К юбилею доктора юридических наук, профессора, Заслуженного юриста Российской Федерации Анисима Ивановича Экимова
АЛЛАЛЫЕВ Руслан Мурадович
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории права и государства Юридического института Российского университета дружбы народов
ПАНЧЕНКО Владислав Юрьевич
доктор юридических наук, начальник правового управления ФСИН России, главный научный сотрудник НИИ ФСИН России, Сибирского федерального университета, Федерального Сибирского научно-клинического центра ФМБА России, профессор кафедры теории и истории государства и права Красноярского государственного аграрного университета
ФРОЛОВА Наталья Алексеевна
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД России
ЧЕЧЕЛЬНИЦКИИ Илья Валентинович
кандидат юридических наук, первый заместитель руководителя рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, преподаватель кафедры теории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина
О ЗНАЧЕНИИ ВЫВОДОВ ПРОФЕССОРА А.И. ЭКИМОВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ:К ЮБИЛЕЮ ДОКТОРА ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОРА, ЗАСЛУЖЕННОГО ЮРИСТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНИСИМА ИВАНОВИЧА ЭКИМОВА
В статье анализируются теоретические положения, сформулированные доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Анисимом Ивановичем Экимовым в работе «Право в контексте справедливости: к методологии исследования», которые имеют не только методологическое и теоретическое, но и важное методическое значение для профессиональной подготовки студентов-юристов в рамках изучения курсов теории государства и права и проблемтеории государства и права: об интересах как основах идей и идеологий, о дискуссионности правовых норм и ее пределах, взаимодействии индивидуальных, групповых и общественных интересов в правовом регулировании, о проблеме соотношения справедливости и права, об источниках целей правового регулирования, соотношении интересов и справедливости.
Ключевые слова: интересы и право, справедливость и право, юридическое образование, теория государства и права, проблемы теории государства и права, Анисим Иванович Экимов
ALLALYEV Ruslan Muradovich
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Theory of Law and State of the Law Institute of the Peoples ‘ Friendship University of Russia
PANCHENKO Vladislav Yurevich
PhD in Law, Head of the Legal Department of the Federal Penitentiary Service of Russia, Chief Researcher of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Siberian Federal University, Federal Siberian Scientific and Clinical Center of the FMBA of Russia, Professor of the Department of Theory and History of State and Law of the Krasnoyarsk State Agrarian University
FROLOVA Natalia Alexeyevna
PhD in Law, Professor, Professor of the Department of International Law of the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
CHECHELNITSKIY Ilya Valentinovich
PhD in Law, First Deputy Head of the Office of the High Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, , Lecturer at the Department of Theory of State and Law of The Kutafin Moscow State Law University
ON THE SIGNIFICANCE OF THE CONCLUSIONS OF PROFESSOR A. I. EKIMOV IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF LAW STUDENTS: ON THE ANNIVERSARY OF DOCTOR OF LAW, PROFESSOR, HONORED LAWYER OF THE RUSSIAN FEDERATION ANISIM IVANOVICH EKIMOV
The article analyzes the theoretical propositions formulated by Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation Anisim Ivanovich Ekimov in the work “Law in the context of justice: towards the methodology of research”, which have not only methodological and theoretical, but also important methodological significance for the professional training of law students in the framework of studying courses in the theory of state and law and problems of the theory of state and law: interests as the foundations of ideas and ideologies, the debatable nature of legal norms and its limits, the interaction of individual interests., group and public interests in legal regulation, on the problem of the relationship between justice and law, on the sources of the goals of legal regulation, the relationship between interests and justice.
Keywords: interests and law, justice and law, legal education, theory of state and law, problems of the theory of state and law, Anisim Ivanovich Ekimov
Анисим Иванович Экимов родился 25 июня 1941 года в Москве. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1966 по 1968 года обучался в очной аспирантуре этого же университета. Под руководством чл.-корр. АН СССР Д.А. Керимова подготовил и защитил кандидатскую диссертацию на тему «Категория «цель» в советском праве». В 1985 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема интереса в советском праве». С 1968 по 1969 г. был ученым секретарем НИИ комплексных социальных исследований при ЛГУ, а затем преподавал в Ленинградском инженерно-экономическом институте. С 1972 по 1988 г. преподавал на юридическом факультете ЛГУ. С 1988 по 1992 г. работал профессором в Академии общественных наук, а затем в Московской государственной юридической академии. С 1997 г. по 2014 г. заведующий кафедрой теории государства и проректор Российского торгово-экономического университета, а затем в течение нескольких лет заведующий кафедрой теории государства и права Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова (РЭУ). В настоящее время ведет преподавательскую деятельность в РЭУ, а также на кафедре теории права и государства Российского университета дружбы народов.
Сфера научных интересов А.И. Экимова – проблемы общей теории государства и права, истории правовых учений в России. Заметный вклад им внесен в разработку философских и социологических вопросов права. Он исследовал развертывание категории интереса в праве – от этапа формирования социальной потребности до возникновения правовой идеи. Впервые в отечественной юридической литературе показал, что право и правовые идеи следует рассматривать не только с позиции интереса, но и справедливости. Следуя философской традиции, идущей от выдающегося дореволюционного мыслителя В.С. Соловьева, отстаивает идею недопустимости примата личных интересов над общественными и общественных интересов над личными, считая что те и другие имеют жизненно важное значение и для личности, и для общества в целом. В концентрированной форме эти идеи изложены автором в его монографиях, научных статьях и в разделах учебников по теории государства и права. А. И. Экимов – заслуженный юрист Российской Федерации и почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации.
Как ученый-юрист А. И. Экимов сыграл значительную роль в творческой научной судьбе авторов настоящей статьи.
Для Р.М. Аллалыева и И.В. Чечельницкого Анисим Иванович Экимов является Учителем, научным руководителем кандидатских диссертаций, открывшим путь в большую юридическую науку.
Р.М. Аллалыев поступил в аспирантуру Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в 2015 году и под руководством профессора А.И. Экимова успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук в диссертационном совете Российского университета дружбы народов.
Р.М. Аллалыев: «За время работы над исследованием меня поразил тот факт, что талант ученого и педагога у Анисима Ивановича сочетается с высокими человеческими качествами.
Во многом именно эти качества принесли ему глубокое уважение, авторитет и признание в научном сообществе даже за рамками юридической науки.
Одновременно с этим, одной из главных причин выбора Анисима Ивановича в качестве научного руководителя была широта его научных исследований. В них он обращал особое внимание на проблемы, которые являются с одной стороны, фундаментальными, с другой – наиболее значимыми на современном этапе развития нашего общества. А еще – на проблемы, хотя и общеизвестные, но не получившие достаточного теоретического обоснования.
Совместная научная работа с Анисимом Ивановичем запомнилась мне как работа с добропорядочным, честным, доброжелательным и мудрым Учителем.
Учителем, который щедро делится с молодыми учеными своими идеями, проявляя отеческую заботу и уважительное отношение.
Особенностью работы Анисима Ивановича в качестве научного руководителя является его желание не просто довести своих воспитанников до защиты, но и дать резкий старт их научной карьере».
И.В. Чечельницкий: «Судьба свела меня с будущим научным руководителем профессором А.И. Экимовым в 2008 году в Российском торгово-экономическом университете, где он виртуозно вел курс теории государства и права для сту- дентов-первокурсников.
С первых лекций Анисим Иванович открыл для многих ребят, среди которых повезло быть и мне, путь в юриспруденцию, показал фундаментальное значение государственноправовых явлений для развития человеческой цивилизации и жизни современного социума, принципиальную важность морально-нравственных и социологических основ права для его понимания, применения и правотворчества, методологию правовых исследований и практической юриспруденции.
Думаю, что сотни студентов с любовью и благодарностью вспоминают основы юридической науки и практики, которым учил нас Анисим Иванович. Начинал он с главного – с нравственно-правовых аксиом, сформированных тысячелетней историей эволюции человечества, государства и права.
Профессор А.И. Экимов любит повторять, что в основе всего – принцип справедливости, который пронизывает всю юридическую практику, является краеугольным камнем построения государства и права, нравственным камертоном любой правовой нормы и законодательного акта. Ключевое значение в лекциях профессора А.И. Экимова всегда имели категории цели и средств в праве. Он сформировал у нас четкое понимание того, что самые высокие цели не могут быть достигнуты неправовыми или аморальными средствами.
Он учил нас и многим другим простым, но таким важным принципам, которые остались с нами на всю жизнь: «Cui prodest?» – «кому выгодно?»- задает вопрос Анисим Иванович, разбирая любой юридический казус, анализируя законодательную норму или государственно-правовой институт, таким образом четко закладывая в нас – молодых юристах понимание ключевого значения категории интереса для анализа любой юридической ситуации.
А.И. Экимов учит видеть за нормами действующего законодательства идеальные нормы права, каким оно должно быть, разглядеть за законодательными установками человека с его интересами и ценностями.
Разбирая юридический казус, любит повторять Анисим Иванович, нужно не столько анализировать его с позиции норм конкретной отрасли законодательства, сколько посмотреть на ситуацию с высоты принципов и аксиом права. Главное, понять, каким образом должно разрешиться то или иное спорное правонарушение с точки зрения нравственноправовых принципов и аксиом, а потом уже подобрать под него нужные правовые нормы и обоснования.
Ещё один метод профессора А.И. Экимова, которым он всегда делится со своими студентами, – кибернетический подход к анализу любого юридического текста и проблемы. «Да – нет» – любит повторять Анисим Иванович своим ученикам. Каждое слово в юридической норме или научном тексте таит за собой порою глубочайший смысл, но чтобы раскрыть его нужно остановиться и задуматься: отвечает ли конкретная норма критериям истинности, справедливости, отражает ли она объективную реальность или нет? В зависимости от ответа на этот, казалось бы, простой вопрос выстраивается вся дальнейшая концепция действий и решений.
Но, пожалуй, главное, что Анисим Иванович прививает многим поколениям студентов – это любовь к своему государству, к истории нашего великого народа: дореволюционной, советской и современной, а еще – уважительное отношение к человеку, его правам и свободам, высшей ценности человеческой жизни, хотя не раз повторял, что нет прав без обязанностей, а вот к последним в нашем обществе, к сожалению, сложилось скептическое отношение.
Вот лишь несколько ярких примеров уроков мудрости, которые останутся навсегда с учениками профессора А.И. Экимова.
А потом наступило завершение учёбы в университете, диплом и выбор жизненного пути, совет Анисима Ивановича не оставил сомнений – нужно заниматься теорией государства и права и все остальное будет по плечу. Аспирантура Российского университета дружбы народов, новый интересный коллектив, научные дискуссии и споры о справедливости. Анисим Иванович всегда был рядом в период написания и защиты кандидатской диссертации, был строг, но справедлив. Мудрым советом, словом и делом подталкивал к завершению диссертационного исследования.
Наконец защита, море вопросов, жаркая дискуссия среди профессоров о категории справедливости, и здесь мне открылось истинное значение авторитета моего научного руководителя, который поддерживал меня на каждом этапе подготовки и защиты диссертации от начала до конца и открыл мне путь в юридическую науку.
Профессор А.И.Экимов любит повторять, что настоящий аспирант – это член семьи. Ведь и спустя годы после защиты диссертации Анисим Иванович всегда на связи со своими аспирантами, готов помочь мудрым советом, наставлением, в самых сложных жизненных ситуациях, разделить горести и радости вместе со своими аспирантами как с членами своей большой научной семьи».
Профессор А.И. Экимов был членом диссертационного совета, в котором защищал докторскую диссертацию еще один автор настоящей статьи – В.Ю. Панченко (в настоящее время совет прекратил свою работу, а автор оказался последним ученым, защитившимся в нем).
Труды профессора А.И. Экимова стали фундаментом для разработки типов правового взаимодействия, соотношения целей и интересов в них.
В.Ю. Панченко: «На заседании кафедры я, как соискатель, робко вручил глубокоуважаемому профессору автореферат своей работы. Анисим Иванович буквально сразу стал его читать и минут через десять спросил: «Вы же вводите новую категорию – «юридическое содействие»! Почему в названии диссертации «правовое взаимодействие»?! Потом профессор задал еще несколько вопросов по существу работы. Не помнит диссертант, что он тогда ответил профессору, однако отложилась поразительная цепкость научного ума профессора А.И. Экимова, за столь короткое время он погрузился в суть диссертации, а его вопросы были прямо по существу самых основных проблем диссертационного исследования.
Уже потом, спустя несколько лет, после успешной защиты докторской диссертации, общаясь на одной из конференций, я сказал Анисиму Ивановичу: «Ну не мог я Вам тогда, до защиты, признаться, что вторая возможная тема, о которой Вы говорили, была резервной, на случай провала защиты первой!».
Н.А. Фролова: «В научно-исследовательской и преподавательской деятельности практически на протяжении двух десятилетий нового века при общении, дискуссиях по теоретико-правовым проблемам всегда отмечаю энергию и глубину научной мысли Анисима Ивановича Экимова. Причем глубина его мысли особого свойства: она обладает энергией, находит свое выражение во взгляде, эмоциональной реакции, благодаря чему в осознании проблемных аспектов юриспруденции или в рамках обсуждаемых тем получаешь нечто большее, чем это было обусловлено первоначальным намерением.
Эта удивительная способность Анисима Ивановича характеризует его высокий уровень культуры и эрудиции, особую природу динамики и энергетики научно-теоретических мотивов, нашедших отражение и в исследовании категории «интерес в праве» самого юбиляра.
Именно категория интереса, ставшая своего рода квинтэссенцией в научных работах Анисима Ивановича Экимова, усилила конкретную направленность моих подходов к вопросам правовой политики государства в сфере социальной безопасности, позволила обратиться к аспектам сохранения и укрепления социально значимых интересов современного российского общества в условиях происходящих геополитических процессов.
Для юридического и экспертного сообщества это практически обогащает познание новых подходов к формированию новой системы управления и позволяет находить в соотношении безопасности и развития новые жизненные приоритеты для императивного перехода к модели прогрессивной государственно-правовой системы России.
Научность творческой энергии Анисима Ивановича, порожденная интересом, привлекает к позитивным социальным действиям, обогащает и создает гармоничное чувство понимания ценности права в личной, общественной, государственной жизни, а блестящее чувство юмора юбиляра помогает компетентно направлять и использовать имеющиеся интеллектуальные и научные ресурсы для государственноправовой практики.
Особенно помнятся ценные, конструктивные суждения юбиляра по диссертации соискателя И.И.Макеева о теоретических аспектах понимания бюрократии в политико-правовой мысли России конца XIX — первой трети XX веков и его трепетное сопереживание по достойным презентациям научных исследований своих соискателей – Р.М. Аллалыева, О.П.Сауляка, всегда интересуясь моим мнением и оценкой выполненных работ. Это бесконечно дорого, поскольку в наших человеческих и творческих отношениях с Анисимом Ивановичем этот искренне уважительный уровень вызывает добрые чувства соприкосновения с величайшей этикой, тонкой настройкой добросовестного ответственного труда».
Для раскрытия значения вклада А. И. Экимова в юридическую науку вряд ли хватит объема сотен научных статей и точно не хватит одной.
Поэтому авторы выбрали в качестве предмета настоящей статьи методический ракурс исследования, принадлежащей перу Юбиляра одной научной статьи и избрали необычный (хотя правильнее сказать – малораспространенный) подход в современных юридических научных публикациях.
Авторы предприняли попытку продемонстрировать образовательный потенциал сформулированных профессором А.И. Экимовым положений, поставленных проблем и предложенных решений, путем кратких комментариев к ним и постановки вопросов, на которые студенты должны ответить самостоятельно, обсудить со своими преподавателями в ходе семинарских занятий, показать практическую применимость теоретических выводов.
Авторы полагают, что положения и выводы, изложенные в статье А. И. Экимова «Право в контексте справедливости: к методологии исследования», имеют не только методологическое и теоретическое, но и важное методическое значение для профессиональной подготовки студентов-юристов в рамках изучения курсов теории государства и права и проблем теории государства и права. Главные из них таковы.
- «<...> Давно уже сказано, что идея неизменно посрамляет себя, когда отделяется от интереса. <...> Истоки идеи справедливости бессмысленно искать в чем-либо ином, нежели в интересах», «рано или поздно ценности всегда «приземляются» к интересам. Вследствие этого то, что признается справедливым сейчас, не обязательно будет считаться таковым завтра <...>» (С.53).
Приведенное положение, на наш взгляд, адекватно отражает закономерность, которой состоит в том, что любые идеи, поддерживаемые, допускаемые или навязываемые конкретным государством в конкретный исторический период или отдельными политическими лидерами, их группами, людям, другим социальным субъектам, включая другие государства имеют в своей основе не что другое как конкретные интересы.
В этой связи рассматриваемое теоретическое положение может быть предложено в качестве задания для студентов при самостоятельной подготовке для углубленного изучения тем о правосознании и правовой культуре, соотношении права и политики с постановкой следующих вопросов:
- соотнесите понятия «идея», «идеология», «интерес», «цель»» и покажите их взаимодействие в процессе формулирования правовых норм (правотворчества);
- как правовые идеи связаны с интересами субъектов права;
- каково значение идей и идеологии в принятии правоприменителями решений по конкретным юридическим делам?
- приведите примеры «приземления» ценностей к интересам» из истории и современной политико-правовой практике различных государств;
- имеют ли место в политико-правовой практике различных государств обратные процессы «восхождения» от интересов к ценностям?
- «<...> Правовые нормы не бывают бесспорными ни в момент их установления, ни в момент их реализации» (С. 53).
Это положение, на наш взгляд, концентрировано выражает применительно к правовому регулированию закономерность, наблюдаемую в государственно организованных обществах всех времен и народов, – «управленческая деятельность не обеспечивает последней материальной и формальной справедливости. Первая означает полное воплощение в общеобязательных социальных нормах целей, которых стремятся достичь с помощью общеобязательных правил, вторая – точное осуществление общеобязательных норм в том виде, в каком они сформулированы».
При изучении тематики нормы права, правового регулирования и его механизма, реализации и применения права, законности и правопорядка целесообразно привести данное теоретическое положение, предложив студентам подумать над следующими проблемами:
- с чем связана невозможность воплощения в праве, правовых нормах всех целей и интересов всех субъектов права на стадии правотворчества?
- возможно ли теоретически принятие закона, иного нормативного правового акта, который выражал бы все цели и интересы всех субъектов права?
- каковы объективные и субъективные причины искажений, дефектов, неточностей при осуществлении правовых норм?
- почему некоторые юридические правила остаются «правилами на бумаге», «мертвыми нормами», которые не реализуются на практике?
- каковы пределы «спорности» правовых норм при различных типах политических режимов?
- «Следует иметь в виду, что частные интересы неизбежно восходят к более общим – групповым, корпоративным, классовым и общественным, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, внутренне противоречивы. Отсюда их подвижность, способность к новым трансформациям. Отношения между этими интересами – отношения взаимопроникновения. Одни из них существуют через другие, и, в конечном счете, фигурально выражаясь, «возвращаются» к частным интересам. К тому же и сами частные интересы внутренне противоречивы. Наличие у конкретного индивида одновременно множества различных интересов ведет к столкновениям между ними, к необходимости выявления первоочередных в ущерб другим, к ошибкам в выборе» (С. 58).
Данный вывод в наиболее обобщенном виде отражает сложность взаимодействия людей в государстве, наличие противоречивых стремлений в процессе правового регулирования.
Поскольку это положение носит общий характер, его правильнее было ввести в тезаурус обучающихся в самом начале изучения теории государства и права в разделах, посвященных понятиям общества и государства, а также при изучении тем о гражданском обществе, его взаимодействии с государством, правообразовании и правотворчестве, правового регулирования, правовой политики, феноменов законных интересов, злоупотребления правом.
Дискуссионными вопросами, которые полезно поставить перед студентами, могут выступать, на наш взгляд, следующие:
- найдите в научной литературе определения понятий «частный (индивидуальный) интерес», «групповой интерес», «общественный интерес» (интерес общества), «государственный интерес» (интерес государства), «публичный интерес», а затем найдите дефиниции этих же понятий в нормативных правовых актах (легальные дефиниции) и в судебных актах и попытайтесь выявить в них общее и особенное;
- на примере конкретного судебного постановления (решения, приговора, определения) покажите, какое значение в нем имеет отсылка (употребление в тексте) к приведенным в первом вопросе понятиям?
- как соотносится рассматриваемый вывод со следующим теоретическим положением:
«Человек – основа права и всех правовых явлений. Право существует, только пока существует человек, оно создается человеком и для человека. Правовые предписания могут оказывать свое воздействие только на человека через его волю. <...>
Сознание есть у человека, и только у него. Никаких иных мыслящих субстанций, кроме сознания человека, нет. Нам не близка идея о том, что право само по себе – некая мыслящая субстанция, обладающая самостоятельной силой (хотя эта мысль сегодня широко распространена в юридической науке). Критически оцениваются нами также идеи о наличии сознания у юридического лица, государства и пр. <...>».
- Ключевое методологическое значение для юридической науки и практики имеет сформулированный профессором А.И. Экимовым тезис, согласно которому «проблемы соотношения справедливости и права приобретают особое значение в условиях глобализации, которая, как известно, осуществляется на основе западных цивилизационных стандартов. Россия не принимала участия в их формировании, поэтому не удивительно, что они не всегда признаются у нас безоговорочно» (С.53).
Необходимо отметить, что опыт противодействия пандемии показал, что только слаженные действия государства и общества в контексте непреходящих традиционных морально-нравственных императивов справедливости, добра, гуманизма, взаимопомощи позволили эффективно противостоять масштабной угрозе распространения смертоносного вируса COVID-19. Как отметил Секретарь Совета безопасности России Н.П. Патрушев, в ряде европейских государств и в США «пандемия COVID-19 со всей очевидностью обнажила все негативные последствия от насаждения новых западных ценностей, прежде всего углубление разобщенности, равнодушие и растерянность перед лицом надвигающейся опасности».
На этом фоне особое значение приобретает позиция России, направленная на защиту и обеспечение традиционных морально-нравственных ценностей в обществе, важнейшей из которых, на мой взгляд, является принцип справедливости. Мощнейшая консолидация российского общества и государства, проявившая себя в 2020-2021 годы в период борьбы с пандемией показала, что именно такие нравственные ценности, как приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины, закрепленные в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и нашедшие отражение в новой редакции Конституции Российской Федерации, позволили России успешно противостоять новой глобальной угрозе человечеству и с достоинством пройти все испытания.
В этой связи представляется, что дальнейшее государственно-правовое развитие России в посткарантинный период, несмотря на серьезные сложности социально-экономического характера, должно проходить в контексте целей и задач, сформулированных Президентом Российской Федерации в июле 2020 года, главными из которых являются сохранение населения, здоровье и благополучие людей; возможности для самореализации и развития талантов; комфортная и безопасная среда для жизни; достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; цифровая трансформация.
Кроме того, необходимо отметить, что анализ эволюции представлений о справедливости и правах человека также показывает взаимосвязь идеи справедливости и понимания правового статуса личности с морально-нравственными представлениями общества о добре и зле, существующими в определенную эпоху.
С другой стороны, сама идея прав человека и справедливого общественного устройства зародилась тысячи лет назад и с тех пор их ценность нисколько не уменьшилась. Меняя внешнее содержание, сущность концепции справедливого общества, основанного на морально-нравственных идеалах, и идея прав человека, приписывающая личности определенный набор правомочий, норм поведения по отношению к себе и другим, получили развитие и наполнение вместе с эволюцией человеческой цивилизации по пути прогресса и сегодня являются высшей ценностью цивилизованного мира.
Кроме того, проведенный анализ позволяет сделать вывод, что права человека и категория справедливости неразрывно связаны на всех этапах развития человечества. При этом права человека, как и право в целом, не имеют смысла, если оторваны от справедливости. Более того, права человека, если они лишены глубокой нравственной основы, могут быть опасны для общества и для самого человека.
Сегодня этот вопрос особенно актуален, поскольку в настоящее время развиваются такие подходы к правам человека, которые не существовали ранее, и возникает большой вопрос, куда человечество может привести признание «права на смерть» или других «инновационных прав», которые сегодня получают широкое распространение в европейских государствах. Представляется, что Россия, находясь в авангарде защиты прав человека, должна продолжать бороться за признание традиционных духовно-нравственных ценностей основой прав человека и единственно возможной предпосылкой построения справедливого общества.
В этой связи целесообразна разработка единых концептуальных подходов к стратегии защиты прав человека в России на основе понимания прав человека в социокультурном контексте и учета всех возможных правовых, культурных, политических, социально-экономических факторов достижения социальной справедливости.
Дискуссионными вопросами, которые полезно поставить перед студентами, могут выступать, на наш взгляд, следующие:
- как соотносятся универсальные и региональные ценности в праве?
- каким образом глобализация влияет на формирование правовых ценностей?
- приемлемы ли на Ваш взгляд, все универсальные ценности, для развития российского общества?
- права человека в условиях глобализации: права человека нового поколения, существуют ли новые эффективные способы реализации и защиты?
- Важен и другой концептуальный научный постулат, сформулированный профессором А.И. Экимовым: «Всякая цель, как полагают многие ученые, это любой заранее мыслимый результат деятельности, а правовая цель – это заранее мыслимый результат деятельности, осуществляемый с помощью правовых средств. Возникает вопрос: можно ли ставить любые цели, могут ли быть цели произвольными? Ответ на этот вопрос связан с уяснением источника и природы целей, а точнее – их объективного источника и субъективной природы. Цели всегда объективны по своему источнику, ибо направлены на удовлетворение реально существующих интересов и потребностей. Если бы цели были произвольны по своему источнику, то человечество просто-напросто погибло бы» (С.54-55).
В научной юридической литературе проблемам цели и средств в праве уделяется большое внимание. Однако недостаточно исследованным представляется вопрос о целях и средствах правотворчества.
Цель правотворчества всегда должна быть нравственно обоснована, социально обусловлена и юридически значима. Это значит, что в первую очередь субъекты правотворчества должны стремиться к максимально полному отражению в нормативных правовых актах морально-нравственных императивов общества, его представлений о добре и зле, чести, совести и справедливости.
Правотворческая цель должна отражать интересы общества, государства и личности. При этом приоритет должны иметь общесоциальные интересы, иначе общество рискует деградировать в погоне за реализацией своекорыстных устремлений отдельных граждан, которые способны реализовать свою волю в законах.
Цель правотворчества должна быть юридически обоснованной. Создаваемые нормативные правовые акты должны органично «вплетаться» в контекст действующего законодательства, дополнять и улучшать его. Недопустима постановка неправомерных целей в правотворческой деятельности.
Средства достижения цели не менее важны в правотворчестве, чем сама цель. М. Вебер по этому поводу писал, что «ни одна этика в мире не может сказать: когда и в каком объеме этически положительная цель «освящает» этически опасные средства и побочные следствия». Вместе с тем, очевидно, что правовая цель должна достигаться исключительно адекватными морально обоснованными правовыми средствами. Иначе теряется высокое нравственное значение правотворчества. Как писал У. Шекспир, «и добродетель обратится во зло, коль путь, ее ведущий, крив и сложен».
Порой ошибочно выбранные средства превращают в настоящее бедствие самые высоконравственные цели, которые ставит перед собой законодатель, и «тот, кто игнорирует средства осуществления цели, тот ставит под сомнение и саму цель.
Студентам в контексте данного положения при изучении тематики правотворчества предлагается подумать над следующими проблемами:
- как соотносятся цели и средства в праве и правотворчестве?
- каков источник и природа целей в праве и правотворчестве?
- каким критериям должна отвечать цель правотворчества?
- Представляется важным отметить и еще одну научную парадигму, сформулированную профессором А.И. Эки- мовым: «мера справедливости, видимо, всегда определяется интересом. В свою очередь, выбор интереса в качестве первостепенного диктуется соответствующими представлениями, оценками справедливости. Иными словами, нет интересов, взятых вне связи с представлениями о справедливости. Но нет и представлений о справедливости, которые не связаны с интересами, не оставляют на них свой отпечаток. Именно потому, что в праве отражены разного рода интересы и представления о справедливости, оно многолико и многомерно. Из-за этого право не охватывается в своей цельности ни одним его определением (С.57).
Социальная справедливость может рассматриваться как такая мера сбалансированности всевозможных личных и общественных интересов, которая обеспечивает их максимальное сближение и движение общества по пути прогресса.
Однако и здесь не все так просто, поскольку «частные интересы неизбежно восходят к более общим – групповым, корпоративным, классовым и общественным, которые отнюдь не монолитны по своей структуре, внутренне противоречивы». Найти баланс между ними – задача порой непосильная. Даже личные интересы одного человека могут входить в противоречие друг с другом.
Лауреат Нобелевской премии К. Лоренц по этому поводу отмечал, что «человек, как и животное, подобен кораблю, которым командует множество капитанов. У человека все эти командиры находятся на капитанском мостике одновременно, и каждый высказывает свое мнение; иногда они приходят к разумному компромиссу, который дает лучшее решение проблемы, чем отдельное мнение самого умного из них, но иногда им не удается договориться, и тогда корабль остается без всякого осмысленного управления».
Поэтому с позиции несовпадающих интересов одного индивида, а тем более группы, одни и те же явления оцениваются совершенно по-разному в свете неодинаковой интерпретации одних и тех же ценностей и интересов. По всей видимости, в этом кроются истоки постоянных споров о социальной справедливости.
Вместе с тем, очевидно, что справедливость в праве может проявляться в достижении разумного баланса интересов личности, общества и государства на основе соразмерности их прав, обязанностей, ответственности и компетенции с учетом национальных и исторических традиций, ценностей и культуры многонационального народа России.
Важнейшей сущностной характеристикой справедливости является баланс публичных и частных интересов в правотворческом процессе при первостепенном учете общесоциальных интересов с целью обеспечения благосостояния общества и его развития по пути прогресса.
Б.С. Эбзеев в связи с этим отмечает, что «…всякое жизнеспособное общество представляет собой известное равновесие индивидуального и коллективного, которое находит (или не находит) свое отражение в праве и государстве, системе организации власти, морали и др. Нарушение такого равновесия, отсутствие механизмов гармонизации индивидуального и коллективного чреваты разрушением гармонии общества».
Рассматриваемое теоретическое положение может быть предложено в качестве задания для студентов при самостоятельной подготовке с постановкой следующих вопросов:
- каким образом соотносятся категории права, интересов и справедливости?
- какими средствами достигается обеспечение справедливости в праве и социальном устройстве?
- назовите эффективные средства достижения баланса интересов в праве.
Сказанное убедительно демонстрирует значимость обсуждения с будущими юристами сформулированных А.И. Экимовым теоретических положений.
Авторы от себя лично и от имени Евразийского юридического журнала сердечно поздравляют доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Анисима Ивановича Экимова с наступающим 80-летним юбилеем, желают крепкого здоровья, творческого долголетия и всех благ!