Интервью с Мурсалиевым Аразом Огтаевичем, кандидатом юридических наук, ведущим аналитиком Центра стратегических исследований

PERSONA GRATA

А. О. Мурсалиев:
Устойчивое развитие комплексного прибрежного управления Каспийским морем в международно-правовом контексте

A. O. Mursaliev:
Sustainable development of the integrated coastal management of the Caspian Sea in the international law context

Интервью с Мурсалиевым Аразом Огтаевичем, кандидатом юридических наук, ведущим аналитиком Центра стратегических исследований в области энергетики и цифровой экономики Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений МГИМО МИД России.

Interview with Mursaliev Araz Ogtaevich, Ph.D. in Law, Leading Analyst at the Center for strategic studies in the Field of Energy and Digital Economy of the International Institute for Energy Policy and Diplomacy, Moscow state Institute of International Relations MGIMO of the MFA of Russia.

Визитная карточка

Мурсалиев Араз Огтай оглы — Кандидат юридических наук, специалист в области охраны окружающий среды Каспийского моря в международно-правовом контексте, выпускник МГУ и МГИМО, ведущий аналитик Центра стратегических исследований в области энергетики и цифровой экономики Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России. Автор научных публикаций и трудов, в частности: Сборник международно-правовых актов «Каспий: устойчивое развитие». Москва, Издательство «МГИМО-Университет», 2023.

*******************************************************

Интервью с Мурсалиевым Аразом Огтаевичем

Интервью с Мурсалиевым Аразом Огтаевичем
№ 4 (179) 2023г.

– Араз Огтаевич, прежде чем, перейти к вопросам, разрешите Вас поприветствовать, и, в первую очередь, поблагодарить Вас за то, что присоединились к целой плеяде научных дискуссий нашего журнала.

Первый вопрос созрел сразу же. Что из себя представляет Каспийское море в интерпретации юриста-международника, который непосредственно занимается исследованием и поисками путей эффективной охраны окружающей среды Каспийского моря на межправовой платформе? И почему Ваш выбор пал именно на Каспий?
– Доброго времени суток. Пользуясь случаем, хочу поприветствовать и выразить благодарность всему коллективу Евразийского юридического журнала за приглашение. Отвечая на Ваши вопросы, мы ведём научную дискуссию, а также доносим до читателя, обсуждаемую проблему, который в том числе, может проявить научную заинтересованность теоретически, а в дальнейшем и практически, встав бок-о-бок с нами, что не может не радовать меня, как юриста, а также человека, который борется с проблемами экологии в международно-юридическом контексте.
Перейдя к вопросу, хотелось бы сделать небольшую рокировку и начать отвечать со второй части вопроса. Каспийское море, как Вы знаете омывает 5 стран – это Россия, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан и Иран. Хотя живу и работаю в России, родился я в Азербайджане, Каспийское море мне дорого, так как я вырос в Баку, на Апшеронском полуострове, который с трехсторон омывает Каспийское море, с детства и юношества остались неизгладимые впечатления, как положительные, так и отрицательные, в плане прибрежного загрязнения, как в советский период, так как и в постсоветский.
Отвечая на первую часть вопроса, хочу отметить, что Каспийское море – уникальный с точкизрения физических, географических, социально-экономических характеристик бессточный водоем, в который впадает свыше 130 рек (включая Волгу, Самур, Артек, Терек). Каспийское море отличается уникальным биологическим разнообразием: водоем и его прибрежные территории населены эндемичными видами.
В водах Каспия и на его прибрежных территориях обитает свыше 500 видов растений и 850 видов животных, включая крупнейшее стадо осетровых рыб (90 % мирового запаса). Как я отметил выше уникальность Каспия, обуславливает особый индивидуальный подход при составлении международно-правовых актов для обозначения всей сущности данного водоема.

– Насколько серьезна экологическая обстановка на Каспие и Каспийском регионе в целом, и какие предпринимаются действия международно-правового характера по охране окружающей среды? Есть ли пути решения?

– Спасибо за вопрос.
Все пять Прикаспийских государств — Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран и Туркменистан — несомненно, заинтересованы в долговременном, многовекторном использовании пространств, природных ресурсов, экосистемы Каспия на прочной основе международного права, в томчисле, в перспективе, и таком использовании этого водоема, которое сегодня не является определяющим в их экономике, но роль которого может возрасти в будущем — например, рекреационном. Интенсификация хозяйственной деятельности в Каспийском регионе, в особенности в связи с разведкой и разработкой нефтегазовых ресурсов шельфа Каспия, предопределяет рост рисков экологического загрязнения. На текущий момент, основываясь на статистике UNEP (Программа ООН по окружающей среде) объем антропогенной нагрузки на Каспийское море огромен, он включает в себя судоходство, вылов рыбы, загрязнение из наземных источников, а также нефтегазовый промысел (в том числе транспортировку добытых углеводородов водным путем).
Для корректного выявления правовых путей гармонизации экономического развития Прикаспийских государств и сохранения экосистемы Каспия важно иметь в виду прежде всего его уникальные естественные характеристики как крупнейшего в мире внутриконтинентального водоема, находящегося ниже уровня Мирового океана. Как не раз подчеркнуто, с точки зрения географической и правовой Каспий означает только Каспийское море. Для целей природоохранного управления, однако, значение имеет весь Каспийский бассейн: и Каспийское море, и впадающие внего реки. Важно корректно учитывать и особый статус Каспия, не раз описанный в международно-правовой литературе.

– Можете ли Вы дать оценку правовому статусу и международно-правовому режиму охраны окружающей среды Каспийского моря и региона в целом?

– Международно-правовой Каспийского моря складывался исторически, и уже международные соглашения XVIII века в отношении Каспия оказывали свое влияние на порядок освоения природных ресурсов водоема. Сегодня, с подписанием Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. и окончательным решением современной проблемы об установлении международно-правового статуса Каспийского моря, на первый план выходят вопросы обеспечения экологической безопасности при ведении хозяйственной деятельности в регионе, охраны окружающей среды Каспийского моря как целостной экосистемы.
В основании международно-правового режима защиты окружающей среды Каспийского моря лежит как целый комплекс применимых многосторонних и двусторонних соглашений регионального уровне (где главным целевым соглашением является Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 г., а правовые рамки регионального многостороннего природоохранного сотрудничества формируют четыре протокола к ней), так и обширная правовая база универсальных международных соглашений, общих и отраслевых принципов международного права. В этой связи необходимо рассматривать международно-правовой режим Каспийского моря в комплексе, а подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. требует окончательного уяснения наиболее актуальных вопросов о степени применимости ряда универсальных международных соглашений (в первую очередь, Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) к Каспийскому морю.

– Ваши прогнозы на ближайшее будущее и конкретные действия по целенаправленной и скоординированной работе обеспечения экологической безопасности в Прикаспийском регионев целом?

– В ближайшем будущем вижу сформированную систему подходов к координации деятельности по обеспечению охраны окружающей среды на международном уровне, а также к регулированию хозяйственной деятельности в регионе с учетом его целостности как экосистемы и неделимости его экологической безопасности. Как специалист в данной области для обеспечения имплементации положений применимых универсальных и региональных соглашений в области охраны окружающей среды Каспийского моря считаю необходимым создание региональной международной организации на междисциплинарной основе. На основе комплексного анализа применимой международно-правовой базы, а также системы компетентных международных организаций, конференций, программ и национальных исполнительных органов прикаспийских государств.
Ключевыми функциями такой организации должны стать координация природоохранной деятельности государств в области экологического мониторинга, сбор и распространение научной информации и информации о региональной экологической обстановке, а также координация совместных действий компетентных органов прикаспийских государств по предотвращению, уменьшению и ликвидации последствий инцидентов, вызывающих загрязнение, и по установлению загрязнителя.

– Находит ли охрана морской среды своё отражение в международном экологическом праве?

– Международно-правовое регулирование на глобальном уровне обладает присущими ему специфическими чертами. Данная особенность отчетливо прослеживается при рассмотрении этапов расширения правового регулирования, то есть принятия международно-правовых конвенций, целью которых стало обеспечение устойчивости природопользования, охрана окружающей среды и снижение рисков негативного воздействия антропогенной деятельности на экосистемы.
К первому этапу развития международного экологического права традиционно относят период середины XIX века – середины XX века, в течение которого государствами заключались региональные конвенции, имеющие ограниченный фрагментарный характер (Венская конвенция по защите растений 1881 г., Вашингтонская конвенция сохранения и защиты морских котиков 1911г.)
Второй этап развития международного экологического права охватывает собой послевоенный период (1948-1972 гг.) и характеризуется наличием двух тенденций:
создание и расширение институциональной структуры, поскольку в этот период создается Организация Объединенных Наций (ООН) и ее специализированные учреждения, различные неправительственные организации Всемирный фонд дикой природы (WWF), Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП).
значительное расширение сфер сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Третий этап развития международного экологического права тесно связан с проведением важнейших конференций по охране окружающей среды: Стокгольмская конференция 1972 г. и Рио-де-Жанейрская конференция в 1992 г., по результатам которых были сформулированы основные принципы применительно к сфере окружающей среды и соответствующие рекомендации. На этом основании в рамках ООН создается Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), под руководством которой создается и реализуется Программа охраны среды региональных морей, объединяющая более 140 государств и 18 регионов.
Также в этот период увеличивается количество мер, принимаемых в области охраны Мирового океана от загрязнений, посредством принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

– Имеется ли сформированная международно-правовая система по обеспечению управления береговой зоной в совокупности, охватывающий широкий отраслевой спектр?

– Благодарю за вопрос. Есть такой замечательный термин, а вернее механизм или даже экономико-правовой инструмент, понятие которого впервые в отечественной практике детально раскрывает заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор А. Н. Вылегжанин.
По мнению профессора А. Н. Вылегжанина концепция комплексного прибрежного управления имеет перед собой три основные задачи:
1. Гармонизация интересов природопользователей, находящихся в прибрежной зоне;
2. Взаимодействие международных и национальных усилий по предупреждению негативных последствий на водном объекте;
3. Ограничение предпринимательства в районе прибрежной зоны на международно-правовом уровне в целях предупреждения истощения природных ресурсов в прибрежной зоне и защиты окружающей среды.
Концепция КУПЗ разработана за рубежом за последние 35 лет как ответ на обострение проблем их социально-экономического развития, приводящих к потере способности устойчивого развития этих исторически одних из наиболее эксплуатируемых благодаря своим богатым ресурсам районов в мире. КУПЗ определяется как динамический процесс разработки и выполнения скоординированной стратегии, направленной на распределение и разделение природных, социокультурных и институциональных ресурсов с целью сохранения и устойчивого многостороннего использования прибрежной зоны и её ресурсов. КУПЗ имеет многоцелевую ориентацию, оно анализирует участие сторон в развитии побережий, конфликтное использование ресурсов, взаимосвязь природных процессов и человеческой деятельности, способствует связям и межотраслевой гармонизации прибрежной морской деятельности. Комплексное управление прибрежной зоной должно проводиться на государственном уровне и включать формирование институциональных рамок, необходимых для обеспечения интеграции планов развития и управления в прибрежных зонах с природоохранными целями Процесс планирования и управления должен носить комплексный характер и учитывать все секторные мероприятия, оказывающие воздействие на ту или иную прибрежную зону и ее ресурсы и связанные с социально-экономическими и природоохранными вопросами.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. рекомендовала странам, имеющим выход к морю, разрабатывать и осуществлять программы КУПЗ в соответствии со своимиусловиями (гл. 17, «морская», Повестки на XXI век). Всемирные конференции по океанам, побережьям и островам 2001 и 2003 гг. (Париж), Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.) подтвердили, что методология КУПЗ является эффективным механизмом выполнения гл. 17 Повестки на XXI век. За последние десять лет интерес к КУПЗ приобрел в мире глобальный характер. В настоящее время уже свыше ста стран реализуют ориентированные на КУПЗ программы.

– Араз Огтаевич, из Вашего предыдущего ответа вытекает следующий вопрос. Может ли механизм КУПЗ служить принятием Закона об управлении прибрежными зонами?

– Модельный закон об устойчивом управлении прибрежными зонами был подготовлен по инициативе Совета Европы. Решением Комитета министров в рамках реализации Общеевропейской стратегии биоразнообразия и ландшафтов «Прибрежные и морские экосистемы» в 1995 г. была сформирована группа специалистов по защите прибрежных районов. Работа над проектом была завершена в 1999 г. В документе в значительной мере обобщен и существенно развит на международно-правовом региональном уровне законодательный опыт государств в области прибрежного управления. Комплексное управление (integrated management) определено в документе как «устойчивое развитие и использование прибрежных зон, учитывающее экономическое и социальное развитие, связанное с существованием моря и, в то же время, защищающее ландшафты и хрупкий экологический и биологический баланс во имя настоящего и будущих поколений». Структурно Модельный закон состоит из 17 разделов, разделенных на 83 статью. Разработчики отразили в нем ряд правовых идей: естественное побережье является «невозобновляемым природным ресурсом»; сохранение этого ресурса возможно при реализации «принципа устойчивого использования»; разные интересы пользователей природных ресурсов и властей разных уровней в прибрежных районах не являются главной причиной разрушения природы в этих районах; прибрежная зона, являясь средоточием масштабных экономических, рекреационных, оборонных и иных интересов прибрежных государств, может устойчиво существовать в этом качестве в случае гармонизированного управления ею; для целей такого управления необходимы «четкие и легко применимые правовые правила» (clear and easily applicable rules must be given in law), устанавливающие, в частности, ряд ограничений в использовании морского побережья. Цель Модельного закона – на межгосударственном уровне разработать и реализовать политику комплексного управления прибрежными зонами. Политика такого управления строится на следующих началах: устойчивое развитие (sustainable development) предотвращение причинения вреда природной среде; осторожный подход; восстановление разрушенной природной среды; принцип «загрязняющий платит» и «пользователь платит»; использование наилучших технологий и методов, направленных на сохранение окружающей природной среды; информирование населения и его участие в принятии решений; международное сотрудничество. Там же подчеркнуто значение защиты экологически хрупких районов; экосистем и видов флоры и фауны, находящихся под угрозой исчезновения; совместимости различных видов использования прибрежной зоны. Высокой оценки заслуживает предусмотренное в Модельном законе обязательство прибрежных государств «создавать на побережье и в море резервы, общие для двух или более государств, посредством международных соглашений» (to crate coastal and marine reserves common to two or more States by means of international agreements). Это положение представляется весьма продуктивным, с учетом отраженного в тексте Конвенции 1982 г. факта глобальной взаимосвязи проблем морского пространства и необходимости «рассматривать их как единое целое».

– Каким образом зарубежные страны практикуют внедрение концепции Комплексного управления прибрежной зоной?

– Законы, отвечающие требованиям Комплексного прибрежного управления, были приняты в таких странах, как США, Франция, Швеция. Хочу более детально сформулировать, почему я привёл в пример опыт именно этих вышеупомянутых стран. КУПЗ для каждой из этих 3-х стран составляет совокупность совершенно индивидуальной правовой базы и правового подхода, которые основываются на ряде национальных, устоявшихся региональных и экономико-географических особенностях.
В США в 1972 г. был принят Федеральный Закон об управлении прибрежными зонами (Coastal Zone Management Act of 1972.). Данный нормативно-правовой акт служит примером совместного управления и планирования прибрежных районов на федеральном уровне и уровне штатов. Закон устанавливает федеральную программу, на основе которой отдельные прибрежные штаты, в том числе расположенные вдоль Великих озер, могут принять собственную программу управления прибрежными зонами в соответствии с минимальными федеральными требованиями.
Французское законодательство в области прибрежного управления интересно тем, что оноосновано на двух отдельных законах, которые в совокупности интегрируют концепцию комплексного прибрежного управления на уровне национального законодательства: один из них предписывает правила для схем местного наземного зонирования, а другой вводит инициированный и санкционированный государством план морского зонирования.
В 1979 г. были внесены первые поправки в Кодекс о туризме, касающиеся регулирования побережья – через Общий закон о зонировании и землепользовании. За этим последовало введение двух наиболее важных правовых документов, регулирующих прибрежную зону Франции.Первый – это Закон № 83-8 от 7 января 1983 г., в основном касающийся регулирования морской среды, который ввел систему планов по улучшению и эксплуатации моря. Вторым является Закон о побережье (1986 г.), который по сути является законом о планировании землепользования.
В Швеции основу экологического законодательства составляет Экологический кодекс, который вступил в силу 1 января 1999 г. Положения Кодекса, касающиеся управления земельнымии водными территориями соответствуют основным принципам подхода комплексного прибрежного управления. Например, Кодекс предусматривает, что зоны должны использоваться для целей, для которых они лучше всего подходят с учетом их экологических характеристик, а также существующих потребностей хозяйствующих субъектов.

– Применима ли Концепция комплексного управления прибрежными зонами к Каспийскому морю и Каспийскому региону?

– На сегодняшний день, мировой тенденцией, передовой практикой в области обеспечения устойчивого развития различного типа водных объектов является применение концепции комплексного прибрежного управления. Эта концепция предусматривает выделение особого района, где суша встречается с океаном и осуществление природоохранной деятельности на этой, так скажем, полосе. Особенностью этой концепции является также то, что она направлена на координацию действий различного типа недропользователей, что позволяет минимизировать антропогенную нагрузку и позволяет сделать международно-правовой режим охраны окружающей среды наиболее эффективным с точки зрения поиска баланса между социальными и экологическими интересами. Также данная концепция подразумевает, что международно-правовые и национальные режимы должны быть гармонизированы в части подходов к охране окружающей среды прибрежных зон.
Проанализировав теоретические и нормативно-правовые основы, формирующие концепцию комплексного прибрежного управления в международно-правовом поле и международно-правовой доктрине, а также основываясь на передовом опыте внедрения данной концепции на уровне национальных законодательств зарубежных стран, показав правовые перспективы внедрения данной концепции в Каспийском регионе и, мы предложили проект Конвенции о комплексном прибрежном управлении на Каспийском море.
Прикаспийские государства, Азербайджанская Республика, Исламская Республика Иран, Республика Казахстан, Российская Федерация, Туркменистан, руководствуясь намерением применения правовых механизмов комплексного прибрежного управления, а также принципа бассейнового управления водными ресурсами при развитии и реализации международных и национальных правовых норм в области охраны окружающей среды Каспийского региона, договорились о следующем:
1. Понимать под «прибрежной зоной Каспийского моря» географический район, состоящийкак из сухопутной, так и морской части, который по меньшей мере включает в себя все территориальные воды Каспия согласно Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г., а также территории местных административных образований, примыкающих к морю, которые определят каждое из прикаспийских государств согласно своему национальному праву.
2. Сотрудничать в области гармонизации национального законодательства, применимого к охране окружающей среды в прибрежной зоне Каспийского моря, а также ее комплексного системного управления.
3. Осуществлять сотрудничество в области защиты наиболее уязвимых участков прибрежной зоны Каспийского моря от загрязнения, в том числе путем согласованного решения вопросов урбанизации.
4. Согласовывать политику в области установления допустимого уровня вовлечения прибрежной зоны в хозяйственную деятельность с целью сохранения и защиты окружающей среды и природных ресурсов Каспийского моря.

– Как человеческая деятельность влияет на изменение климата Земли и как результат, – на неблагоприятные последствия: выбросами в атмосферу, в мировой океан, в почву. Существует ли международно-правовые акты, ограничивающие вышеуказанную опасную деятельность?

– Благодарю за вопрос. Вы затронули наиболее актуальную тему, которая является предметом всеобщей озабоченности человечества.
В результате антропогенной деятельности человека произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, такое увеличение усиливает естественный парниковый эффект и что это приведет, в среднем, к дополнительному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество, также страдает флора и фауна Мирового океана.
Ссылаясь на соответствующие положения Декларации Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принятой в Стокгольме 16 июня 1972 года, напоминая, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции, вновь подтверждая принцип суверенитета государств в международном сотрудничестве в деле реагирования на изменение климата, признавая, что государствам следует ввести в действие эффективное законодательство в области окружающей среды, что экологические стандарты, цели и приоритеты в области управления должны отражать те аспекты окружающей среды и развития, в отношении которых они применяются, и что стандарты, применяемые некоторыми странами, могут быть неуместными и необоснованными с точки зрения экономических и социальных издержек для других стран, в частности развивающихся стран, ссылаясь на положения резолюции 44/228 Генеральной Ассамблеи от 22 декабря 1989 года о Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию и резолюций 43/53 от 6 декабря 1988 года, 44/207 от 22 декабря 1989 года, 45/212 от 21 декабря 1990 года и 46/169 от 19 декабря 1991 года об охране глобального климата в интересах нынешнего и будущих поколений человечества, ссылаясь также на положения резолюции 44/206 Генеральной Ассамблеи от 22 декабря 1989 года о возможных неблагоприятных последствиях повышения уровня моря для островов и прибрежных районов, в особенности низинных прибрежных районов, и на соответствующие положения резолюции 44/172 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1989 года об осуществлении Плана действий по борьбе с опустыниванием, ссылаясь далее на Венскую конвенцию 1985 года об охране озонового слоя и Монреальский протокол 1987 года по веществам, разрушающим озоновый слой, с изменениями и поправками от 29 июня 1990 года, принимая к сведению Декларацию министров, принятую 7 ноября 1990 года на второй Всемирной климатической конференции, 9 мая 1992 года была принята Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата конечная цель которой, добиться во исполнение соответствующих положений Конвенции стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе.
Также могу отметить, Картахенский Протокол по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. В соответствии с принципом принятия мер предосторожности, содержащимся в Принципе 15 Рио-де-Жанейрской декларации по окружающей среде и развитию, цель настоящего Протокола заключается в содействии обеспечению надлежащего уровня защиты в области безопасной передачи, обработки и использования живых измененных организмов, являющихся результатом применения современной биотехнологии и способных оказать неблагоприятное воздействие на сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия, с учетом также рисков для здоровья человека и с уделением особого внимания трансграничному перемещению.

– Что Вы можете оценить региональную безопасность Каспийского моря и в Каспийском регионе в целом?

– После подписания 12 августа 2018 года Конвенции о правовом статусе Каспийского, Президенты стран каспийской «пятерки» в коммюнике Шестого каспийского саммита обозначили около двух десятков принципов, на основе которых будет строиться деятельность прибрежных государств на Каспийском море. Среди них – принцип неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил других стран.
Каспийская «пятерка» будет исходить из принципа неприсутствия на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих прибрежным государствам, непредоставления каким-либо прибрежным государством своей территории другим государствам для совершения агрессии и других военных действий против любого из прибрежных государств.
Среди принципов также могу отметить «обеспечение стабильного баланса вооружений прибрежных государств на Каспийском море, осуществление военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех прибрежных государств, ненанесения ущерба безопасности друг друга», «соблюдение согласованных мер доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочению региональной безопасности и стабильности, в том числе в соответствии с заключенными между всеми прибрежными государствами международными договорами».
Прикаспийские государства будут исходить из «уважения суверенитета, территориальной целостности, независимости, суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, взаимного уважения, сотрудничества, невмешательства во внутренние дела друг друга; использования Каспийского моря в мирных целях, превращения его в зону мира, добрососедства, дружбы и сотрудничества, решения всех вопросов, связанных с Каспийским морем, мирными средствами; обеспечения безопасности и стабильности в Каспийском регионе», «свободы полетов гражданских воздушных судов в соответствии с правилами Международной организации гражданской авиации».

– Каков правовой подход к решению проблемы браконьерства в области охраны водной фауны в Каспийском море?

– В современном мире требуются жесткие решения по такой проблеме как браконьерство. В данном тексте освещена проблема Каспийского моря, где браконьерство обладает достаточную распространенность. И путь решения к этому будет особый вклад в нормативно-правовые акты для снижения браконьерства и для их устрашения.
Благодаря вылавливанию незаконным способом – происходит снижение водной фауны. Если дальше так продолжится, то в результате наши потомки останутся без природных ресурсов, поэтому действовать надо сейчас. Для этого необходим правовой подход к решению проблемы.
Каспийское море отличается вовсе от других морей тем, что на севере Каспия обитает очень редкая, разнообразная водная фауна. Рыбы, например, осетровые: белуги, осетры, севрюги, за которыми, к сожалению, постоянно ведут незаконную добычу. Это рыба дает черную икру, которая еще больше имеет спрос и полезные свойства.
Правовой подход к решению проблемы браконьерства в Каспийском море следующий. В 2004 г. СНГ приняли Модельный закон «О сохранении осетровых рыб», где упоминается, что осетровые рыбы в товарных хозяйствах могут находится во всей форме собственности, а сделки, совершаемые не по товарным рыбоводным хозяйствам гражданами и юридическими лицами в отношении осетровых рыб, будут недействительными. В 2013 году В.В. Путин подписывает Указ о повышении наказания штрафов в 10 раз. Показывая, что, таким образом, будет снижаться уровень браконьерства. Согласно, статье 8.33, КоАП РФ закрепляет, что нарушение правил охраны среды обитания будет наказываться административным штрафом.
К правовым подходам по борьбе с браконьерством в Каспийском море можно отнести: Модельный закон «О сохранении осетровых рыб», указ Министерства сельского хозяйства «О правилах рыболовства Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна». Эти правовые законы дают особый вклад в регулировании осетровой рыбы. Так, например, черная икра, а следовательно, и осетровая рыба производится в аквакультуре для торговли. И законное вылавливание рыб может быть только 30-40 тонн.

– Вы являетесь автором многих научных публикаций и трудов, в частности, составителем Сборника международно-правовых актов «Каспий: устойчивое развитие», изданного в МГИМО в 2023 году. Чем характерен данный сборник и на какую целевую аудиторию направлен?

– Вы правильно подчеркнули, Сборник международно-правовых актов «Каспий: устойчивое развитие», был издан мною в МГИМО в 2023 году. Хочу также отметить, что ответственным редактором Сборника является заведующий кафедрой международного права МГИМО МИД России доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации А. Н. Вылегжанин. В сборнике представлены основные международные договоры и институциональные нормативно-правовые акты государств, применимые к правовому регулированию охраны окружающей среды Каспийского моря. Некоторые из публикуемых в сборнике правовых актов отсутствуют в общедоступных экспертных базах данных. Включенные в сборник основные международные договоры, а также документы, принятые в рамках СНГ и ЕЭАС, важны для формирования экологической политики России и других Прикаспийских государств и учитывались при разработке экологической доктрины Российской Федерации. Сборник будет полезен для эффективного анализа нормативно-правовой базы природоохранной деятельности в Каспийском регионе. Предназначен для магистрантов МГИМО МИД России, обучающихся по программе «Международное экономическое право», а также широкого круга лиц, деятельность которых связана с природопользованием и охраной окружающей среды.

– Благодарим Вас, Араз Огтаевич за столь обширное и интересное интервью. Желаем Вам удачи, неиссякаемой энергии в этой благой и нелегкой деятельности. Ждем от Вас новых научных проектов.

– Спасибо за приглашение, за грамотно сформулированные вопросы. Желаю удачи Вам и всему коллективу Евразийского юридического журнала.

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович.

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 887 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ