Интервью с Ананьевой Екатериной Олеговной, кандидатом юридических наук, доцентом, доцентом института подготовки государственных и муниципальных служащих академии ФСИН России

PERSONA GRATA

Е.О. АНАНЬЕВА:
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

E.O. ANANJEVA:
CIVIL LAW REGULATION OF ISSUES OF DIGITALIZATION OF SOCIETY

Интервью с Ананьевой Екатериной Олеговной, кандидатом юридических наук, доцентом, доцентом института подготовки государственных и муниципальных служащих академии ФСИН России.

Interview with Ekaterina Olegovna Ananjeva, Ph.D. in Law, Associate professor, associate professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees of the Academy of the FPS of Russia.

Визитная карточка

Ананьева Екатерина Олеговна – кандидат юридических наук, доцент, доцент института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса. Автор учебных пособий «Правовая охрана интеллектуальной собственности», «Нормативно-правовое регулирование защиты прав потребителей», «Хозяйственное право», а также ряда статей: «Проблема правового положения электронных денег в Российской Федерации», «Правовые основы виртуальной жизни и последствия цифровизации», «Проблемы развития IT-отрасли в условиях ограничений: к вопросу о цифровизации гражданского общества в России», «Правовое регулирование цифровых объектов гражданских прав», «Правовое регулирование цифровизации гражданского общества». Участник группы по разработке программы «Безопасный город».

*******************************************************

Интервью с Ананьевой Екатериной Олеговной

Ананьева Екатерина Олеговна
№ 8 (171) 2022г.

– Уважаемая Екатерина Олеговна, благодарим Вас за желание принять участие в беседе с читателями на страницах «Евразийского юридического журнала». Основным направлением вашей профессиональной научной деятельности является гражданско-правовое регулирование вопросов цифровизации общества. Что особенного вы отмечаете в этом направлении.

– Цифровизация, а вернее переход на нее отдельных направлений обеспечения жизнедеятельности граждан ведется достаточно давно. Первые пейджеры с возможностью сообщить абоненту информацию, первые телефоны сотовой связи, позволяющие быстро дозвониться человеку, затем делать фотографии и видео, все это хранить и иметь постоянно под рукой и многие подобные новшества с удовольствием принимались людьми, так как упрощали и позволяли разнообразить свою жизнь. Гораздо сложнее все стало с введением электронных средств платежа, а именно введение в действие пластиковых карт. Поскольку это нововведение касалось денежных средств, то есть средств существования обычного человека, то массовый ввод карт, перечисление на них заработной платы в обязательном порядке было достаточно проблематичным для принятия гражданским обществом. Жалобы руководству организаций и предприятий с указанием на нежелание получать зарплатные карты; маленькое количество банкоматов, способных выдать наличные денежные средства; невозможность получения заработанных средств в полном объеме из-за отсутствия в банкоматах для выдачи купюр соответствующего достоинства; оплата продуктов питания только наличными при отсутствии систем для перевода денежных средств не добавляло популярности таким цифровым технологиям. Конечно, все изменилось со временем. Сегодня, практически у каждого человека в руках находится «цифровая вселенная», в которой хранятся все его записи, фотографии, видеоматериалы, система оплаты, неограниченное количество денежных средств, книги, аудиозаписи, его аккаунты в социальных сетях и многое другое. Благодаря цифровым технологиям мы имеем возможность наблюдать за своими домами и квартирами онлайн, можем общаться по видеосвязи между городами и странами, участвовать в конференциях и даже проводить видео занятия с неограниченным количеством пользователей – обучающихся. Это говорит о масштабности применения цифровых технологий и их уже неотъемлемом присутствии в нашей жизни. Даже для относительно одиноких людей уже существуют «виртуальные друзья» в виде умных колонок, с которыми можно просто поговорить, попросить включить музыку или почитать вслух книгу. Апогей такого симбионта для решения бытовых вопросов является система «умный дом», которая готова упредить все желания своего хозяина. Такие примеры говорят об участии новейших технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе, и очень личных, от которых сейчас вряд ли кто-то готов отказаться.

— Как вы считаете, имеется ли достаточное количество нормативных правовых актов, регулирующих процессы цифровизации?

– В течение длительного периода времени, а это около 10 лет, предшествующих сегодняшнему периоду, в Росси было принято достаточно большое количество нормативно-правовых актов и государственных программ, так или иначе связанных со становлением в России информационного общества. Руководство нашего государства не могло не заметить изменений, происходящих в сфере IT-технологий, преимуществ, получаемых, благодаря им, да и процессы зарубежной политики по данному направлению не могли остаться не замеченными. Для того, чтобы соответствовать стандартам мирового сообщества, надо было начинать развивать и собственные IT-отрасли, и собственное законодательство, регулирующее подобные вопросы. Так, например, в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество» была поставлена цель – достижение “цифровой зрелости” ключевых отраслей экономики и социальной сферы. Это касалось непосредственно вопросов цифровизации и внедрения цифровых технологий в системе здравоохранения, образования, а также государственного управления. Постановление упразднило отдельные нормативные правовые акты, которые уже не могли соответствовать современной политике государства в данной области. Оно привело в соответствие деятельность государственных органов и органов самоуправления, позволило апробировать пилотные проекты единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы, позволило дать оценку не только состояния социально-экономического развития России и обеспечения национальной безопасности государства, но и динамику роста сектора информационно-телекоммуникационных технологий.
Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» устанавливает формирование цифровой экономики как одной из главных целей в развитии информационного общества. Это означает, что информатизация общества становится необходимым условием и объективной потребностью в развитии экономики, науки, образования, культуры, национальной безопасности нашей страны. Главная цель Указа состоит в укреплении «суверенного права государства» в определении информационной, экономической и технологической политики в национальных «сегментах сети». Такая цель не появилась из неоткуда. Всем нам известно, что на уровне международно-правовых отношений не существует правовых механизмов, которые позволяли бы регулировать цифровое информационное пространство. А реалии современности вообще приводят к мысли об отсутствии норм международного и международного частного права как такового. Защита же национальных интересов в данной сфере в связи с подобным положением становится приоритетным направлением. В стратегии определены первостепенная забота о сохранении национальных российских духовных и нравственных ценностей, приоритет защиты прав российских граждан в информационной среде, а это возможно только при переходе на отечественные технологические разработки и замене программного обеспечения, управляемого из-за рубежа.
Стоит отметить Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». В нем, кроме национальных целей сохранения населения, здоровья и благополучия людей, возможностей для их развития и самореализации, создания комфортной и безопасной среды для жизни, отмечена цифровая трансформация. То есть Указ предлагает в целях осуществления прорывного развития установить цифровую трансформацию как одну из приоритетных целей. Это означает достижение определенных высоких показателей по ключевым отраслям социальной сферы, таким как образование, здравоохранение, государственное управление. Обеспечение доступности услуг в электронном виде, широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для домохозяйств и решение вопросов по отечественному инвестированию российских технологий и процессов.
Дальнейшее развитие отечественной ИТ-индустрии будет определяться сочетанием глобальных и локальных тенденций. Внедрение информационных технологий в социально-экономическую сферу, государственное управление и бизнес должно продолжить курс на повышение производительности труда и качества жизни населения, повышение эффективности технологических, производственных и управленческих процессов в любой сфере экономики и на уровне обеспечения безопасности страны, способствовать росту оборонных возможностей. Ожидается широкое распространение и внедрение информационных технологий в областях здравоохранения, образования, науки, культуры, правоохранительной сфере, вооруженных силах, промышленности, сельском хозяйстве, финансах и транспорте.
Основой для таких возможностей стали новации, сделанные, в первую очередь, в гражданском законодательстве. Изменения, внесенные в ст. 128 ГК РФ, определили такие понятия, как цифровые права. Небольшое пояснение (соответственно, норма закреплена в статье 141.1 ГК РФ), она говорит о том, что цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых, определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным в законе признакам. Кроме этого, данная норма устанавливает объем осуществления, распоряжения, передачи и залога, а также обременения цифровых прав другими способами или ограничение распоряжением цифровым правом, которые возможны только в информационной системе и без обращения к третьим лицам. Такая норма дает основу для перевода определенных цифровых технологий в разряд объектов законодательного регулирования и, соответственно, защиты. Однако, на данный момент, законодатель не сделал попытки создания единого закона, который бы всецело мог регулировать цифровые права в виде объектов гражданских прав. Имеющиеся определения слишком широки для понимания, ведь в подобный спектр цифровых объектов могут попасть и бонусы систем платежей, и бонусы от участия в компьютерных играх. Очевидно, что с развитием цифровых технологий и растущим присутствием их в нашей жизни число объектов будет увеличиваться, а вопросы их защиты и защиты граждан от их вредоносного применения стоит прорабатывать уже сейчас.

— Екатерина Олеговна, как вы считаете, достаточно ли просто сегодня провести тотальную перестройку жизни гражданского общества и перевести многие направления его жизнедеятельности в цифровой формат?

– В настоящее время в Российской Федерации создана система информационной безопасности в целом. Система информационной безопасности постоянно совершенствуется и направлена на повышение ее эффективности. К началу 2021 года, по статистическим данным мониторинга, число ” пользователей Интернета, у которых за последние 12 месяцев не было проблем с информационной безопасностью, достигла в общей сложности 71,1 % населения, использующего Интернет”. При этом новый этап цифровой трансформации представляет угрозу информационной безопасности не только для государства, но и для человека и общества в целом. По данным МВД РФ, за 7 месяцев 2020 года количество преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, выросло на 94,6 % по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Большая часть из них коснулась цифровых финансовых активов населения. Но есть и такие, как цифровая кража личности, когда с помощью определенных технологий к человеку, схожему с исходной личностью по параметрам могут подставить лицо абонента и создать определенные видео и фотомонтажи. Для небольшого количества рядовых граждан страны проблемой стали полные совпадения их фамилии, имени и отчества, с лицами, совершившими в регионах какие-либо нарушения законодательства, либо имеющие проблемы с исполнительным производством, которые были использованы сотрудниками различных правоохранительных органов для применения соответствующих видов санкций. Примером, имеющимся в открытом доступе для каждого, можно рассмотреть сегодняшнюю рекламу мегафон, которая постоянно появляется на телеэкранах. В ней благодаря цифровым технологиям происходит совмещение лица одного человека – известного мирового актера, с телом другого. Общее впечатление, что именно известная личность принимает участие в съемках данного рекламного продукта.
Также отмечается, что растет количество бытовых киберпреступлений, происходит массовая утечка персональных данных граждан, что, в свою очередь, является эффективным инструментом мошенников для обмана граждан и злоупотребления их доверием, а также для дискредитации электронных сервисов государства. Невозможно бороться только карательными мерами против киберпреступности такого масштаба. Требует дальнейшего упорядочения распространение рекламной продукции, услуг и приведение их в соответствии с правилами обеспечения безопасности государственных структур, обеспечивающих защиту от информационного насилия.
Фундаментальные результаты по названным направлениям могут быть достигнуты только при условии создания необходимых условий для безопасного и эффективного взаимодействия государства, бизнеса и граждан на государственном уровне. В настоящее время состояние средств массовой информации и СМИ в Российской Федерации характеризуется тенденцией к стабилизации и динамичному восстановлению после кризиса 2020 года, вызванной пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и связанными с ней ограничениями. В 2020 году был реализован широкий спектр вещательных, печатных СМИ, книгоиздательских, интернет-ориентированных государственных услуг, а также приняты дополнительные меры по поддержке средств массовой информации, полиграфической продукции и медиаиндустрии в целом.
Этот год можно считать сильным толчком к идее стремительного развития IT-отрасли. Хотя стоит отметить, что не все направления государственной политики и органов исполнительной власти начали стремительное изменение и переход на цифровые технологии именно в год появления новых социальных рисков. Например, государственная корпорация «Росатом» уже давно создает для себя отечественные технологии, дабы ее деятельность не была в зависимости от настроений зарубежных партнеров и стоимостных характеристик необходимого продукта. Корпорация является лидером цифровизации в России и уже начинает поставлять уникальные отечественные разработки для их внедрения на предприятия государства, да и в целом, для установления режимов безопасности в стране. Что стоит только одни системы «безопасный город» или возможности проведения оплат по скану лица. Например, введенная в г. Сочи автоматизированная система безопасности, действующая на множестве объектов, сделала город, несмотря на огромное количество туристов и разочарования преступников, одним из самых безопасных в стране. Каких-либо серьезных криминальных явлений в городе-курорте уже давно не наблюдается. Сами жители оценивают уровень безопасности в городе, как высокий.

— Екатерина Олеговна, вы достаточно много знаете о правовом регулировании цифровизации, о технологиях, используемых для обеспечения безопасности граждан. Какие на Ваш взгляд направления в цифровизации экономического сектора могут стать интересными и перспективными?

– Если касаться сферы экономики, то тут достаточно широкое поле для внедрения цифровых технологий и получения прибыли. Эта сфера, конечно, связана с предпринимательской деятельностью. Поскольку пандемия коронавируса ввела определенные ограничения для граждан на передвижения с использованием общественного транспорта, создала трудности для личного общения, посещений определенных учреждений во внеучтенном порядке, то это и стало первоочередным направлением цифровизации.
Примером подобного симбионта решения вопроса безопасности граждан является цифровые сервисы такси, такие как Яндекс, Убер, Гетт. В некоторых государствах подобных сервисов просто нет (Германия, Болгария, Венгрия, Китай). Цифровые технологии в области здравоохранения позволяют не только реализовать возможность применения электронных записей к специалистам в удобное для пациента время, но и получение данных о готовности результатов проведенной диагностики и их результатов на электронную почту или иные имеющиеся у клиента системы оповещения без дополнительных посещений лечебных учреждений с минимизацией контактов с больными гражданами.
Переход бизнеса на интернет платформы подтверждается активным и массовым развитием деятельности интернет-магазинов. И мы в этом очень далеко продвинулись вперед.
Крупномасштабные отрасли промышленные проекты, в которые инвестируются сотни миллиардов рублей не отстают и в нашем государстве. Примером такого масштабного направления отечественного развития является “Индустрия 4.0”. Основные решения включают искусственный интеллект, дополненную реальность, симуляторы виртуальной реальности для промышленной безопасности, беспилотные летательные аппараты для промышленных инспекций, навигационные устройства и др. В качестве примера можно привести аграрный комплекс. Рабочие во время полевых работ могут получить консультации по работе с оборудованием от удаленных за тысячи километров консультантов. Такие же промышленные ассистенты имеются и в иных направлениях промышленного комплекса России. Или другой пример. У промышленных компаний есть запрос на мониторинг производственных мощностей для быстрого обнаружения аномалий. С помощью этой функции беспилотные летательные аппараты, покрывающие территорию, например, обнаруживают превышение концентрации метана в воздухе. Это очень важно для обеспечения безопасности газоснабжения населения. В результате эти технологии обеспечивают более эффективную и безопасную работу промышленных предприятий. На Дальнем Востоке с помощью таких дронов выявляют также наличие возгораний в лесах.
Однако такие технологии востребованы не только в нашем государстве. Сегодня они интересны и для других стран. Как указал в своем интервью глава КРОК Борис Бобровников, то по заказу ОАЭ совместно с компанией NNTC был разработан автономный комплекс распознавания лиц, созданный на основе взаимосвязи искусственного интеллекта и дополненной реальности. Такие технологии позволяют обеспечить безопасность граждан в местах массового скопления людей, на крупных мероприятиях.
Конечно, ни один бизнес не может обойтись без кадрового состава. Сегодня учет кадрового оборота встал на цифровые рельсы. Это облегчает работу сотрудников: позволяет вести цифровой учет приема на работу и увольнения, удаленно проводить собеседования и заключать трудовые договоры, вести учет электронных больничных листов. Это весьма экономит время и позволяет вести трудовые отношения даже не контактируя с работодателем. Такая организация удобна для дистанционных работников, которые проживают не по месту нахождения работодателя
Привязка таких технологий к порталу госуслуг, с другой стороны, позволяет гражданину увидеть информацию о своей трудовой деятельности: о перечислении за него работодателем страховых взносов, ведении электронной трудовой книжки, формировании пенсии. Такие процессы оптимизации деятельности приемлемы для любых коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций. Теперь оплата листов временной нетрудоспособности, например, исходит непосредственно из Фондов социального страхования, а не проходит этап оплаты работодателем, сбора, обработки и направления информации от работодателя в Фонд и получения компенсации от Фонда.

— И все же чувствуется, что вы отдаете предпочтение цифровизации жизнедеятельности гражданского общества, а не глобализации таких процессов в крупных масштабах. Почему так?

– Вероятно, это связано с моей достаточно длительной службой в правоохранительной сфере. Первые цифровые технологии применялись в ней в связи с расширением перечня мер, применяемых в виде санкций за совершенные правонарушения. И решение таких проблем лежало в основе моей работы. Контроль за лицами, принуждаемыми к соблюдению установленных законами правил деятельности и поведения, осуществление профилактики совершения повторных правонарушений с их стороны и обеспечение безопасности граждан являлось конечной целью работы. Именно тогда начались разработки первых цифровых систем «Безопасный город», в работе над которой в достаточно большой группе разных специалистов мне довелось принимать участие. Видимо, это наложило свой отпечаток и на мои дальнейшие исследования и на взгляды. Я уверена, что цифровизация, как требует глава государства, в течение достаточно короткого периода времени затронет каждого из нас. Она, в первую очередь, должна обеспечить достойный уровень комфорта, организации жизнеобеспечения и безопасности человека и гражданина при соблюдении его конституционных прав и законных интересов. Внедрение искусственного интеллекта позволит изменить отдельные сферы жизнеобеспечения полностью и проводить одновременно анализ больших данных. «Наша страна на разных этапах успешно решала амбициозные задачи технологического и пространственного развития, уникальными темпами строила железные дороги на рубеже XIX-XX веков, проводила электрификацию в двадцатых – тридцатых годах прошлого столетия. Но наши планы повсеместного внедрения искусственного интеллекта, цифровой трансформации по глубине изменений во всех сферах аналогов не имеют», – говорит Владимир Владимирович Путин. Несмотря на такие глобальные планы, в первую очередь Президент РФ указывает, что, несмотря на развитие нейросетей и их привязки к большим данным, в том числе к государственным массивам информации в различных областях, главным направлением должны стать пресечение утечки информации и ликвидация любых рисков кражи персональных данных российских граждан. Правительством РФ в ближайшее время должны быть приняты стратегии цифровой трансформации десяти ключевых секторов местной экономики и социальной сферы. Практические же меры по внедрению искусственного интеллекта в работу должны стать надежными помощниками врачей, изменить города и широко использоваться в муниципальной экономике, транспорте и промышленности.
Уже сегодня большинство государственных услуг оказывается населению автоматически, то есть по факту возникновения у человека определенной жизненной ситуации. Сейчас это называется оказание услуг в проактивном режиме.
Такое положение самое верное. Ведь только стабилизировав сферу, обеспечивающую жизнедеятельность и безопасность гражданского общества, не подорвав доверие населения, улучшив его обеспечение, можно развивать цифровую экономику. На бытовом уровне этом может быть представлено развитием производства товаров двойного, а может быть и тройного назначения (например: содействующие удовлетворению потребностей бытового характера, обеспечивающее безопасный уровень их удовлетворению и ведущее учет использования соответствующей энергии). На технологическом уровне вместе с развитием и использованием инновационных технологий предоставляющих возможность (не выходя из дома или офиса) решать самые актуальные научно-технические вопросы, требуется обеспечение защиты от несанкционированного вмешательства кого бы то ни было. Механизм обеспечения защиты от постороннего вмешательства должен быть не менее простым, чем существующая форма доступа проникновения к личным данным. Здесь можно ставить вопрос о создании системы специальных служб в рамках деятельности и правоохранительных либо других (технических) структур, с помощью которых, оперативно стало быть возможным решение неотложных вопросов и получение гражданами помощи от несанкционированных вмешательств и попыток воздействий. Особенно это важно для защиты детей, пользующихся электронными ресурсами.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что развитие цифровизации общества достигла уже достаточно хорошего уровня, но первое, очень важное действие, которое на наш взгляд важно сделать и над чем уже работают специалисты – обеспечить проведение цифровизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашей стране за счет отечественных ресурсов. Это позволит решить вопросы, и обеспечения национальной безопасности на новом уровне и защитить права, свободы и активность граждан, желающих внести свой вклад в социально-экономическое развитие нашей страны.
Уверена, что задачи, поставленные руководством нашей страны в направлении цифровизации всех сторон жизнедеятельности общества, будут успешно решаться.

— Скажите, а каким изысканиям в области цифровых технологий и правовой поддержки Вы сегодня отдали бы свое предпочтение?

– Таких направлений я бы отметила несколько. Во-первых, как мать, я бы хотела обезопасить наших детей от пагубного влияния социальных сетей и отдельных сайтов, которые позволяют себе воздействие на неустоявшуюся детскую психику и пытаются вовлечь подростков в различные «секты», либо посредством участия в определенного рода компьютерных играх склонять к деструктивным формам поведения. Причем такие продукты нередко приводят к попыткам суицида. И об этих явлениях-случаях известно из печальных примеров.
Известна также проблема защиты детей от кибербуллинга, которые также проявлялись в отдельных школах и иных учебных заведениях. При этом ответственность не стоит перекладывать на родителей, разве что только по возмещению морального ущерба, а для непосредственных участников таких акций стоит применять программы психологического восстановления поведения в обществе.
Не стоит сбрасывать со счетов кибератаки в соцсетях от злоумышленников, направленные на подрыв устоев семьи и вбивания в головы детей идей об их неустановленной половой принадлежности независимо от уже имеющегося гендера.
Во-вторых, защита от спама. Звонки с предложением кредитов и реклама ненужных продуктов порой нарушают нормальную жизнь граждан, не нуждающихся в такой информации. Предложения, которые начинаются с обращения по имени и отчеству абонента говорят об утечке информации о гражданине. Такое положение может не только скомпрометировать и посягнуть на честь, достоинство и деловую репутацию, но и позволить преступным элементам обмануть честного гражданина. Сразу встает вопрос о том, каким образом базы данных о гражданах России попадают в руки злоумышленников. И, что немаловажно, доказать такое преступление практически невозможно без специальных цифровых технологий, которые бы контролировали пользование такими базами и распоряжение ими со стороны сотрудников и должностных лиц, которые обязаны их оберегать.
И в-третьих, мошеннические действия, связанные с кражей денежных средств со счетов клиентов банков. Ранее я уже говорила об активизации киберпреступлений, которые свой апогей набрали в период введения ограничений при коронавирусной инфекции, то есть 2019-2021 годы. Преступления вновь связаны с утечкой уже банковской информации о клиентах, их полном имени, счетах и т.д. Психологическое воздействие, приятный голос и убедительные данные, которыми апеллируют преступники к клиенту, заставляет последнего верить в предоставленную им информацию. По данным Генеральной прокуратуры посредством сети интернет и средств мобильной связи было совершено 318,4 тыс. фактов подобных преступлений. При этом система возмещения при таких переводах в банках не предусмотрена. Сколько времени необходимо было доказывать о необходимости усложнения условий получения кредитов (личное участие, индивидуальное собеседование и личная подпись). Доказать, что лицо под чьим то воздействием осуществляло переводы невозможно. А ведь банкам достаточно было начать проведение разъяснительных компаний и установление дополнительных барьеров для профилактики мошенничества и разъяснять гражданам возможные варианты действий. Сейчас это делается, но сколько граждан осталось без своих сбережений, которые никто восстанавливать не собирается. Судебные прецеденты по возврату денежных средств путем страховки счетов также невозможны поскольку состав преступления надо еще установить, что достаточно сложно сделать.
В-четвертых, было бы интересным подключение обучающихся к библиотекам ВУЗов, в которых они получают образование. Например, в Академии ФСИН России имеются уникальные издания, да и сама библиотека насчитывает огромное количество необходимой для дополнительной самостоятельной работы студентов литературы. В период пандемии и после нее для студентов были введены ограничения на посещение библиотеки, хотя для курсантов таких ограничений не было. Думается, что подключение к читальному залу на бесплатной основе посредством программного обеспечения было бы замечательным подспорьем для обучающихся. Но пока ВУЗы могут предложить не собственный библиотечный фонд, а работающие в России иные библиотеки типа Знаниум.
Вот на такие разработки я бы посоветовала обратить внимание. Применение подобных защитных технологий уже проще закрепить нормами законодательства, когда они будут в наличии. Ведь основа для их применения уже есть.

— Уважаемая Екатерина Олеговна, благодарим Вас за интервью! Желаем Вам дальнейших профессиональных успехов! В заключение нашей беседы хочется задать Вам традиционный вопрос: что бы Вы хотели пожелать редколлегии, авторам и читателям Евразийского юридического журнала?

– Я благодарю за возможность выступить на страницах вашего журнала и поделиться своими суждениями по одному из важнейших вопросов развития нашего государства – гражданско-правового регулирования вопросов цифровизации общества.
Евразийский юридический журнал длительное время является одним из самых популярных в нашей стране и ближнем зарубежье, так как авторы, публикующие в нем свои материалы, всегда поднимают самые животрепещущие вопросы и, при этом, они часто дают варианты решения обсуждаемых проблем в виде внесения проектов изменений в действующее законодательство.
Стабильность издания поддерживается прогрессивными идеями и начинаниями, которые позволяют держать высокую планку актуальности и востребованности издания. Хочу пожелать энергии в поисках интересных материалов и активного сотрудничества с исследователями, предлагающими интересные темы и вопросы для обсуждений, в т.ч. содержащих ресурсы появления законодательных проектов.
Я хотела бы также передать привет и пожелать успехов моим коллегам и руководству Академии и Института Академии ФСИН России, которые своим кропотливым трудом создают прекрасную базу для получения по утвержденным направлениям современного профильного образования.
Желаю всем авторам и читателям творческих успехов, научных достижений, благополучия и здоровья, что сегодня является самым актуальным! Спасибо!

Интервью брали:

Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Бондаренко Александр Викторович.

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич

 1,208 ВСЕГО,  2 СЕГОДНЯ