РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ
Бурьянов С. А.
От творческого наследия Игоря Ивановича Лукашука к кембриджскому изданию Инсура Забировича Фархутдинова.
В поисках нового справедливого мирового порядка.
«The mysterious and obvious in American diplomacy: from Monroe to Trump. Cambridge scholars publishing». 2020.
Рецензия на научное издание: Insur Farkhutdinov. «The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump. Cambridge Scholars Publishing». 2020. – 533 p. (Инсур Фархутдинов «Таинственное и очевидное в американской дипломатии от Монро до Трампа».
От творческого наследия Игоря Ивановича Лукашука к кембриджскому изданию Инсура Забировича Фархутдинова
БУРЬЯНОВ Сергей Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права и прав человека школы права Института права и управления Московского городского педагогического университета
От творческого наследия Игоря Ивановича Лукашука к кембриджскому изданию Инсура Забировича Фархутдинова.
В ПОИСКАХ НОВОГО СПРАВЕДЛИВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА.
«THE MYSTERIOUS AND OBVIOUS IN AMERICAN DIPLOMACY: FROM MONROE TO TRUMP. CAMBRIDGE SCHOLARS PUBLISHING».2020.
В контексте современных глобальных процессов и через призму творческого наследия Игоря Ивановича Лукашука рассмотрена монография Инсура Забировича Фархутдинова.
Рецензия на научное издание: Insur Farkhutdinov. «The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump. Cambridge Scholars Publishing». 2020. – 533 p. (Инсур Фархутдинов «Таинственное и очевидное в американской дипломатии от Монро до Трампа».
Кембридж: 09.01.2020. – 533 с. (издана на англ. яз.)). Делается вывод, что от способности Бурьянов С. А. международно-правового научного сообщества развиваться в соответствии с потребностями общества зависит преодоление глобальных бедствий человеческой цивилизации.
Ключевые слова: международное право – новый мировой порядок – глобальные процессы – глобальные вызовы – глобальная безопасность – неприменение силы или угрозы силой – творческое наследие И.И. Лукашука.
BURYANOV Sergey Anatoljevich
Ph.D. in Law, associate professor, associate professor of the Department of International Law and Human Rights of the School of Law of the Institute of Law and Management of the Moscow City Pedagogical University
FROM THE CREATIVE HERITAGE OF IGOR IVANOVICH LUKASHUK TO THE CAMBRIDGE EDITION OF INSUR ZABIROVICH FARKHUTDINOV. IN SEARCH OF A NEW JUST WORLD ORDER. “THE MYSTERIOUS AND OBVIOUS IN AMERICAN DIPLOMACY: FROM MONROE TO TRUMP. CAMBRIDGE SCHOLARS PUBLISHING
In the context of modern global processes and through the prism of the creative heritage of Igor Ivanovich Lukashuk, the monograph by Insur Zabirovich Farkhutdinov is considered. Review of the scientific publication: Insur Farkhutdinov. “The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump. Cambridge Scholars Publishing “. 2020. – 533 p. (Insur Farkhutdinov “The Mysterious and Obvious in American Diplomacy from Monroe to Trump.” Cambridge: 01/09/2020. – 533 p. (Published in English)). It is concluded that overcoming the global calamities of human civilization depends on the ability of the international legal scientific community to develop in accordance with the needs of society.
Keywords: international law – new world order – global processes – global challenges – global security – non-use of force or threat by force – I.I. Lukashuk.
Hominum causa omne jus gentium constitutum est
Все международное право создано для блага человека
Вышедшая в издательстве Cambridge Scholars Publishing книга Инсура Забировича Фархутдинова «The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump» стала яркой звездой не только в небе российской, но и мировой науки международного права. Выходу не имеющей аналогов монографии на английском языке предшествовала огромная работа по подбору и анализу материалов, оформлению и апробации результатов многолетних исследований. Кембриджскому изданию предшествовали годы научной работы, почти два десятка статей в ведущих журналах, вышедшая в издательстве Евразийского НИИ проблем права монография «Американская доктрина о превентивном военном ударе от Монро до Трампа: международно-правовые аспекты», а так-же ее существенно доработанная версия выпущенная издательством «Инфра-М». Весьма трудоемкой, включая читки, правки, рецензирования и пр., оказалась подготовительная работа, проведенная совместно с сотрудниками издательства Cambridge Scholars Publishing.
Как один из результатов, 15 апреля 2021 г. в ходе онлайн- заседания секции «Перспективы развития права и юридического образования в условиях современных глобальных процессов 4.0» в рамках Международной научной конференции «Право и права человека в современном мире: тенденции, риски, перспективы развития», посвященной памяти профессора Феликса Михайловича Рудинского, книга была презентована Инсуром Забировичем из Марокко.
Инсур Забирович Фархутдинов – выпускник Дипломатической академии МИД России, доктор юридических наук. Работает в Институте государства и права Российской Академии наук (сектор международно-правовых исследований). С 2004 г. – старший научный сотрудник, с 2008 г. – ведущий научный сотрудник. Со дня основания в 2007 г. – бессменный главный редактор «Евразийского юридического журнала». С 2010 г. – руководитель центра международно-правовых исследований Евразийского научно-исследовательского института проблем права. Автор более 200 научных работ, в том числе 10 книг на русском, английском, персидском языках.
Докторская диссертация И.З. Фархутдинова написана под научным руководством всемирно известного ученого- международника Игоря Ивановича Лукашука, который искренне верил, что «все международное право создано для блага человека» и посвятил свою жизнь практической реализации этого тезиса, фактически ставшего девизом исследователя.
Среди весомого творческого наследия И.И. Лукашука наиболее новаторскими являются труды, посвященные международно-правовым аспектам глобализации: серия научных статей, монография и учебник. Говоря о нарастающем процессе глобализации, где каждый человек связан с другими людьми многообразными отношениями, ученый отмечает, что «образуется единое мировое сообщество». При этом в новых условиях «не только благополучие, но и выживание человечества может быть обеспечено лишь совместными усилиями государств и народов». Так как «от состояния международной системы взаимоотношений государств зависит безопасность и благополучие каждой страны, то все это придает особое значение международному праву, без которого международная система не в состоянии нормально функционировать». Также следует согласиться с мнением И.И. Лукашука, что глобализация «определяет новые черты не только мировой системы, но и внутренней жизни государств. Глобализация обусловила единство судеб человечества, так как обеспечить выживание можно лишь совместными усилиями. Она прочно связала людей и народы в единое целое в результате углубления прежних и появления новых связей — политических, экономических, социальных, культурных и др.». И.И. Лукашук, первый среди российских юристов указал на глобальные вызовы, требующие формирования нового мирового порядка, основанного на общих интересах государств и народов и который был бы способен обеспечить выживание и дальнейший прогресс человечества. «Над человечеством навис дамоклов меч глобальной ядерной катастрофы. Хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с большой степенью вероятности могут выйти из под контроля. Достаточно одного случая. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды…». Глобализацию следует рассматривать как совокупность интеграционных макромасштабных многоаспектных процессов, формирующих принципиально новое состояние общества, а именно – его планетарную открытость и взаимозависимость, в т.ч. при взаимодействии с природой и техносферой. Однако, так как уровень развития социальных подсистем не одинаков, то это в конечном итоге предопределяет нестабильность международных отношений и глобальные вызовы и угрозы, препятствующую устойчивому развитию мирового сообщества и отдельных государств.
Говоря об отставании политической сферы, И.И. Лука- шук отмечает, что правительства государств «в значительной мере продолжают традиционно руководствоваться узкопонятыми национальными интересами, противопоставляя их общим. А без обеспечения последних невозможно гарантировать первые. Политическое мышление существенно отстает от реалий нашего времени, не говоря уже о будущем».
Научные труды, включая новую монографию И.З. Фархутдинова «The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump», говорят о преемственности и развитии творческого наследия своего учителя И.И. Лукашука, которому в этом году исполнилось бы 95 лет.
В кембриджской монографии были детально исследована двухвековая эволюция внешнеполитических концепций и дипломатической деятельности США (от доктрины Дж. Монро 1823 г. к Pax Americana Д. Трампа 2017 г.), отражающих отсталость политического мышления пожилой сверхдержавы, претендующей на мировое господство вопреки принципам международного права, и не считаясь с глобальными процессами и вызовами.
В книге весьма детально, комплексно и системно исследованы ключевые международно-правовые проблемы трансформации мирового порядка и глобальной безопасности с учетом анализа ситуации в различных регионах мира.
Отдельного упоминания заслуживает добротное исследование И.З. Фархутдиновым проблемы неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях. Напомним, что Устав Организации Объединенных Наций, наряду с иными нормами, закрепил в качестве основополагающих начал международного права взаимосвязанные принципы: разрешения международных споров мирными средствами; воздержания от угрозы силой и ее применения; обеспечения выполнения этих принципов всеми государствами для поддержания международного мира и безопасности. К закреплению этих принципов в качестве ядра международной нормативной системы человечество шло через череду кровавых войн и дипломатических ошибок, от права войны (jus ad bellum) XVII в. до принятия Устава ООН в середине XX века. И, наконец, сегодня в XXI в. в условиях усиления глобальных процессов и проблем возникла жизненная необходимость их прогрессивного развития.
Лига Наций, основанная в 1919-1920 гг. стремилась к безопасности, разоружению, решению споров мирными средствами, но также не смогла предотвратить очередную мировую войну. Впервые в истории запрет на применение силы в международных отношениях был юридически закреплен в Уставе ООН уже после завершения Второй мировой войны в 1945 году. Отклонение от данной нормы допускается только на основании решений Совета Безопасности ООН и для самообороны государств. В дальнейшем некоторое развитие принципа воздержания от угрозы силой и ее применения произошло в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества государств в соответствии с Уставом ООН от 1970 г., в Заключительном акте СБСЕ от 1975 г., в Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях от 1987 г.
Что касается практической реализации принципа воздержания от угрозы силой и ее применения, то здесь существует множество пока непреодолимых проблем, указывающих на слабость международно-правовых институтов, что наглядно показано в исследуемой монографии. В частности, в связи со спецификой СБ ООН (включая «право вето») и внешнеполитическими особенностями его постоянных членов (в т.ч. США), принятие эффективных миротворческих мер маловероятно, что актуализирует необходимость реформ.
Приходится признать, что сформированная ООН система коллективной безопасности не в полной мере избавила «грядущие поколения от бедствий войны». При этом, упомянутая система включает в себя: «меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2); меры мирного разрешения международных споров (гл. VI); меры разоружения (ст. 11, 26, 47); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII); временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40); принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41) и с их использованием (ст. 42)».
К достоинствам монографии также следует отнести рассмотрение права на индивидуальную и/или коллективную самооборону государств в соответствии с нормами и процедурами ООН. В частности, здесь были выявлены существенные проблемы при определении критериев «мирных средств», «необходимости», «соразмерности», и особенно «упреждающих ударов» в рамках «превентивной самообороны». Фактически, вместо объективно вытекающего из глобальной взаимозависимости запрета войны, США реализуют концепцию «превентивного» применения военной силы, в т.ч против негосударственных акторов. Показательно, что резолюции Совета Безопасности 1368 (2001) и 1373 (2001) легитимируют самозащиту в целях недопущения «террористических атак», при том, что юридически корректное понятия «терроризм» отсутствует, вопреки требованиям юридической техники. Более того, в итоге, это способствует произволу и насилию в международных отношениях.
Напомним, что Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях, принятая резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи 18 ноября 1987 г., подтвердила принцип, «согласно которому государства в своих международных отношениях воздерживаются от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства», а также «каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций». Особо подчеркнуто, что этот принцип является универсальным и «никакие соображения не могут использоваться в качестве оправдания угрозы силой или ее применения в нарушение Устава» – нарушения данного принципа влекут за собой международную ответственность. При этом, отмечено, что «государства имеют неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение, как это предусмотрено Уставом». Также государства обязаны: «не побуждать, не поощрять и не оказывать содействие другим государствам в применении силы или угрозы силой», «воздерживаться от организации, подстрекательства, пособничества или участия в полувоенных, террористических или подрывных действиях, включая действия наемников, в других государствах и от потворствования организованной деятельности, направленной на совершение таких действий, в пределах своей территории», «воздерживаться от вооруженного вмешательства и всех других форм вмешательства или попыток угрозы, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ», «государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн». Более того, «ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ».
В реальности мы наблюдаем приоритет «национальных интересов» и силовой геополитики некоторых доминирующих государств по отношению к интересам мирового сообществ. По сути это означает обнуление попыток сохранения мира на планете, шансов на решение глобальных проблем, равно как и возможности перехода к устойчивому развитию. Ради сохранения человеческой цивилизации необходим отказ от «права силы» и переход к «силе права» в международных отношениях.
В указанном контексте нельзя не согласиться с мнением о необходимости повышения эффективности норм международного права, в т.ч. с целью возвращения прежнего авторитета ООН, что невозможно без реализации принципа неприменения силы или угрозы силой. Кроме того, представляется крайне важным, что И.З. Фархутдинов связывает возможность решения данных проблем с трансформацией общественной модели мироустройства. В частности, он подчеркивает, что «только отказ от тупиковой однополярной модели, навязываемой миру США, может способствовать повышению эффективности принципа неприменения военной силы и угрозы силой».
Однако, здесь не все так просто. При очевидной неприемлемости однополярной, вопрос о наиболее оптимальной теоретической модели международных отношений, соответствующей нормам международного права и современным реалиям усиления глобальных процессов, остается открытым. Здесь в очередной раз следует сослаться на И.И.
Лукашука, который считал, что новый мировой порядок должен быть основан на принципах демократии, общепризнанных прав человека и верховенстве права. «Для решения глобальных проблем необходимо обеспечить достаточно высокий уровень управления мировой системой в целом», что означает, с одной стороны «расширение полномочий в международной области территориальных подразделений государства, что дает возможность полнее учитывать их особые интересы и тем самым не только повысить уровень управляемости, но и ослабить центробежные тенденции», а с другой – «углубление международного взаимодействия государств, ведущее к росту роли и расширению полномочий международных организаций». Известный исследователь научно обоснованно полагал, что прогрессивное развитие современного международного права должно следовать в русле коренных изменений мировой системы, где, прежде всего, речь идет о «переходе от военно-политической к политикоэкономической основе мирового порядка».
В современных условиях устойчивое развитие, основанное на социальной справедливости и в гармонии с природой, выступает в качестве альтернативы нерешенности глобальных вызовов, является условием позитивного развития глобальных процессов, выживания человечества и процветания отдельных государств. Формирование на планетарном уровне доступной для каждого интегрированной научно-образовательной системы, реализация глобальных программ доступности базовых услуг (включая образование, здравоохранение и социальное обеспечение) на базе современных цифровых технологий могло бы стать весомым шагом достижения социальной справедливости в целях устойчивого развития. В целом отметим, что нерешенность глобальных вызовов становится все более реальной угрозой существованию человеческой цивилизации, а уже существующие и формирующиеся новые глобальные вызовы являются следствием дисбаланса в развитии глобальных процессов. В частности, это проявляет себя в отсутствии эффективного и доступного глобального здравоохранения, но при наличии набирающей обороты глобальной гонки вооружений. Соответственно, поиск подходов к поиску эффективных решений глобальных вызов следует искать в русле установления баланса и формирования условий перехода к устойчивому управляемому росту, а не к его ограничению, как это предлагают некоторые эксперты.
В очередной раз отметим необходимость усиления роли ООН в формировании правовых и организационных основ эффективной не силовой децентрализованной глобальной системы управления в целях устойчивого развития, социальной справедливости и реализации прав человека. Здесь особо подчеркнем необходимость перехода к концепции именно осуществления прав человека, где традиционная международная защита прав человека это лишь одна из стадий их реализации. Не менее важным условием реализации прав человека в современном мире является необходимость правового закрепления и осуществления принципа мировоззренческого нейтралитета. Можно предположить, что в условиях кардинально изменяющихся общественных отношений необходимо формирование новой основанной на приоритете прав человека несиловой модели международных отношений, исключающей применение силы или угрозы силой. «На смену балансу сил должен прийти баланс интересов».
В качестве важнейшей основы формирования нового справедливого человекоориентированного миропорядка следует рассматривать современное международное право во взаимодействии с внутригосударственными правыми системами. Современное международное право (как наука, система принципов и норм и совокупность учебных дисциплин) во взаимодействии с внутригосударственными правовыми системами (и иными регулятивными системами) должно выступить исходным материалом для формирования глобального права. В указанном контексте одной из первоочередных задач является разработка направлений реформирования принципов и норм международного права, а также его более тесного взаимодействия с правовыми системами государств. Основным ориентиром должно стать соблюдение правил современной юридической техники, включая определенность ключевых терминов. И только после реформирования принципов и норм можно будет говорить об адекватном реформировании институтов международного права в контексте формирования эффективного глобального управления. В некоторых случаях можно будет проводить параллельное реформирование международных нормативной и институциональной систем. В целом их необходимо привести в соответствие с кардинально изменившимся (и продолжающих стремительно меняться) интегрированными взаимозависимыми общественными отношениями. Также необходимо дальнейшее усиление взаимодействия международного права и внутригосударственных систем на базе перехода от монистической с приоритетом МП к отвечающей современным потребностям интегрированной концепции.
В указанном глобальном контексте, современное международное право это система знаний, принципов, норм, институтов, учебных дисциплин в сфере взаимодействий между государствами и другими субъектами, которые должны быть направлены на формирование справедливого не силового интегрированного миропорядка и реализацию прав человека, что будет способствовать преодолению глобальных вызовов и переходу к устойчивому человекоориентированному развитию человеческой цивилизации.
В качестве первоочередных необходимых условий для достижения справедливого миропорядка и возможности перехода к устойчивому развитию планетарной цивилизации следует назвать преодоление весьма существенного отставания в развитии науки международного права и юридического образования в целом. Здесь следует учитывать, что И.И. Лукашук, говоря об отставании науки, отмечал, что «новизна складывающихся условий настолько существенна, что опыт прошлого может быть использован в ограниченной мере». Существенное обновление науки и образования, с учетом беспрецедентной динамики изменений в современном мире, является лишь одним из многих необходимых условий для модернизации международных правовых норм и приближения возможности урегулирования разбалансировки общественнотехноприродных взаимодействий. Сегодня как никогда от способности международно-правового научного сообщества развиваться в соответствии с потребностями общества зависит преодоление глобальных бедствий человеческой цивилизации.
Приближаясь к завершению, мы отметим нравственный императив И.З. Фархутдинова, который посвятил свою книгу The Mys terious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump «Моей Матери и всем Матерям Мира, пережившим кошмар и тяжелые времена Второй мировой войны, а также последующих локальных войн во имя своих стран и народов». В развитие упомянутой проблематики, автор анонсировал будущую крайне актуальную книгу «Право войны и мира. Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права», основу которой составила новая серия статей.
Остается только пожелать уважаемому Инсуру Забиро- вичу Фархутдинову здоровья, сил и вдохновения для успешной реализации высоких творческих замыслов и осуществления мечты его учителя Игоря Ивановича Лукашука, чтобы «все международное право было создано для блага человека».
780 ВСЕГО, 2 СЕГОДНЯ