией, осознанный подход к взаимодействию с сотрудниками, клиентами. Полученное образование открывает также возможности для продвижения для юристов, партнеров на более высокие управленческие позиции, поскольку позволяет сформировать профессиональных управленцев в сфере юридического бизнеса.

– Ирина Олеговна, Вы также являетесь руководителем программы магистратуры LLM-program in International Business Law в Высшей школе правоведения Президентской академии, которая реализуется полностью на английском языке. Есть ли какая-то связь между этой программой и программой Управление юридическим бизнесом?

– Действительно, наши выпускники магистерской программы LLM-program in International Business Law поступают на программу Управление юридическим бизнесом, иногда даже и в процессе обучения, поскольку выбирают частную практику по направлению международного права либо хотят усилить свою адвокатскую практику.

– Благодарю Вас, уважаемая Ирина Олеговна! Состоялся интересный разговор, но у нас осталось еще много вопросов. Учитывая ограниченность формата интервью, приглашаем Вас продолжить эту тему на страницах журнала.

– Благодарю за приглашение и за внимание к тематике образования в сфере Управление юридическим бизнесом! Желаю всему коллективу Евразийского юридического журнала и его читателям успешной работы и интересных публикаций!

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович.

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 41 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ