Интервью с Такмаковой Еленой Валерьевной, доктором экономических наук, доцентом, профессором кафедры инноватики и прикладной экономики орловского государственного университета имени И. с. Тургенева.

PERSONA GRATA

Е. В. Такмакова:
Перспективы достижения национальных целей развития России в области уровня жизни населения

E. V. Takmakova:
Prospects for achieving the national development goals of Russia in the field of living standards of the population

Интервью с Такмаковой Еленой Валерьевной, доктором экономических наук, доцентом, профессором кафедры инноватики и прикладной экономики Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.

Interview with Takmakova Elena Valerjevna, Ph.D. in economical sciences, associate professor, professor of Innovation and applied economics sub-faculty of the I. S. Turgenev Orel State University.

Визитная карточка

Такмакова Елена Валерьевна

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры инноватики и прикладной экономики Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.
Кандидатская диссертация «Доходы сельского населения в условиях становления рыночной экономики» (08.00.01 – Экономическая теория, 2003 г.). Докторская диссертация «Регулирование доходов населения на основе формирования системы социальной стандартизации (в предметной сфере «доходы населения») (08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда), 2022 г.».
Такмакова Е.В. – автор и соавтор более 150 публикаций, в том числе 10 монографий, по проблемам социального и демографического развития, уровня жизни населения, социальной стандартизации. Индекс Хирша – 11 с общим количеством цитирований – 435.
Является экспертом Российского научного фонда.
Член общественной организации «Российская ассоциация статистиков».
Член экспертной группы разработчиков ФГОС ВО 4 по программам базового высшего образования и программам магистратуры в части направления Статистика (УГН1, направление 04).

*******************************************************

Интервью с Такмаковой Еленой Валерьевной

Интервью с Такмаковой Еленой Валерьевной
№ 5 (180) 2023г.

– Елена Валерьевна, скажите, пожалуйста, чем вызван Ваш научный интерес к выбранной тематике исследований?

– Более 20 лет я занимаюсь исследованием проблем уровня жизни населения России и, в частности, формирования доходов населения. Выбор такой тематики был первоначально случайным и скорее сделан не мной, а моим научным руководителем по дипломной работе. А затем изучение особенностей развития доходов населения, факторов, влияющих на них, механизмов регулирования распределительных отношений продолжилось и в кандидатской, и в докторской диссертации.
Доходы населения носят двойственный характер: с одной стороны, это самый существенный фактор обеспечения уровня жизни населения; с другой стороны – они отражают уровень экономического развития страны, одновременно определяя экономический рост. Поэтому процессы, происходящие в сфере формирования и регулирования доходов, затрагивают интересы всего населения страны, определяют социальную стабильность в обществе, потенциал воспроизводства рабочей силы, развитие человеческого потенциала.

– Расскажите подробнее о своих научных изысканиях?

– Согласно Конституции РФ Россия является социальным государством, а социальная политика направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. В свою очередь, социальная политика государства выступает как часть государственного регулирования социально-экономического развития страны.
Социальная политика включает в себя целый ряд отдельных направлений – политика доходов населения; социальная защита граждан; развитие системы здравоохранения, образования, культуры; обеспечение товарами, услугами, условиями проживания; молодежная политика.
В любом обществе политика доходов населения — это часть государственной социально-экономической политики. Она обусловлена теми экономическими институтами, которые существуют в государстве в конкретный момент времени, теми приоритетами, которые определило государство, и теми инструментами, которые оно использует. Отправной момент всего процесса регулирования доходов населения – это формирование нормативно-правовой базы. Нормативы лежат в основе расчётов нормативных потребительских бюджетов; ставки налогообложения применяются для удержания налога на доходы физических лиц.

– Елена Валерьевна, скажите, как можно охарактеризовать современное состояние уровня жизни населения в России и особенности его государственного регулирования?

– Современный этап социально-экономического развития страны характеризуется низким уровнем среднедушевых денежных доходов населения, высокой степенью дифференциации населения по доходам.
Органами государственной власти активно реализуется система мероприятий по социальной поддержке населения в условиях экономической нестабильности. В обновленной Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в качестве основного приоритета указано на сбережение народа России, обеспечение качества жизни и благосостояния граждан. За последние пять лет приняты и реализуются основные положения Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», Указа Президента РФ от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития на период до 2030 года», «Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2024 года», «Единого плана по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года», в которых определены такие национальные цели развития страны в области уровня жизни населения, как: обеспечение темпов устойчивого роста доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года.
Ведущая роль в реализации социальной политики принадлежит средствам федерального бюджета, который выступает в качестве инструмента содействия позитивным процессам в социально-экономическом развитии, в том числе в реализации политики доходов населения. С 2000 по 2020 гг. удельный вес расходов на социальную политику в общем объеме расходов консолидированного бюджета и бюджетов внебюджетных фондов существенно возрос – с 23,8 до 58,5 % соответственно.

– Елена Валерьевна, какую роль играет социальная стандартизация в механизме регулирования доходов населения страны?

– Ограниченность экономических ресурсов, признание и обеспечение государством социальных прав и гарантий их реализации, закрепленных Конституцией Российской Федерации, формирование расходной части бюджетов различного уровня, требует установления системы социальной стандартизации, как основы реализации социальной политики государства, направленной на достижение достойного уровня и качества жизни населения, удовлетворение базовых потребностей на социально значимом уровне, рост человеческого потенциала страны. Система социальной стандартизация должна стать элементом механизма регулирования доходов населения и важнейших параметров уровня жизни населения в целом. Цель введения системы социальной стандартизации – оптимизировать предоставление материальных благ и услуг реально нуждающимся, сделать стандарты механизмом политики государства, обеспечивающим социальную защищенность населения. С помощью социальных стандартов следует определять масштабы решения жизненно важных вопросов, обеспечивающих более полное удовлетворение потребностей людей, условия для развития человеческого потенциала. Социальные стандарты являются критериями эффективного распределения ресурсов потребления, выступают как способ реализации социальных гарантий в области доходов и потребления населения. Они могут использоваться в качестве базы при обосновании мероприятий по повышению уровня жизни населения.

– Елена Валерьевна, какова Ваша позиция относительно внедрения такого инструмента политики доходов населения, как прогрессивное налогообложение доходов физических лиц в РФ?

– В настоящее время ведутся дискуссии о целесообразности прогрессивного налогообложения при имеющемся уровне дифференциации доходов населения. Несмотря на наличие множества рекомендаций экономистов о необходимости изменения шкалы подоходного налога, Правительство Российской Федерации считает, что имеющиеся подходы к установлению НДФЛ, в целом оправдали себя и не требуют серьезных изменений. Полагаю, что необходимость перехода к прогрессивному налогообложению не только с экономических позиций, касающихся суммы собираемых налогов, но, прежде всего, с позиций использования прогрессивного налогообложения в качестве института, позволяющего перераспределять доходы, тем самым решая вопросы снижения дифференциации населения по доходам. Установление прогрессивного налогообложения доходов в стране требует плавного перехода. Введение изменения ставки на доходы выше 5 млн. руб. можно считать одной из мер к постепенному переходу к прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц.

– Как Вы оцениваете результаты государственной политики по регулированию доходов населения?

– Результативной политику доходов населения можно считать в случае сокращения численности людей с доходами ниже величины прожиточного минимума и увеличения размера величины устанавливаемого прожиточного минимума. Удельный вес бедного населения сократился в Российской Федерации с 29,0 % в 2000 году до 12,3 % в 2020 году. Инструменты политики доходов населения за 2000 – 2020 гг. были направлены на сокращение абсолютной бедности; из множества методов и инструментов политики доходов населения в России активно применялся инструмент МРОТ. Российскую модель социальной политики можно считать субсидиарной, то есть предполагающей сокращения выплат социального характера домохозяйствам, имеющим доход выше уровня прожиточного минимума, обеспечение выплат социальных трансфертов бедному населению.
Вместе с тем, в российской экономике по-прежнему действует так называемый «порочный круг бедности»: низкий уровень доходов населения приводит к низкому уровню как потребительских расходов, так и сбережений, что ведет к недостаточному объему инвестиций, а затем и к низким темпам накопления капитала, что, в свою очередь, приводит к низкой производительности труда и низкому уровню среднедушевых денежных доходов населения. Представляется, что «разорвать» данный «порочный» круг можно только посредством мер государственного воздействия, в частности, реализуя политику доходов населения, которая воздействует на макроэкономические индикаторы через механизм действия мультипликатора конечного спроса.

– Скажите, какую роль в повышении уровня жизни населения страны играют мероприятия по достижению национальных целей в области уровня жизни населения?

– Национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период 2024 года в области уровня жизни населения включают в себя (согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»): «обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции» и «снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации» (в настоящее время достижение указанной цели отодвинуто до 2030 г.). Национальные цели развития Российской Федерации носят «межпрограммный» характер: достижение ни одной из национальных целей не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы и (или) национального проекта (программы). Кроме того, национальные цели развития тесно взаимосвязаны. Достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других.
В 2020 году Счетной палатой Российской Федерации совместно с экспертами Центра перспективных управленческих решений проведен анализ государственной политики, направленной на снижение бедности, который показал, что комплексная государственная политика в сфере обеспечения роста реальных доходов и снижения уровня бедности недостаточно систематизирована, ей не хватает доказательной базы и адресности. Представляется, что необходима реализация дополнительных мер политики доходов населения, обладающих прямым влиянием на получение итоговых результатов по снижению уровня бедности и росту доходов, так как заявленные в Едином плане по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года целевые индикаторы в области доходов населения и уровня бедности трудно достижимы.
Мы полагаем, что национальные цели в области повышения уровня жизни населения могут быть достигнуты посредством совершенствования величины минимального размера оплаты труда. Для установления оптимального уровня минимальной заработной платы следует применять ее соотношение с медианной заработной платой, то есть использовать индекс Кейтца. В качестве ориентира следует принять величину индекса Кейтца, равную 50 % (это соответствует рекомендациям Международной организации труда). В качестве экономических последствий такого повышения величины МРОТ можно назвать: рост ВВП; рост производства; рост потребления; рост поступлений от НДФЛ в бюджет страны; рост страховых взносов во внебюджетные фонды вследствие роста фонда оплаты труда; рост теневизации заработной платы; рост инфляции. Одновременно возможно наступление таких социальных последствий как: рост среднедушевых денежных доходов населения и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников; уменьшение числа домохозяйств, претендующих на социальную помощь.

– Уважаемая Елена Валерьевна, благодарим Вас за интервью! Желаем дальнейшего профессионального роста! В заключение беседы разрешите задать Вам традиционный вопрос: чтобы Вы хотели пожелать редакции, авторам и читателям нашего журнала?

– Прежде всего, мне хотелось бы выразить признательность редакции Евразийского юридического журнала за возможность более подробно рассказать об актуальном состоянии процесса реализации мероприятий по достижению национальных целей Российской Федерации в области повышения уровня жизни населения.
А еще хотела бы высказать слова благодарности тем людям, с которыми были связаны на разных этапах моей профессиональной жизни (написание дипломной работы, подготовка и защита кандидатской и докторской диссертации) мои успехи в научной деятельности – доктору экономических наук, профессору Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева Ароновой Светлане Анатольевне, доктору экономических наук, профессору Базикову Александру Александровичу (ныне покойному), Гуляевой Татьяне Ивановне – доктору экономических наук, профессору Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина.
Всем авторам и читателям Евразийского юридического журнала желаю укреплять свой интеллектуальный потенциал, успешно реализовывать научные идеи, творческого вдохновения и жизненной энергии! Спасибо!

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович.

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 1,005 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ