METHODOLOGICAL UNDERPINNIG FOR INTERNATIONALIZATION AND INTEGRATION OF ENGINEERING EDUCATION AND HUMANITIES: LEGAL ASPECT
№ 4 (167) 2022
DOI 10.46320/2073-4506-2022-4-167-418-423
Pages 418-423
SNETKOV Vitaliy Nikolaevich
Ph.D. in political sciences, professor of the Higher School of Jurisprudence and Forensic Engineering Investigation of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Polytech)
MOKHOROV Dmitriy Anatoljevich
Ph.D. in Law, associate professor of the Higher School of Jurisprudence and Forensic Engineering Investigation of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Polytech)
DOROVSKAYA Yuliya Vladimirovna
senior lecturer of the Higher School of Jurisprudence and Forensic Engineering Investigation of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Polytech)
SEMENOVA Kristina Andreevna
senior lecturer of the Higher School of Jurisprudence and Forensic Engineering Investigation of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (Polytech)
METHODOLOGICAL UNDERPINNIG FOR INTERNATIONALIZATION AND INTEGRATION OF ENGINEERING EDUCATION AND HUMANITIES: LEGAL ASPECT
In 2018 the Russian Federation approved national project Education passport. A part of this project is federal project Export of Education providing for its internationalization. On April 12, 2022, on Cosmonautics Day, Russian President Vladimir Putin, speaking at the Vostochny cosmodrome, announced projects in сosmonautics jointly with Belarus. Therefore, the need for projects such as joint training of leading personnel in the most technologically advanced fields of science will increase.
This article, relying on modern Russian and international legislation, presents main trends that affect educating professionals at engineering university schools. The study purpose is based on the main education task to be implemented as its result – personality as is reflected in requirements for higher education role in development of a person formulated in legal acts. Concurrently the authors present engineering and humanitarian education concepts for implementation within the continental law system, using the example of engineering education in Sweden, Finland and Germany, and integrative aspects related to inclusion of a humanitarian component in engineers education system. It is deduced on the basis of a comparative analysis of legislation and programs in education that the humanities are primarily called upon to educate the citizens of own country, and integration processes should go in this direction from them.
It is concluded that the increase in the share of foreign students should be provided from the EAEU countries, since no restrictions on free movement of labor, highly qualified resources within regional unions makes the Education Export project especially attractive for these countries.
Keywords: integration, internationalization, regulation, export of education, human development, engineers, humanities.
№ 4 (167) 2022
Страницы 418-423
СНЕТКОВ Виталий Николаевич
доктор политических наук, профессор Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
МОХОРОВ Дмитрий Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
ДОРОВСКАЯ Юлия Владимировна
старший преподаватель Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
СЕМЕНОВА Кристина Андреевна
старший преподаватель Высшей школы юриспруденции и судебно-технической экспертизы Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК: ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В Российской Федерации в 2018 году был утвержден паспорт национального проекта «Образование». Частью этого проекта стал федеральный проект «Экспорт образования», предусматривающий пути его интернационализации. 12 апреля 2022 г. в День космонавтики Президент России В. В. Путин, выступая на космодроме «Восточный», объявил о проектах в области космонавтики совместно с государством Беларусь. Поэтому необходимость в таких проектах, как совместное обучение ведущих кадров в самых технологичных областях науки будет возрастать.
В настоящей статье на основании анализа норм современного российских и международных актов авторы представили основные тенденции, влияющие на подготовку профессионалов высшими инженерными университетскими школами. Цель исследования базируется на главной задаче образования, которая должна быть реализована в результате получения высшего образования, а именно личности – человека, формируемого системой современной подготовки в вузе, что находит отражение в требованиях к роли высшего образования в развитии человека-гражданина, сформулированной в правовых актах. Одновременно авторами приводятся концепции инженерного и гуманитарного образования, предлагаемые к реализации в рамках континентальной системы права на примере получения инженерного образования в Швеции, Финляндии и Германии и их интегративные аспекты, касающиеся включения гуманитарной составляющей в систему подготовки инженерных кадров. На основании проведенного сопоставительного анализа законодательства и программ дедуцируется, что гуманитарная наука прежде всего призвана воспитывать граждан своей страны, а процессы интеграции должны от гуманитариев идти именно в этом направлении.
Делается вывод о том, что увеличение доли иностранных студентов следует обеспечивать за счет стран ЕАЭС, так как отсутствие ограничений к свободному перемещению трудовых, высококвалифицированных ресурсов в рамках региональных союзов представляет проект «Экспорт образования» особенно привлекательным для этих стран.
Ключевые слова: интеграция, интернационализация, нормативное регулирования, экспорт образования, развитие человека, инженеры, гуманитарии.
434 ВСЕГО, 2 СЕГОДНЯ