Интервью с Бериком Куралбаевичем Азановым, кандидатом экономических наук, магистром юриспруденции, руководителем Евразийского института правовых исследований и экономического развития.

PERSONA GRATA

Б. К. АЗАНОВ:
ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

B. K. AZANOV:
FEATURES OF INVESTMENT COOPERATION IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Интервью с Бериком Куралбаевичем Азановым, кандидатом экономических наук, магистром юриспруденции, руководителем Евразийского института правовых исследований и экономического развития.

Interview with Berik Quralbayuly Azanov, Ph.D. in economical sciences, master of science in jurisprudence, with the President of the Eurasian Institute of Legal Research and Economic Development.

Визитная карточка

Азанов Берик Куралбаевич, кандидат экономических наук, магистр юриспруденции, руководитель Евразийского института правовых исследований и экономического развития.
Выпускник магистратуры юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, аспирантуры Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и специалитета Казахского университета. Автор около 100 научных трудов, из них две монографий, один патент на разработку, все работы подготовлены и опубликованы на государственном языке Российской Федерации. Консультировал и сопровождал одиннадцать диссертационных работ, из них одна докторская диссертация по праву, пять диссертаций на соискание ученой степени доктора философии (Ph.D.) по специальности юриспруденция, четыре кандидатских диссертаций, две из которых по юридическим наукам и две по экономическим. Исследованиям ЕАЭС и Казахско-Российским Федеративным отношениям, посвящены 90 трудов. Изыскания в сфере инвестиционных взаимоотношений, были опубликованы в нескольких трудах.
Научные труды опубликованы в юридических журналах РФ, включены в Парламентский бюллетень РФ и рекомендованы Федеральному Собранию (Гос. Думе и Совету Федерации), при разработке законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов.
Также статьи Азанова Б. К., состоят в научной библиотеке, Саратовской государственной юридической академии национальной Одесской юридической академии, а также в ряде университетах РФ и Республики Беларусь, 6 статей активно используются юридической научной библиотекой издательства «Спарк», 7 статей рекомендованы и применяются федеральным порталом «Юридическая Россия» при Министерстве образования и науки РФ, 6 статей значатся в научно-электронном каталоге технического университета. 8 Трудов, включены в рабочие программы МГИМО МИД РФ при подготовке магистров очной формы обучения (по направлениям подготовки Юриспруденция, Международные отношения и Экономика) по профилю «Правовые основы интеграционных процессов на евразийском пространстве» и др., в качестве литературы для освоения и чтения. В бюллетень Дипломатической академии МИД РФ Научно-практические статьи внедрены в учебно-методический комплекс «Правовое регулирование инвестиционной деятельности» по специальности 1-24 01 02 «Правоведение» Юридического факультета, кафедры Хозяйственного права Белорусского государственного университета, Минск 2022 г., а также в рабочую программу Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по образовательной программе «Международное частное право, уровень подготовки «Магистр» Москва, 2018 г.
Б. К. Азанов, инициировал и обосновал необходимость принятия специального Положения о порядке принятия в ЕАЭС новых членов (в 2014 и в начале 2015 гг.), тогда он обратился на прямую к национальным органам государств-членов, а также к Высшим интеграционным институтам Союза, о необходимости определения порядка вступления нового государства-члена в ЕАЭС.
Он обозначил несколько стратегических моментов и критерий, для участия нового государства, изъявившего своё желание вступить в ЕАЭС. Также им было заявлено, об отсутствии критерий и принципов, по которым можно оценить готовность страны кандидата. Только 16.10.2015 года Высший евразийский совет, утвердил: «Порядок принятия в Евразийский экономический союз новых членов и прекращение членства в Евразийском экономическом союзе» № 25. Казахстан г. Бурабай. Необходимо отметить и о решении Высшего совета Союза от 23.12.2014 № 94 «О Порядке организации проведения заседаний Высшего Евразийского экономического союза» г. Москва.
О чрезвычайной важности такого научно-правового или просто юридического положения, Азанов Б. К. отмечал в середине 2014 года, на полях Евразийского юридического журнала № 9 (№ 8, № 10, № 5, № 6) за 2014 и последующие годы, в ходе рассмотрения и исследования Договора о ЕАЭС (а также в других научных изданиях РФ).
Азановым Б. К., разработано и приведено собственное юридическое определение терминам: «Конфедерация», «Союзное государство», «Евразийский экономический союз». Адекватно идентифицирован Союз ЕАЭС. Проблемами и вопросами интеграции на Евразийском пространстве, он занимается с 2010 года по настоящее время, 14 лет. Проведён комплексный правовой анализ Договора о Евразийском экономическом союзе (далее Союз, ЕАЭС), были даны собственные комментарий к разделам и пунктам межгосударственного правового документа.
Основываясь на многолетний опыт исследования интеграционных образований и международно-правовую доктрину, государствовед Б. К. Азанов считает, что Конфедерация – это форма государственного устройства, равно как признает за ней структуру государственного союза и/или союзной государственности (Во избежание кривотолков и подмены сути вопроса со стороны коллег, следует пояснить, что речь идёт о так называемом «государственном союзе», а не эквиваленте понятия «суверенное унитарное государство»). В этой связи, в контексте Евразийской интеграции, Евразийский экономический союз Б.К. Азановым идентифицируется в политико-правовом плане как Конфедеративное образование и/или Союзное государство (в данном случае излагается, что в рамках ЕАЭС закреплена международная правосубъектность, единая таможенная территория, единое экономическое пространство и макроэкономическая политика и множество других наднациональных качеств, присущих Федеративным государствам или Конфедерациям. К примеру, в учредительных документах объединений, может и не приводится Федеративность или Конферативность межгосударственной организаций, они проявляются в положениях и концепциях Договоров о Союзе).
Выводы Б. К. Азанова, могут показаться чрезвычайно смелыми, однако, в своих трудах он обосновывает с научно-правовой стороны данную позицию и приводит аргументы, легко стыкующиеся с базовыми положениями конституционного и международного права, им были сформулированы основные теоретические выводы и практические предложения по совершенствованию институциональных, организационно-правовых и экономических основ Союза. Договор о ЕАЭС регистрируется в Секретариате ООН в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций, что даёт все полные основания полагать, что ЕАЭС является Конфедеративным образованием, правовая логика ясна, поскольку членами ООН могут быть только международно признанные государства, обладающие международной правосубъектностью, т.е. субъекты международного права. Полная Федеративность и/или Государственность ЕАЭС, ограничивается учредительным документом объединения (Договором о ЕАЭС), где абсолютная суверенная международная правосубъектность Евразийского экономического союза, ограничивается только целями и задачами, закрепленными в Союзном документе – Договоре о ЕАЭС. Стоит заметить что, в наличии немало правовых норм, придающих ЕАЭС и «Федеративный» характер, поскольку государства-участники «добровольно передают» часть суверенных полномочий, равно как прекращают часть своего суверенитета в пользу Союза и надгосударственного органа/наднациональных институтов. Более того, ЕАЭС имеет наднациональную юрисдикцию. Государства-учредители создали наднациональные институты в составе единого органа управления и делегировали им часть своего национального суверенитета.
Выявлены размытые определения и сложные для юридического применения положения. Сформулировано определение термина «Евразийский функционер/Евразийский служащий». Разработано авторское толкование термина «Суд Евразийского экономического союза. Суд ЕАЭС/Конфедерации».
Разработаны термины и определения к ним: «Союзная территория», «Союзная зона», «Союзная экономика». Введены в научно-правовой оборот и терминологический аппарат новые термины, «Евразийское союзное право», «Государства-учредители Союза», «Евразийский государственный союз», «Транснациональные юридические лица ТЮЦ» даётся определение ТЮЦ. Составлены юридические основы Политического союза. Кроме того, им обсуждались различные взгляды и подходы в отношении приоритета Международного права перед Российским законодательством. Обращая внимание, на Конституцию РФ в части применения правил международного договора и иным формулировкам основного закона РФ, Азанов Б. К, подметил, что в Международном праве не имеются общепризнанные нормы, которые были бы, правомочны возлагать обязательства странам, в регулировании определенных видов социально-правовых отношений. Им пояснено о недейственности законодательных механизмов при отсутствии положений, требующих возложения ответственности, на субъект международного права, видов социальной ответственности перед международным правом. По его мнению, положения и нормы Российской Конституции, составляют прочный фундамент, всего законотворчества РФ. Тогда он пришёл к выводу, что ни один закон или нормативный акт иного государства, не должен противоречить российской правовой системе и Конституции, даже если эти отдельные нормы, были включены на основании положений Международного права. При этом Акты международно-правового характера, влиты в систему государственного права РФ и могут быть одобрены после соответствующей ратификации, присоединения к международному договору. В 2020 году эта концепция и положения Б. К. Азанова, были отражены в блоке четырёх законов, закрепляющий приоритет Конституции РФ над международным правом, поправки внесены в Гражданский кодекс, дополнены в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства, Уголовно-процессуальный кодекс а также в более 100 законов.
Азанов Б. К., работал в государственных, общественных организациях и коммерческих предприятиях, занимал позиций Председателя, Руководителя, Советника и Заместителя генерального директора, начальника отдела и главного специалиста учреждений.
Направление и область научных и практических интересов: Конституционное и международное право. Вопросы юридического регулирования инвестиционных правоотношений. Основы и правовая природа Международных организаций и Межгосударственных объединений. Исследование фактов злоупотребления должностными полномочиями и неисполнения служебных обязанностей, а также Определение/Оценка действий (бездействий), халатности, превышения полномочий государственными служащими, судьями, сотрудниками правоохранительных органов. Медицинское право – защита интересов врачей и пациентов. Проблемы и перспективы устройства Федеративных государств и Конфедеративных образований. Мировая экономика и внешнеэкономические связи. Антикоррупционная экспертиза проектов законов и нормативных актов, а также экспертиза действующего законодательства и правовых актов; Содействие и поддержка в объективной деятельности государственных и надзорно-правоохранительных органов.

*******************************************************

Интервью с Бериком Куралбаевичем Азановым.

Интервью с Кирильченко Александр Викторович
№ 6 (193) 2024г.

– Уважаемый Берик Куралбаевич, какая роль отводится инвестиционному сотрудничеству в ЕАЭС?

– Создание условий по привлечению инвестиционных потоков является особым фактором стабильного роста национальных экономик суверенных государств-членов Евразийского экономического союза, взаимного повышения конкурентоспособности суверенных государств и Российской Федерации.
Активизация инвестиционных процессов, без вмешательства во внутреннюю и внешнюю политику независимых стран ЕАЭС, и угроз национальной государственности и без экономического, а затем и политического поглощения, более крупным членом ЕАЭС, в условиях Союза, способствует созданию реальных импортозамещающих производств, диверсификации экономического развития суверенных государств ЕАЭС и многоструктурного федеративного государства России, в этой связи необходимо отклонить существующие разногласия и заняться созданием производств и иных бизнес проектов а затем повысить технологический уровень и затем обеспечить их промышленный рост. Стимулирование взаимных инвестиций входит в Перечень мер по обеспечению устойчивости национальных экономик стран ЕАЭС.
Я формулирую, озвученное выше понятие следующим образом, «Инвестиций есть вложение капитала различного происхождения в какие-либо проекты, имущественные объекты, ценные бумаги». «Суть инвестиций — это создание новой ценности, от вложенных финансовых средств для инвестора и иных заинтересованных юридических или физических лиц. Организуемая ценность может быть измерена и экономическими характеристиками, и другими показателями, имеющих не другой не экономический характер».
Вопросам привлечения инвестиций посвящены раздел ХV Договора о ЕАЭС и Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС. В соответствии с Приложением № 16 к Договору о ЕАЭС, «Инвестиции – материальные и нематериальные ценности, вкладываемые инвестором одного государства-члена в объекты предпринимательской деятельности на территории другого государства-члена в соответствии с законодательством последнего, в том числе:
• Денежные средства (деньги), ценные бумаги, иное имущество; права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе законодательства государств-членов или по договору, включая, в частности, права на разведку, разработку, добычу и эксплуатацию природных ресурсов;
• Имущественные и иные права, имеющие денежную оценку. Понятийный аппарат, используемый в законодательстве государств-членов ЕАЭС, в целом сопоставим с терминологией раздела XV Договора о ЕАЭС. Таблица с терминологией инвестиций, определенной законодательством государств-членов ЕАЭС, приведена в Приложении 3.

– Не могли бы подвести некоторые итоги инвестиционного сотрудничества в рамках ЕАЭС?

– Первая половина 2022 г. знаменовалась ухудшением геополитической ситуации для Российской Федерации из-за известных обстоятельств, когда остро встал вопрос «Военной операции», инвестиционная активность между странами ЕАЭС существенно снизилась, это выразилось в пересмотре части запланированных и реализуемых совместных проектов и повлияло на рост объема накопленных прямых взаимных инвестиций. Компания Республики Казахстан Kaz Minerals в 2022 г. вложила колоссальные инвестиционные средства в размере 40,6 млрд. рублей РФ (около 577 млн долл.) личных средств в развитие Баимского проекта в Чукотском автономном округе Федерации. Предприятие реализовало стратегическую докапитализацию проекта быстрого освоения медного месторождения. Начиная с 2019 г. оно активно вкладывала финансы, путем приобретения доли в проекте, и к началу 2022 г. общий объем инвестиций превысил 900 млн долл.
Федеральная компания «Росатом» приобрела долю в размере 100 % Казахского Степногорского горно-химическом комбинате на более чем 1 млрд долл. Детали этой сделки государствами РФ и Казахстан не раскрываются.
Российская фирма «ЕвроХим» ведет постройку завода по производству химических удобрений в области Жамбыл государства Қазақстан (оценочно — 166,7 млн долл.).
В общем счёте, объем накопленных взаимных ПИИ в Содружестве Независимых Государств и Союза ЕАЭС на конец 2022 г. составил 46,9 млрд долл. Если сравнить с 2021 годом, рост накопленных ПИИ составил 6,4 % в 2022 г. и на 9,3 % к концу первого полугодия ушедшего 2023 года.
Общий объем накопленных взаимных инвестиций стран Евразийского региона в середине 2023 года приблизился к отметке в 48,8 млрд долл.
Национальные и частные компаний государства Қазақстан, проявляют интерес к строительству Центров логистики и инвестициям в альтернативную электроэнергетику. Предприятия страны Қазақстан PTC Holding и TGS Energy Limited в ближайшие пять лет имеют намерения осуществить проекты на сумму 120 млн долл. в республиках: Грузия, Узбекистан и Кыргызстан. При имевшихся сложностях в цепочках поставок и трудную экономическую обстановку в постимперской и постсоветской Евразии, на первое полугодие ушедшего 2023 года. объем накопленных взаимных ПИИ в суверенных странах Евразийского объединения, вырос на 6,2 % г/г и составил 28,1 млрд долл. Причиними роста стало увеличение собственного капитала банков в республиках Беларусь и Армения акционерами Российской Федерации. Достаточные вложения в «дочки» банков «ВТБ», «Альфа-Банк» и «Сбербанк», а также сеть местных банков («Ардшинбанк» — 161 млн долл., Evocabank – 90 млн долл., «Америабанк» – 82 млн долл.) составили 660 млн долл.
Также, источник сообщает и о снижении объемов накопленных инвестиций в финансовом секторе. По данным причинами, «стали отток капитала из подразделений «Сбербанка», продажи «Альфа-Банка Казахстан» казахскому юридическому лицу «БанкЦентрКредит», и что это явилось причиной сокращения накопленных взаимных инвестиций на 549 млн долл».
На самом деле действующая власть государства Қазақстан, за счёт национального бюджета и национальных накопительных фондов защитила и оберегла от «санкционной смерти» и содействовала выводу запретного крупного капитала «Сбербанк», «Альфа-Банка Казахстан», и купила пустышки за счёт казахских налогоплательщиков.
На суверенной Казахской территории, работали три банка с участием российских инвесторов. Правительство США включили в санкционные списки ряд компаний группы «Сбер» и Альфа банков, в том числе их дочерние банки в стране Қазақстан. Блокирующими санкционными объектами, стали ВТБ и ВТБ Казахстан, а также казахский филиал Альфа-банка.
И снова казахское высшее руководство поддержало банки РФ и обязало Халық банк (Народный банк Казахстана) взять поручительство по Договорам займа и все долги перед третьими юридическими и физическими лицами.
Тогда, издание, радио Азаттық сообщило, что казахский «Банк Центр Кредит (БЦК)» станет новым акционером «Альфа-Банк Казахстан», купив 100 процентов акций. Такая весть была опубликована на сайтах двух банков еще вечером 20 апреля. Азаттық: «В особенности, говорилось что «принятые меры будут способствовать выходу банка из санкционных списков США и ряда других стран». «В тот же день сообщение исчезло с сайтов обоих финансовых учреждений. Банк Центр-Кредит заявляет, что готов поддержать банк дополнительной ликвидностью за счёт своих средств «для исполнения всех обязательств перед депозиторами, тем самым оперативно решить сложившуюся ситуацию для действующих клиентов».
Кроме того, в конце мая 2022 года, председатель БЦК, Г. Хусаинов дал воодушевлённое развернутое интервью Forbes Kazakhstan, о приобретении санкционного российского банка Альфа. Цитируем: «Сделка по приобретению 100 % акций дочки российского подсанкционного Альфа-Банка казахстанским Банком ЦентрКредит стала, пожалуй, одним из самых громких событий на финансовом рынке весной 2022 года. Для Казахстана такая сделка стала уникальной. Во-первых, на покупаемый банк были наложены санкции. Во-вторых, она была осуществлена в рекордные сроки. Некоторые эксперты с трудом верили в успех этой сделки, говоря о том, что на покупку одного банка другим нужно не менее полугода».
Из слов Хусаинова: «Когда 6 апреля 2022 года Альфа-Банк Казахстана попал под санкции и встал вопрос о том, что делать дальше, у них было всего два варианта: продолжать работу и каким-то образом выживать или быстро и оперативно продаться. Усложняло процесс ограничение по времени – сделку нужно было провести до 6 мая, когда санкции должны были вступить в полную силу. Поэтому там все продвигалось очень оперативно. Я встретился с руководством Альфа-Банка Казахстана, мы через них полностью контактировали с собственниками Альфа-Банка, которые дали полный мандат казахским коллегам, и мы с ними по-джентльменски договорились буквально за неделю». «Для того чтобы купить банк в Казахстане, нужно было получить сразу три разрешения: от Антимонопольного комитета РК, от Агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК (АРРФР) и OFAC. От OFAC уже были лицензии № 23 и № 9С, которые давали право купить банк. Но у них было очень сложное толкование, поэтому мы оперативно наняли юристов-международников, так как нам хотелось глобального подтверждения и одобрения этой сделки».
В этой сделке был сильно заинтересован сам регулятор, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК показало невероятные чудеса. У них была организована поездка в США, в Вашингтон, глава агентства Мадина Абыл-касымова сама лично полетела туда и разъясняла OFAC, что мы можем провести эту сделку и заплатить соответствующие деньги акционерам головного Альфа-Банка. Американцы устно подтвердили, что это все возможно, но тем не менее нужно было получить все разрешения в письменном виде. Подключилось посольство Казахстана в США – они очень помогли, дневали там и ночевали, и 3 мая документы были у нас на руках. В тот же день нам дали разрешение АРРФР и Антимонопольный комитет Казахстана. А так, да, нормативно это занимает до полугода. 5 мая мы закрыли сделку, а 6 мая в 00.00 санкции должны были вступить в полную силу».
Вы только посмотрите, каким образом на разных уровнях Казахстан, во главе с действующим руководством, изо всех сил помогает Российской Федерации, глава банка сам подтверждает, как они вместе с государственными органами укрывают и защищают от «санкционного огня», российский бизнес, в целом финансовую систему → «Усложняло процесс ограничение по времени – сделку нужно было провести до 6 мая, когда санкции должны были вступить в полную силу». «И в этом плане госорганы отработали на десять баллов из десяти. 5 мая мы закрыли сделку, а 6 мая в 00.00 санкции должны были вступить в полную силу».
Могу поделится своими мыслями и сказать, чего стоит, поездка в США, Председателя Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка М. Абылкасымовой, заметьте! для размораживания и вывода крупных санкционных капиталов. Но самое главное всё это преподносится как благие намерения казахской нации и народу Казахстана.
На вопрос «Почему в этой сделке было заинтересовано АРРФР?».
При этом обозреватель Forbes.kz, российской национальности, задаёт чёткие и наводящие вопросы: А как договорились о разрешении на покупку и снятие санкций с Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC)? И кто вообще принимал участие в переговорах? Почему в этой сделке было заинтересовано АРРФР? Не было ли решение о покупке Альфа-Банка некой вынужденной мерой? Может, кто-то «наверху» вам сделал предложение, от которого вы не могли отказаться? На все вопросы, респондент ответил, поверхностно и по-простому, что решение абсолютно осознанное, что все акционеры поддержали. С радостью говорит, что «событие даст большой импульс и позитивно скажется на финансовом результате банка. Это позволит увеличить капитализацию, поднять активы, которые уже ощутимо подросли, благодаря чему мы сможем войти в топ-4 банков Казахстана. Это все положительно отразится на здоровье акционеров».
F:А для акционеров Альфа-Банка? Не оказались ли они в таких же условиях, как, например, Олег Тиньков при недавней продаже доли в Тинькофф Банке, которая оказалась крайне невыгодной для его основателя?
Хусаинов: «Альфа-Банк обошелся нам гораздо дороже, чем был выкуплен Тинькофф.
Значит стоимость весьма высокая, возможно где-то и завышенная.
Далее, в интервью говорится, об анонсирований переименования дочернего Альфа банка в «Eco Bank», затем он стал именоваться вовсе «Eco Center Bank». Респондент, отвечает, что они, «сначала придумали «Eco Bank». Затем продолжает: Оказалось, что в Африке уже есть банк с подобным названием, и нам пришлось придумывать другое. А так как мы уже объявили новое название, то другое название должно было стать очень созвучным с Eco Bank, поэтому мы добавили слово «Center». «Мы должны были дать такое название, чтобы оно ассоциировалось с Банком ЦентрКредит. У нас «зеленый» банк, мы пропагандируем все, что связано с экологией: сортируем мусор, ходим филиалами на субботники, на парковках у нас есть зарядки для электросамокатов и т.д. Поэтому и название выбрали такое. финансово-инвестиционного корсорциума «Альфа-Групп(АГ)», основателями которого являются А. Кузмичёв, М. Фридман и Г. Хан. Надо заметить, что на балансе Альфа групп, имеется «Альфа Эко». Кстати у учредителей Альфа банка, есть банк в Нигерии, наверное, он и есть тот самый «Eco bank», о котором косвенно говорит Г. Хусаинов. Поэтому слова руководителя, «о зеленом банке, об экологии», быть может, не более чем игрой слов.
Цитата «Ведомости ru»: Ранее казахский банк «Центр-кредит» (БЦК) купил 100 % простых акций «Альфа-банк Казахстан», «дочки» Альфа-банка. Альфа-банк также с конца февраля находится под санкциями Великобритании и Евросоюза: институты и граждане ЕС не могут совершать сделки с банком и инвестировать в него, а также проводить операции с ценными бумагами, выпущенными после 12 апреля. Кроме того, казахская «дочка» не могла проводить из-за этого операции с долларами и евро. С начала апреля в связи со внесением Альфа-банка в SDN-лист США его американские и связанные с американской финансовой системой активы полностью блокированы.
В июле 2022 года с банка были сняты все санкций. Через некоторое время, а именно 5 сентября 2022 года, этот банк, был самоликвидирован.
Официальный источник и тут сообщает что было «приобретение и ребрендирование Альфа-Банка. По словам источника, сразу же было принято решение, что после ребрендинга, приобретенный банк должен возглавить представитель Банка Центр кредит. БЦК. Решение было принято в связи с требованиями OFAC, которые касались вывода из банка от антироссийских санкций» «Создание нового банка, «Эко Центр Банк», было необходимо в связи со временем и трудностями. Команда двух банков получила большую поддержку от АРРФР, включая Мадину Абылкасымову, которая принимала участие в переговорах между США. По словам Руслана Владимирова, выход из-под санкций довольно сложный процесс. Для быстрого решения этой проблемы была создана интеграционная команда, которую возглавили топ-менеджеры как банка «ЦентрКредит», так и Альфа-Банка.

– Какую роль играют двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений, заключенные еще в 90-е годы прошлого века?

– Инсур Забирович, по случаю Вашего вопроса, можно вспомнить о двух важнейших Соглашениях, заключенных между независимыми государствами бывшего СССР с Федеративной Россией в 1994 году, и в 1998 году между де-юре равноправными суверенными субъектами международного права Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
Если брать немного шире и оглянутся назад, то проблемы и вопросы иностранных инвестиций затрагиваются в учредительных межгосударственных актах, это Устав СНГ от 22.01.1993г.,Договор о создании Экономического союза от 24.09.1993 года.
Отмеченные международные акты договорного характера, не предусматривали надгосударственного института, по контролю над исполнением Договорных обязательств членами Содружества.
Соглашение о создании Межгосударственного экономического Комитета Экономического союза (далее — МЭК) от 21.10.1994 г., документально позволило органу, координировать и управлять экономическими процессами в СНГ, он экономической политики:
− По запрашиванию данных у органов национальных государств, о выполнении обязательств;
− Организации обследования на местах, путём согласования с правительствами;
− Принятию совместных с органами управления государств, меры по устранению проблем и разрешению споров;
− По принятию решений, обязательность исполнения которых подтверждалось решениями национальных правительств.
К 2000 году, МЭК, был упразднён.
Все государства, кроме Казахстана, посчитали что этот орган, ограничивает их национальный суверенитет и были по своему правы, лидеры стран активно выступали, от имени своих народов защищая их интересы и достоинство и прямо говорили «Чего Вы хотите, да мы формально подписали межстрановые договоры, но не надо нас опять толкать в СССР с единым центром, и не важно как будет называться объединение, факт в том что опять будет общий для всех обязательный русский язык, русское образовательное пространство, нам этого не надо у нас свои национальные языки», немного огорчился Н. А. Назарбаев с папкой бумаг, заходил то к одному то к другому лидеру. Но он проталкивал концепцию двухсторонней Федерации с Россией и перестал дальше беспокоить своих коллег.
Кремль сильно не переживал, поскольку он продвигал основу Федеративного Союза с участием, того же «старого добряка Казахстана, готового впустить и запустить к себе всё русское» во главе с Н. А. Назарбаевым, Беларуси и Украины, поскольку уже с 1992 года подымались речи о Едином экономическом пространстве и Таможенном Союзе. Взамен МЭК 25.01.2000г, решением Совета глав государств, был создан Экономический совет СНГ, но его компетенция была очень узкой, в связи с утратой наднациональных качеств.
Затем пошли:
− Не обязательный рекомендательный законодательный акт «Об общих принципах правового регулирования иностранных инвестиций в государствах-участниках Межпарламентской Ассамблеи» (1994 г.),
− Модельный закон «Об инновационно-инвестиционной инфраструктуре» (1997 г.).
Следующим этапом, объединительного процесса на постимперском и постсоветском пространстве, стало начало формирование Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС), это у нас 2001 год.
Были определены, направления инвестиционного сотрудничества провозглашалось обеспечение национального режима инвесторам, прямые финансово-экономические связи, хозяйствующим субъектам, благоприятные условия для повышения производственной кооперации, а также учреждение общих юридических лиц, транснациональных объединений, комплекс учреждений коммерции и финансово-кредитных компаний. Координация и Управление инвестиционной политикой, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в сферах, где есть обоюдный интерес, осуществление совместных капиталовложений, в их ряду и компенсационная основа.
Не упразднив ЕврАзЭС, копируя опыт Европейской интеграции (не беру в счёт опыт Советского Союза), заинтересованные стороны приступили к созданию Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) от 19.09.2003 г. Интеграционный документ предусматривал, развитие взаимных потоков инвестиций.
Последовали и иные международные законодательные акты, стран бывшего СССР, это:
1. Проект правового акта «Основные принципы инвестиционной деятельности» (2003 г.),
2. Рекомендаций по гармонизации законодательств государств – членов ЕврАзЭС в сфере регулирования инвестиционной деятельности (2006 г.),
3. Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах — членах Евразийского экономического сообщества от 12.12.2008 г.
4. Рекомендаций по приведению законодательства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации в соответствие с Соглашением о торговле услугами и инвестициях в государствах – участниках Единого экономического пространства (2011 г.)
5. Концепция Основ законодательства ЕврАзЭС об инвестициях (2010 г.).
Давайте, вернёмся назад к девяностым годам, и с книжной полочки достанем дубликаты двух документов.
Это Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности, заключенное между правительствами суверенных стран бывшего «Конфедеративного» Советского Союза от 24.12.1993 г, г. Ашхабат Туркменистан. В Документе Стороны признают важное значение углублению взаимовыгодного экономического сотрудничества, принимают во внимание общие интересы и преимущества согласованных подходов при разработке и проведении инвестиционной политики. Это Соглашение, не принесло каких-то успехов, Содружество не стало реальной действенной экономической площадкой для разрешения социальных и общих финансовых задач.
Положение дел не нравилось казаху Н. Назарбаеву и он как истинный ценитель, почитатель, «российского мира» и опекун русских Казахстана доказавший это своими реальными делами13, вновь предложил Кремлю формулу двухсторонних Федеративных отношений, в результате его желаний и действий родилось Соглашение между Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации «О поощрении и взаимной защите инвестиций».
В Межгосударственном Акте отмечается, о развитии основных положений Соглашения о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24.12.1993 г., Стороны имеют желание усилить экономическое сотрудничество на долгосрочной основе для взаимной выгоды, намереваются создать и поддерживать благоприятные условия для инвесторов на территориях двух суверенных государств, признают, что поощрение и взаимная защита инвестиций способствуют развитию взаимовыгодного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества. Документ гласит о поощрениях инвесторов в государствах Сторон законодательно гарантируют правовую защиту инвестиций.
Стороны обеспечивают справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, препятствующие управлению и распоряжению инвестициями.
Режим наибольшего благоприятствования, предоставляемый в соответствии не будет распространяться на преимущества, которые Договаривающаяся Сторона предоставляет или предоставит в будущем:
а) в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе;
б) на основе соглашения об избежании двойного налогообложения или других договоренностей по вопросам налогообложения.
То есть уже тогда, Н. А. Назарбаев заложил основы экономического союза, и застолбил концепцию надгосударственного объединения в политическом контексте.
Также согласно Соглашению:
− Обеспечивается свобода въезда, пребывания и работы лиц, разрешается физическим лицам, которые являются инвесторами другой и основному персоналу (руководящему, административному, техническому), нанятому юридическими лицами въезжать и оставаться на территории ее государства с целью осуществления деятельности в связи с инвестициями.
− Разрешается инвесторам нанимать основной персонал по своему выбору, независимо от гражданства. Обеспечивается открытость и доступность законодательства Сторон.
− Если Инвесторам наносится ущерб вследствие войны, гражданских беспорядков или иных подобных обстоятельств, будет предоставлен режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства в отношении любой формы возмещения такого ущерба.
− Инвестиции инвесторов не будут экспроприированы, национализированы или подвергнуты мерам, равным по последствиям экспроприации или национализации (далее именуются – экспроприация), за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
− Инвесторам гарантируется после выполнения ими всех налоговых обязательств беспрепятственный перевод за границу сумм первоначальных инвестиций и дополнительных сумм для поддержания и увеличения инвестиций, доходов;
в) сумм, выплачиваемых в погашение займов, признанных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей инвестиций;
д) компенсации,;
е) заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвесторами и персоналом которому разрешено работать в связи с инвестициями. Перевод платежей осуществляется без задержки в свободно конвертируемой валюте по валютному курсу, применяемому на дату перевода в соответствии с действующим валютным регулированием Стороны, на территории государства которой инвестиции осуществлены.
1. Любой спор возникающий в связи с инвестициями, включая споры, будут предметом письменного уведомления, сопровождаемого подробными комментариями, которые инвестор направит Стороне, участвующей в споре. Стороны в споре будут стремиться урегулировать такой спор по возможности путем переговоров.
Если таким образом спор не будет разрешен в течение шести месяцев с даты письменного уведомления, упомянутого в пункте 1 настоящей Статьи, то по выбору инвестора он будет передан на рассмотрение в:
А) компетентный суд или арбитраж Договаривающейся Стороны, на территории государства которой инвестиции осуществлены;
Б) международный арбитражный суд одной из Торговых палат, при согласии обеих сторон в споре;
В) арбитражный суд аb hос в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
3. Арбитражное решение будет окончательным и обязательным для обеих сторон в споре. Каждая Договаривающав соответствии со своим законодательством.
И естественно, что эти Соглашения сыграли важнейшую роль в укреплений торгово-экономического сотрудничества между крупной федеративной Россией и государством Қазақстан, восстановивший полный внешний суверенитет после самоликвидации многонационального союзного государства СССР, где должно было обеспечено развитие национального языка культуры и традиций, коренных государствообразующих народов Союза, поскольку народы участвовали при строительстве Советского Союза и вошли в состав Союзного государства со своими исконными территориями имели многотысячелетний опыт построения государств, коими являются Казахстан и Казахская нация.
Однако, это вполне состоятельное Федеративное Соглашение, не устроило Н. А. Назарбаева, ведь он, всё больше и больше тянулся к объятиям большой России, ему были нужны более крепкие Союзные узы с «Российским миром». При подписаниях Договоров и Соглашений с РФ он думал больше о выгодах русского и российского народов, а не казахской нации. Эти его старания привели к более объемным и тесным договорённостям, в результате усилий и упорства казахи, россияне и белорусы подошли к реализации давней «Союзной мечты» Н. А. Назарбаева и «Конфедеративного устремления» Кремля, путём организации Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании». Тема регламентирована в Решении Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 года. С образованием «Конфедеративного» Евразийского экономического союза и вступлением в свою юридическую силу Договора о ЕАЭС с 1 января 2015 года, все ранее действовавшие межгосударственные акты, кодифицированы и перенесены в формат наднационального образования ЕАЭС, имеющую правовую конструкцию Договорной Федерации.

– Каким образом могут решатся инвестиционные споры в ЕАЭС?

– Обстоятельный вопрос. В приложении № 16 к Договору о ЕАЭС VII. Инвестиции, пункта 6, приводится порядок разрешения инвестиционных споров.
В случаях, когда спор не может быть разрешён переговорами на протяжении 6 месяцев, со дня уведомления в письменной форме, тогда проблема может быть передана по выбору на разрешение:
1) В Суд государства-реципиента, компетентного рассматривать соответствующие споры;
2) В Международный коммерческий арбитраж при торговой палате любого государства, согласованного участниками спора;
3) В Арбитражный суд ad hoc, который, если стороны спора не согласятся на иное, должен быть создан и действовать согласно Арбитражному регламенту Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
4) В Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, созданного в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств от 18 марта 1965 года, для разрешения спора в соответствии с положениями этой Конвенции (если она действует, в обоих государств-членов сторон) или в соответствии с Дополнительными правилами Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (в случаях когда Конвенция не вступила в силу для обоих или одного из стран).
При этом если Инвестор, передал спор для урегулирования в Суд национального государства или в один из арбитражных судов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 85 Протокола, то он не вправе перенаправлять спор на рассмотрение в другой суд.Выбор инвестора в отношении какого либо Суда приведённых в пункте 85 Протокола, является окончательным Любое арбитражное решение по спору, является окончательным и обязательным к исполнению. Каждое государство-член обязуется обеспечить исполнение такого решения в соответствии со своим законодательством.

– Какую роль играют инвестиций КНР в Российскую Федерацию и Республику Казахстан как крупным и влиятельным государствам в ЕАЭС?

– Роль может быть разной, если они хотят под видом инвестиций, сначала экономически затем и политически «прибрать к рукам» недра и национальные богатства независимых государств и поставить в зависимое положение титульную нацию, то естественно роль отрицательная. Однако, если речь идёт об экономическом взаимовыгодном сотрудничестве, без навязывания китайского языка, культуры и традиций, то это превосходно. Сейчас их капиталы занимают значительную часть финансово-экономической системы, стран Центральной Азии и РФ. Но в случае с РФ, тут угроза экспансий, мягкой военно-правовой и политической колонизаций отсутствует, поскольку у руля государственного управления сидят, национал демократы и национал патриоты, которые чётко защищают свой язык, культуру, территориальную целостность, будучи этно-территориальной федерацией, три ветви власти, защищают интересы и достоинство русского народа. В. В. Путин, дарован самим Господом России, на счастье россиян и русских, многие народы мечтают, чтобы из их народа вышел такой же национальный герой, который поднимет с колен национальное государство, чтобы их руководители не склоняли перед иностранным государством голову.
Некоторые могут неоднозначно отнестись к данным моим высказываниям, «мол Путин устроил бойню», «у народов РФ не так, с социальным положением, приводя пример менее благополучные российские регионы», однако я говорю, как есть.
И если каким-то образом глава РФ отойдёт, от дел, тогда прощай самостоятельной суверенной политике, английский и немецкий языки приравняют с государственным русским, с формулировкой «наряду/наравне с русским языком официально применяются английский и немецкий языки» и все законы будут разрабатываться на этих языках, русский язык будет формально «государственным», будут активно издаваться книги, вещаться передачи, на нерусском языке, при этом будут говорить «русский язык слаборазвит и занимает низшие позиций по сравнению с французским и английском языком», конечно он будут слаборазвит если перестанут выпускаться материалы и произведения на русском языке и его не будут развивать, однако такой вариант вряд ли возможный, поскольку есть многолетний опыт, самостоятельного независимого управления российским государством.
У нас к сожалению, в государстве Қазақстан, с огромным потенциалом суверенитет которого поддерживают крупные державы мира, игроки, руководство не заинтересовано в каких-то геополитических выгодах и победах своей нации, в РФ напротив хорошо работает идеология, от простого уборщика и кончая интеллигента и государственника, поддерживают курс главы государства и политику и все мнения этих разных категорий людей, полностью совпадают друг с другом, это есть огромная государственная работа.Чего стоит легально действующая организация «Русская община», которая с правооохранительными и исполнительными органами выходит на рейды, обрабатывают личные обращения граждан, защищают русское национальное достоинство и право14, если мигрант или член диаспоры чем-то заденеть или чуточку проявить грубость к русским, идёт жёсткая мгновенная реакция, защищены от русского рёбенка и пенсионера до крепких мужчин и женщин, вот вам, что значит колосальная работа на государственном и обществом уровнях.Вот так должны быть защищены люди везде, и во всех странах. И в Казахстане с мигрантами аналогичная проблема, они себя нагло ведут, совершают преступления открывают торговые точки, центры, ни платя ни единой копейки налогов, таксуют, занимаются перевозками, даже устраиваются с видом на жительство и во временном режиме нахождения, работать в медицинские и иные учреждения, пренебрежительно относятся к титульной нации, приезжают по временному гостевому порядку, однако остаются и каким-то магическим образом и чрезвычайно быстро получают гражданство, такое положен дел не нравятся казахской нации, и может ли К. К. Токаев защитить нас как В. В. Путин защищает свой народ.
А касательно инвестиций и сотрудничества Казахстана с крупными странами, то намного сложнее удержать национальную идентичность, это при том когда официально в стране казахов 70,7 %, русских 15,2 %, не официально казахи составляют 91 % (определяется и объясняется не сложными демографическими расчетами и высокой рождаемостью в казахских семьях), русские 7 % остальные нацменьшинства (официальные данные по другим диспорам: украинцы − 1,92 %,уйгуры−1,5 %, немцы − 1,14 % ,татары – 1,11 %, азербайджанцы – 0,76 %, корейцы – 0,61 %, турки месхетинцы – 0,45 % и дунгане – 0,41 %). надо прямо понимать, любое взаимодействие с иной культурой и языком оставляет след если в госаппарате не сидят национал демократы и патриоты, как в РФ, Турции, Франции, ФРГ, Южной Кореи, Японии, Азербайджане, эти государства стали развиваться потому что, используют в политико-экономической и социальной жизни, свой родной национальный язык, то есть один единственный государственный язык и защищают его от нападок и всякий влияний. В этих государствах отсутствуют проблема развития государственного языка, и никто из них не считает нужным применять язык соседнего государства. Например, Франция, Германия или Азербайджан ни под каким предлогом не будут употреблять язык друг друга, не будут брать в счёт число носителей.
Есть куда более серьезные причины, со слов ныне действующего президента К. К. Токаева, это наличие олигархата в Республике Казахстан, который любыми способами проталкивает своей людей во властные государственные структуры, назначенцы принимают нужные решения олигархам и конечно самим себе и своим близким. И естественно для защиты своего крупного многомиллиардного бизнеса, покупают места и продвигают людей с рабским, ушлым и бесчеловечным сознанием в органы. И этим людям, абсолютно не интересны судьба Казахской нации, государственного языка, благополучие, жизненные обстоятельства народа Казахстана.
Вот прямая цитата где глава РК, прямо признал о наличии олигархии в стране, К. К. Токаев: «Что такое олигополия? Это классическое понимание того, что небольшая группа людей действительно полностью контролирует основные сектора экономики, что у нас и произошло. И, кроме того, они оказывают серьезное сильное влияние на принятие государственных решений, то есть очень близки к высшему руководству. У нас это тоже имеется в полном объеме»17. Заметьте его Заявления «они оказывают серьезное сильное влияние на принятие государственных решений, то есть очень близки к высшему руководству».
И в этой связи грамотные люди профессионалы в своих направлениях, остаётся отстранёнными от управления государственными институтами доступом к государственной службе, формально на бумаге даются возможности, однако талантливым грамотным людям создаётся преграды. И о таких случаях К. Токаев, также отметил в своих выступлениях: «Есть люди, которые путают Гегеля с Бабелем, не имеют специального образования, но у них огромное количество бизнеса в одних руках. И в то же время люди образованные, окончившие специальные курсы, никак не могут пробиться к источникам бизнеса, кредитным ресурсам и прочее. И бизнес проплывает мимо, это порождает депрессию, неверие в общество, неверие в справедливость со всеми вытекающими отсюда социально-политическими последствиями». Действительно К. К. Токаев, прав в своих высказываниях, что всё это породит депрессию, неверие в общество и в справедливость со всеми социальными и политическими последствиями.А каковыми могут быть последствия, самые естественные, смена политического режима и государственной власти. Поэтому я считаю, что Президент и его Аппарат должны чётко контролировать, заграничные поездки высокопоставленных государственных служащих, ведь они могут договариваться в интересах олигархов, а не народа Казахстана, учреждая с иностранными государственными и частными партнёрами совместные производства и промышленность, то есть когда совместные компаний учреждаются без участия казахского государства. Тогда, Казахстан будет упускать огромную финансовую выгоду и довольствоваться только налоговыми поступлениями.
К. К. Токаев как ментально и морально русский человек, сносно излагает свои изречения на русском языке, кроме того, он очень глубоко владеет китайским языком на уровне родного языка. Порой даже кажется, что он китайским владеет лучше, чем русским, хотя у него отсутствует заметный акцент при общениях на языке Российской Федерации. Коль сам президент, Республики Казахстан прямо сказал, что олигархат имеет «сильное влияние на принятие государственных решений, то есть очень близки к высшему руководству»19. Хочу напрямую обратиться к решателям судьбы казахов, не важно один олигарх влияет на государственную власть или несколько, что необходимо обеспечить верховенства права, создание равного доступа всех, на те или иные ресурсы и социально-материальные и не материальные блага, оздоровить не только экономическую составляющую, но и структуру государственной и надзорно-правоохранительной системы. И вообще не может быть «Старого или Нового Казахстана как и «Старого и Нового Н. Назарбаева или К. Токаева».
Китай заинтересован, вкладывать в национальные экономики государств членов ЕАЭС, у них достаточно денежных ресурсов для вложения капитала и получения взамен многократной выгоды.
Привлекательными регионами и субъектами Федерации, для инвесторов из КНР являются: Москва и Санкт-Петербург, Ленинградская и Московская области, Республика Татарстан, Тюменская область, Тульская, Калининградская области, Краснодарский край, Самарская и Нижегородская области. Среди восточных регионов Амурская область, ЕАО, Магаданская и Сахалинская области, Приморский край, Новосибирская область, Хабаровский и Красноярский края, Якутия и Камчатский край. Инвесторы представлены в следующих отраслях и сферах, как горнодобывающая промышленность, инфраструктура, сельское хозяйство строительство, энергетика, химическая промышленность, производство легковых автомобилей и автотранспортных средств, электротехнического оборудования. В 2022 году был реализован Китайский деловой центр «Парк Хуамин». Крупный проект — строительство Амурского газохимического комплекса, прорабатывается вопрос строительства моста в районе населенных пунктов Джалинда (РФ) — Мохэ (КНР) На сегодня в портфель сложены 83 инвестиционных проекта (с заявленным объемом инвестиций около $200 млрд. Проекты реализуются в 24 субъектах Федерации. Завершено 15 проектов, большая часть находится в стадии реализации, уточнили в пресс-службе. РБК направил запрос представителю первого вице-премьера Андрея Белоусова (возглавляет эту комиссию с российской стороны).
Основные сферы, где реализуются инвестпроекты, — это горнодобывающая промышленность, инфраструктура, химическая промышленность, сельское хозяйство и машиностроение. Один изважные проектов проектов можно назвать строительство трансграничного российско-китайского железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян (через Амур), терминально-логистического комплекса «Белый Раст», телекоммуникационной магистрали Европа — Азия, автомобильного моста и канатной дороги между городами Благовещенск и Хэйхэ.
В Казахстане, Китаем выкуплено или арендовано на срок более 50 лет, целые нефтяные и газовые комплексы в целом национальные стратегические объекты, как и РФ получает свободный доступ к национальным ресурсам РК. Валовый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) из КНР в первом полугодии 2023 г. составил 748,3 млн долл. и увеличился на 30,6 % по сравнению с 2022 годом. (573,2 млн долл.). С 2019 года, когда за первое полугодие было привлечено 789 млн долл. Большой объем ПИИ обусловлен реализацией огромных проектов Китайской национальной нефтегазовой корпорацией «CNPC». С компанией «CNPC» связаны проекты по разработке месторождений углеводородного сырья в Актюбинской области, строительство по территории РК Магистрального газопровода Казахстан-Китай, доли в нефтяных месторождениях в Мангистауской области, в Шымкентском НПЗ. Согласно «Общенациональному пулу инвестиционных проектов», в 2023 году с участием инвесторов из КНР реализованы проекты: Производство автомобилей Jetour в Костанайской области; Производство керамических покрытий и плит в области Жетісу; Переработка цинково-свинцовых отходов металлургического производства в Жамбылской области; производство электроэнергии ветровыми электростанциями «Борей» (100 МВт)21.

– Берик Куралбаевич, и вот мы подошли к нашей рубрике пожелания авторам и редакции Евразийского юридического журнала?

– В первую очередь, хочу поблагодарить Вас за предложение провести правовую и политико-экономическую беседу. Также выражаю отдельную признательность Вам, Инсур Забирович, главному редактору журнала, доктору юридических наук, за сотрудничество. Мы с Вами взаимодействуем уже более 11 лет.
Хочу, пожелать Вам и сотрудникам редакции личных и профессиональных успехов, а авторам новых качественных статьей.

Интервью брал:

Фархутдинов Инсур Забирович
главный редактор Евразийского юридического журнала, доктор юридических наук, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской Академии наук

Фархутдинов Инсур Забирович

 416 ВСЕГО,  4 СЕГОДНЯ