Интервью с Игорем Труновым, Заслуженным адвокатом, доктором юридических наук, кандидатом экономических наук, профессором

PERSONA GRATA
И.Л. Трунов:
От «страны тюрем» к либеральной и гуманной уголовной политике России
Интервью с Игорем Труновым, Заслуженным адвокатом, доктором юридических наук, кандидатом экономических наук, профессором, президентом Союза адвокатов России, Заместителем председателя международного союза юристов

Интервью с Игорем Труновым, Заслуженным адвокатом, доктором юридических наук, кандидатом экономических наук, профессором

№ 8 (159) 2021г.

I. L. TRUNOV:FROM THE “COUNTRY OF PRISONS” TO THE LIBERAL AND HUMANE CRIMINAL POLICY OF RUSSIA

Interview with Igor L. Trunov, Doctor of Judicial Science (S.J.D.), Candidate of Economic Sciences, Professor, Honorable Lawyer. Deputy Chairman of the International Union of lawyers. The President of the Union of Lawyers of Russia.

Визитная карточка
Трунов Игорь Леонидович, Председатель международной юридической фирмы «Трунов, Айвар и партнеры», по оценке Международного рейтинга — Legal 500, один из лучших юристов в мире. Статус адвоката Украины. Статус Bar Association of State New York. Национальный президент Всемирной Ассоциации юристов в РФ. Руководитель отделения проблем права Российской Академии Естественных наук, член Президиума РАЕН. Академик государственной академии Республики Сербска, Действительный член Международного Общества сравнительного законодательства (Париж Сорбонна). Член руково­дящего Совета Российского Института Избирательного Права (РОИИП). Докторскую диссертацию защитил в 2001 году в Московском институте МВД РФ по борьбе с организованной преступностью на тему: «Современные проблемы защиты прав граждан в уголовном процессе». Звание профессора присвоено Министерством Образования РФ 17.11.2004 г. Автор более 500 научных трудов.

******************************************************************

–     Уважаемый Игорь Леонидович, благодарим Вас за желание принять участие в беседе с читателями на страницах «Евразийского юридического журнала». Основным лейтмотивом Вашей профессиональной де­ятельности правам человека является защита прав и свобод человека. Что нового Вы отмечаете в этом на­правлении.

–     Уголовная политика государства состоит из двух со­ставляющих:

1. Уголовная политика превентивная, охватываемая понятием социальная роль государства, профилактика преступности и устранение в том числе социальных при­чин противоправного поведения, таких как неравенство, бедность, неграмотность, безработица, пьянство, наркома­ния, беспризорность и т.п.

2. Уголовная политика репрессивная. Основной за­дачей является борьба с преступностью. Огромные бюд­жетные средства и значительное количество экономически энергичных трудовых ресурсов вращается в сфере репрес­сивной уголовной политики. Правоохранительная, судеб­ная, система исполнения наказаний. По состоянию на 2020 год в РФ насчитывается 2,6 млн сотрудников силовых струк­тур, только сотрудников полиции МВД насчитывается 920 000 человек. Это третья по численности полицейская сила в мире, Китай — 1,6 млн человек и Индия – 1,5 млн. При этом по числу полицейских на 100 000 жителей Китай (120 человек) и Индия (128 человек), а в России (623 человека) больше приблизительно в пять раз. Отмечаю существен­ные различия и с развитыми странами так в США – 256 человек, в странах ЕС — от 300 до 360. Опережает нас со­юзное государство — Белоруссия. Причем отсутствует кор­реляция количества полицейских с уровнем преступности, либо ее раскрываемости. Общемировое среднее значение количества полицейских в соответствии с рекомендация­ми ООН – 222 человек на 100 тысяч населения. В России полицейских – 623 на 100 тысяч населения.

–      Прокомментируйте, пожалуйста, что означает такое существенное различие?

–      Огромный монстр, состоящий из экономически ак­тивных, физически здоровых и грамотных людей, потре­бляющий значительную часть доходов и налогов, собира­емых в государстве. Существенное значение имеет так же отвлечение значительной части трудовых ресурсов в не производительный сектор экономики.

Юридическим и политическим сообществами в Рос­сии проделана огромная работа, трансформирующая Россию из «страны тюрем» в либеральное и гуманное го­сударство. Длительное время уголовная политика России находилась в кризисе: в обществе росла доля судимых лиц, рост преступности и влияние организованной преступно­сти на экономику и политику государства. Ложным был путь достижения безопасности путем усиления репрессии, уголовно-правового узаконенного насилия, как физическо­го, так и психического, избыточного по интенсивности и целям которое вызывало ответное применение незаконно­го насилия.

–     Игорь Леонидович, как обстоит ситуация с пре­ступностью на сегодняшний день?

–      В последние годы наметились радостные тренды. Со­гласно статистическим данным МВД РФ, количество заре­гистрированных преступлений существенно сокращается. В 2019 г. Было зарегистрировано 1.527.700 преступлений, а в 2020 г. зарегистрировано 1.188.000 преступлений. Паде­ние на более чем 300 тысяч в год и это устойчивая тенден­ция. К примеру, в 2002 г. – 2 миллиона 500 тысяч, в 2006 г. – 1 мил­лион 360 тысяч преступлений. В 2020 года уменьшилось число разбоев – на 21,7 %, грабежей – на 16,2 %, краж – на 3 %, в том числе квартирных – на 22,6 % и краж транспорт­ных средств – на 27,1 %.

–     То есть, получается, что тюрьмы и колонии раз­гружаются?

–      Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) сообщает о рекордном снижении количества заключенных. За последние 5 лет в места лишения свобода попали на 26 % меньше правонарушителей, нарушивших закон впер­вые. По данным ведомства, впервые в истории оно соста­вило менее полумиллиона человек, а точнее на 01.09.2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содер­жалось 471 490 чел., к примеру количество заключенных в тюрьмах России в 2013 году было – 701,9 тыс. человек. За последние десять лет тюремное население РФ сократилось более чем в полтора раза. Связано это с широким приме­нением альтернативных наказаний, без лишения свободы, и в целом с либерализацией уголовно-исполнительной политики. Лидерами по количеству заключенных на 100 000 человек по-прежнему остаются США – 655 заключен­ных. На 2-м месте по этому показателю – Сальвадор с 566 заключенными. На 3-й позиции – Туркменистан с 552 за­ключенными. Россия ежегодно опускается в низ и в 2020 в этом списке на 24-м месте с 346 заключенными на 100 000 человек.

–     Игорь Леонидович, а что происходит с организо­ванной преступностью?

Нанесен серьезный удар по организованной преступ­ности, по сформировавшемуся институту «Воров в зако­не», в уголовном кодексе появилась рабочая статья 210.1 УК РФ «Занятие высшего положения в преступной иерар­хии» предусматривающая наказание от 8 до 15 лет лише­ния свободы. За последние 5 лет на треть сократилось и число неоднократно судимых, имеющих две, три и более судимостей.

Конечно, успокаиваться и говорить, что все хорошо преждевременно. По числу осужденных на душу населе­ния Россия хоть и уступает США, Таиланду и Бразилии, но обгоняет многие цивилизованные государства и даже та­кие авторитарные, как Беларусь, Иран и Саудовская Ара­вия.

–     Возможно ли исправление лиц, совершивших преступления без тюремного наказания и длительно­го нахождения в изоляции от общества?

Главной целью наказания является, исправление пре­ступника и обеспечение обществу безопасности. Несмотря на то что анализ института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и бесполезность, но мировое сообщество не нашло иных мер социального контроля оно остается повсеместно, выполняя функции контроля и изо­ляции маргинального населения и стигматизации профес­сиональных преступников. Основным вопросом является количество тюремного населения. Безусловно, лица, со­вершившие особо тяжкие насильственные преступления (убийства, террористические акты, разбои, грабежи), за­служивают тюремного лишения свободы, но в общем ко­личестве осужденных к лишению свободы число подобных преступников составляло последние годы в России не бо­лее 2 %.

Определенные вопросы вызывает действующий Уго­ловный кодекс Российской Федерации по предусмотрен­ным в нем санкциям – самый жесткий и репрессивный за всю историю страны, даже по сравнению со сталинским ре­жимом. Максимальный срок лишения свободы составляет 20 лет, тогда как в УК РСФСР 1926 г. – 10 лет, в УК РСФСР 1960 г. – не более 15 лет; по совокупности преступлений срок наказания может достигать 25 лет, а по совокупности приговоров – 30 лет (ст. 56 УК РФ). Даже сталинский Закон 1932 г. и его же Указы от 04.06.47 предусматривали срок лишения свободы не более 25 лет. При сохранении смерт­ной казни (ст. 59 УК РФ) существует пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ), и эти виды наказания существуют одновременно, хотя пожизненное заключение, по замыс­лу законодателей, должно было заменить смертную казнь. Не удается установить хоть какую-то корреляцию между тяжестью преступления и временными отрезками лише­ния свободы. В разных странах однотипные преступления караются различными сроками и никакого различия в эф­фективности воздействия не наблюдается, но для бюджета государства и как следствие экономической эффективно­сти разница есть.

–     Как Вы считаете, соответствуют ли в нашей стра­не условия отбывания наказания хотя бы минималь­ным стандартам соблюдения прав человека?

–      Остаются нарекания к условиям отбывания наказа­ния. Условия наказания в виде лишения свободы не суще­ственно менялись со Сталинско-Ленинских времен, это по- прежнему колонии деревянно-барачного типа, отрядного содержания.

Необходимо продолжение либерализации правовой политики России с акцентом на превентивную уголовную политику. Устранение социальных причин противоправ­ного поведения, таких как бедность, безработица, пьян­ство, наркомания, и т.п.

Либеральное изменение уголовного законодательства, в котором должен доминировать принцип экономии ка­рательных средств. Значительное сокращение наказания, не отменяющее его неотвратимость. Широкое применение «депенализации», состоящей в замене уголовных санкций административными.

Репрессивная уголовная политика, неэффективна в части достижения главной цели – обеспечение обще­ству безопасности. Жесткое наказание правонарушите­лей не приводит к исправлению преступника. За многие века войны с преступностью были применены различные средства, включая — распятие, четвертование, сожжение, замуровывание живьем, колесование, забивание камнями, заливание расплавленного металла в горло обрезание ушей, носа, выкалывание глаз, обрубание рук, и т. п. Более позднее либеральное средство тюрьма. Лишение свободы, соединенное с трудом в аскетических условиях, задумыва­лось как средство постепенного исправления «нравствен­ных изъянов». На протяжении четырех веков существую­щая исправительная тюремная система лишения свободы, основанная на реабилитационном мифе, выделявшая че­тыре категории, остающееся и сегодня неизменными: обя­зательный труд, обучение, дисциплина. Как показала исто­рия четырех столетий ни в одной стране мира эти средства воздействия, не достигали своей цели, что дискредитиро­вало идею тюремной реабилитации. Угроза лишения сво­боды и степень строгости наказания как превентивное по­слание государства, как показывает криминалистический анализ, не влияют на уровень преступности. Наиболее кар­динальные предложения вплоть до отмены репрессивного уголовного права, несовместимости нынешней уголовной политики с правами человека и гражданина раздаются в некоторых странах.

Несмотря на то что анализ института тюремного лишения свободы подтверждает его опасность и беспо­лезность, но общество не нашло иных мер социального контроля, и он остается повсеместно, выполняя функции контроля и изоляции маргинального населения, стигма­тизации профессиональных преступников, инструментом властных отношений. Основной вопрос – количество тю­ремного населения. Безусловно, лица, совершившие особо тяжкие насильственные преступления (убийства, террори­стические акты, разбои, грабежи), заслуживают тюремно­го лишения свободы, но в общем количестве преступлений их доля незначительна.

–     Игорь Леонидович, какие есть еще возможности для снижения количества преступлений?

–      Так же средством снижения преступности является ситуационная превенция – сокращение доступных воз­можностей совершения преступления путем усовершен­ствованного городского планирования и применения но­вых технологий.

Юридическая наука установила, что социально-эконо­мическое неравенство является одним из факторов роста преступности. Этот фактор никак не коррелируется с же­стокостью наказания или количеством сотрудников право­охранительной системы. Неравенство порождает зависть, неудовлетворенность, социальные конфликты, протестные реакции, принимающие форму различных девиаций. Вы­сокий индекс неравенства влечет серьезные негативные по­следствия и является одним из серьезных источников пре­ступности. Статистический показатель степени неравенства общества какого-либо государства определяется – Индексом Джини (JEE-nee), это разрыв между элитой «включенными» (inclusive) и аутсайдерами «исключенными» (exclusive). Не удивительно, что максимальное количество убийств и тяж­ких преступлений в России приходится на годы максималь­ного показателя индекса Джини. В 1994 индекс равнялся – 0,409 убийств совершено – 32,3 тысячи.

–      Спасибо за интересную информацию. Влияет ли социальный статус на количество и составы престу­плений?

–      Статистика ежегодно показывает, что самый боль­шой процент среди осужденных составляют безработные, так в 2020 г. – 65,12 %. Лучшей уголовной политикой яв­ляется продуманная социальная политика, борьба с без­работицей и бедностью. Социальная профилактическая работа, основанная на тщательном изучении взаимосвязи между преступным поведением, социальным положени­ем и профессиональной подготовкой гражданина. В том числе необходимо сокращение штатной численности со­трудников правоохранительных органов. Перераспреде­ление освободившихся огромных средств и человеческих ресурсов в сферу образования и науку, культуру, создание инфраструктуры.

–     В заключение наш традиционный вопрос: что бы Вы пожелали сотрудникам и читателям Евразийского юридического журнала?

–      Благодарю за предоставленную возможность высту­пить на страницах вашего авторитетного международно­го журнала, поговорить о важнейших проблемах защиты прав и свобод человека и о тенденциях развития правовой политики. На протяжении многих лет Евразийский юри­дический журнал держит высокую планку актуальности и востребованности. Стабильное издание качественного полноцветного периодического журнала наполненного увлекательными и прогрессивными научными трудами по актуальным вопросам, дело, безусловно нужное, но тяже­лое и кропотливое.

Редакция и авторы Евразийского юридического жур­нала бесспорно делают большой вклад в дальнейшее раз­витие современного права это большое общее дело, и вы делаете его правильно. Желаю Вам творческих достиже­ний, здоровья и благополучия! Спасибо!

Интервью брал:
Бондаренко Александр Викторович
доктор юридических наук, заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

Лукиянов Михаил Юрьевич
ответственный редактор Евразийского юридического журнала, кандидат политических наук, доцент

 1,301 ВСЕГО,  3 СЕГОДНЯ