Интервью с доктором философских наук, профессором кафедры философии и культурологии факультета философии и социологии Уфимского университета науки и технологий, почетным работником образования РФ, заслуженным работником образования РБ, Салиховым Гафуром Губаевичем.

PERSONA GRATA

Г. Г. САЛИХОВ:
2023 – ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

G. G. SALIKHOV:
2023 – YEAR OF THE TEACHER AND MENTOR

Интервью с доктором философских наук, профессором кафедры философии и культурологии факультета философии и социологии Уфимского университета науки и технологий, почетным работником образования РФ, заслуженным работником образования РБ, Салиховым Гафуром Губаевичем.

Interview with Ph.D. in philosophical sciences, professor of Philosophy and cultural studies sub-faculty of the Faculty of Philosophy and Sociology of the Ufa University of Science and Technology, Honorary Worker of Education of the Russian Federation, Honored Worker of Education of the Republic of Bashkortostan, Salikhov Gafur Gubaevich.

Визитная карточка

Гафур Губаевич Салихов родился в с. Бурагулово, Чеботаревского с/с., Зиянчуринского района (Кувандыкский р-н с 1960-х гг.), Оренбургской области 7 февраля 1959 г.
В 1982-1987 гг. – студент дневного отделения Исторического факультета Башкирского государственного университета (БашГУ).
В 1989-1992 гг. – аспирант очной формы обучения кафедры философии БашГУ. В 1992 г. защитил кандидатскую диссертацию.
С 1992 г. по 1996 г. ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры философии БашГУ. Одновременно (1993-1996 гг.) – сотрудник, затем заведующий отделом философии и правоведения, заместитель директора по науке, первый заместитель директора Научного издательства «Башкирская энциклопедия» (Уфа).
В 1996-2002 гг. директор Уфимского библиотечного техникума.
В 2002-2004 гг. заведующий сектором культуры, спорта и туризма Аппарата Правительства Республики Башкортостан.
В 2004-2005 гг. доцент кафедры философии и методологии науки БашГУ.
В 2005-2008 докторант очной формы обучения кафедры онтологии и теории познания БашГУ. Защитил докторскую диссертацию на тему: «Человек в глобализирующемся мире: социально-философский анализ» (2010 г.).
В 2011-2020 гг. декан Факультета философии и социологии БашГУ, член диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по философии факультета философии и социологии БашГУ (2010-2021).
С 2020 г. профессор кафедры философии и культурологии факультета философии и социологии БашГУ. Вуз переименован в Уфимский университет науки и технологий (УУНиТ) в 2023 г.
Заместитель председателя Башкирского отделения Российского философского общества (БО РФО, 2011-2018), Вице-президент РФО Академии наук РФ (2015-2019). член Президиума РФО Академии наук РФ (2011-2022).
Член редсовета научного журнала «Евразийский юридический журнал», член редколлегии научного журнала АН РБ «Проблемы Востоковедения», научного журнала «Вестник РФО» (2012-2022), редактор ряда изданий сборников научных статей и материалов конференций, круглых столов.
Г. Г. Салихов награжден грамотами Правительства РБ и Научного издательства «Башкирская энциклопедия» за участие в подготовке первой в истории Башкортостана Краткой энциклопедии «Башкортостан» (1996, 1997), Государственного комитета по науке и высшему профессиональному образованию РБ, Министерства образования РФ, РБ, Министерства культуры РБ (1998-2002), Награжден Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ. Почетный работник образования РФ (2015). Заслуженный работник образования РБ (2022). Ветеран труда (2013).
Почетный член Международного биографического центра (Кембридж). Включен в районную Кувандыкскую энциклопедию (2005), многотомную энциклопедию Республики Башкортостан (2012), Международную биографическую энциклопедию «Кто есть кто» (2013).
Область научных и профессиональных интересов: философия, образование, культура, история, картина мира, проблемы глобализации. Автор более 150 научных и учебно-методических работ, из них 10 монографий (7 в соавторстве). Труды С. посвящены картине мира, социально-философским проблемам становления и формирования человека в эпоху глобализации. Статьи и тезисы С. опубликованы в журналах, сборниках трудов философских конгрессов, российских и международных конференций.
Основные труды: Салихов Г. Г. Человек эпохи глобализации. М.: Наука, 2008. 560 с.; Салихов Г. Г., Галимов Б. С. Человек в современной картине мира. 2012. Saarbrucken, Germany; Салихов Г. Г., Галимов Б. С. Мифы в картине мира башкир. Уфа: Китап, 2018. 208 с.; Лукьянов А. В., Салихов Г. Г. Аристотель и эвристический смысл его учения о материи: монография. Уфа: РИЦ БашГУ, 2018. 260 с.; Салихов Г. Г. Язык как сфера культуры диалога культур (на примере башкирского языка). Культура диалога культур / Коллективная монография: научные редакторы Файзуллин Ф. С., Мамедзаде И. Р., Меликов И. М., Гезалов А. А. Москва: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2022. С. 326-338. (520 с.) и др.

*******************************************************

Интервью с Салиховым Гафуром Губаевичем

Интервью с Салиховым Гафуром Губаевичем
№ 8 (183) 2023г.

— Многоуважаемый Гафур Губаевич, тема Год педагога и наставника является одной из актуальных в системе образования и воспитания Российской Федерации. Почему 2023 год стал Годом педагога и наставника и как Вы понимаете слово наставник?

Указом Президента РФ 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Это связано с целями развития научного наставничества для молодых ученых, а для этого требуется специальная программа мероприятий. Функцией Года стало признание особого статуса педагогических работников и выполняющих наставническую деятельность. Работа педагогов и наставников закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны.
Символом Года педагога и наставника принят пеликан, как символ милосердия, самопожертвования и родительской любви. Эта птица, кормящая птенцов, символ конкурса «Учитель года России», проводимого ежегодно. Победители конкурса, традиционно, получают хрустальную статуэтку пеликана.
В школах и педагогических колледжах и вузах страны проводятся мероприятия, посвященные Году педагога и наставника. Цель мероприятий – формирование у подрастающего поколения представлений о роли педагога в становлении личности; формирование патриотизма, чувства долга и благодарности к родителям, наставникам.
Наставник – это, эксперт в определенной области, который делится профессиональными советами с менее опытным молодым человеком, например, какие навыки развивать и какие ошибки обычно могут быть допущены. Наставник, это человек, достигший успеха и готовый поделиться с секретами с другими людьми.
Наставник (тьютор), прежде всего, это педагог. Разницей между наставником и учителем является их подход к своей работе и обязанностям. Учитель дает ученику знания; тьютор развивает понятие, раскрывает пути освоения знания.

– Уважаемый профессор в чем заключается роль педагога? В чем предназначение педагога и что самое важное в работе педагога? Какие нравственные качества должны быть у педагога? Какие компетенции должны быть у педагога?

– Отвечая на вопрос, «в чем заключается роль педагога», начнем с того, что учитель помогает определить потребности учеников, их образовательные цели, навыки и знания, выстраивает учебный процесс. Учитель решает, какие цели ставить и как организовать процесс познания. Социальное назначение педагога в том, чтобы аккумулировать опыт и передать его ученикам. Учитель управляет процессом развития личности у воспитанников, ориентируясь на определенные перспективы социального развития в будущем. Помогает формировать навыки, передает знания, мотивирует учеников к развитию. В процессе выполнения такой ответственной работы, педагогу требуется обладать эмпатией, быть терпеливым и объективным, с пониманием относиться к поступкам и словам учеников.
В деятельности учителя есть две главные функции – это, обучение и воспитание. В рамках быстро меняющегося современного мира он должен постоянно искать и находить новые методы и формы работы.
К нравственным качествам педагога можно отнести, например, милосердие, способность к сочувствию, сопереживанию, готовность к оказанию помощи, понимание ценности человеческой жизни, стремление защищать и охранять детство, а также общительность, справедливость, требовательность, принципиальность, объективность.
Среди более десятка видов профессиональных компетентностей учителя следует выделить такие, как рефлексивная, социально-психологическая, предметная, профессионально-коммуникативная, информационно-коммуникативная, управленческая.

– Какова роль педагога в воспитании и образовании молодого поколения? В чем заключается основная работа педагога наставника? Какой должна быть личность педагога? Что такое мораль педагога?

– Педагог-наставник, согласно литературе и информационным материалам, выполняет такие функции, как профессионально-образовательная. Он оказывает помощь воспитаннику в совершенствовании профессионального уровня, повышении научной и методической подготовки, в развитии педагогической наблюдательности и воображения, педагогического такта.
К категориям профессиональной этики педагога причисляются педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость.
Педагог владеет такими профессиональными навыками, как оценка настроений в классе, умение выстраивать коммуникации, создание комфортной образовательной среды, применение формирующей оценки, стратегическое планирование, подбор учебных материалов, цифровые компетенции, поддержание имиджа и профессиональной этики.
В зависимости от поставленных задач он является проводником знаний, наставником, организатором, защитником, психологом.
Быть педагогом – значит учиться всю жизнь, постоянно развивать знания, понимать людей, проявлять терпеливость и терпимость, любить профессию, уважать учеников. Роль педагога достаточно многогранна.
Необходимые качества для учителя – справедливость, добросовестность, ответственность, трудолюбие.
Педагогическая мораль – это есть принцип нравственных требований к учителю в его отношении к себе, выбранной профессии, обществу, к ученикам, их родителям и участникам учебного и воспитательного процесса, коллегам. Мораль является одним из регуляторов поведения учителя в его педагогической деятельности и в педагогической среде.
Внешний вид педагога требует элегантности, аккуратности, чистоты и опрятности, внушения людям уважения и доверия. Одежду преподаватель обычно подбирает не противоречащую общепринятым нормам приличия, удобную в пользовании.

– Уважаемый Гафур Губаевич, расскажите пожалуйста о педагогическом авторитете. Что самое трудное в работе педагога? В чем заключается социальная значимость профессии педагога? Что должен уметь педагог какими профессионально важными качествами должен обладать педагог? Что следует развивать будущему педагогу?

– Авторитет учителя – это признание учащимися педагога как лидера и организатора. К ряду достоинств причисляются педагогическое мастерство, эрудированность, обладание знаниями теории и практики, справедливость, оптимизм.
Социальная роль педагога заключается в возможности оказывать влияние на развитие социума, готовить подрастающее поколение к решению проблем современности. Из числа психологических характеристик педагога можно выделить такие, как педагогическая рефлексия, педагогическое мышление, педагогическое самосознание, педагогическое воображение, педагогическая самооценка, педагогическая наблюдательность, педагогическое прогнозирование, толерантность, эмпатия.
Педагог должен обладать профессиональной позицией, которая есть смысловая структура сознания учителя, определяющая его профессиональное мышление. Позиция, это профессиональное и личностное отношение к субъекту воспитания, проявляющееся в культуре поведения и саморефлексии педагога.
Есть такое понятие, как педагогическое общение. Оно предполагает профессиональное общение преподавателя с учащимися в объективном педагогическом процессе. Развивается педагогический процесс в двух направлениях, как организация отношений с учащимися и, как управление общением в коллективе. Важной задачей для учителя является научить учеников развивать себя, опираться на факты, правильно усваивать информации, совершать выверенные поступки.

– Если говорить об этике, поясните, что входит в этику педагога? Что самое главное в работе социального педагога? Какие нравственные качества должны быть у педагога?

– Категориями профессиональной этики педагога являются педагогический долг, свобода и ответственность, справедливость. Учитель помогает воспитаннику вступить во взрослую жизнь, развивает патриотизм, учит уважению к родине, человеку, любви к ближнему, вечным ценностям, укрепляет нравственные понятия в сердцах своих учеников. Талант учителя заключается в способности передать знания другому, в умении облегчать трудные задачи. Он помогает формировать навыки, передает знания и мотивирует учащихся к профессиональному развитию.
Работа социального педагога заключается в психологической реабилитации ребенка, устранении последствий негативного влияния неблагополучной семьи, криминального окружения. В должностные обязанности может входить охрана и защита прав ребенка, представление его интересов в юридическом поле.

– Какое общение Вы называете педагогическим? Чем важно правильное педагогическое общение? Каким должно быть педагогическое общение?

– Педагогическое общение предполагает профессиональное общение преподавателя с учащимися в процессе комплексной педагогической деятельности. Включает оно организацию отношений с учащимися и управление общением в самом коллективе. В процессе педагогического общения передаются знания и умения, изменяются свойства личности учащихся, устанавливается взаимопонимание, укрепляются мнения и установки. Общение, это взаимная связь между людьми, между учителем и учеником, непосредственное влияние их друг на друга.
В литературе выделяют обычно три условных стиля педагогического общения, это авторитарный (подавление); индифферентный (равнодушие); демократический (сотрудничество). Педагог хорошо знает закономерности педагогического общения, обладает коммуникативными способностями и культурой общения. Педагогическое общение, как правило, ориентировано на выполнение функции познания личности, обмена информацией, организации деятельности, обмена ролями, сопереживания и самоутверждения.

– Гафур Губаевич, на Ваш взгляд, какую роль сейчас играет педагог? В чем заключается социальная роль педагога? Какими качествами должен обладать современный педагог? Что такое стандарт педагога? Что нужно для поступления в педагогический ВУЗ? Как поблагодарить преподавателя?

– Роль современного педагога в процессе обучения становится все более многогранной и разнообразной. В зависимости от текущих задач он является проводником знаний, психологом, наставником, защитником, организатором.
К главной задаче и социальной функции учителя относятся воспитание молодежи, развитие интеллектуального и нравственного потенциала общества. От учителя зависит формирование облика последующих поколений и общественных ценностей.
Современный педагог обладает рядом профессиональных компетенций: способностью трудиться в условиях неопределенности, выполнять аналитические задачи с элементами творчества и импровизации, уметь работать с большим объемом данных, критически мыслить, эффективно взаимодействовать с другими людьми, коллегами.
Профессиональный стандарт педагога, это основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта проводится аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории.
Для поступления в вуз требуется сдать ЕГЭ, русский язык и математику, а также предмет по выбору. Это могут быть обществознание, история, физика, химия, другие предметы Выбор предметов зависит от того, кем хочет стать абитуриент: учителем истории, математики, географии, физкультуры.
Поблагодарить преподавателя можно, например, словами: Спасибо за то, что всегда верили в нас, передавали знания и помогали нам развиваться. Спасибо за Ваше терпение, энтузиазм и мудрость. Под Вашим руководством мы одолели возникавшие на пути трудности, получили старт для дальнейшего роста. Благодарим за Вашу теплоту и заботу.

– Кому нельзя работать педагогом? Есть ли какие-либо ограничения?

– В образовательной системе есть некие прописные и понятийные стандарты, общеизвестные нормативы, которых обычно придерживаются работодатели. Приведем ряд качеств человеческих, которые не противопоказаны для педагогической деятельности. Учителем может стать воспитанный, морально–устойчивый человек, патриот, имеющий твердые убеждения; не конфликтный, умеющий сдерживать раздражения, внимателен и мягок в обращении с детьми; осторожен с людьми, коллегами, обладающий понятной речью, трезвым складом ума, без заболеваний гортани, органов слуха и зрения, дееспособный, без нарушения опорно-двигательного аппарата, не имеющий судимости, не лишенный прав заниматься педагогической деятельностью.

– Уважаемый профессор, кто такой учитель простыми словами? В чем плюсы быть учителем? В чем сила учителя? Какие качества необходимы современному учителю?

– Учитель (преподаватель, педагог), одна из распространённых общественных профессий, направленная на воспитание и обучение учащихся, подрастающего поколения.
Основной плюс профессии учителя заключается в возможности работать по призванию, так считают до 54 процентов опрошенных россиян, согласно исследованиям, проведенным Аналитическим центром Университета «Синергия» в 2022 г. 18 процентов опрошенных ставят на первое место в профессии учителя стабильность.
Настоящему педагогу присуща скромность. Он всегда полагает, что знать можно больше и лучше, организовать урок можно и более эффективно. Хорошему педагогу чуждо проявление горделивой самоуверенности.
Помимо знания своего предмета, есть четыре основных качеств, которыми обладает современный учитель, это эмпатия и этичность, организованность, интерес к технологиям и образовательным трендам, управление собой.

– Почему учителя называют наставником и как бы Вы охарактеризовали учителя наставника? Каким должен быть учитель? Что можно сказать о хорошем учителе?

– Наставником или воспитателем называют личность, которая передает знания и опыт. В мировой практике такой человек называется ментор (mentor), по имени наставника сына Одиссея Телемаха.
Педагог-наставник – это человек, который формирует свободного человека, следуя от интереса ребенка. Стратегия современной педагогики в том, что в центре находится ребенок с его интересами и потребностями, обладающий свободой в образовании и развитии.
Учитель призван быть добрым и строгим, чтобы его любили и слушались; быть уверенным, увлекательно и познавательно выдавать материалы занятий. Учебное заведение является вторым домом, духовным храмом для учащихся, а учитель, это их старший друг, который помогает им в преодолении возникающих трудностей. Идеальный учитель знает и понимает воспитанников, готов их выслушать и дать общие и более конкретные советы.
Кто в учениках не был, не прошел школу дисциплинированного ученика, тому сложно стать хорошим учителем. Чтобы учить другого человека, требуется больше опыта, знаний и мудрость. Опыт – это когда человек может сделать, создать «что». Знание, когда человек знает «что». Мудрость – когда знает и понимает «почему». Учить других людей, быть педагогом, наставником может тот, кто знает «почему», ибо он обладает мудростью. Педагог, наставник, это руководитель, управленец над подчиненными, чтобы стать хорошим руководителем, нужно сначала научиться быть хорошим подчиненным. Кто не умеет подчиняться, тот не может руководить.
Кто обладает знаниями, обязан передавать их людям, молодому поколению. Если знания не передаются, тогда они покидают человека. Те, у которых люди действительно учатся, получают в народе высокое имя УЧИТЕЛЬ, но не всякому, кто учит других, дается это имя.
Хороший преподаватель задает вопросы правильно и по существу, дает задания, мотивирующие учащихся к новым знаниям по предмету. Он умеет слушать учеников, знает уровень их опыта и знаний, понимает мотивы склонностей и поступков, не обвиняет и не дискредитирует других, не возвеличивает себя, выстраивает индивидуальный подход к человеку.

– В чем разница между учителем и наставником и в чем разница между педагогом и учителем? Какие личные качества должны быть у учителя? Что значит быть настоящим учителем?

– Разница между наставником и учителем различается в подходе к работе и своим обязанностям. Учитель доносит до ученика знания, а работа наставника – выяснить, как ученик более эффективно может осваивать знания. В общих представлениях людей закрепились мнение, что учитель, это тот, кто работает в школе, преподаватель работает в вузе, а педагог, это специалист, занимающийся преподавательской и воспитательной работой. Но они выполняют одинаковую работу, цели одни – вырастить и воспитать будущее поколение в рамках общепринятых культурных и социальных норм и традиций.
В специальной литературе исследователи отмечают, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются «личностные качества» учителя. Для него требуется обязательность таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность.
Быть учителем – значит, быть человеком творческим, индивидуальным, искренне стремящимся к положительному контакту с учениками, обладать духовно богатым внутренним миром, жизненной энергией.

— Уважаемый Гафур Губаевич, почему важно быть хорошим учителем? Что такое идеальный учитель? Каким должен быть идеальный учитель?

Одна из основных задач педагога – дать человеку возможность вырасти и стать личностью. Быть хорошим учителем, значит с уважением и интересом относится к ученику, знать и понимать, что он есть самостоятельная личность, обладающая волей, имеющая свое мнение, и не принуждать его, превознося свою роль в его жизни. Идеальный учитель имеет профессиональный опыт; знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; одинаков и ровен в общении с учащимися, сдержан в симпатиях и антипатиях; ищет и находит верный выход.
Обычно образ идеального учителя предстает как добрый, умный, грамотный, требовательный, ответственный, справедливый, хорошо знающий свой предмет. В России достаточно много грамотных и добрых учителей в школах и преподавателей в вузах, а также наставников молодежи. Культура народа России такова, что обычно воспитанники априори склонны видеть и предполагать в них хорошие качества, их заботу и понимание. Учитель не должен разочаровать учеников в таких их добрых предрасположениях.

– Как Вы думаете, в чем призвание учителя? В чем секрет успеха учителя? В чем сила учителя?

– Призвание педагога заключается в том, чтобы из молодого человечка сформировать настоящего индивида, воспитать личность, указать дорогу в жизнь, вывести в мир взрослой жизни. В руках учителей, педагогов и наставников находится жизнь и судьба детей, молодого поколения и будущее страны.
Одна из задач в педагогической работе, формирование у воспитанников самостоятельности, желания учиться, развитие работоспособности на уроках и дома. Секрет успеха учителя лежит в желании работать по этой специальности, безупречном трудолюбии, порядочности и честности. Опытный педагог проводит занятия с заметной эффективностью, выстроенной логичностью и экономией времени.
Обычно, настоящему педагогу присуща скромность и профессиональная осторожность. Он не забывает, что вообще можно знать лучше и больше, чем он знает, и уроки можно организовать более эффективно. Хороший учитель не проявляет горделивую самоуверенность, он культурно воспитан, самокритичен и предусмотрителен.

– Какие условия и качества делают речь учителя эффективной? Что отличает хорошего учителя? Что позволяет учителю завоевать авторитет? Какой самый главный результат работы учителя?

– Педагогу желательно развивать и тренировать хорошую вербальную память, правильно выбирать языковые средства, логически излагать мысли, уметь ориентироваться в речи собеседника, предвидеть результаты воздействия словом, обладать культурой поведения и эрудицией. Хороший учитель вызывает уважение, а не страх у учеников, формирует здоровый эмоциональный климат в коллективе учеников и слушателей, коллег. Школьники не сторонятся его, активно посещают занятия, обращаются за советом. Хороший учитель держит и дистанцию, сохраняя доверительные отношения с учениками, одновременно устанавливает и новые отношения.
Чтобы стать любимым учителем, к которому ученики спешат на занятие, нужно призвать на помощь сердце, душу и интуицию. Чем выше у педагога авторитет, тем важнее для учащихся преподаваемый им предмет, и воспринимаются справедливыми его требования и замечания.
Обучение и воспитание – это две главные функции в деятельности учителя, а безусловным символом творчества учителя является благополучие ученика, как конечный результат нелегкого труда преподавателя.

– Почему учитель должен быть наставником? В чем заключается суть наставничества? В чем ценность наставника? Что должен делать наставник в процессе обучения? Для чего нужен наставник в школе? Как по-другому назвать наставника?

– Наставничество приносит пользу и удовлетворение не только подопечным, но помогает и руководителям стать более эффективными в работе. Это может быть развитие эмпатии, более глубокое понимание повседневной жизни подопечных, практика критических навыков, установление обратной связи.
Наставник развивает навыки управления, повышает свой статус в компании, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды, ибо эффективность команды зависит от эффективности работы каждого участника.
Наставничество, есть способ передачи знаний, умений, навыков молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета, оказание необходимой поддержки в социализации и взрослении.
Наставничество предполагает простые решения и готовые ответы, поскольку основная цель наставника – обучить новичка методам и приёмам работы, разъяснить правила поведения на работе, ознакомить с алгоритмами выполнения задач. Наставники совмещают функции психолога, тьютора и куратора, создают индивидуальный трек обучения, поддерживают мотивацию к учебе, помогают в принятии решения о будущей профессии, работают с молодым человеком и его родителями.
В литературе есть более 51 слова синонимов к слову «наставник». Некоторые из них, это учитель, мастер, вождь, тренер и др.
Словами благодарности для наставника могут быть, например, такие короткие фразы, как: приношу искренние слова благодарности. Я не могу выразить Вам словами свою благодарность и признательность. Я никогда не смогу вернуть все, что сделали Вы для меня. Спасибо за то, что не оставили меня в трудной ситуации. Я никогда не забуду все хорошее, что Вы для меня сделали.

– Где найти наставника?

– Наставника можно найти на платформе «Россия – страна возможностей», которая объединяет 26 проектов, конкурсов и олимпиад разных направлений – от творчества до технологий – «Лидеры России», «Большая перемена», «Твой ход», «Мастера гостеприимства», «Флагманы образования», «Я – профессионал», «CASE-IN» и множество других мероприятий. В этих конкурсах можно выиграть грант или стажировку в крупной организации, завести знакомства и найти наставника. Чтобы принять участие следует выбрать проект, оставить заявку на сайте.

– Гафур Губаевич, благодарим Вас за интервью! Желаем Вам дальнейших профессиональных успехов. В заключение хочу задать традиционный вопрос: что бы хотели Вы пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?

– И вашей редакции спасибо за приглашение выступить в Евразийском юридическом журнале. В вашем авторитетном журнале часто печатаются научные статьи на тему право и педагогика. Это очень отрадно. Желаю все вам новых творческих успехов. Здоровья и благополучия!

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович.

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 685 ВСЕГО,  3 СЕГОДНЯ