PERSONA GRATA
СЕЛИВЕРСТОВ В.И.:
40 ЛЕТ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ НАУКЕ
Интервью с Селиверстовым Вячеславом Ивановичем – доктором юридических наук, профессором кафедры уголовного права и криминологии, научным руководителем НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права» юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженным деятелем науки Российской Федерации
Интервью с Селиверстовым Вячеславом Ивановичем
V. I. SELIVERSTOV
40 YEARS IN PENITENTIARY SCIENCE
Interview with Ph.D. in Law, professor of Criminal law and criminology sub-faculty, Scientific Director of the REC “Problems of Criminal-Executive Law” of the Faculty of Law of the M. V. Lomonosov Moscow State University, Honored Scientist of the Russian Federation – Vyacheslav Ivanovich Seliverstov
Визитная карточка
Селиверстов Вячеслав Иванович – родился 30 ноября 1951 года в г. Бийске Алтайского края. В 1974 году окончил юридический факультет Томского государственного университета. В 1982 году в Академии МВД СССР защитил кандидатскую диссертацию на тему «Правовое положение лиц, отбывающих наказания без изоляции от общества». В 1992 году в Академии МВД РФ защитил докторскую диссертацию на тему «Правовое положение лиц, отбывающих уголовные наказания: теория и прикладные проблемы».
Опубликовал свыше 500 научных и учебно-методических работ, включая монографии, учебники, учебные пособия, комментарии к УК РФ, УИК РФ и другим федеральным законам. Под научным руководством (консультированием) В.И. Селиверстова подготовлены и защищены 25 кандидатских и 7 докторских диссертаций (2 – PhD).
С 1988 года входил в авторский коллектив учёных по подготовке доктринальной модели Основ уголовно-исполнительного законодательства. С 1994 по 1996 год был руководителем авторского коллектива по разработке проекта УИК РФ, который был принят в 1996 году. С1994 по 1996 год работал в составе авторского коллектива над Модельным УИК стран СНГ, который был принят в 1996 году Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ (г. Санкт-Петербург).
Участник проведения в 1999 году 7-й специальной переписи осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей. В 2008-2009 годах под научным руководством В.И. Селиверстова проведена 8-я Специальная перепись осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей.
Неоднократно привлекался в качестве эксперта при подготовке УИК и других законов в странах СНГ. Представлял российскую науку на обсуждениях проблем исполнения уголовных наказаний в комитетах и комиссиях ООН и Совета Европы, парламентах Российской Федерации и стран СНГ, на зарубежных международных конференциях, конгрессах, стажировках и семинарах.
Работал в международной группе Совета Европы по реформированию пенитенциарной системы России (1996-2006), Председателем Общественного совета при ФСИН России по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы (2007-2008). Состоит членом президиума Российского научно-пенитенциарного общества (с 2008), Союза криминалистов и криминологов (с 2010). Эксперт комитетов Государственной Думы РФ (с 2004) и Совета Федерации РФ (с 2004), Общественной палаты РФ (с 2009), Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (с 2010), член НКС при Верховном Суде РФ (с 2014), член рабочей группы Министерства юстиции РФ по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года (с 2014 года).
Заслуженный деятель науки РФ (1997), действительный государственный советник РФ 3-го класса (2001). С 2010 года и по настоящее время – профессор кафедры уголовного права и криминологии Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Одновременно является научным руководителем Научно-образовательного центра «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю.М. Ткачевского.
********************************************
– Уважаемый Вячеслав Иванович, как Вы пришли к тому, что из всей юридической тематики выбрали проблематику уголовно-исполнительного права, которой Вы преимущественно и до сих пор занимаетесь?
– Я в 1974 году закончил юридический факультет Томского государственного университета, а это один из трех научных центров страны по исследованию проблем исправительно-трудового, а впоследствии и уголовно-исполнительного права. Слушал лекции профессора Александра Львовича Ре- менсона, фронтовика, участника боев на Малой земле. Читал лекции по исправительно-трудовому праву Александр Львович очень интересно, с конкретными примерами. Затем участие в научном кружке по этой же тематике. Все это и зародило интерес к пенитенциарной проблематике. Поэтому, когда в 1979 году поступило предложение поступить в адъюнктуру Академии МВД СССР по кафедре уголовно-исполнительного права, то не раздумывал.
Необходимо сказать, что на закрепление моего желания заниматься проблемами исполнения наказаний оказали влияние мои учителя и наставники. В первую очередь – доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РСФСР Александр Ильич Зубков, который был моим научным руководителем по кандидатской и научным консультантом по докторской диссертациям. Он был бескомпромиссным и жестким в отстаивании принципиальных позиций в науке. Если мне и удалось унаследовать эти качества, то только отчасти. Зато Александр Ильич при всей его жесткости охотно помогал своим ученикам открыть дверь в мир науки, чему я стараюсь подражать.
Большой вклад в мое научно-пенитенциарное становление внесли доктора юридических наук, профессоры Заслуженные деятели науки РФ Игорь Викторович Шмаров и Александр Соломонович Михлин. Мне было интересно с ними работать, готовить новое законодательство, писать учебники, комментарии, научные статьи. Вот так я выбрал и по сегодняшний день остаюсь в уголовно-исполнительной проблематике, которой занимаюсь более 40 лет.
– В Вашей биографии есть период работы в аппарате российского омбудсмена, где Вы в течение 5 лет возглавляли управление по государственной защите прав человека. Поясните, как сказалась эта деятельность на Вашей научной карьере?
– Конечно, практическая деятельность в государственном аппарате не позволяет в полной мере заниматься образовательной и научной деятельностью, тем более, когда у тебя в подчинении более ста сотрудников, рассматривающих обращения физических лиц на нарушение их прав в различных сферах. Это и пенсионеры, и военнослужащие, и мигранты, и осужденные, и другие категории. Однако эта работа многое дает в плане понимания действия правовых норм, их правоприменения, изучения проблем функционирования механизма защиты прав человека, его достоинств и недостатков. Это мне было интересно и с точки зрения реализации моих научных взглядов, так как моя кандидатская и докторская диссертации были связаны с разработкой теории и прикладных проблем правового положения осужденных.
Кроме того, в любой работе необходимо подходить творчески и тогда она будет интересна и полезна в плане развития и получения новых знаний. Удовлетворен тем, что во время работы в этом государственном правозащитном органе удалось собрать инициативных и грамотных юристов, в том числе и с учеными степенями и званиями. Инициировать и закрепить в судебной практике несколько юридических прецедентов, обеспечивающих наиболее справедливое восстановление нарушенных прав граждан. К примеру, с рассмотрения Верховным Судом РФ по инициативе Уполномоченного по правам человека дела Ш. к казне Российской Федерации началось возмещение морального вреда в связи с незаконным задержание и арестом не только самому задержанному (арестованному), но и его близким родственникам.
Кстати, полученные на практической работе знания помогают мне в научно-исследовательской и преподавательской работе, особенно когда я в одном из московских вузов веду занятия по такому спецкурсу, как «Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов».
– У Вас достаточно много учеников, защитивших кандидатские и докторские диссертации, то есть имеется своя научная школа. А что для Вас означает научная школа?
– Есть разные подходы к пониманию научной школы. Часть моих коллег считает, что научная школа предполагает развитие учениками взглядов, идей учителя, требуя от учеников безусловного подчинения данной традиции. Если этого нет, то, как говорят сторонники этого подхода, нет и самой научной школы. На это я обычно отвечаю, что я не сторонник собственного клонирования, мне не нужны ученики, которые будут представлять в науке Селиверстова 1, Селиверстова 2 и т.д. Если они хотят развить мои идеи в науке уголовно-исполнительного права, то в добрый путь. Если хотят пойти собственным путем и прийти к противоположным результатам, я не возражаю, наоборот, стараюсь помочь им приобрести «собственное лицо» в науке. Единственное требование, чтобы результаты были научно обоснованными, подкрепленными эмпирическими исследованиями, опирались на анализ большого числа экономических, политических, социальных и духовных факторов, обусловливающих то или иное правовое явление. Именно в этом, а именно, в переходе от учителя к ученику умений и навыков применения всего комплекса научных методов исследования правовых проблем, на мой взгляд, заключается суть научной школы в современный период времени
– Что Вас больше всего беспокоит в современной уголовно-исполнительной науке и практике?
– Меня тревожит то, что в науке появились позиции, направленные на отход от исправительной направленности уголовно-исправительного права и выраженные в предложениях об исключении цели исправления осужденных из целей наказания и целей уголовно-исполнительного законодательства. Кстати, эти взгляды присутствовали и ранее, давно идет дискуссия о том, может ли наказание, особенно лишение свободы, исправить преступника. В настоящее время на фоне экономических трудностей, которые неизбежно затронули уголовно-исполнительную сферу, появилось желание «снизить планку» усилий государства в противодействии преступности. Не стремиться вырывать оступившихся из преступных рядов, а лишь только применять наказание. Применительно к лишению свободы, по моему мнению, это означает: «накормить, умыть, уложить спать, обеспечить правопорядок». А то, каким будет этот человек после освобождения, будет ли у него профессия, образование, твердые социальные связи, устойчивая психологическая установка на преодоление возникающих трудностей, по мнению отдельных представителей науки уголовного и уголовно-исполнительного права, не имеет значения. Особенно беспокоит, что такие взгляды обосновываются представителями ведомственного образования в системе ФСИН России, а ведь они обучают персонал учреждений и органов, исполняющих наказания.
– Вы упомянули о трех научных центрах по исследованию проблем уголовно-исполнительного права. О каких центрах идет речь?
– Говоря о центрах, хочу пояснить, что имею в виду не какие-то организационно-штатные структурные подразделения институтов и университетов, именуемые научными центрами. Фактически речь идет о научных школах уголовно-исполнительного права, выделенных (объединенных) по территориальному признаку. Эти научные центры зародились еще в советское время, после того, как в конце 50-х годов прошлого столетия исправительно-трудовая проблематика перестала быть абсолютно секретной, и в учебных заведениях после долгого перерыва стали читаться курсы по советскому исправительно-трудовому праву. Есть три стабильных научных центра изучения проблем уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) права в России (указываю по алфавиту):
- 1. Московский, который включает несколько научных школ и представлен учеными МГУ имени М.В. Ломоносова, ВНИИ МВД СССР (РФ) до 1999 года, НИИ ФСИН России с 1999 года, Академии МВД СССР (РФ) до 1999 года, Московского государственного юридического университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). К ученым, заложившим основы науки уголовно-исправительного права в Москве отношу профессоров Б.С. Утевского, Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского, О.Е. Наташева, И.В. Шмарова, А.С. Михлина, А.И. Зубкова, О.В. Филимонова, В.П. Артамонова, И.А. Сперанского,Л.Г. Крахмаль- ника, А.А. Рябинина, А.В. Шамиса и других. В настоящее время в Москве активно работают представители науки уголовноисполнительного права: профессоры Ю. М. Антонян, Е.А. Антонян, А.В. Бриллиантов, И.В. Дворянсков, В.Н. Орлов, С.Х. Шамсунов и другие.
- 2. Рязанский, который представлен учеными Академии ФСИН России. Вообще Академия ФСИН России проводит научные исследования по широкому кругу пенитенциарной тематики, включающей в себя экономические, психологические, оперативно-розыскные, криминологические, государственно-правовые, гражданско-правовые, уголовноправовые, уголовно-исполнительные и другие проблемы деятельности уголовно-исполнительной системы России. В коллективе Академии по этим проблемам работает ряд известных ученых, созданы свои научные школы. Что касается научной школы по проблемам уголовно-исполнительного права, то она была сформирована профессором М.П. Ме- лентьевым. В настоящее время в Академии ФСИН России активно разрабатывают проблемы уголовно-исполнительного права доктора юридических наук – Ю.А. Головастова, Ф.В. Грушин, Ю.А. Кашуба, А.П.Скибаи ряд других ученых. К Рязанской научной школе уголовно-исполнительного права относится профессор А.Я. Гришко (Нижний Новгород), профессор Б.Б. Казак (Псков), профессор А.А. Чистяков (Москва), профессор В.Е. Южанин (Рязань) и другие.
З.Томский, представленный учеными Юридического института Томского национального исследовательского госуниверситета. Основатель научной школы в Томске профессор АЛ. Ременсон. В настоящее время продолжателем Томской научной школы уголовно-исполнительного права является профессор В.А. Уткин, под руководством которого над проблемами уголовно-исполнительного права работает ряд кандидатов наук. В рамках Томской научной школы прошли свое становление профессора А.И. Зубков, и О.В. Филимонов.
– А другие научно-исследовательские и образовательные учреждения занимаются проблемами уголовно-исполнительного права?
– Конечно, такие исследования проводятся. Можно указать на становление научных школ в ведомственных образовательных учреждениях ФСИН России. К примеру, в Вологодском институте по проблемам исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних, в Самарском юридическом институте по проблемам обеспечения безопасности в уголовно-исполнительной системе, в Кузбасском институте по проблемам взаимодействия пенитенциарной науки и практики. В 2019 году открыт Санкт-Петербургский университет ФСИН России (г. Пушкино), который в перспективе может также стать одним из центров научных исследований пенитенциарной тематики.
Исследования в области уголовно-исполнительного права осуществляются и в других регионах России. Например, в Красноярске – проблемы Европейских пенитенциарных систем (д.ю.н. П.В. Тепляшин); в Барнауле – проблемы пенитенциарной конфликтологии и исполнения пожизненного лишения свободы (д.ю.н А.П. Детков); в Самаре – проблемы социальной адаптации осужденных(авторский коллектив Юридического факультета Самарского госуниверситета).
– Вы являетесь научным руководителем образованного в МГУ имени М.В. Ломоносова научно-образовательного центра (НОЦ) «Проблемы уголовно-исполнительного права» имени Ю.М. Ткачевского. Чем занимается Ваш центр?
– Это видно из его названия, центр проводит научные исследования и внедряет их в образовательный процесс. При этом НОЦ имеет договоры о творческом сотрудничестве с Союзом криминологов и криминалистов России, кафедрой уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России, Самарским юридическим институтом ФСИН России. Готовится аналогичный договор с Кузбасским институтом ФСИН России. На средства грантовой поддержки центр имеет возможность привлекать к выполнению научно-исследовательских работ ученых из МГУ и других образовательных учреждений. Начиная с момента его образования НОЦ провел исследования по трем крупным научно-исследовательским проектам. Результатом явилось издание следующих научных работ: «Общая часть нового Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации: итоги и обоснования теоретического моделирования» – М.: Изд. дом «Юриспруденция», 2017; «Отбывание лишения свободы осужденными за экономические и должностные преступления: итоги теоретического исследования» – М.: Изд. дом «Юриспруденция», 2019; «Социальная адаптация (ресоциализация) лиц, освобождаемых и освобожденных из исправительных учреждений. Итоги теоретического исследования» – М.: Изд. дом «Юриспруденция», 2020.
Организует НОЦ проведение конференций и круглых столов в рамках проводимых научных исследований, дает заключения по наиболее сложным вопросам применения уголовно-исполнительного законодательства. Результаты проведенных исследований используются в учебном процессе с аспирантами и магистрантами.
При организации научных исследований НОЦ тесно взаимодействует с Фондом развития юридического образования и Фондом поддержки социальных инноваций «Вольное Дело».
– Вячеслав Иванович, в рамках работы НОЦ «Проблемы уголовно-исполнительного права» юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Вы исследуете актуальные проблемы российского уголовно-исполнительного законодательства и права. Хотелось бы услышать Ваше мнение о сегодняшнем состоянии российского уголовно-исполнительного законодательства?
– Действующий УИК РФ принимался более двадцати лет назад, он представлял собой результат глубокой кодификации различных нормативно-правовых актов, действовавших до 1997 года, регулировавших сферу исполнения уголовных наказаний. На рубеже 90-х годов прошлого столетия коренным образом изменились социально-экономические и политические основы деятельности государства, подверглись изменению идеологические цели и принципы, приоритет был отдан соблюдению прав человека. В результате кодификации 1996-1997 годов был подготовлен действующий УИК РФ, отвечающий на тот момент изменившимся условиям.
По истечении двадцати лет действия УИК РФ в научных и официальных кругах появились мнения о необходимости разработки и принятия нового уголовно-исполнительного кодекса, либо его новой редакции. Нужно сказать, что в 2016 году была подготовлена авторским коллективом ученых и практиков в области уголовного и уголовно-исполнительного права под моим научным руководством. Обсуждение научнотеоретической модели Общей части Уголовно-исполнительного кодекса РФ, состоявшееся на X Российском конгрессе уголовного права (МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016 год), выявило заинтересованность научного сообщества в осмыслении теоретических вопросов построения системы уголовно-исполнительного законодательства, определении путей его развития. Думается, что вопрос о разработке и принятии нового уголовно-исполнительного кодекса объясняется рядом причин. Во-первых, незавершенностью кодификации уголовно-исполнительного законодательства 1996-1997 годов, что обусловливает появление пробелов, отсутствие единых подходов к регулированию сходных общественных отношений. Речь идет в первую очередь о регулировании применения иных мер уголовно-правового характера, вернее, об отсутствии такого регулирования в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Пожалуй, незавершенность кодификации уголовно-исполнительного законодательства является первой и главной причиной подготовки и принятия нового УИК РФ, в противном случае речь может идти лишь о новой редакции этого законодательства. Во-вторых, появившимися в результате некачественного правотворчества системными противоречиями и пробелами. Данный тезис не нуждается в особых доказательствах, поскольку примеры такого нормотворчества уже описаны не только в литературе по теории уголовно-исполнительного права, но и в СМИ. В-третьих, изменениями политических, экономических социальных и духовных условий функционирования государства и общества. Вследствие этих изменений, к примеру, могут быть скорректированы подходы к учету международных стандартов в области исполнения уголовных наказаний.
– Каково Ваше мнение о том, должно ли уголовноисполнительное законодательство России регулировать вопросы исполнения примененных к подозреваемым и обвиняемым уголовно-процессуальных мер пресечения – содержания под стражей, домашнего ареста, залога и запрета определенный действий?
– В науке уголовно-исполнительного права существует позиция о расширении предмета уголовно-исполнительного права за счет регламентации исполнения указанных уголовно-процессуальных мер. Я не поддерживаю указанную идею. В ее основе лежит то, что в указанных мерах контроль за поведением подозреваемых, обвиняемых и подсудимых возложен законодателем на органы ФСИН России. Это достаточно слабый аргумент для изменения предмета уголовно-исполнительного права, поскольку реорганизации, слияния и изменения компетенций федеральных органов идет постоянно, иногда под влиянием чисто субъективных факторов, например, под конкретное лицо, которое должно возглавить ту или иную государственную структуру. Что же нам постоянно менять предметы отраслей права. Все-таки это предметы отраслей права более постоянные правовые образования, которые не должны изменяться под влиянием политической конъюнктуры.
– Хотелось бы теперь поговорить о нововведениях, вступивших в законную силу 28 января 2020 года и отраженных в ст. 12.1. УИК РФ. Речь идет о праве осужденных на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Насколько реально в нашей стране получить осужденным подобного рода компенсацию?
– Вполне реально, думаю, что законодатель вводя данные нормы преследовал цель создания действующего правового механизма, который представлял бы альтернативу получения компенсаций по решениям ЕСПЧ. И Россия и ЕСПЧ уже «устали» от поступающих от осужденных обращений на ненадлежащие условия отбывания наказания. Так, после вынесения решения ЕСПЧ № 41743/17 «Шмелев (Shmelev) и другие против России» от 09.04.2020 года несколько тысяч жалоб осужденных на ненадлежащие условия содержания, находившиеся на рассмотрении Европейского суда, были признаны неприемлемыми ввиду не исчерпания внутригосударственных средств правовой защиты. Заявителям предложено обратиться за компенсацией в российские суды, поскольку ЕСПЧ посчитал, что принятый Федеральный закон от 27.12.2019 года №494-ФЗ закрепил адекватный и эффективный способ получения компенсации и имеет разумные перспективы успеха.
Однако не следует ожидать немедленного эффекта от действия нового механизма компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. Для этого необходимо, чтобы сложилась судебная практика. Но то, что законодатель заинтересован в том, чтобы этот механизм заработал, это несомненно, иначе по-прежнему будут многочисленные обращения в ЕСПЧ. А это потери для имиджа нашего государства.
– Каковы, на Ваш взгляд, перспективные пути развития уголовно-исполнительного законодательства?
– К перспективным направлениям развития уголовно-исполнительного законодательства следует отнести подготовку нового УИК РФ с полной кодификацией. Основная задача будущей кодификации состоит в том, чтобы в полном объеме урегулировать в новом УИК РФ все общественные отношения, входящие в предмет уголовно-исполнительного права. Вследствие того, что придется регулировать исполнение всех иных мер уголовно-правового характера (а их законодатель постоянно дополняет), новый УИК РФ может стать двухуровневым:
1) . Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Том первый: Исполнение и отбывание уголовных наказаний. Часть Общая и часть Особенная;
2) . Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Том второй: Исполнение и отбывание мер уголовноправового характера. Часть Общая и часть Особенная.
Данная кодификация чрезвычайно сложна хотя бы по тому основанию, что придется исчерпывающе определить содержание и виды иных мер уголовно-правового характера. Это трудные задачи, учитывая противоречивую законотворческую деятельность и разнообразие мнений по данному вопросу в теории уголовного права. Подобная кодификация потребует большого приложения сил научного сообщества, законодателей, судей, правозащитников, профессионалов в сфере исполнения уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера. Прежде чем решиться на нее, необходимо оценить имеющиеся возможности и в определенной степени сблизить свои позиции.
– Вячеслав Иванович, что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?
– Я хотел бы выразить искреннюю признательность редакции Евразийского юридического журнала за возможность высказаться о проблемах пенитенциарной науки. Уверен, что совместными усилиями ученых, занимающихся проблемами пенитенциарной тематики, мы сможем внести вклад в дальнейшее развитие современного уголовно-исполнительного права. Надеюсь, что журнал и его авторы продолжат линию на сохранение единства евразийского правового пространства. Редколлегии журнала желаю новых оригинальных публикаций, творческого и издательского долголетия, а читателям журнала — реализации надежд расширять количество единомышленников и последователей своих взглядов на правовую науку и практику.