Война и мир в контексте международного права. Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права
Война и мир в контексте международного права.  Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права

Война и мир в контексте международного права. Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права

ФАРХУТДИНОВ Инсур Забирович
доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала, ведущий научный сотрудник Института государства и права (сектор международно-правовых исследований) Российской академии наук

«…война… противное и человеческому разуму, и всей человеческой природе событие».Лев Толстой. «Война и мир», 1863-1868 гг.

Данная статья является продолжением серии материалов, посвященных проблемам формирования современной модели международных отношений в контексте эволюции международного права. Автор поэтапно рассматривает Венскую систему международных отношений (система Европейского концерта), которая начала развиваться с Венского конгресса 1815 г., который стал уникальным для своего времени явлением. Венская система зафиксировала новый баланс сил в Европе.

Тогда был найден компромисс между традиционной монархической Европой и новыми веяниями, унаследованных от Наполеона.Была выработана система договоров, регулирующая международные отношения и закрепившая новую политическую карту Европы.В основу Венской системы был положен принцип легитимизма и равновесия сил, что и определило новую расстановку сил, на долгое время обозначив ведущую роль держав-победительниц в международных отношениях.

Толкование Венской системы с позиции международного права способствует, автор уверен, лучшему пониманию проблем формирования современной модели международных отношений.

Ключевые слова: Баланс сил, Кодекс Наполеона, Германский союз, Европейский концерт, «великие державы», Талейран, Черноморские проливы, дипломатическое право.

FARKHUTDINOV Insur Zabirovich
Ph.D. in Law, Editor-in-chief of the Eurasian Law Journal, leading researcher of the Institute of State and Law (sector of international legal studies) of the Russian Academy of Sciences

WAR AND PEACE IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL LAW. AN ATTEMPT OF DOCTRINAL RESEARCH OF THE PROBLEMS OF THE FORMATION OF A MODERN MODEL OF INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT KEYWORDS: BALANCE OF POWER, CODE OF NAPOLEON, GERMAN UNION, EUROPEAN CONCERT, «GREAT POWERS», TALLEYRAND, BLACK SEA TREATIES, DIPLOMATIC LAW. OF INTERNATIONAL LAW DEVELOPMENT

“…war… contrary to human reason and the whole an event in human nature.” Leo Tolstoy.War and peace, 1863-1868.

This article is a continuation of a series of materials devoted to the problems of forming a modern model of international relations in the context of the evolution of international law. The author gradually examines the Vienna system of international relations, which began to develop with the Vienna Congress of 1815, which became a unique phenomenon for its time. The Vienna system has fixed a new bal­ance of power in Europe.

Then a compromise was found between the traditional monarchical Europe and the new trends inherited from Napoleon. A system of treaties was developed that regulated international relations and established a new political map of Europe. The Vienna system was based on the principle of legitimacy and balance of power, which defined a new alignment of forces, for a long time marking the leading role of the victorious powers in international relations.

Interpretation of the Vienna system from the perspective of international law contributes, the author is sure, to a better understanding of the problems of forming a modern model of international relations.

Keywords: Balance of power, Code of Napoleon, German Union, European concert, «great powers», Talleyrand, Black Sea treaties, diplomatic law.

СКАЧАТЬ В PDF

  1. Наполеоновские войны 1799-1815 гг. и Граждан­ский кодекс Франции 1804 г.

Читатель по праву может подумать, какое отношение имеют наполеоновские войны к формированию междуна­родного права? Но если посмотреть на эту тему с истори­ческой точки зрения, то определенная связь здесь имеет­ся. Гражданский кодекс Франции 1804 г., который вошел в историю под названием Кодекса Наполеона, юридически закрепил не только гражданско-правовые, но и междуна­родно-правовые принципы, изложенные в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Гражданский кодекс, который император французов принес в Европу на штыках, оказал огромное влияние на разработку и кодификацию граждан­ского права, развитие политико-правовых систем всего кон­тинента. Гражданский кодекс Франции 1804 г. действует во Франции с незначительными изменениями и дополнениями вплоть до наших дней и сегодня. Этот первый подобный пра­вовой документ завоевания Французской революции новой европейской эпохи.

Великая Французская революция нанесла серьезный удар по европейской династийной системе. А наполеонов­ские войны вконец расшатали ее. Возникшая в 1789 г. Фран­цузская республика сперва отстояла свою независимость от соседних монархических режимов, а затем перешла в насту­пление. С конца XVIII в. главным действующим лицом евро­пейской политики становится Наполеон Бонапарт.

Начало XIX в. было драматичным периодом в европей­ской истории. Оно было отягчено грузом сложных коллизий между европейским державами, который своими корнями уходил в век минувший.

В новый век Европа вступала при громе наполеоновских пушек. Наполеон сумел обуздать революцию, но в результа­те его экспансионистской политики отдельные ее достиже­ния распространились по Европе. Наполеоновские войны (ноябрь 1799 — июнь 1815) Бонапарт вел со всеми государ­ствами Европы. Почти 15 лет подряд в Европе гремели сра­жения, лилась кровь, рушились государства и перекраива­лись границы. В центре происходящих событий находилась Французская республика. Их причисляют к так называемы­ми революционным войнам. Наполеон Бонапарт создал не­виданную проблему для европейских монархов. Франция вела беспрецедентные военные действия на территории со­предельных государств, которые в корне перекроили поли­тическую карту Европы.

По сравнению с завоеваниями преобразованиями этого человека свершения большинства даже незаурядных прави­телей кажутся не очень значительными. Это был политиче­ский и военный гений. Императора французов, полководца и государственного деятеля, заложившего основы современ­ного французского государства и сегодня помнят как одного из наиболее выдающихся деятелей в истории Запада.

В лице Наполеона французы видели лидера, который продолжит идеи революции: всеобщее равенство, братство и справедливость. Возможно, что вначале так и было, но чем сильнее и прочнее становилось положение императора, тем больше у него возрастали личные амбиции. Он уже не огра­ничивался только Европой. Наполеон мечтал завоевать весь мир. Молодой генерал, приобретший после так называемого итальянского похода огромную популярность, предложил организовать экспедицию в Египет. Бонапарт рассчитывал укрепить свое влияние, а правительство революционной Ди­ректории надеялось отправить амбициозного и очень попу­лярного в народе генерала подальше от Парижа.

В 1798-1801 гг. состоялся египетский поход для создания плацдарма в целях нападения на «жемчужину британской короны» — Индию. Наполеону удалось вернуть под протек­торат Франции земли Египта, Палестины и Сирии. Бонапарт показал себя не только великолепным полководцем, но и очень жестким человеком. Он с легкостью отдавал приказы о проведении карательных экспедиций против местного на­селения.

Тем временем против правительства Директории нарас­тало недовольство. Более того, владения в Италии, некогда завоеванные Наполеоном, постепенно сходили на нет, поэто­му Наполеон принял решение вернуться во Францию. Бона­парт оказался во Франции вовремя. Ему оказали поддерж­ку высшая бюрократия, армия, впечатленная его победами, народ, страдающий от голода. И в 1799 году Наполеон под предлогом защиты завоеваний республики совершил госу­дарственный переворот, в результате которого он был про­возглашен первым консулом и получил всю полноту власти во Франции.

В 1802 г. Наполеон объявил себя пожизненным консу­лом. В 1804 г. объявил Францию империей, а себя в 35 лет – Императором французов. 2 декабря 1804 года в Париже в присутствии Папы римского была проведена коронация На­полеона, собственноручно возложившего на себя импера­торскую корону. Наполеон I заявил о создании объединен­ной Европы под предводительством Франции.

Уже к началу XIX в. французы уже хозяйничали на тер­ритории ряда современных государств – Бельгии, Люксем­бурга, Голландии, Швейцарии, части Германии и Италии. Продолжая захватническую политику, Наполеон в 1800 г. нанес поражение Австрии, заставил ее признать все фран­цузские завоевания и выйти из войны. Наполеон Папскую область сделал Римской республикой, а Неаполитанское ко­ролевство было провозглашено Партенопейской республи­кой.

Пока Бонапарт был в египетском походе, объединенная русско-австрийская армия под командованием Суворова из­гнала французов из Италии. Но вскоре Суворов был вынуж­ден с боями переходить Альпы и потерял треть своей армии. В 1801г. император Павел I, недовольный своими союзника­ми, перешел на сторону Наполеона, который к тому време­ни совершил государственный переворот и стал единолично править Францией[2].

20 ноября 1805 г. на Аустерлицком сражении(«битва трёх императоров») австрийский Франц II и русский Алек­сандр I бежали с поля боя. Победа Наполеона при Аустер­лице стала для него не только личным триумфом, но и реша­ющим событием в перекройке политической карты Европы. Священная Римская империя германской нации – Первый рейх – распалась окончательно. Был создан Рейнский союз германских государств, главную роль в котором играла Бава­рия. Наполеон стал протектором этого объединения. Через год французские войска взяли Берлин.

Французская армия приносила на своих штыках прин­ципы нового гражданского общества и отмену феодальных отношений; ликвидация Наполеоном многих мелких фео­дальных государств в Германии облегчила процесс ее буду­щего объединения. Новая Франция не только завоевывала другие страны, но и стремилась любыми способами экспор­тировать по своей сути прогрессивные ценности за пределы страны. Последнее способствовало разрушению феодально­монархических порядков на континенте.

В отличие от дореволюционной королевской Франции, в которой главенствовало дворянство, в наполеоновской Фран­ции господствовала крупная буржуазия. Наполеон защищал прежде всего интересы банкиров, но его поддерживали и за­житочные крестьяне. Они боялись, что в случае прихода к власти свергнутой династии Бурбонов будут восстановлены феодальные порядки и отобраны земли, приобретенные во время революции. Рабочих император опасался и не позво­лял им проводить забастовки.

Став полноправным диктатором, Наполеон в корне из­менил государственное устройство страны. Внутренняя по­литика Наполеона состояла в укреплении его личной власти как гаранта сохранения результатов революции: гражданских прав, прав собственности на землю крестьян. Обеспечить все эти завоевания должен был Гражданский кодекс 1804 г. На­полеон провёл административную реформу, учредив инсти­тут подотчетных правительству префектов департаментов и супрефектов округов (1800). Назначались мэры.

Был учреждён государственный Французский банк для хранения золотого запаса и эмиссии бумажных денег (1800). До 1936 года в систему управления Французским банком, созданную Наполеоном, не вносилось серьёзных изменений. Бонапарт сумел закрепить некоторые революционные заво­евания (право на собственность, равенство перед законом, равенство возможностей), но решительно отмежевался от принципа свободы.

Центральное место в Кодексе Наполеона, который ис­пытал на себе сильное влияние римского права, заняло право частной собственности, ее незыблемости и неприкосновен­ности – как раз то, за что завоевала Французская революция. Этот первый правовой документ новой европейской эпохи объявил, что равенство перед законом не зависит от «каче­ства гражданина», т. е. его происхождения или богатства.

Императору французов удалось привлечь лучших юри­стов страны, доподлинно знающих и практику древнерим­ского права. Примечательно, что Наполеон (как и византий­ский император при разработке Кодекса Юстиниана 534 г.) лично участвовал в обсуждении статей, жестко продавливал принятие кодекса в законодательном корпусе.

Поразительно, но факт. Кодекс Наполеона 1804 г. дей­ствует во Франции до сих пор. Из его 2281 статьи 1200 до сих пор не подвергались никаким изменениям. Уверен, достой­ный пример для современных ученых и законодателей, осо­бенно российских. Впоследствии он служил образцом для законодателей многих стран. Помимо этого, он действует до сих пор в бывших французских колониях. А Гражданский ко­декс Луизианы, принятый в 1825 г. и действующий и поныне в этом штате США, по существу является копией Кодекса На­полеона.

«Моя действительная слава заключается не в том, что я выиграл 40 сражений. Ватерлоо стерло в памяти все вос­поминания обо всех этих победах. Но что, несмотря ни на что, не сотрется в памяти, что будет жить вечно, так это мой Гражданский кодекс»,- написал в своих мемуарах Бонапарт, будучи в заточении на далеком острове Святой Елены

Этот фундаментальный законодательный акт Франции, представляющий собой масштабную кодификацию права, дал, еще раз подчеркнем, мощный толчок для последующе­го кодификационного процесса, становления современной юриспруденции во многих странах мира, в том числе в Рос­сии. И тем самым оказал большое внимание на формирова­ние новых политико-правовых институтов и международно­го права.

Позднее, уже находясь в ссылке на острове Святой Еле­ны, он рассказал своему секретарю Лас-Казу, что его целью было объединить народы Европы, искусственно разделенных на множество политических единиц и составить единую ев­ропейскую семью с единым органом – конгрессом для реше­ния общеевропейских дел.

Реализовать свой замысел он пытался путем насилия и введением на всей европейской территории Гражданского кодекса, что позволило бы образовать единую нацию. Напо­леон пытался навязать интеграцию силой и превратился в «поработителя» народов, что предопределило его падение.

  1. Тильзитский мирный договор

К 1807 г. практически почти вся Европа была завоева­на Францией. В самом начале 1807 г. после кровопролитной битвы у Прейсиш-Эйлау русская армия отступила.12 июня того же года французская армия, которой руководил лично император Наполеон 1, в сражении при Фридланде одержа­ла полную и безоговорочную победу над армией Российской империи. Последняя была вынуждена отступить за Неман. Французская армия не стала отступающую русскую армию преследовать, Наполеон предложил Александру I мирное соглашение.

Главной целью императора французов была победа над Англией, а с другой заключение военного, наступательного и оборонительного союза с Россией. Без союза с Россией нель­зя было и думать о сокрушительном ударе по Британии.

Еще в 1805 г. адмирал Нельсон уничтожил французский флот у мыса Трафальгар. Тогда Бонапарт не смог высадиться в Англии, на территории своего главного противника. Ему пришлось начать войну с союзниками Британии на суше — Австрией и Россией. Было очевидно, что главным против­ником Франции является Великобритания, укрытая от атак французских дивизий своим островным положением. За­думанное было вторжение в Англию через Ирландию так и не было осуществлено. Нанести ущерб Англии можно было, нарушив ее торговлю, поставив под угрозу безопасность ее колониальных владений. Он ввел блокаду этого островного государства. Наполеон предполагал, что, помирившись с Россией, он сможет спокойно создать единый фронт для за­воевания Англии. Наполеон в своей автобиографии писал о том, что для полного покорения Европы необходимо было уничтожить Англию.

Воевать с Россией дальше для Наполеона не имело ни­какого смысла, так как в союзе с русским императором он ви­дел необходимое стратегическое средство достижения своих целей по завоеванию Британских островов.

Александр 1 был вынужден идти на соглашение, ведь в то время Франция была очень сильна, тогда как Россия не очень. Но русский царь выдвинул два условия. Во-первых, Россия не признает никаких посягательств на целостность своей страны. Во-вторых, переговоры должны проходить на нейтральной стороне, для чего на середине реки Неман был установлен плот под шатром. Там и встретились 25 июня 1807 г. ведущие императоры Европы.

Все это время на берегу реки Неман терпеливо ждал свою участь император Пруссии. Наполеон I сказал Алексан­дру 1 про Пруссию следующее: «это подлая нация, которой руководит подлый монарх, в его подчинении подлая армия. Они всегда и всех предавали, и не заслуживает дальнейшего существования». Только настойчивость российского импера­тора помогло сохранить Пруссию, как государство.

По всем пунктам мировых соглашений удалось до­говориться быстро. Несмотря на это «встреча на верхах» в Тильзите составило две недели. За это время императоры обеих стран практически подружились. В переговорах фран­цузский император рассчитывал на свою харизматичность, впрочем, здесь он немного просчитался, молодой русский царь также был яркой личностью и без труда располагал к себе людей.

Основные условия Тильзитского мира были выработаны на основе двух консенсусов: Россия признала все завоевания французов в Европе, а также всех правителей европейских государств, которых назначил Наполеон. Российский импе­ратор взял на себя обязательства по поддержке континен­тальной блокады Англии.

Фридрих Вильгельм III лишался более половины своей территории. Младший брат Наполеона Жером получил зем­ли Пруссии, которые располагались на левом берегу Эльбы. Польша была восстановлена как Герцогство Варшавское.

Тильзитский договор поставил Россию в крайне невы­годное положение. Российская империя вследствие присое­динения к блокаде Англии понесла немалый экономический ущерб. Вся экономика России была основана на экспорте: металла; леса; пеньки; дегтя; льна; хлеба и др. В Россию же в основном ввозили продукцию из Англии (текстильные това­ры, драгоценности, предметы роскоши и др.).

Последствия Тильзитского мира 1807 года привели Россию к международной изоляции, резко упал авторитет императора Александра I. Заключение этого договора отри­цательно было воспринято российским общественным мне­нием, так как считалось, что итоги соглашения стали унизи­тельными для империи. Среди населения страны поползли слухи о дворцовом перевороте, после которого на престол могла взойти Екатерина Павловна, сестра царя. Все эти фак­ты приводили к нарушению прочности подписанного мир­ного договора.

…24 июня 1812 года Наполеон, перейдя реку Неман, вторгся в Россию. Началась Отечественная война народов России против наполеоновской агрессии. Война, призванная окончательно склонить чашу весов противостояния в Евро­пе на сторону корсиканца, превратилась в полный разгром и начало конца империи героя осады Тулона. В декабре 1812 года измученные голодом и морозами солдаты «Великой ар­мии» форсировали Неман, со страхом оборачиваясь на Вос­ток. Из более чем полумиллиона солдат французской армии перешли Неман всего лишь несколько десятков тысяч.

Победа России в войне 1812 года стала поворотным пун­ктом в истории наполеоновских войн. Французский импера­тор понёс настолько значительные потери, что восполнить их уже никак не смог, что, однако, не помешало ему довольно успешно сопротивляться против новой коалиции целых два года.

Для России изгнание Великой Армии означало возвы­шение в Европе, какого она ещё никогда не видела. Алек­сандр I моментально становился самым влиятельным монар­хом Старого Света, без которого не могла решиться ни одна проблема. Отечественная война оказала огромное влияние и на общественную и политическую жизнь России.

Генри Киссинджер пишет: «Царь Александр закончил войну с Наполеоном, войдя в Париж во главе русской ар­мии, и в честь победы был устроен беспрецедентный парад: 160 000 русских солдат прошли в строю на равнине вблизи французской столицы – более наглядной демонстрации силы, вселившей беспокойство даже в союзников, сложно и представить».

Поражение наполеоновских войск в войне 1812 против России положило начало крушению империи Наполеона I. Вступление в 1814 войск антифранцузской коалиции в Па­риж вынудило Наполеона I отречься от престола. Низложен­ного императора французов отправили в изгнание на остров Эльба. Он встал правителем этого небольшого островка у бе­регов Италии.

  1. Венский конгресс 1814-1815 гг. – перекройка поли­тической карты Европы

Александр I, игравший первую роль при триумфальном вступлении союзников в Париж, по низвержении Наполеона стремился к гегемонии над Европой. Он заставил отложить открытие конгресса сначала до 1 сентября, а затем до 1 ок­тября. Русский император хотел тем временем повидаться с английским королем, посоветоваться с королем прусским и, одним словом, устроить все дела сообразно своим намерени­ям. Но, оказалось, не все так просто.

В своих манифестах союзники провозглашали великие принципы: неотъемлемые права, восстановление законного правительства, охрана публичного права, независимость на­родов. Они противопоставляли эти принципы «правонару­шениям», «насилиям», «позорному игу» Французской респу­блики и Империи. Никто из четырех императоров ни в коей мере не собирался из-за пустых фраз поступиться своими собственными интересами коалиции.

На этой международной конференции участвовали представители всех европейских государств, в том числе и крошечных немецких и итальянских княжеств. Лично при­сутствовали монархи России, Австрии, Пруссии. Все реше­ния принимались последними, а также Англией. Всех их объединяло то, чтобы ввести Францию в ее старые границы, «сковать» ее в этих пределах, поставить ей преграды на тот случай, если она снова попытается ворваться в Бельгию …

Союзники преследовали на Венском конгрессе различ­ные цели. Противоречия между ними постепенно нараста­ли. Стало ясно, что сильнейшей державой в Европе является Россия. Александр I был уверен, что сможет диктовать всем странам Европы свои условия. Задача союзников заключа­лась в том, чтобы претворить мессианское видение Алексан­дра в нечто вещественное – и совместимое с продолжением независимого существования европейских государств.

Однако другие государства коалиции не захотели ми­риться с таким развитием событий. Это было на руку побеж­денной Франции, которую на закулисных совещаниях представлял бывший наполеоновский министр иностранных дел Талейран. Он покинул этот пост в 1807 году – сразу же после заключения Тильзитского мира.

Каким же образом бывшему министру Наполеона уда­лось пробиться на Венский конгресс? Для другого это была бы невозможной миссией, но только не для этого персонажа. Еще в 1807 году – сразу же после заключения Тильзитского мира, Талейран предложил Александру I тайное сотрудниче­ство. Уже в тот период французский министр все отчетливее понимал обреченность политики Наполеона. Тогда Талей- ран сказал российскому императору: «Вы должны спасти Ев­ропу, а Вы в этом успеете, только если будете сопротивляться Наполеону. Французский народ – цивилизован, французский же государь нецивилизован; русский государь цивилизован, а русский народ – нецивилизован. Следовательно, русский го­сударь должен быть союзником французского народа».

После крушения империи Наполеона, Талейран, опыт­ный мастер политических интриг, умело перестроил свои взгляды на лад реставрации династии Бурбонов. На Венском конгрессе прожженный дипломат, к которому по старой дружбе был предрасположен русский царь, добился неве­роятных успехов. Талейран, искусно лавируя между держа­вами, добился для проигравшей в войне 1812 года Франции весьма выгодных условий. Его венская дипломатическая пар­тия стала историческим моментом для Франции. Как гово­рится, если есть мастерство – оно никуда не денется. Епископ Отёнский до 1897 г., занимавший пост министра иностран­ных дел при двух режимах, был просто кудесником. Как иначе объяснить, если Талейран при короле французов Луи- Филиппе(1830-1848),был не только министром иностранных дел, а даже стал первым в истории Франции премьер-мини­стром. Имя Талейран стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности.

Союзники долгое время сильно расходились в мнениях относительно формы правления, которую следовало бы уста­новить во Франции. Людовик XVIII, продолжатель восста­новленной династии Бурбонов, определенно понимал, что Францией невозможно управлять иначе, как на основе ли­берального режима. Он также прекрасно понимал, что при малейшей попытке произвести какие-нибудь существенные перемены в учреждениях, созданных революцией, он ставит на карту свою корону с величайшим риском окончательно ее потерять.

Страх и зависть к могуществу Франции, даже побежден­ной, лежали в основе коалиции. Но тонкий, остроумный и глубоко дипломатический план Талейрана помог Франции использовать распри союзников в своих целях. Так называ­емые Сентябрьские инструкции Талейрана открыли брешь, через которую Франция смогла снова вернуться в Европу, за­нять там свое место и со временем, быть может, разорвать цепи образовавшейся против нее коалиции.

Главные цели участников конгресса заключались в вос­становлении по возможности прежних династий и власти дворянства, в переделе Европы в интересах победителей и борьбе с назревшими новыми революционными движения­ми. Не считаясь с народом, ведущие державы кромсали кар­ту Европы в своих интересах.

25 февраля 1815 г., когда в Вене шли дебаты о послевоен­ном устройстве Европы, Бонапарт тайно вернулся из изгна­ния во Францию. Начался потрясающий период «Ста дней».

В марте Венский конгресс выпустил декларацию, объявив­шую Наполеона врагом человечества. Новая армия Бонапар­та была сокрушена18 июня 1815 коалиционными войсками на генеральном сражении при Ватерлоо, что достойно от­дельного рассказа. Наполеон второй раз отрекся от престола и был отправлен в ссылку на далекий остров Святой Елены, где он писал свои замечательные мемуары. Через шесть лет он там и умер, по одной из версий был отравлен мышьяком.

Дольше всего решались территориальные вопросы, по­скольку каждая страна хотела получить, как можно больше территорий. Решения были приняты только после работы специальной Статистической комиссии, куда входили эко­номисты, географы и демографы. Ученые рассчитывали, на­сколько каждая территория ценна. Для этого учитывались площадь земли, количество населения и доходность. Такой подход позволил распределить земли по требованиям и кон­цессиям почти равнозначно.

Конгресс прекратил работу за несколько дней до пора­жения Наполеона при Ватерлоо. 9 июня 1815 года, Австрия, Англия, Пруссия, Россия, Швейцария и Франция подписали итоговый документ Венского конгресса. «Заключительный акт» состоял из 121 статьи. Туда вошли все принятые дого­воренности, решения, резолюции, декларации, ставшие ре­зультатами многомесячных переговоров в австрийской сто­лице.

Россия получила Великое герцогство Варшавское, за исключением некоторых его территорий. Австрия полу­чила Восточную Галицию. Овладев большей частью Се­верной Италии, Австрия стала гегемоном Апеннинского полуострова. Бельгия и Голландия объединились в неза­висимое Нидерландское королевство. Пруссия получила почти половину территории Саксонии, Вестфалию, неко­торые польские земли. Пруссия стала играть главную роль «антифранцузского барьера». Заключительный акт Вен­ского конгресса вошли также 11 первых статей о создании Германского союза. Швейцария объявлялась независимой. Восстановилась власть Папы римского над Папской обла­стью и Ватиканом.

Англия удержала за собой остров Мальту и бывшие гол­ландские колонии – остров Цейлон у берегов Индии и Кап­скую землю на юге Африки. Главным успехом Англии было ослабление ее основного врага – Франции, закрепление бри­танского превосходства на море и в колониальных захватах.

Заключительный акт Венского конгресса перекроил гра­ницы ряда европейских государств, и затронул многие во­просы образования новых государств и союзов (Германский союз, Швейцария, Нидерланды). Институты международ­ного права, которые были созданы в Вене просуществовали много лет, вплоть до нашего времени.

Таким образом, Венский конгресс зафиксировала новую политическую карту Европы, новое соотношение геополити­ческих сил.Он нормативно закрепил новую систему между­народных отношений, сложившаяся после наполеоновских войн. Об этой, так называемой, Венской системы междуна­родных отношений остановимся специально в последнем разделе данной статьи.

  1. «Священный союз» – первая международная орга­низация в Европе

С точки зрения современного международного права, Священный союз 1815г. является международной организа­цией, учрежденной международным договором. Другими словами, эта организация была призвана на постоянной ос­нове координировать действия государств-членов в соответ­ствии с предоставленными ей полномочиями.

«В Европе есть только одна проблема – революция», – говорил австрийский министр иностранных дел Меттерних. Примечательно также то, что и сам Наполеон, спустя неделю после поражения при Ватерлоо произнес: «Державы не со мной ведут войну, а с революцией. Они всегда видели во мне ее представителя, человека революции».

Договор об образовании Священного союза Александр I, Франц I и Фридрих Ш заключили в Париже через несколько месяцев после Венского конгресса. Императоры обязывались помогать друг другу при подавлении революций, поддер­живать христианскую религию. Договор был щедро сдобрен мистически-религиозными формулировками, к которым имел особое пристрастие российский император. Русский царь сильно поддавался религиозно-мистическим настрое­ниям.

К этому договору впоследствии постепенно присо­единились практически все монархи Европы. Фактически в деятельности Священного союза участвовала и Англия. Ме­нее чем за три года – к 1818-му – Талейран сумел обеспечить вступление Франции в Священный союз. Побежденный враг превратился в союзника в деле сохранения европейского по­рядка – и стал членом европейской организации, изначально созданной против него.

Целью этого политического соглашения стран было объявлено сохранение международного порядка, установ­ленного Венским конгрессом в поддержку законных дина­стий. Соучастники объявили непримиримую борьбу со все­ми проявлениями революционного духа, политического и религиозного свободомыслия. «Священная тройка» приняла решение подавлять любую революцию путем вооруженной интервенции. В либеральных кругах он был назван «союзом тиранов».

Эта международная организация, действующая на по­стоянной основе, была призвана сохранять незыблемость решений Венского конгресса и установленной им системы международных отношений. Исходя из принципа поддерж­ки правящих монархических династий, участники этого со­юза боролись со всяким проявлением революционного и на­ционально-освободительного движения в Европе.

Священный союз до Крымской войны 1853-1856 гг. об­щеевропейским союзом монархов, отношения между кото­рыми строились бы не на силе оружия, а на принципе леги­тимизма, христианской любви к ближнему во имя мира и недопущения новых войн, и революций, т.е. традиционных ценностях. Священный союз стал идейно-политической ос­новой Венской системы международных отношений.

За все время существования Священного союза были со­званы четыре конгресса. В 1818-1822 гг. Они санкционировали вооруженную интервенцию и подавление австрийскими во­йсками революций в Неаполе (1820-1821) и Пьемонте (1821) и французскими войсками в Испании (1820-1823).

Была ли угроза интервенции со стороны Священного со­юза в Латинскую Америку? В начале XIX в. в ходе националь­но-освободительного движения Симона Боливара народы Нового Света освободились от испанского владычества. На Веронском конгрессе в 1822 г. участники Священного союза задумывали направить войска для подавления восстаний в испанских колониях Америки. Ответом на «секретное Верон­ское соглашение» стало провозглашение в 1823 г. американ­ским президентом внешнеполитической доктрины Монро.

Но Союз тиранов вскоре почил. Александр I начал гото­вить его конференцию в Санкт Петербурге для обсуждения освободительного движения в Греции. В этот раз он хотел использовать в свою пользу. В этой международной органи­зации по этому вопросу наметился раскол. События, проис­ходившие в Греции, должны были повести к окончательному распаду Священного союза, так как они содействовали отда­лению России от Пруссии и Австрии. К тому времени Ан­глия уже отошла. 1 декабря 1825 года в Таганроге умер Алек­сандр 1,главный застрельщик Священного союза…

В 1849 г. Николай I единолично, но как бы от имени Свя­щенного Союза, подавила революцию в Венгрии.

  1. Парижский трактат 1856 г.

Парижский мирный договор был подписан 18 марта 1856г. по результатам Крымской войны 1853-1856 гг. Восточ­ная война, как ее еще называли, шла между Российской им­перией, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королев­ства, с другой. Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также на Камчатке и Курилах.

Перед лицом опасности распада Османской империи и усиления Российской империи все решения Венского кон­гресса 1815 г. Австрией, Англией, Францией были забыты.

Турция открыла проливы Босфор и Дарданеллы для Великобритании и Франции, что и дало возможность их ко­раблям войти в Черное море и атаковать Крым. Героическая оборона Севастополя стала кульминацией боев. Это и реши­ло исход этой войны. Основной ареной ожесточенных боев стал район портового города Севастополь, что в Крыму. По­этому в России война получила название «Крымской».

Каковы основные причины поражений Российской империи? Главная -угрожающие масштабы приобрело тех­ническое отставание российской армии и флота, связанное с коренным техническим перевооружением в середине XIX века армий Великобритании и Франции, осуществивших промышленную революцию. Но и нельзя не отметить без­дарность русского командования.

«Это война кретинов с негодяями», – сказал о Крымской войне Ф.И. Тютчев. Слишком резко? Возможно. Но если учесть тот факт, что ради амбиций одних погибали другие, то высказывание поэта будет точным.

Поражение России в Крымской войне оказало значи­тельное влияние на расстановку международных сил и на внутреннее положение страны. Война, с одной стороны, об­нажила ее слабость, но с другой – продемонстрировала ге­роизм и непоколебимый дух русского народа. Поражение подвело печальный итог николаевскому правлению, вско­лыхнуло всю российскую общественность и заставило прави­тельство вплотную заняться реформированием государства. Начались реформы Александра II.

На Парижский конференции непримиримыми против­никами России стали Великобритания и Австрия. Франция по многим вопросам даже поддерживала российскую деле­гацию. Наполеон Ш, между прочим, внук Наполеона Бона­парта, вел сложную политическую игру, чтобы не допустить чрезмерного усиления Англии.

Англия, первоначально вообще не желавшая столь ско­рого завершения войны, теперь откровенно стремилась к ослаблению России в бассейне Чёрного моря и подрыву её позиций на Кавказе, настаивала на демилитаризации Аланд­ских островов на Балтийском море.

Россия оказалась в полной международной изоляции. Во время конференции, опасаясь начала боевых действий на своей западной границе, Россия вынуждена была для сдерживания возможной агрессии западноевропейских го­сударств держать на этом направлении значительную часть своей армии. Крымская война нарушила единство европей­ских династий – Австрии, Пруссии и России – что было фун­даментом венского международного порядка.

  1. Лондонская конвенция 1871 г. о международно­правовом статусе Черноморских проливов (Босфор и Дарданеллы)

Современное международное право под международ­ными проливами – каковыми являются Босфор и Дарданел­лы – понимает такие, которые используются для междуна­родного судоходства.

В последней трети XIX в. баланс сил в Европе заметно изменился Завершилось объединение отельных княжеств в единое государство Италия. Железный канцлер Пруссии Бисмарк образовал единую Германскую империю. Обра­зовалась дуалистическая Австро-Венгерская империя. Но главное, изменилось соотношение сил основных государств. Несколько снизилась роль ведущих держав в европейской политике, росло влияние Германии и Италии. Осенью 1870 года, после поражения Франции в войне с Пруссией, созда­лась благоприятная ситуация для пересмотра условий Па­рижского договора 1856 г.

1 марта 1871 г. на Лондонской конференции была под­писана Конвенция, подтвердившая принцип закрытия Бос­фора и Дарданелл для иностранных военных судов. Тут не­обходим краткий экскурс в историю проблематики, которая чрезвычайно важна и в наше время. Черноморские проли­вы, обычно называемые (вместе с расположенным между ними Мраморным морем) просто «проливами» являются единственным морским путем сообщения между Чёрным и Средиземным морями. Вопрос о Проливах – одна из самых старых проблем международных отношений, сохраняющая и поныне свою актуальность.

В 1833 г. был подписан Хункяр-Искелесийский договор, который предусматривал военный союз России и Турцией в случае, если одна из них подвергнется нападению. Секретная дополнительная статья договора требовала закрытия Босфо­ра для кораблей любых нечерноморских стран. Последнее не касалось России, поскольку она накануне оказала военную поддержку султану в борьбе с его непокорным египетским вассалом.

В ходе второй турецко-египетской войны 1839-1841 гг. Россия, Великобритания, Франция, Австрия и Пруссия вы­ступали единым фронтом в поддержку Османской империи. Пользуясь случаем, британская дипломатия добилась рас­торжения русско-турецкого двустороннего договора 1833 г. В 1841 г. была подписана вторая Лондонская конвенция, те­перь уже с участием Франции. Этот международно-право­вой акт закрыл Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех европейских держав в мирное время. Подобное реше­ние свидетельствовало об ослаблении Османской империи, ее неспособности удерживать проливы только под своим контролем, об усилении вмешательства великих держав во внутренние дела Турции.

Как отмечалось в предыдущем разделе, Парижский трактат 1856 г. запретил всем черноморским державам иметь на Черном море военный флот и крепости, что наносило существенный удар по престижу России и безопасности ее южных границ.

Лондонская конвенция 1871г. отменила XI, XIII, XIV ст. Парижского договора, ограничивавшие суверенитет Рос­сии на Черном море, а также, приложенную к Парижскому трактату, отдельную русско-турецкую конвенцию. «Нейтра­лизация» Черного моря упразднялась. России и Турции раз­решалось держать неограниченное количество своих черно­морских военных кораблей.

Но этот же многосторонний международный договор оставил в силе принцип закрытия Проливов для всех ино­странных военных кораблей, установленный Лондонской конвенцией 1841 г. и Парижским трактатом 1856 г. Туда же было внесено дополнение, ухудшающее положение России. Турции предоставлялось право «открывать проливы в мир­ное время для военных судов дружественных и союзных дер­жав в том случае, если она найдет это необходимым для обе­спечения исполнения постановлений Парижского трактата 30 марта 1856 г.» (статья II Лондонской конвенции 1871 г.).

Хотя Россия получала равную с другими государствами возможность прохода своих военных кораблей через Про­ливы с согласия Турции, это равенство носило лишь фор­мальный характер. Лондонская конвенция 1871 года наруша­ла интересы России, закрывая русским военным кораблям единственный путь из Чёрного моря в открытые моря и не обеспечивая её безопасность.

Сегодня режим Черноморских проливов определен Конвенцией Монтре 1936 г. Он предусматривает свободу не­военного судоходства для судов всех стран. Что же касается военных кораблей, то они должны предварительно уведом­лять правительство Турции. Только черноморские страны могут проводить через проливы линейные корабли и подво­дные лодки. Конвенция по морскому праву ООН 1958 г. не затрагивает проливов, режим которых определен специаль­ными конвенциями. Примером могут служить Черномор­ские проливы.

  1. Берлинский конгресс 1878 г.

9 февраля 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мир­ный договор между Россией и Турцией. Из русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Российская империя вышла полной по­бедительницей. Согласно статьям договора Сербия и Чер­ногория провозглашались полностью независимыми госу­дарствами. Болгария становилась автономным княжеством. Также получали автономию Босния и Герцеговина. К России возвращалась часть Бессарабии, отторгнутая от нее в 1856 году, на Кавказе к российским владениям присоединялись крепости Ардаган, Батум, Баязет, Карс. Османская империя должна была выплатить 310 млн руб. контрибуции.

Ведущие державы, союзники России в европейском кон­церте, не захотели согласиться с этими условиями. В феврале 1878 г. английская эскадра вошла в Мраморное море, начала военные приготовления и Австро-Венгрия. Россия, опасаясь продолжения войны уже с новыми противниками, вынужде­но было дать согласие на проведение мирной конференции для пересмотра условий Сан-Стефанского договора, которая открылась летом 1878 г. в Берлине. Это был последний в XIX в. политический спектакль монархической Европы.

Все важные решения были приняты главными участни­ками конгресса задолго до его открытия, в ходе секретных переговоров. Хозяином конгресса стал канцлер Германии Бисмарк, а главным действующим лицом-Дизраэли, ми­нистр иностранных дел Британии. Они сразу же прекрасно поладили. Дизраэли прямо заявил Бисмарку: либо мир на английских условиях, либо война с Россией.

Берлинский конгресс явился победой англо-австрийско­го альянса. Эти две державы, извлекли из нее наибольшие выгоды. Австро-Венгрия получила в управление Боснию и Герцеговину. Англия — остров Кипр по добровольному со­гласию Турции.

Освобожденные русскими войсками земли славянских народов большей частью снова возвращались под турецкий протекторат. Территория Болгарского княжества урезыва­лась вдвое. Особенно неприятно для Болгарии было то, что ее лишили выхода в Эгейское море.

  1. Формирование дипломатического права в XIX в.

Большинство норм современного дипломатического права, являющегося отраслью международного права, за­крепляют правила ведения межгосударственных отноше­ний, имеют глубокие исторические корни. Первым шагом на пути выработки единых правил международного общения было консульское право. Институт этот, по образному вы­ражению основоположника современного международного права Л. Оппенгейма «стар, как сама история». Он разви­вался, вместе с процессом «осознания государствами, что они – члены международного общения, и что сношения между ними необходимы». В средневековье, когда зарождалось консульское право, первой привилегией дипломатического представителя была его личная неприкосновенность, кото­рая распространялась и на его жилище. Институт постоян­ных дипломатических представителей был учрежден уже в период позднего Средневековья.

В общем, дипломатическое право возникло и развива­лось прежде всего как консульское право, т.е. как совокуп­ность норм, определяющих прежде всего полномочия кон­сула.

Одним из важнейших документов, принятых с целью упорядочить дипломатические отношений, является Прило­жение XVII к Заключительному акту Венского конгресса 1815 года. Настоящим документом были определены функции послов или должностных лиц равного им ранга, министров и временных поверенных в делах. Этот договор привел к соз­данию единой системы аккредитации дипломатов, прибыв­ших от направляющих их государств, исключавшей предвзя­тость при назначении.

С 1815 г. началось формирование дипломатического права, создавшее иерархию внешнеполитических предста­вителей. Так появились послы, легаты Папы Римского (нун­ции), посланники, министры, спецуполномоченные при государях, поверенные в делах и уполномоченные при мини­страх иностранных дел. Также было введено правило о том, что старшинство дипломатов одного класса определялось да­той и временем прибытия ко двору. Благодаря кодификации права в дипломатии и появлению ранга стала развиваться европейская дипломатия современного типа.

Установленные указанным Венским регламентом пра­вила, касающиеся классов и старшинства дипломатических представителей, оказали существенное влияние на развитие дипломатического права, включая формирование института иммунитетов и привилегий дипломатических представите­лей. Венский регламент о классах дипломатических предста­вителей был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

Формирование дипломатического права относится к XIX в., когда в ходе бурного роста международной торговли усилилась необходимость расширения посольских и кон­сульских отношений между государствами.

В ходе формирования указанной отрасли междуна­родного права постепенно утверждалась норма обычая, что международные соглашения должны быть основаны на принципе добросовестности, принципах достоинства и взаимного уважения государств. Можно утверждать, что в именно в этом столетии были четко определены основные принципы и правила межгосударственных дипломатиче­ских отношений. Кстати, дипломатическая система Франции стала образцовой моделью для всей Европы, а французский язык стал считаться языком дипломатов. В XX в. его место за­нимает английский язык.

В течение XIX в. консульское право стало постепенно превращаться в дипломатическое право, т.е. в совокупность норм, регулирующих все официальные отношения госу­дарств.

Сегодня право внешних сношений или право дипло­матических представительств (консульское право, диплома­тическое право) является отраслью международного права, принципы и нормы которой регулируют официальные от­ношения, участниками которых являются государства и меж­дународные организации. Основным источником дипло­матического права являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Система органов внешних сношений определяется условиями международной жизни и призвана обеспечить защиту национальных интересов го­сударства.

  1. Венская система международных отношений

Как уже писалось выше, Венский конгресс 1814-1815 гг. стал отправной точкой в формировании современной мо­дели международных отношений. Он установил новое со­отношения сил, закрепил новые границы национальных го­сударств в Западной Европе. Началась эпоха «европейского концерта» – баланса сил между европейскими государства- ми.Он базировался на общем согласии мировых держав: Рос­сии, Австрии, Пруссии, Франции, Великобритании. Любое обострение отношений между ними могло привести к разрушению международной системы. В основу этой системы был положен имперский принцип контроля географическо­го пространства в пределах колониальных империй.

Участники Венской системы были одинаковы по своей политической природе то есть все они (кроме Англии) явля­лись монархиями, поэтому долгое время система была одно­родна. Те принципы, которые разделяли правящие элиты ведущих держав, отличались схожестью в видении междуна­родных ситуаций. Фактически это приводило к стремлению ведущих держав решать международные проблемы путём компромиссов и коалиционных соглашений.

В новой системе международных отношений появился механизм решения сложных вопросов, получивший назва­ние Европейский концерт. Все проблемы предполагалось решать на конференциях. Вена – знаменита своими балами и приемами, которые регулярно проводились во время кон­ференции. Из-за этого встреча в австрийской столице назы­валась «вальсирующим конгрессом». Дипломаты шутили между собой, что Вена и участники мероприятия танцуют, а дела стоят на том же месте. Время существования европей­ского концерта стало периодом развития классической ди­пломатии.

Главной задачей европейского концерта стал принцип поддержания баланса сил. Ответственность за это полагалась на «великие державы» – именно на Венском конгрессе было сформулировано это понятие. Механизмом поддержания баланса сил были международные конференции великих держав – Великобритания, Россия, Франция, Австрия, чуть позже Пруссия – для урегулирования конкретных межгосу­дарственных проблем. Среди таких конференций важное значение имели Парижский конгресс 1856 г., Лондонская конференция 1871 г., Берлинская конференция 1878 г.,каждая из них была рассмотрена в отдельности в данной статье.

Особенности Венской системы заключались не только в общей заинтересованности сохранения статус-кво, но и в разнице модернизационного уровня его участников. Велико­британия и Франция уже вступили в процесс научно-техни­ческого прогресса; Австрия и Пруссия в этой сфере значи­тельно отставали, Россию технический прогресс вообще еще почти не коснулся.

Не всегда учитывались права маленьких государств, но и не выдвигались задачи уничтожения другой большой дер­жавы.

Поддерживал ли строгий баланс сил Европейский кон­церт?

Увы, только до поры времени.

Благодаря установленному Венским конгрессом 1815 г. балансу сил войны и вооруженные конфликты в Европе поч­ти прекратились. Действительно, до Крымской войны 1853­1856 гг. крупных военных столкновений с участием держав в Европе не возникало. Хотя войны шли на Балканском полу­острове.

Тем не менее, конгресс принял много важных решений, показав, что континент – единое целое, поэтому его судьбу надо решать совместными усилиями. Заключительный акт Венского конгресса не смог обеспечить стабильность и соз­дать новый порядок, поскольку в империях и королевствах активизировались национальные движения.

Интересы практически всех великих европейских дер­жав (кроме Великобритании и России) были сосредоточены в Европе. Одновременно в мире активно происходила коло­низация.

Здание венской системы уже в начале 1820-х гг. ста­ло расшатываться под влиянием революционных движе­ний в Европе, которые с каждым годом набирали оборот. Основу Венской системы международных отношений по­дорвала Крымская война 1853-1856 гг. Полный пересмотр Сан-Стефанского мирного договора по результатам русско­турецкой войны 1877-1878 гг. на Берлинском конгрессе в 1878 г. разбило хрупкое равновесие системы Венского конгресса.

А если по большому счету, противоречия Венской си­стемы международных отношений были заложены в самом ее формировании в 1815 г. Они исподволь и привели первую европейскую систему к кризису.

 16,405 ВСЕГО,  10 СЕГОДНЯ