PROBLEMS OF RESPONSIBILITY IN INTERNATIONAL AIR LAW IN THE CONTEXT OF REGIONAL COOPERATION

PROBLEMS OF RESPONSIBILITY IN INTERNATIONAL AIR LAW IN THE CONTEXT OF REGIONAL COOPERATION

№ 7 (182) 2023

DOI 10.46320/2073-4506-2023-7-182-20-28

Pages 20-28

BATALOV Alexander Alexandrovich
Ph.D. in Law, LL.M. in International Air and Space Law (Leiden University), Alternate Representative of the Russian Federation to the International Civil Aviation Organization (ICAO)

PROBLEMS OF RESPONSIBILITY IN INTERNATIONAL AIR LAW IN THE CONTEXT OF REGIONAL COOPERATION

This article examines problems of responsibility of States and regional international organizations in view of regional cooperation in various fields governed by international air law, especially in such fields as air traffic services and aviation safety oversight. It is concluded that the expansion of contractual and institutional forms of regional cooperation in international air law leads to the development of special rules of responsibility of States and regional international organizations in different regions and even self-contained regimes. The development of such special rules and self-contained regimes poses the risk of diverse and controversial interpretation and application of primary rules of international air law and, eventually, the risk of its fragmentation. Moreover, the problem of application of rules on international responsibility with respect to third States, not parties to the regional agreements and not members of regional international organizations arises in the context of the regional cooperation mentioned above. In particular, in case of transfer of air traffic services or safety oversight functions by one State of the region to another State or regional international organization, a third State might face the impossibility of holding any of these States or regional international organization responsible, for example, in view of aviation accident resulting from improper fulfillment of the transferred functions. In the long-term perspective, this problem might be resolved by the adoption of the relevant amendments to the Convention on International Civil Aviation of 1944.

Keywords: international responsibility, air traffic services, flight safety, regional international organization, fragmentation of international air law.


№ 7 (182) 2023

Страницы 20-28

БАТАЛОВ Александр Александрович
кандидат юридических наук, магистр международного воздушного и космического права (LL.M., Leiden University), заместитель Представителя Российской Федерации при Международной организации гражданской авиации (ИКАО)

ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В статье исследуются проблемы международной ответственности государств и региональных международных организаций в связи с региональным сотрудничеством по различным вопросам, регулируемым международным воздушным правом, в особенности в таких сферах как обслуживание воздушного движения и контроль за обеспечением безопасности полетов. Делается вывод о том, что расширение договорных и институциональных форм регионального сотрудничества в международном воздушном праве приводит к появлению на уровне различных регионов специальных норм об ответственности государств и региональных международных организаций и даже автономных режимов ответственности. Развитие подобных специальных норм и автономных режимов международной ответственности несет в себе риск различного и противоречивого толкования и применения первичных норм международного воздушного права и, как следствие, риск его фрагментации. Кроме этого, в контексте вышеуказанного регионального сотрудничества возникает проблема с применением норм о международной ответственности в отношении третьих государств, не являющихся участниками региональных международных договоров и членами региональных международных организаций. В частности, при передаче одним государством региона другому государству или региональной международной организации определенных функций по обслуживанию воздушного движения или контролю за обеспечением безопасности полетов третье государство может столкнуться с невозможностью привлечь ни одно из этих государств, ни региональную международную организацию к международной ответственности, например, в связи с авиационным происшествием, возникшим по причине ненадлежащего выполнения переданных функций. Решению данной проблемы в долгосрочной перспективе могло бы способствовать внесение соответствующих поправок в Конвенцию о международной гражданской авиации 1944 года.

Ключевые слова: международная ответственность, обслуживание воздушного движения, обеспечение безопасности полетов, региональная международная организация, фрагментация международного воздушного права.

 136 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ