Интервью с Людмилой Айвар, Заслуженным адвокатом, доктором юридических наук, профессором, Председателем общероссийского движения «За права женщин России».
 

PERSONA GRATA

Л. К. Айвар:
РАВНОПРАВНА, ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕЗАВИСИМА, ПОЛИТИЧЕСКИ АКТИВНА, БЛАГОПОЛУЧНА – ТАКОЙ ВИДИТ ЖЕНЩИНУ НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ 2023-2030 Г.

L. K. Ayvar:
EQUAL, ECONOMICALLY INDEPENDENT, POLITICALLY ACTIVE, PROSPEROUS – THIS IS HOW THE NATIONAL STRATEGY 2023-2030 SEES A WOMAN.

Интервью с Людмилой Áйвар, Заслуженным адвокатом, доктором юридических наук, профессором, Председателем общероссийского движения «За права женщин России».

Interview with Lyudmila Ayvar, Honored Lawyer, Ph.D. in Law, Professor, Chairman of the All-Russian movement “For the Rights of Women of Russia”.

Визитная карточка

Áйвар Людмила Константиновна, Заслуженный адвокат, Председатель Общероссийской общественной организации «За права женщин России», доктор юридических наук, профессор, Академик РАЕН, Член «Ассоциации юристов России», Член «Всемирной ассоциации юристов», известный российский адвокат, Входит в элиту международного рейтинга The Legal 500, Председатель президиума коллегии адвокатов, Председатель Общественного экспертного совета при Уполномоченном по правам человека Москвы, Председатель экспертного совета при Уполномоченном по правам предпринимателей в Москве, участвовала в качестве ведущей в телевизионных проектах на телеканале Россия-1 в программе «Суд идет», на телеканале МИР в программе «Приговор», ведущая программы «Женщина в праве» на радио Медиаметрикс, автор колонки в журнале Огонек, в 2003 г. в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации защитила докторскую диссертацию по специальности 12.00.09 – уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность. Тема диссертации – «Современные проблемы применения мер пресечения в уголовном процессе».

*******************************************************

Интервью с Áйвар Людмилой Константиновной

>Áйвар Людмила Константиновна
№ 12 (175) 2022г.

– Уважаемая Людмила Константиновна, благодарим Вас за желание принять участие в беседе с читателями на страницах «Евразийского юридического журнала». Основным лейтмотивом нашей беседы будут права современной женщины в России. Как на ваш взгляд сегодня решается вопрос – равная оплата за равный труд?

– Правительство России утвердило Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023-2030 гг. Ключевые цели – принцип равноправия, повышение экономической независимости и политической активности женщин, профилактика женского неблагополучия. На начало 2022 года в стране проживали 145,6 млн. человек, из них 77,9 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны. При высоком уровне образования и занятости российских женщин практически не меняется разрыв в заработной плате женщин и мужчин: он по-прежнему сохраняется на высоком уровне в 28 %.
В Национальной стратегии действительно отражены существенные вопросы, которые ставят современную женщину на ступеньку ниже, чем мужчин и это несмотря на то, что, и уровень образования современной россиянки значительно вырос, и женский труд становится все более востребованным, и женщины приходят, если не на смену, то в напарники мужчинам в тех профессиях, о которые раньше даже помыслить не могли. Женщина – первый пилот воздушного судна, женщина – капитан корабля, женщин допустили ко многим мужским специальностям и это правильно. Хотя по этому поводу были многочисленные дискуссии, а радикально настроенные граждане до сих пор считают, что основная задача женщины, это рождения детей и хозяйство, тем не менее, Минтруд не согласился с таким патриархальным подходом и открыл для женщин новые возможности. Хочу вам сказать, что женщины не побросали свои семьи и своих детей и не побежали массово занимать «мужские» профессии, но те, кто жалел использовать такую возможность, её получили.

– Почему же такая существенная разница в заработной плате?

– Во многом огорчает сохранившийся пережиток разницы в заработной плате, но это происходит и в том числе в связи с тем, что женщины занимают менее оплачиваемые должности, чем мужчины, и если такая разница имеет место за равный труд, это уже вопрос трудовой инспекции и прокуратуры с негативными последствиями для работодателя. Нужно об этом знать и не бояться отстаивать свои права. Я часто вижу, что работницы не хотят идти на конфликт с руководством при очевидном нарушении их трудовых прав лишь бы не потерять работу.
Всё же 28 % это значительная разница в зарплате и необходимо стремиться преодолеть эти вызовы, не случайно в стратегии появились задачи по «повышению цифровой грамотности», «интереса к точным наукам», «популяризации технических специальностей» среди женщин. То есть, государство предлагает женщине осваивать новые специальности и получать новые возможности, и этим нужно пользоваться.

– А как сейчас выглядит гендерное равенство на руководящих позициях?

– Стратегия также указывает на отсутствие гендерного равенства в российском обществе, в частности, в предпринимательстве (в малом и среднем бизнесе только 30 % компаний возглавляют женщины, в крупном их еще меньше), в политике (в Госдуме среди депутатов только 16,3 % женщин). В региональных органах власти ситуация лучше — около четверти (25,8 %) областных и краевых правительств составляют женщины. Однако среди всех депутатов процент почти такой же, как и в Госдуме. Но, в то же время, на государственных позициях ниже уровнем работают в основном женщины, а мужчина – он начальник. Возьмем школу – большинство учителей женщины, медучреждения – тоже самое, домоуправления, ЖЭКи, МФЦ и т.д. Но женщина хочет расти интеллектуально, профессионально, физически и тут ей мешает стеклянный потолок.

– Решается ли каким-либо образом в новой Национальной стратегии вопрос домашнего насилия?

– С моей точки зрения, очень мало внимания в стратегии уделено домашнему насилию, также изменилась формулировка данной проблемы. Если в ранее действовавшей стратегии это называлось «профилактика и предупреждение социального неблагополучия женщин и насилия в отношении женщин», то в новой стратегии это звучит иначе «профилактике социального неблагополучия женщин». То есть наличие общепризнанной в стране проблема домашнего насилия зашторена безобидными формулировками и что может стоять за термином «социальное неблагополучие» тоже остается непонятным, поскольку в законодательства такого понятия нет. В стратегии социальное неблагополучие женщин характеризуется широким спектром жизненных ситуаций, которые включают значительное снижение дохода, потерю работы, ухудшение здоровья, внутрисемейные и бытовые конфликты, насилие в отношении женщин.

– В России есть кризисные центры, где женщина может найти защиту. Разве они не спасают и не помогают?

– Несмотря на наличие кризисных центров в стране, их катастрофически не хватает. Да, центры могут первое время помочь женщинам и детям, сбежавшим от семейного тирана, но это не решение вопроса. Дано пора принять закон о профилактике семейно-бытового насилия, который так долго и громко обсуждается уже не первый десяток лет, но так и не доходит даже до его внесения в Государственную Думу. Это средневековье. Большинство стран мира, в том числе и бывшие республики СССР приняли такие законы и их применение показало, что количество насилия в семье значительно снизилось, законы работают эффективно, почему же наше общество так боится этого закона.

– Женщины часто подвергаются сексуальным домогательством на работе. Как защитить себя?

– Порадовало меня то, что наконец-то открыто заговорили о сексуальных домогательствах на работе. Эта постыдная тема наконец вышла из тени и есть уверенность в том, что правоохранительные органы подойдут к расследованию таких дел с высокой долей ответственности, не отмахиваясь от потерпевшего, которого зачастую, как и в ситуациях с домашним насилием, изнасилованием, выставляют виновным в произошедшем. Похотливых начальников нужно пресекать и прежде чем они успеют засунуть руки в неположенные места или сально вульгаризировать, они сильно задумаются относительно ответственности и репутации.

– Какие проблемы ещё вас волнуют?

– Во многом остаются не решенными вопросы «реальных» алиментов.
Задолженность по алиментам в России поставила исторический рекорд. 156 миллиардов рублей. Вы только вдумайтесь в эту цифру.
Мы неоднократно обсуждали вопрос о создании алиментного фонда с целью поддержания жизнеобеспечения детей. Но пока этот вопрос не двигается. В данном контексте меня восхищает пример Израиля, где государство оплачивает необходимые суммы на содержание ребенка, даже если кто-то из родителей не платит алименты, а потом эти деньги взыскиваются в доход государства, которое обеспечивало детей всем необходимым, с недобросовестного родителя или с родителя, который не может какой-то период оплачивать сумму на содержание детей. Или в Италии, например, невозможно вступить в следующий брак достижения согласию о выплате алиментов.

– Если женщинам позволили работать в «мужских» специальностью, как это может сказаться на их здоровье и есть ли какие-то программы для женщин по сохранению их репродуктивных функций?

– Декларируется курс на «профилактику нарушений репродуктивного здоровья и развитие системы охраны репродуктивного здоровья», «обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации», «формирование у женщин с раннего детства ценности здоровья и ответственного отношения к своему здоровью» — в прошлой стратегии задач в этом направлении было меньше.
В таком пристальном внимании к репродуктивному здоровью видится, прежде всего, решение демографических проблем. Это достаточно важная тема, однако современная женщина не настроена на многодетность и наличие в семье 3 и более детей в наше время уже воспринимается, как подвиг. При этом женщина часто не в состоянии совмещать освоение новых профессий, карьерный рост и рождение детей. Для этого необходимо создавать условия, как минимум обеспечить всех яслями, детскими садами или выплачивать работающим женщинам пособие на няню. Кстати, это будет и проще и дешевле.

– Кстати, за последнее время в России увеличилось количество разводов. С чем это связано?

– Меня очень волнует растущее количество разводов и падение статистики по заключенным бракам. Статистики говорят, что каждый третий брак распадается. Браки стали скороспелыми и краткосрочными, что меня лично пугает. Часто в таких браках остаются дети, которые живут в неполной семье. Я часто думаю, что это – распущенность, безнравственность, безответственность или таковы современные условия жизни и так выглядит общественный договор между мужчиной и женщиной. Я, как практикующий адвокат, часто работаю по сложным делам о разводах, которые сопряжены с разделом имущества и определения места жительства детей. Расторжение брака в России очень простая и быстрая процедура, никто не озадачивается вопросом сохранения семьи. Несмотря на то, что в законе прописаны медиационные процедуры, которые суд должен предоставить сторонам, однако эта процедура добровольная и зачастую ей пренебрегают, не используется судами также предусмотренный в законе срок для примирения сторон. То есть, как я понимаю, государство в лице судебной власти, не заботится о сохранении семьи.

– Недавно прозвучала инициатива о получении согласия мужа на аборт. Как вы к этому относитесь?

– Ну и конечно нельзя не затронуть вопрос о запрете абортов. Сегодня некоторые деятели начали предлагать разрешать аборт только с согласия мужа. Мнения как всегда разделились, но радует, что в законодательных органах есть здравомыслящие люди, которые не пропускают такие инициативы.
Женщина не должна ни с кем вступать в диалог относительно своего тела, своего здоровья. Любопытно, как быть женщине у которой нет мужа, женщине которая состоит в браке, но с мужем не живет и забеременела она совершенно от другого мужчины? У кого в таком случае получать согласие? Женщина должна быть свободна в принятии решения в отношении себя и своего тела.
Что касается запрета прерывания беременности и выведение этой медицинской услуги из системы ОМС, полагаю, что это грозит катастрофой и может привести к увеличению числа нежеланных детей в неполных и неблагополучных семьях. Более того, добровольные аборты будут делать как вынужденные по фиктивным медицинским показаниям. Сердобольный врач всегда может «поставить» диагноз, требующий прерывания беременности. Это ещё и создаст коррупционную кормушку. Не говоря уже о кустарных абортах, или мы забыли сколько советских женщин погибло от них во времена запрета. Да и беби-боксы в нашей стране не прижились. Чиновники посчитали, что это слишком дорого. И куда в таком случае девать нежелательного ребеночка, если он все-таки родился? Страшно вспомнить где только не находили детей, и в холодильниках, и на помойках, и в мусорных контейнерах. Простите за цинизм.
– В целом, я надеюсь, что принятие новой Стратегии подтолкнет к принятию новых законом в интересах женщин, которые будут эффективно работать.

– В заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы пожелали сотрудникам и читателям Евразийского юридического журнала?

– Прежде всего, хочу выразить глубокую благодарность за возможность участвовать в вашем проекте и печататься на страницах столь авторитетного издания. Вы делаете большое и важное дело. Спасибо вам большое.
Хотела бы пожелать всей команде, работающей над созданием этого журнала и читателям уверенности в завтрашнем дне, процветания и творческих успехов, процветания вашему журналу.

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович.

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 1,431 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ