PERSONA GRATA
Э.Н. Ямалова:
Тенденции демократических процессов на постсоветском пространстве
Интервью с Ямаловой Эльвирой Наилевной, доктором политических наук, профессором Башкирского государственного университета
Интервью с Ямаловой Эльвирой Наилевной
E. N. YAMALOVA:
TRENDS OF DEMOCRATIC PROCESSES IN THE POST-SOVIET SPACE
Interview with Elvira Nailevna Yamalova, Ph.D. in political science, professor of the Bashkir State University.
Визиткая карточка:
Ямалова Эльвира Наилевна родилась 18 июня 1983 года в Республике Башкортостан. В 2005 году с отличием окончила Уфимский государственный нефтяной технический университет по специальности «Специалист по связям с общественностью», во время учебы являлась стипендиатом Президента Республики Башкортостан, проходила стажировку в информационно-аналитическом управлении Правительства Республики Башкортостан. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Демографическая политика в Республике Башкортостан в условиях общественных трансформаций: тенденции и проблемы», заключения из которой легли в «Проект Концепции по демографической политике до 2025 года», во время учебы в аспирантуре являлась стипендиатом Президента Российской Федерации.
С 2011 года работает в Башкирском государственном университете, ведёт преподавательскую и научную деятельность на кафедре этики, культурологии и связей с общественностью факультета философии и социологии. В 2018 году защитила докторскую диссертацию в Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «Политические институты, процессы и технологии» на тему «Демократия в постсоветских государствах Балтии: факторы становления и развития». Является Федеральным экспертом Рособрнадзора по укрупнённой группе специальностей 41.00.00. С 2016 года Эльвира Ямалова участник Программы «Сто молодых лидеров России», член официальных дипломатических делегаций Российской Федерации. Является членом оргкомитетов и участником крупных международных мероприятий «Универсиада-2013», Казань; «Олимпиада-2014», Сочи; Саммиты ШОС и БРИКС-2015, 2020, Уфа, Челябинск; «Молодые лидеры России-2019», Пекин; Экономический Форум Давос-2020, Швейцария и многие другие.
Ямалова Эльвира Наилевна является членом Российской Ассоциации политической науки (РАПН) автором более 150 научных работ, многие из которых включены в базу Web of science, Scopus, так же, в группе со своими аспирантами является обладателем грантов РФФИ и Президента РФ. Имеет Почетную грамоту Министерства образования РБ и Почетную грамоту Правительства РБ.
На сегодняшний день занимает должность Помощника ректора Башкирского государственного университета Морозкина Николая Даниловича, под руководством которого выстраивается эффективная коммуникационная стратегия ведущего вуза Республики Башкортостан.
**************************************************
Проблематика становления и развития демократии является одним из магистральных исследовательских направлений современной политической науки. Изучение факторов и причин успеха демократических проектов в одних странах и неудачи аналогичных процессов в других продолжают быть в эпицентре внимания политологов разных стран мира. Не менее актуальными являются проблемы многообразия моделей демократического устройства, измерения процесса демократизации, становления и развития демократии, а также решение методологических и методических проблем, связанных с разработкой инструментария, способного оценить развитие демократического процесса.
С этой точки зрения исследование политических процессов в бывших союзных республиках СССР, а ныне суверенных государствах, представляет особую актуальность. Разные векторы развития, которые демонстрируют постсоветские государства в течение последних двадцати пяти лет, позволяют на основе сравнительного анализа протестировать и уточнить ранее выдвинутые теории политического транзита и гипотезы о закономерностях развития процессов демократизации, консолидации демократии. Постсоветские государства как случаи для сравнительного анализа режимных изменений имеют преимущества потому, что их исходные стартовые условия во многом были схожими. Это особенно показательно, если сузить поле анализа и создать выборку исследуемых случаев, ограниченных одним регионом и имеющих минимум политико-исторических, географических, культурных, экономических и иных различий.
В этом смысле постсоветские государства Балтии (Латвия, Литва и Эстония) являются идеальным естественным экспериментальным полигоном, позволяющим исследовать процессы демократизации в сравнительной перспективе. Близость географических, исторических, культурных и других объективных параметров этих стран дает возможность сфокусироваться на сугубо политических условиях демократического транзита. Это не только открывает широкие перспективы учета объективных структурных детерминант, влияющих на демократический процесс, но и позволяет выявить факторы, обусловленные эффектами решений и действий политиков.
Важно подчеркнуть, что страны Балтии на современном этапе являются одними из последних случаев сравнительно успешной демократизации, укладывающихся в рамки «третьей волны» демократического перехода по С. Хантингтону. Относительно недавний опыт их «историй успеха» имеет актуальность для политической науки с точки зрения выявления новых факторов демократизации как глобального феномена с учетом современных реалий.
Безусловно, говоря об успешной демократизации постсоветских стран Балтии, нельзя не учитывать относительность этого успеха. Этот вопрос связан с многогранностью трактовки такого сложного понятия, как «демократия» и многообразием моделей демократического устройства общества. С позиции определенных концептов политический исход развития стран Балтии не может быть оценен как «успешный», скорее наоборот. Тем не менее, видится целесообразным оценивать степень успешности прежде всего по тем задачам и ориентирам, которые ставит конкретное общество на определенном этапе развития. В постсоветский период балтийские общества и политические элиты нашли консенсус относительно конкретной демократической модели, которую они рассматривали как нормативный идеал и к которой стремились. Была четко артикулирована ориентация на западные стандарты и европейские лекала демократического устройства. Подобного рода ориентиры были провозглашены в качестве цели и некоторыми другими постсоветскими странами, например, Молдовой, Украиной, Грузией. Результаты, однако, оказались различными.
При всех издержках и ограничителях страны Балтии, несомненно, достигли больших успехов в деле демократического строительства, чем Украина, Грузия или Молдова, в которых перманентно возникают политические кризисы и даже государственные перевороты.
Исследование факторов становления и развития демократических режимов в постсоветских государствах Балтии не только актуально для изучения общих трендов современного политического развития, но и имеет несомненную ценность для российской политической науки. Изучение опыта балтийских государств способствует более глубокому пониманию процессов, происходящих в современной политической системе России. Сравнительный анализ факторов демократизации в государствах Балтии позволяет лучше понять специфические особенности развития демократии в России, научно объяснить их природу и факторы влияния, исходя из того, что при всех различиях в моделях демократии эти модели, тем не менее, имеют и определенную общую основу.
Все это делает проблематику факторов становления и развития демократии в постсоветских государствах Балтии безусловно актуальной на современном этапе.
– Существуют разные типы демократий, и демократия участия, и плебисцитарная демократия, и делегативная, и коммуникационная демократия и т.д. К каким моделям демократии Вы бы отнесли демократию в прибалтийских республиках?
– Когда мы рассматриваем минималистскую модель демократии, модель демократии Шумпетера применительно к странам Балтии, мы рассматриваем то, что неприменимо, например, к демократии Соединенных Штатов Америки, неприменимо к демократии Великобритании, потому что те страны, которые уже на определенном этапе находились в области демократического развития, несравнимы с уровнем, который был в странах Прибалтики. Это минимальный уровень демократии, наличие честных, справедливых выборов, так называемая электоральная демократия была вполне достаточной на данном уровне.
Опыт политического развития стран Балтии и минималистский концепт демократии мы применяем не означает, что к демократизации стран Балтии неприменимы и остальные модели, которых множество, но Шумпетер указывает популярность минималистской модели демократии, которая связана со спецификой проблематики демократического транзита стран, высвобождавшихся из-под авторитарной власти, но так и не сумевшим сразу перейти к более совершенным моделям демократии. Для таких успехом считалось построение основных институтов демократии с помощью набора демократических правил, которые работали бы правильно и стабильно. Минималистский концепт оказался, на мой взгляд, наиболее реалистичным для анализа развития так называемых молодых демократий.
– Рассматривая понятие демократии в контексте постсоветских политических трансформаций можно ли определить главные особенности? На современном этапе, и особенно в контексте постсоветских политических трансформаций, либеральный концепт демократии подвергается критике. Наиболее известными и концептуально разработанными альтернативными моделями демократии стали теории прямой (партисипаторной), делиберативной демократии, а также направление, отстаивающее идею существования национальных моделей демократии.
– Главный тезис критиков либеральной модели демократии состоит в призыве пересмотреть основные постулаты об источнике законности в обществе. С этой точки зрения, источник законности – это не просто численное большинство и воля народа, а сам процесс формирования совокупности мнений индивидов. Именно в процессе обсуждения мнения индивидов формируются окончательно, поэтому сам процесс обсуждения (делиберации) – это ключевой компонент демократического процесса, которому необходимо уделять первостепенное значение. С этой точки зрения, никакие идеологии, идеи или ценности не являются самоочевидными или существующими как данность, но могут стать реальностью только в процессе столкновения мнений и обсуждения, поэтому в современной демократии важны не только институты представительства, но и такой институциональный дизайн, который позволяет участникам политического процесса максимально плодотворно презентовать, обсудить и аргументировать различные точки зрения.
Это, в свою очередь, порождает проблему чувствительности к иным, полярным точкам зрения и терпимости к противоположным суждениям. Сами суждения и мнения постоянно должны проверяться с помощью дебатов и дискуссий. Одновременно с этим процесс познания того, как те или иные идеи становятся доминирующими, почему именно эти, а не другие идеи получили распространение, каков механизм утверждения идей в массовом сознании – все это должно занять достойное место в рамках изучения теории демократии.
Как указывают теоретики делиберативной демократии, смещение акцента с атомизированного голосования на коллективное и публичное обсуждение является стимулом для трансформации демократии в сторону модели участия, ведь необходимость дискуссий и диалога объективно приводит к росту политического участия населения. Политическая активность сама по себе теперь понимается не просто как акт голосования, а как активная позиция в общественной дискуссии, которая предшествует акту голосования и во многом предопределяет его.
– Но ведь у делиберативной демократии есть не только последователи?
– Как и марксисты, сторонники делиберативной демократии критикуют современные реалии политического устройства стран Запада, отвергая их в качестве идеала для устремлений постсоветских стран. Так, например, Дж. Фишкин описывает современную демократию как «вынужденный выбор между относительно политически равными и некомпетентными массами и относительно политически неравными, но компетентными элитами». Ученый указывает на кризис такой элитистской в своей основе демократии, который выражается в падении политической активности населения и росте электорального абсентеизма. Рост персонализма в политике лишает последнюю содержательных аспектов, когда личность и харизма лидеров начинают играть большую роль, чем их программа или идеология. Политические баталии заменяются конкуренцией слоганов, а политическая реклама и виртуальная политика полностью вытесняют реальную борьбу мнений и содержательную политическую дискуссию. Дж. Фишкин также указывает, что отношения между элитами и массами перестали быть доверительными и скорее строятся на системе обмана или хитрости. Это приводит к отчуждению народа от политической системы, когда избиратели не считают депутатов или избранных лидеров своими представителями. Опросы общественного мнения вместо функции давления на власть выполняют функцию средства манипуляции и легитимации принятых элитой политических решений, которые часто вовсе не основываются на воле народа.
Картина политических реалий западных демократий во многом схожа с интерпретацией демократии по Й. Шумпетеру в его минималистской версии. Однако, если представители элитизма воспринимают данное обстоятельство как реалистическую данность, которую объективно невозможно усовершенствовать, то сторонники делиберативной демократии разрабатывают альтернативные проекты и методы улучшения современных реалий.
Признавая справедливой критику либеральной модели демократии и концепта Й. Шумпетера со стороны сторонников партисипаторной, делиберативной и других «широких» концептов демократического устройства общества, в диссертации автор, тем не менее, использует минималистский концепт модели демократии. Это связано со спецификой исследуемых объектов в виде постсоветских государств Балтии и выражается в том, что государства Балтии существенно отличаются от «старых демократий» западных стран. Если для Великобритании или США вопрос первоначального формирования базовых демократических институтов уже давно не актуален и поэтому в контексте анализа этих стран критика элитистской модели демократии выглядит справедливой, то страны Балтии на заре своей постсоветской независимости были вынуждены решать совсем иные проблемы, связанные с первоначальным конструированием основных демократических институтов. Решая базовые вопросы при переходе от авторитаризма к демократии, страны Балтии должны были сначала достигнуть минимальных элементов демократии, вопрос же формирования более совершенных форм партисипаторной или делиберативной демократии для стран Балтии пока является преждевременным и не совсем актуальным. Следует отметить еще один очень важный фактор: построение в Балтии этнического государства, закрепляющего принципы «титульных наций», можно сказать, автоматически вводит ограничения для демократии и объективно становится ограничителем демократического процесса.
– А что можно сказать про модели демократии в России?
– По поводу России хочу отметить, что успешность демократизации зависит от целого ряда факторов. Относительно модели демократии, которую можно применять в России, думаю, что представительный тип будет вполне релевантным, но при сохранении президентской системы. В отличие от стран Балтии, Россия слишком большая страна и очень важный игрок на международной арене, поэтому институт президентства в России необходимо сохранить по модели США. Данный вопрос тоже уже возникал, и было очень много мнений и рассуждений. Наиболее распространенное понимание демократии заключается в том, что политические демократии – это политический режим, основанный на власти народа.
– Считается, что страны Балтии на современном этапе являются одними из последних случаев сравнительно успешной демократизации, какой точки зрения можно придерживаться – успешная там демократизация или, скорее, наоборот?
– Если обращаться к большому количеству литературных источников, и теоретического материала, может показаться, что Прибалтика находится на уровне успешной демократизации. Но, проводя исследования, увидев статистику большого числа «неграждан», уровень коррупции и другие реалии стран Балтии, посмотрев конституционное законодательство, изучив данные открытых источников, все же можно сделать вывод, что страны Балтии являются случаями относительно успешной демократизации именно среди 15-ти республик постсоветского пространства бывшего СССР и их модель демократии, безусловно, ещё требует дальнейшего развития и улучшения. Тем не менее, если сравнивать со странами именно постсоветского пространства, то опыт демократизации стран Балтии – это, безусловно, история успеха. Потому что если посмотреть на страны Кавказа, Центральной Азии или даже Украины, то становится, очевидно, что страны Балтии более далеко продвинулись по пути демократизации и при этом, что немаловажно, добились этого без насилия или элементов гражданской войны.
– А можно ли измерить уровень демократии в том или ином государстве? Применимо ли вообще такое понятие?
– Вопрос развития демократии отличатся от вопроса наличия демократии как таковой и требует не просто фиксации наличия демократических процедур и институтов, но и измерения степени эффективности их функционирования. При анализе проблематики развития демократии подчеркивается, что для оценки этого процесса необходимо выбрать такие критерии, которые наличествуют исключительно в демократиях и не могут быть применены к другим типам политических режимов. Кроме того, критерии оценки должны относиться к сугубо политическим аспектам и не должны распространяться на другие сферы общества. В частности, оценка уровня технологического развития общества или темпы роста экономики не могут выступать такими критериями, поскольку они могут наличествовать и в рамках недемократических режимов.
Существующие концепты развития демократии, несмотря на многообразие различных подходов, редко в полной мере следуют ограничениям. Так, значительная часть работ, посвященных проблематике качества демократии, акцентирует внимание не столько на самих политических атрибутах демократии, сколько на результатах политического процесса. Рассматривая работу демократии с точки зрения общего блага, которое она может воспроизводить, представители данного подхода критериями развития демократии предлагают рассматривать такие параметры, как уровень экономического роста и благосостояния населения, доля заключенных в структуре населения, масштабы коррупции и другие индикаторы, позволяющие измерить качество жизни социума.
Между тем, несмотря на полезность выделенных переменных, общий их подход, направленный на анализ результатов политического курса правительства с точки зрения именно оценки развития демократии, вызывает определенные сомнения. Дело в том, что указанные переменные не всегда могут дать адекватную оценку уровню развития демократии, поскольку их можно применять также и к недемократическим режимам.
Не менее важно то, что данный подход фокусируется на оценке действий и достижений правительства, оставляя вне поля анализа собственно граждан и их реальные политические предпочтения. Между тем сущность демократии заключается как раз в способности политической системы быть чувствительной к политическим предпочтениям избирателей.
Обзор существующих подходов оценки развития демократии позволяет сделать вывод, что главные из них фокусируются на анализе либо избирателей (величина электоральной явки, интерес к политике, формы и интенсивность политического участия), либо субъектов власти. К примеру, более продуктивным и релевантным для анализа аспектов уровня развития демократии является объединение этих подходов и создание такой аналитической рамки исследования, которая позволяла бы оценивать оба этих аспекта. Другими словами, развитие демократии необходимо оценивать прежде всего как механику взаимодействия между электоратом и элитами. Именно уровень возможностей избирателей контролировать элиту и способность электората принуждать ее через различные институциональные механизмы реализовывать политический курс, одобренный большинством, могут являться главными параметрами, характеризующими сущность понятия «уровень демократии». В самом общем смысле это можно определить как интенсивность связей между электоратом и элитами. Сильные связи характеризуют высокое влияние на поведение элит со стороны избирателей; слабые связи, напротив, означают факт автономии элит и способность последних проводить в политических решениях лишь собственные интересы, пренебрегая созданием общего блага и интересами своих избирателей.
– Существуют ли, на Ваш взгляд, критерии адекватности избранной модели экономическому, культурному и другим аспектам соответствующего государства? Допустим, Литва и Латвия – страны, которые в последние годы занимают одни из лидирующих позиций по убыли населения, и естественной убыли за счет смертности, и за счет эмиграции, но есть и другие экономические проблемы, которые могут поставить вопрос: а удачно ли сочетается избранная модель демократии с состоянием этих стран?
– В своих работах очень часто говорю про влияние социального, экономического развития стран на демократизацию. Говоря про демократию, следует не просто разделять ее от авторитарных режимов, но и желательно проводить градацию, к примеру, разделив электоральную и либеральную, т.е. обозначив изначально наличие честных и справедливых выборов, наличие гражданских свобод и верховенство права. Фактически этим разделением мы подчеркиваем измерение демократических процессов и уровня развития демократии. Надо признавать, что не любая модель демократии может быть совместима с экономическими или культурными основами конкретного общества. В то же время, хочу подчеркнуть, что демократию не следует понимать как панацею от всех бед.
– И все же, несмотря на то, что модель демократии Балтийских государств обладает определенными достоинствами, трансформация в обозримом будущем просматривается?
– Опять же, рассматривая минималистский концепт демократии, мы отталкиваемся от того, что было и что стало. Ведь на данном этапе модель демократии в странах Балтии просуществовала достаточный период времени, чтобы заявить о консолидации демократических режимов в этих государствах. Определенная смена модели или резкая трансформация этих режимов может произойти только в условиях каких-то чрезвычайных факторов. Поскольку в среднесрочной перспективе таких факторов ожидать не приходиться, то, на мой взгляд, в ближайший период смена политических режимов в странах Балтии представляется.
И, в заключении, отмечу, что развитие демократических процессов в современном мире имеет многовекторный характер и характеризуется разнообразием форм, механизмов, версий и моделей демократии. На современном этапе политическая наука выработала целый спектр теорий демократизации и моделей демократии, которые позволяют учитывать сложности взаимосвязей экономической, социальной и политической систем.
Мы привыкли относиться к демократии, как исключительной ценности. Напомню, что еще известный вам премьер-министр Великобритании сказал: у демократии есть, действительно, одно неоценимое достоинство, что это – самое лучшее из всего плохого. Кто думает – раз демократия, значит все очень хорошо, нет. Тем более, что сейчас вообще отношение к демократии резко поменялось, уже появилось понятие «постдемократия», где никаких комплиментов в сторону этого понятия и всего, что с ним связано, нет.
– Что бы Вы пожелали Евразийскому юридическому журналу, как научно-профессиональному изданию?
– На протяжении многих лет Евразийский юридический журнал остается по настоящему авторитетной площадкой, как для молодых исследователей, так и для профессионалов в области науки и практики международного масштаба. Эффективная и слаженная работа редакционного состава Евразийского юридического журнала встраивается в современную повестку научных изданий, выстраивая удобную логистику для авторов и делая науку доступной.
Желаю вашему изданию всегда соответствовать современным тенденциям научной повестки, быть интересным читателям и быть востребованным авторам.