PERSONA GRATA
С.Ю. Суменков:
Гражданское общество, юридическая наука, высшая школа и органы публичной власти: аспекты необходимой взаимосвязи
Интервью с Сергеем Суменковым, доктором юридических наук, профессором Саратовской государственной юридической академии, профессором Пензенского государственного университета
Интервью с Сергеем Суменковым, доктором юридических наук, профессором Саратовской государственной юридической академии
S. YU. SUMENKOV:
CIVIL SOCIETY, LEGAL SCIENCE, HIGHER SCHOOL AND PUBLIC AUTHORITIES: ASPECTS OF THE NECESSARY RELATIONSHIP
Interview with Sergey Sumenkov, Ph.D. in Law, professor of the Saratov State Law Academy, professor of the Penza State University.
Визитная карточка:
Сергей Юрьевич Суменков. Председатель комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы законов Пензенской области, постановлений Законодательного Собрания Пензенской области и распоряжений Председателя Законодательного Собрания Пензенской области, имеющих нормативный характер, проектов законов Пензенской области, проектов постановлений Законодательного Собрания Пензенской области и проектов распоряжений Председателя Законодательного Собрания Пензенской области, имеющих нормативный характер. Член Общественного совета Пензенского ЛО МВД РФ на транспорте. Член квалификационной коллегии судей Пензенской области. Член комиссии УФСИН по Пензенской области по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликтов интересов. Член научно-консультативного совета при Адвокатской палате Пензенской области. Состоит членом комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении государственных гражданских служащих Пензенской области, замещающих должности государственной гражданской службы Пензенской области в аппарате Законодательного Собрания Пензенской области, Уполномоченного по правам человека Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области, Министерства физической культуры и спорта Пензенской области, Управления государственной инспекции в жилищной, строительной сферах и по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Пензенской области.
Награжден: медалью «20 лет Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации»; почетными грамотами Законодательного Собрания Пензенской области; лацканным знаком Пензенской области от имени Председателя Законодательного Собрания Пензенской области; благодарственным письмом Пензенской таможни. Удостаивался благодарности (с занесением в трудовую книжку) ректора Пензенского государственного университета; благодарности УФСИН России по Пензенской области.
Автор более 200 научных трудов. Доктор юридических наук, доцент. Профессор кафедры теории государства и права Саратовской государственной юридической академии, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Пензенского государственного университета.
********************************************
– Сергей Юрьевич, может быть наш первый вопрос будет неожиданным. Скажите, как, по Вашему мнению, сочетаются юридическая наука и государственная власть, может ли в принципе быть такое сочетание и насколько оно органично.
– Ваш вопрос более чем обоснован и закономерен. Юридическая наука наибольшим образом, чем остальные, приближена к государственной власти и управлению. Более того, выводы результаты научного познания в сфере юриспруденции непосредственно проецируются на государство, его органы и власть, которую они осуществляют. Особо здесь хочется подчеркнуть роль теории государства и права. Ведь именно в ее рамках создаются дефиниции собственно государства и права, государственной власти и нормативного акта, органа государственной власти и реализации права, механизма государства и толкования права, законности и правопорядка, юридической ответственности и правонарушения. В свою очередь история государства и права изучает на основе фактических данных генезис названных феноменов. Безусловной значимостью обладают отраслевые юридические науки, изучающие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, проблемы их реализации, а также пути и способы нивелирования этих проблем.
– В этой связи можно спросить, а насколько слышат «голос юридической науки» властные структуры, используются ли в практической деятельности те рекомендации, которые предлагают ученые-юристы.
– Вопрос достаточно сложный и ответ на него не может быть однозначным. Надо признать, что и мы, представители науки, к сожалению, грешим некоторой идеализацией, незнанием практических, может быть неочевидных, но при этом очень важных деталей. С другой стороны, власть предержащие, и их отчасти можно понять, опасаются рисковать, используя научные новации, предпочитают идти проверенным путем, избегая какого-либо новаторства. Особенно это характерно для региональных органов власти. Иллюстрацией служит личный опыт, когда в далеком 2005 году принял участие в слушаниях по обсуждению законопроекта «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области». Дело в том, что тема моей кандидатской диссертации звучала как «Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории» и, скорее всего поэтому, руководство университета и направило меня на эти слушания. Ну и я, под влиянием относительно недавно защищенной диссертации выступил, предложив не использовать в тексте закона в проекции к статусу депутата слово «неприкосновенность». Ведь оно, кроме того, что с политической точки зрения вызывает определенное раздражение населения, не совеем правильно с теоретической точки зрения. Неприкосновенность специального субъекта – это лишь компонент более крупного понятия – правового иммунитета. Иммунитет включает в себя как неприкосновенность, так и иные компоненты, в частности, индемнитет. Вот я и предложил депутатам использовать правильный с научной точки зрения и, скажем так, политкорректный, термин «правовой иммунитет». Добавил при этом, что нас в пример ставить будут, цитировать наш закон как наиболее грамотный.
– Какова же был реакция депутатского корпуса?
– На удивление положительной! Как сейчас помню, один из народных представителей (он и в настоящее время в депутатском корпусе), повернувшись к соседу, произнес: «А он ведь верно говорит!». Конечно, я был воодушевлен, тем более затем на адрес ректора пришло письмо из Законодательного Собрания с просьбой объявить мне благодарность, что и было сделано. И я был искренне рад, что положения науки не отвергаются практиками, тем более субъектами правотворчества. Каково же было мое удивление, когда был обнародован Закон Пензенской области от 28 июня 2005 года № 829-ЗПО «О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области», статья 18 которого звучала как «Гарантии неприкосновенности депутата». Как говорится, иллюзии молодости были безжалостно развеяны.
– Означает ли это, что положения юридической науки абсолютно неприемлемы для практики и органический синтез теории и практики невозможен.
– Нет, что Вы, это абсолютно не так. В данном случае региональный парламент следовал федеральной норме, закрепленной в ст. 13 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», которая так и называется «Гарантии депутатской деятельности и неприкосновенности депутата». Соответственно, вполне очевидно, что именно положения федерального законодательства, служат и ориентиром и решающим доводом для правотворческого органа субъекта федерации. Подобного рода «железный аргумент»: «так прописано в федеральном законодательстве», более чем часто приходится слышать и на заседаниях комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов Законодательного Собрания Пензенской области, председателем которой я являюсь. Это реалии сегодняшнего дня, к которым нам, как юристам, надо относиться абсолютно спокойно и с пониманием. «Dura lex sed lex» и этого, к счастью, никто не отменял. Вместе с тем, нельзя сказать, что нас, ученых, не слышат представители власти. Так, на одном из первых заседаний упомянутой комиссии, рассматривался вопрос об Уполномоченном по правам ребенка в Пензенской области, и мы заострили внимание на формулировке о том, что, цитирую практически дословно, кандидатура Уполномоченного по правам ребенка предлагается из наиболее авторитетных жителей Пензенской области или жителей Пензенской области обладающих наибольшим авторитетом. Естественно, что подобного рода словосочетания были отвергнуты как двусмысленные, представляющие собой коррупциогенный фактор в силу юридико-лингвистической неопределенности. И таких примеров можно привести великое множество.
– О деятельности комиссии, возглавляемой Вами, поговорим более чем обстоятельно, но чуть позже, а пока, все же, ответьте, пожалуйста, может ли быть гармония между юридической практикой и юридической наукой, и соответственно, между их представителями.
– Безусловно, ведь и практики, и теоретики в данном случае – юристы, и, в конечном итоге, делают общее дело. Гармония между практикой и теорией более чем возможна. Как думается, неслучайно в советское время многие шли в аспирантуру не со студенческой скамьи, а отработав некоторое время на практике. Яркий пример – Председатель Следственного Комитета РФ, доктор юридических наук, профессор Александр Иванович Бастрыкин, который после окончания юридического факультета Ленинградского государственного университета, в 1975-1978 годах служил в органах внутренних дел города Ленинграда, а затем уже поступил в аспирантуру ЛГУ по кафедре уголовного процесса и криминалистики, успешно защитив в дальнейшем кандидатскую, а потом и докторскую диссертацию.
И на сегодняшний день многие практики занимаются научными изысканиями, пишут и защищают кандидатские и даже докторские диссертации. Речь в данном случае идет не о «героях» диссернетовских скандалов, а об их антагонистах – без всякой высокопарности подлинных тружениках, которые в редкое свободное время, отрывая его от отдыха, от общения с семьей, от повседневных бытовых дел, погружаются в науку, творчество, проецируя свой практический опыт в диссертационные исследования. Что особенно отрадно, многие из них, получив по результатам защиты ученые степени, стараются, по возможности, преподавать. Это не только отвечает современным стандартам в сфере высшего образования, требующим обязательного участия практиков в образовательном процессе, но и однозначно идет на пользу студентам, ибо в данном случае правосознание таких людей представляет собой уникальный синтез теоретических и практических представлений. В качестве примеров, лично известных мне, могу назвать заместителя председателя Саратовского областного суда Артема Константиновича Аниканова, защитившего, не отрываясь от практической деятельности кандидатскую диссертацию, и осуществляющего преподавательскую деятельность на кафедре теории государства и права Саратовской государственной юридической академии. В представленном контексте интересна и личность нынешнего ректора Пензенского государственного университета Александра Дмитриевича Гулякова, который, будучи сотрудником органов внутренних дел, в 1995 году в Академии МВД России защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата юридических наук, и с 1996 года стал преподавать на юридическом факультете (ныне институте) Пензенского государственного университета, получив при этом ученое звание доцента. Вполне закономерно, что закончив карьеру правоохранителя в должности начальника УМВД России по Пензенской области, отработав в качестве Председателя Законодательного Собрания Пензенской области IV созыва, Александр Дмитриевич, не прерывавший, повторюсь, с 1996 года научной и преподавательской деятельности, был избран ректором Пензенского государственного университета.
Поверьте, подобного рода положительных примеров, когда практики «окунаются» в юридическую науку и несут знания подрастающему поколению в высшей школе, я могу привести достаточно много, что не может не радовать. Считаю в этой связи более чем верными положения действующего законодательства, разрешающего «государевым людям» заниматься научной и преподавательской деятельностью.
– Охотно Вам верим, разделяем Ваш оптимистический настрой, так как примеры весьма положительны, и соответствуют требованиям закона. Скажите, а как ситуация с обратной тенденцией – есть ли приход во власть, на государственную службу представителей юридической науки.
– Такая тенденция имеет место быть. Безусловным подтверждением тому является Дмитрий Анатольевич Медведев, занимавший пост Президента РФ и Председателя Правительства РФ. До его, как Вы выражаетесь, «прихода во власть» преподавал гражданское и римское право на юридическом факультете ЛГУ, переименованного затем Санкт-Петербургский государственный университет, кандидат юридических наук, защитил диссертацию на тему «Проблемы реализации гражданской правосубъектности государственного предприятия» в 1990 году.
В качестве примера можно назвать и выдающегося ученого-юриста Сергей Сергеевича Алексеева, который в 1989 году был избран народным депутатом СССР от Академии наук СССР и научных обществ, а затем по решению Съезда народных депутатов стал членом Совета Союза Верховного Совета СССР. С.С. Алексеев являлся председателем Комитета по вопросам законодательства, законности и правопорядка Верховного Совета СССР (1989-1990), одновременно будучи председателем Комитета Конституционного надзора СССР.
Целую плеяду выдающихся государственных деятелей выдвинула родная для меня саратовская научная школа. Здесь в первую очередь можно назвать докторов юридических наук, профессоров Юрия Хамзатовича Калмыкова, Олега Орестовича Миронова и, конечно, Бориса Сафаровича Эбзеева.
В частности, Ю.Х. Калмыков в 1989 году был избран народным депу татом СССР. Работал председателем Комитета Верховного Совета СССР по законодательству, министром юстиции РФ и членом Совета безопасности России, был депутатом Государственной Думы ФС РФ первого созыва.
О.О. Миронов – депутат Государственной Думы ФС РФ первого и второго созывов, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в 1998-2004 годах.
Б.С. Збзеев семнадцать лет был судьей Конституционного суда РФ, затем с 2008 по 2011 год – Президент Карачаево-Черкесской Республики. Начиная с 2011 года и по настоящее время, Борис Сафарович является членом Центральной избирательной комиссии РФ.
Из совсем недавних примеров – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права СГЮА Надежда Ивановна Сухова, которая Постановлением Саратовской областной Думы от 24 марта 2021 года назначена на должность Уполномоченного по правам человека в Саратовской области.
– Да, действительно, перечень впечатляет. А пензенская юридическая наука может ли похвастаться именами ученых, которые с университетской кафедры перешли во властные кабинеты.
– Здесь, как думается, нельзя сравнивать столь прямолинейно. Если Саратовской государственной юридической академии, моей альма-матер, в этом году отмечается девяностолетие, то юридический факультет в Пензенском государственном университете был открыт только в 1998 году.
Поэтому, слово «хвастаться» здесь не совсем уместно. Я лично за поступательный, эволюционный путь, который доказывает, что потенциал у пензенской юридической науки есть, достаточно большой, динамично развивающийся. Как говорится, все еще впереди.
А вот чем реально может гордиться юридическая школа ПГУ, так это активной общественной позицией своих преподавателей, прежде всего докторов наук, профессоров, которые, как представители общественности, участвуют в оптимизации деятельности органов государственной власти. Здесь можно назвать Глеба Владимировича Синцова, в настоящее время являющегося заместителем председателя Общественного совета при УМВД России по Пензенской области, члена квалификационной коллегии судей Пензенской области; Георгия Борисовича Романовского уже много лет выполняющего обязанности председателя комиссии по вопросам помилования на территории Пензенской области. По самым скромным подсчетам, в 80-85 % органах государственной власти и органах местного самоуправления, где, согласно требованиям действующего законодательства, обязательно наличие представителей общественности, присутствуют доктора и кандидаты юридических наук – преподаватели Юридического института ПГУ.
– Вы и сами активно принимаете участие в подобного рода деятельности и более чем активно. Прежде чем поговорить конкретно о ней, просим Вас ответить на такой вопрос: а нужна ли такая деятельность реально, не является ли она простой формальностью, некоей данью моде, современным трендам.
– Начнем с того, что форма в юриспруденции не менее важна чем содержание. По сути вся наша жизнь – набор формальностей, которые необходимо правильно соблюдать и исполнять. Но это если воспринимать слово «формальность» в положительном смысле, не вкладывая негатива. Но, конечно, я понимаю, и вы именно об этом и спрашиваете, о формальности в отрицательном контексте.
Думаю, что сумею Вас убедить, что именно такая формальность как в моей, так и в деятельности моих коллег, как представителей общественности отсутствует. Какая может быть формальность, когда разбираешься в вопросе о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности. Или о какой формальности, может вестись речь, когда слушаешь на комиссии офицера ФСИН, с дрожью в голосе рассказывающего, что не может предоставить сведения имущественного характера, вследствие противодействия бывшей супруги.
В свою очередь мода выражает специфику развития общества, и если в настоящее время имеется запрос на мнение ученых-юристов, это в тренде, выражаясь современным языком, то я такой тренд более чем поддерживаю.
Что же касается того, нужна ли подобного рода деятельность и кому она нужна, то могу с уверенностью сказать – нужна. Нужна самим научно-педагогическим работникам, нужна государству, нужна обществу.
– А можете ли объяснить, зачем профессорскопреподавательскому составу, и так предельно занятому научной, учебной, учебно-методической, воспитательной работой такая вот дополнительная нагрузка, в большинстве случаев к тому же неоплачиваемая.
– Как ни странно, и это, наверное, прекрасно, не все решают деньги. Убежден в том, что каждый исследователь (и юрист в том числе) мечтает, чтобы его научные изыскания нашли свое практическое претворение. Участие в качестве представителей общественности в деятельности госорганов как раз и дает возможность имплентировать в реальную жизнь свои творческие задумки. Например, предметом моей докторской диссертации являлись исключения в праве. А ведь исключения из правил, точнее необоснованность их применения, является коррупциогенным фактором. Поверьте, как я более чем скрупулезно рассматривал исключения в текстах правовых актов, представленных на антикоррупционную экспертизу в комиссию Законодательного Собрания области, как протестовал против вуалирования их словами «кроме», «если», «как правило» и т.п.
С другой стороны, и это более чем важно, приобщение к практике дает необходимый, зачастую бесценный, без преувеличения, иллюстративный материал, позволяющий доказать свою точку зрения, опровергнув позиции оппонентов либо, наоборот, заставляет задуматься об иллюзорности каких-либо научных идей, их оторванности от жизни.
Эмпирические сведения, полученные в ходе общественной деятельности, более чем с интересом воспринимаются в нашем научном сообществе. Прекрасно помню положительную реакцию слушателей Международной научно-практической конференции «Правозащитная и антикоррупционная политика в современной России», когда 02 июля 2015 года в Колонном зале Дома Правительства Ульяновской области выступал с докладом о коррупциогенных факторах в региональном законодательстве, основывая на данных комиссии по антикоррупционной экспертизе Законодательного Собрания Пензенской области.
В сентябре 2021 года также планирую принять участие в XXIII Международном научно-практический форуме «Юртехнетика», проводимом совместно Нижегородской академией МВД России, Саратовской государственной юридической академией, Нижегородским исследовательским научно-прикладным центром «Юридическая техника» на тему «Правотворческая экспертология (доктрина, практика, техника)» с докладом об антикоррупционной экспертизе, проводимой нашей комиссией. Извиняюсь, за некоторую нескромность, но почти не сомневаюсь, что если сумею наполнить доклад фактическими данными, исходя из работы комиссии регионального парламента, то он вызовет определенный интерес, именно в силу практического нарратива.
Кстати говоря, подобного рода приобщение к практике полезно не только для научной сферы. Вы справедливо называли учебную, учебно-методическую, воспитательную работу, которую также должен осуществлять преподаватель высшей школы. Так вот, на лекции всегда можно привести тот или иной уместный пример, почерпнутый из практики; в учебно-методическом издании можно составить тест, изложить задачу, сымитировать жизненную ситуацию, основанную на практических материалах. Более чем помогает общественная деятельность в воспитательной работе. В частности, лично я, став в январе 2020 года членом Общественного совета Пензенского ЛО МВД России на транспорте, провел несколько мероприятия, организовав встречи студентов-юристов с сотрудниками транспортной полиции затрагивающих воспитательный, профориентационный, профилактический сегменты. Конечно, этих мероприятий было бы значительно больше, если бы не вмещалась пандемия и связанные с ней ограничения.
– Сергей Юрьевич, убедили в том, что профессорско-преподавательскому составу важно и нужно участвовать в подобного рода деятельности. Но Вы упомянули о том, что это нужно также и государству и обществу. Можете ли также наглядно продемонстрировать такую необходимость.
– Заинтересованность государства иллюстрируется прежде всего предписаниями соответствующих нормативных актов. В частности, п. 5. ст. 2 ФЗ от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусматривает сотрудничество органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). В соответствии с п. 1 ст. 11 ФЗ от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» квалификационные коллегии судей формируются в том числе из представителей общественности. Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» общественные советы формируются на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций. Являющее ориентиром для региональных и муниципальных органов власти Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (утв. Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821) в пп. «в» п. 8 прямо предусматривает включение в состав комиссий представителей научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.
Тем самым даже краткий анализ некоторых нормативных актов более чем красноречиво доказывает, что Российская Федерация, взявшая курс на построение демократического и правового государства, более чем заинтересована в привлечении граждан, в том числе и научно-педагогических работников, для совершенствования деятельности органов публичной власти, искоренения коррупциогенных факторов и конфликтов интересов, оптимизации кадрового состава.
Могу также сказать, что абсолютно во всех структурах, где являюсь представителем общественности, вижу самое уважительное отношение со стороны должностных лиц соответствующих органов власти. Они действительно заинтересованы в консультативном мнении нас, ученых-юристов, советуются с нами, спрашивают о разрешении конкретных казусов с позиции юридической науки, интересуются научными достижениями в проекции к их практической деятельности.
Подобного рода интеграция науки и практики самым положительным сказывается деятельности органов публичной власти. Но ведь в этом заинтересованы не только данные органы, но и общество в целом.
Эффективность и оперативность властных решений, учитывающих при этом запросы социума, в конечном счете, благоприятно именно для общества. В этом отчасти заключается ответ на вопрос о том, почему общество заинтересовано в том, чтобы его представители участвовали в совершенствовании работы органов государства. Речь ведь идет о людях с доктринальным правосознанием, которые понимают и разбираются в проблемных вопросах, стоящих перед государственными и муниципальными органами.
Мое глубокое убеждение в том, что участие ученых- юристов в качестве представителей общественности является важным компонентом в обеспечении необходимой взаимосвязи между государством и гражданским обществом.
– Да, пожалуй, сложно с этим не согласиться. Не могли бы Вы конкретизировать Вашу деятельность как представителя общественности. В частности, осветить работу комиссии по антикоррупционной экспертизе Законодательного Собрания Пензенской области.
– Правильно данная комиссия именуется как комиссия по проведению антикоррупционной экспертизы законов Пензенской области, постановлений Законодательного Собрания Пензенской области и распоряжений Председателя Законодательного Собрания Пензенской области, имеющих нормативный характер, проектов законов Пензенской области, проектов постановлений Законодательного Собрания Пензенской области и проектов распоряжений Председателя Законодательного Собрания Пензенской области, имеющих нормативный характер.
Создана комиссия постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от 11 сентября 2009 года № 520-19/4 ЗС во исполнение антикоррупционного законодательства. Моя кандидатура в качестве председателя комиссии, а также состав комиссии утверждены распоряжением председателя Законодательного Собрания области. Помимо меня в комиссии еще три эксперта – представители общественности – юрист, экономист, филолог. Все, естественно, остепененные – доктора и кандидаты наук. В комиссию входят также депутаты Законодательного Собрания, должностные лица аппарата Законодательного Собрания, прежде всего Правового управления. Подобный состав позволяет достаточно эффективно проводить антикоррупционную экспертизу соответствующих актов в ходе процедуры их согласования до внесения на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области. Непосредственно при работе с текстом нормативных актов либо их проектов проведении антикоррупционной экспертизы комиссия руководствуется Методикой проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2009 года № 196.
Здесь, как думается, уместно привести некоторые статистические данные. Начиная с 2009 года, было проверено 2126 проектов Законов Пензенской области, 501 проектов Постановлений Законодательного Собрания Пензенской области, 20 проектов распоряжений Председателя Законодательного Собрания Пензенской области, имеющих нормативный характер.
Диапазон выявленных коррупциогенных факторов предельно велик и выражается в: широте дискреционных полномочий – отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); определении компетенции по формуле «вправе: – диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций; наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям; выборочном изменении объема прав – возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества – наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт; юридико-лингвистической неопределенности – употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера; существовании собственно пробела в правовом регулировании – отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее; отсутствии административных процедур – отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.
То есть можно смело констатировать, что нами были выявлены около 70 % коррупциогенных факторов, перечисленных в упомянутой выше Методике проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов, общее же число выявленных факторов – 39.
– Да, цифры говорят сами за себя и убеждают в необходимости деятельности комиссии.
– Согласитесь, что после этого трудно говорить, что к представителям общественности «не прислушиваются». Подчеркну, что наша позиция всегда учитывается должностными лицами, а если с нами и не соглашаются, что, как думается, вполне может иметь место быть – то в обязательном порядке аргументируют свою точку зрения.
И, на примере деятельности комиссии, возвращаясь к разговору о балансе интересов, кратко проиллюстрирую: члены комиссии, ученые, получаем возможность апробации своих идей в правотворческом процессе, а также необходимый эмпирический опыт; аппарат Законодательного Собрания области представляет на сессию народным избранникам проекты правовых актов, к которым не будет претензий, в том числе со стороны прокуратуры, на предмет наличия коррупциогенных факторов; обществу и каждому конкретному человеку предлагаются обладающие юридической силой документы, с изначальным нивелированием коррупциогенности.
– Сергей Юрьевич, Вы участвуете не только в данной комиссии, но и представляете общественность в иных органах власти. Можете ли охарактеризовать специфику участия общественности в зависимости от государственного органа.
– Безусловно, при общем уважительном отношении и позитивном восприятии нас как общественников, подобного рода специфика присутствует.
Так, деятельность комиссии по антикоррупционной экспертизе правовых актов, как имеющая непосредственное отношение к правотворческому процессу, априори предполагает работу с нормативным текстом, его тщательную вычитку, знание правовых понятий и юридических терминов, владением языком права.
В органах судейского сообщества, в частности в квалификационной коллегии судей важной является оценка профессиональных и личных качеств претендентов на должность судьи. Очень интересно и даже волнительно, когда узнаешь в них своих бывших студентов, которых ты помнишь еще первокурсниками. В проекции к такой ситуации могу честно сказать: ни разу не было такого, чтобы мелькнула мысль: «а никогда и не подумал бы, что бы вот этот студент (студентка) стал или стала судьей». Изначально в них заложено было трудолюбие, стремление к знаниям, принципиальность, порядочность.
Кстати говоря, до квалификационной коллегии я четыре года (2016-2020) был членом член экзаменационной комиссии Пензенской области по приему квалификационного экзамена на должность судьи. И первый вопрос такого экзамена непременно носит общетеоретический характер. На это я всегда акцентирую внимание наших студентов, подчеркивая необходимость получения глубоких знаний в ходе обучения в ВУЗе.
Членство в общественном совете транспортной полиции, как уже отмечалось, связана с деятельностью по правовому воспитанию и правовому информированию, повышению уровня правосознания и правовой культуры, причем как личного состава линейного отдела, так и студентов- юристов.
Федеральная служба исполнения наказаний – особый мир, характеризующийся семейными династиями. Понятие верности и долгу службы, офицерской чести культивируются там из поколения в поколение. Однако, и это объяснимо с точки зрения диалектики, любое явление имеет как положительные, таки отрицательные стороны. В современных условиях наличие родственных связей неизбежно детерминирует постановку вопроса о конфликте интересов. Например, на начальственную должность назначают женщину, у которой супруг, брат и даже зять также служат в данной системе. Приходится на комиссии индивидуально подходить к таким вопросам, вносить изменения в должностные инструкции, никоим образом не допуская отношений подчиненности людей, находящихся в отношениях родства или свойства, априори исключая даже потенциальную возможность конфликта интересов.
Участие в заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Госжилстройтехинспекции Пензенской области объективно обуславливает необходимость понимания технических закономерностей, порождая мысль об углубленном изучении тех предписаний, которые в общей теории права именуются как технико-юридические нормы.
Имеются свои особенности и в деятельности аппарата Уполномоченного по правам человека в Пензенской области, Министерстве физической культуры и спорта Пензенской области, иных органах государственной власти.
Общей же чертой, которую я не могу не отметить, является стремление государственных служащих, независимо от ведомственной принадлежности, надлежаще выполнять свои обязанности, трудиться на благо народа и Отечества.
– И, вопрос, о времени и силах на занятие научной, общественной и педагогической деятельностью. Хватает ли их?
– Вы знаете – и да, и нет. Конечно, иногда жалко, что в сутках всего 24 часа; многие задумки и проекты не реализуются с такой скоростью, как хотелось бы, отчего то, с некоторой душевной болью приходится и отказываться.
С другой стороны, правильное разделение и времени, и сил дает свой положительный результат. Пока многое успевается. Тем более, как сегодня говорили, общественная деятельность, юридическая наука, преподавание в высшей школе не исключают, а напротив, взаимодополняют друг друга.
К тому же всегда отрадно видеть и плоды в том числе и своего труда, которые также облегчают жизнь и высвобождают время. В частности, можно с удовлетворением констатировать, что прошел «вал» заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, характерный для периода 2010-2012 годов. Государственные служащие в настоящее время, за исключением редких, экстраординарных случаев, о которых упоминал выше, правильно и точно заполняют декларации о доходах и имуществе, своевременно уведомляют о возможности наступления конфликта интересов.
Главным же мотиватором, дающим силы, является, говорю искренне – это желание принести пользу обществу и государству, реализовать сполна свой научный потенциал, совершенствовать преподавательскую деятельность.
– Традиционный вопрос, что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?
Читателей научного юридического журнала априори характеризует интерес к правовой науке, который я им искренне желаю сохранить и преумножить.
– Сергей Юрьевич, спасибо большое за интересную и откровенную беседу, было очень познавательно. Желаем Вам дальнейших успехов.
Спасибо Вам. Всего доброго.
2,451 ВСЕГО, 4 СЕГОДНЯ