Роль революций в становлении международного права. Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права.
Роль революций в становлении международного права. Опыт доктринального исследования проблем формирования современной модели международных отношений в контексте развития международного права.

ФАРХУТДИНОВ Инсур ЗабировичФАРХУТДИНОВ Инсур Забирович
доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала, ведущий научный сотрудник Института государства и права (сектор международно-правовых исследований) Российской академии наук

Революции – локомотивы истории.
Карл Маркс

В данной статье автор продолжает исследовать этапы развития международного права, как регулятора межгосударственных отношений. Автор приходит к мнению, что в результате вышеназванных революций начинают складываться материальные и духовные предпосылки международного права. Принцип народного суверенитета впервые закрепила Конституция США 1787 г., в которой впервые было сформулировано понятие «народ». Наиболее прогрессивные взгляды на международные отношения и право XIX в. сформировались под влиянием идей Великой французской революции 1789 г. Субъектами международных отношений были не государства, а монаршие дома. Исторические факты свидетельствуют, что международное право как юридическое средство регулирования межгосударственных отношений находит признание в практике государств лишь в XX в.

Ключевые слова: государственный суверенитет, доктрина суверенитета народа, Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина Франции.

FARKHUTDINOV Insur Zabirovich
Ph.D. in Law, Editor-in-chief of the Eurasian Law Journal, leading researcher of the Institute of State and Law (sector of international legal studies) of the Russian Academy of Sciences

THE ROLE OF REVOLUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL LAW. AN ATTEMPT OF DOCTRINAL RESEARCH OF THE PROBLEMS OF THE FORMATION OF THE CURRENT MODEL OF INTERNATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE INTERNATIONAL LAW

Revolutions are the locomotives of history.
Karl Marx

In this article author keeps researching the stages of the development of the international law as a regulator of the international relations. Author comes to the conclusion that spiritual and material presuppositions of the international law start forming as a result of the above mentioned revolutions. The principle of popular sovereignty was first enshrined in the Constitution of the United States of 1787, where for the first time the notion of “people” was formulated. The most progressive views on international relations and law of the 19th century were formulated under the influence of the ideas of the French Revolution of 1789. Subjects of international relations were the royal houses, not states. Historical facts witness that the international law as a legal tool for the regulation of international relations was recognized in states’ practice only in the 20th century.

Keywords: state sovereignty, doctrine of popular sovereignty, The United States Declaration of Independence, The Declaration of the Rights of Man and of the Citizen.

СКАЧАТЬ В PDF

  1. Американская революция о «суверенитета народа»

На формирование международных отношений и меж­дународного права принципиальное влияние оказали Аме­риканская революция и Французская революция, проис­шедшие в последней четверти XVIII в. Американская война за независимость или Американская революция (так тракту­ется в самих США) началась в 1765 г. как антиколониальное национально-освободительное движение, переросшее затем в войну за независимость. Ее основные события произошли в 1775-1783 гг. Особенность этой революции в том, что она была одновременно национально-освободительным и наци­онально-объединительным движением.

Принцип народного суверенитета впервые закрепила Конституция США 1787 г., в которой впервые было сформу­лировано понятие «народ Соединенных Штатов». Данный посыл имеет, на взгляд автора, принципиальное значение при исследовании проблем зарождения международного права.

Для того чтобы лучше понять роль Американской рево­люции в формировании «доктрины суверенитета народа», совершим краткий экскурс в тему. В 1607 году была основана первая из колоний – Виргиния. В 1620 году группа англий­ских переселенцев основала колонию Новый Плимут (штат Массачусетс). Вскоре на Атлантическом побережье Северной Америки возникли все новые и новые английские колонии. «Град на холме» был заложен людьми, гонимыми на своей родине за свои религиозные взгляды и в стремлении свобод­но исповедовать протестантскую веру. Именно эти гонения привели их к решению переселиться в Новый Свет в поис­ках не только религиозной, но и политической свободы. С тех самых времен в местном обществе развивалась мысль о создании на основе этих принципов более совершенного го­сударства.

Сегодня первых поселенцев, прибывших для создания новой колонии в Северной Америке, называют «отцы-пили­гримы» (от лат. peregrinus — чужестранец). История отцов- пилигримов, переселившихся за океан в поисках религиоз­ной свободы, стала центральной в истории и культуре США. Линию экономического развития заложили и развивали люди, устремившиеся на новые земли в целях получения экономической выгоды, или попросту говоря, чтобы жить достойно. А жить по-человечески в европейских странах, в которых царил полный феодальный гнет и произвол, было унизительно. Вот уплыли на жалких суденышках самые от­чаянные протестанты.

К середине XVIII в. весь восточный берег Северной Аме­рики был заселен выходцами из Европы, которые образова­ли 13 независимых друг от друга колоний. Все они управля­лись английским правительством. Колонистам запрещалось открывать в Северной Америке мануфактуры, а также пере­селяться на Запад, где было много неосвоенных земель. С се­редины XVIII века начинается борьба против засилья англий­ской короны.

К 1775 году в 13-ти североамериканских колониях про­живало 2,5 млн. человек, в основном фермеры. В колониях власть органов самоуправления была основана не на монар­шей воле, а на соглашениях между равными членами об­щины, что имело впоследствии чрезвычайное значение для развития американской национальной самоидентификации и политико-правового сознания, а косвенно и для политиче­ской системы.

Восставшие в 1765 г. колонии опирались на помощь иностранных государств, прежде всего Франции. В 1776 году Бенджамин Франклин был отправлен во Францию в качестве посла. Франция была заинтересована в ослаблении своей главной соперницы — Великобритании. Поэтому, пользуясь моментом, Франция стала помогать английским колониям. Между двумя государствами было даже подписано «Согла­шение о дружбе и торговом сотрудничестве», а позже — со­юзнический договор.

Симпатии передовых кругов французского общества к американской демократии были очень сильны. Молодой французский офицер Жильбер Лафайет на собственные средства снарядил корабль и сам на этом корабле отплыл в 1777 г. в Америку. Французская помощь американским ко­лониям была значительной – 21 млн. ливров. В ослаблении Великобритании были также заинтересованы Испания и Рос­сия. Они были в дружеских отношениях с США.

Через 15 лет войска англичан были разгромлены. Пра­вительство короля Великобритании вынуждено было пойти на переговоры. Это означало завершение войны. Мирные переговоры проходили в Париже. В 1783 году был подписан Версальский мирный договор между США и Великобрита­нией. По результатам договора Великобритания признавала образование США, ее независимость и государственный суве­ренитет. Как мы уже доказывали в предыдущих статьях, го­сударственный суверенитет является важнейшим атрибутом международного права.

Достижением молодой американской демократии ста­ла Декларация независимости (The United States Declaration of Independence) 4 июля 1776 г. (этот день стал официальным государственным праздником США). В декларации было сказано: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом опре­деленными неотъемлемыми правами». Согласно Деклара­ции государство основывается на общественном договоре, заключенном между людьми, а не между управляемыми и управляющими. По существу речь шла о суверенитете наро­да. Она провозглашала принцип народного верховенства и равенства людей в правах, право народа на свержение тира­нии для создания нового правительства. Впервые в истории представительное собрание в лице Конгресса провозгласило эти революционные принципы. Она определила ход даль­нейшей судьбы человечества, поставив права личности на не­виданный прежде уровень.

Можно по-разному относиться к Американской рево­люции. Но если быть объективным, война в США за неза­висимость народа в 1775-1783 гг. – это одно из самых первых масштабных событий в Новой истории. Именно образование США открыло невиданную дорогу для утверждения совер­шенно новых, в свое время прогрессивных, капиталистиче­ских отношений.

Вторым достижением Американской революции стала Конституция США 1787 г., которая признала юридическую силу международных договоров в национальном законода­тельстве. Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула «Мы, народ Соединен­ных Штатов…». Народ осуществляет свою власть через из­бранных представителей в Конгрессе (представительная де­мократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формируются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаи­моотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и делегирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.

Конституция США оказала достаточно сильное влияние на формирование и развитие конституций многих стран со­временного мира, а также международного права, как регу­лятора международных отношений.

За 225 лет, прошедших со времени принятия Конститу­ции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции США, заложенные Американской революцией, как достаточно продуманные и устойчивые.

США в противоположность Европе развивались на «чи­стой почве», свободной от гнета королей и аристократии и рано освободившейся, за исключением Юга, от пережитков феодализма, а в ряде районов и вообще не знавшей этих пережитков. Принципиальный итог американской револю­ции заключался не в ликвидации отдельных пережитков, а в целом феодальной системы. Страна, в отличие от Европы, была свободна от нескончаемых династических войн. Пре­имуществом США перед «старой» Европой было то, что над ними не висело прошлое: генезис государственности здесь начался в некотором роде с нуля. США стали государством, где начало складываться гражданское общество, в котором признаются принципы и нормы международного права. Тем не менее, Американская революция оставила в неприкосно­венности рабовладельческую систему Юга еще на 80 лет.

Марксистская наука рассматривает Американскую ре­волюцию XVIII века как антиколониальную буржуазно-де­мократическую революцию, в которой борьба за националь­ное освобождение органически переплеталась с движением за политическое и экономическое переустройство общества.

Кроме того, международное значение Американской войны за независимость проявилось в изменении соотно­шения сил на мировой арене, что выступило катализатором формирования международного права. Произошла право­вая институционализация буржуазно-демократических прав и свобод, которые вошли практически во Всеобщую деклара­цию прав человека 1948 г.

  1. Великая Французская революция 1789-1794 гг.

Наибольшее влияние Американская революция оказа­ла на Францию, стоявшую в преддверии своей революции по причине почти ее полного финансового банкротства. Возвратившиеся из Америки радикально настроенные офи­церы, сравнивая буржуазно-демократические и феодально­абсолютистские порядки, еще более убеждались в обречен­ности последних. Из их среды вышло немало представителей и дворянской оппозиции правящему двору Людовика XVI. Они усвоили совет своего земляка, французского экономи­ста и философа Виктора де Мирабо: «Учитесь у американцев свободе».

Если американская революция прозвучала, по выраже­нию Карла Маркса, набатным колоколом, провозвестником конца «старого порядка», то похоронила феодальные поряд­ки в Европе Великая Французская буржуазная революция 1789 г. Она открыла эпоху революций, которые определили взрывной характер шедших на континенте модернизацион- ных процессов.14 июля пал последний оплот короля – кре­пость-тюрьма Бастилия. Весь город был в руках восставших. Власть перешла в руки Национального собрания. 26 августа 1789 г. была принята Декларация прав человека и гражда­нина, в которой были провозглашены общие принципы по­строения нового общества. Идеи этого документа были во многом созвучны Декларации независимости: естественные права человека как основа нового общества, равенство всех перед законом, принцип народного суверенитета.

Революция заменила суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для утверждения международно-правовой субъектности государства. Коль скоро народ – хозяин территории, то монарх не вправе ею распоряжаться. В практику вводится плебисцит. При присо­единении к Франции Авиньона и Савойи в 1791 г. было про­ведено голосование на присоединяемых территориях.

Конституция Франции 1795 г. международные догово­ры расценивает как акты юридические: «Договоры вступают в силу». В известной Декларации аббата Грегуара, подготов­ленной по заданию Конвента, но так и не принятой им, про­возглашался принцип равноправия государств независимо от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что договоры должны соблюдаться. Вме­сте с тем в Конвенте было заявлено, что договоры тиранов не могут связывать суверенитет народа.

Неоценимое влияние на Французскую революцию ока­зал ее современник Жан Жак Руссо. Его теория народного суверенитета была впервые введена в политическую прак­тику именно в те годы. Великий мыслитель сформулировал принципы 1789 г., к числу которых принадлежит свобода, ко­торую Национальное собрание долго и искренно старалось водворить. Увы, она стала несовместима с дальнейшим неу­держимым ходом революции. Руссо, идеолог революции, дал лозунг к переходу ко второй фазе революции – якобинской, – признав законным принуждение, то есть насилие для целей свободы. В этом роковом софизме – всё якобинство, которое и похоронило светлые идеалы Французской революции.

Летом 1793 года революция во Франции достигла своей наивысшей точки. В Париже восстали низшие слои обще­ства, возглавляемые наиболее радикальной политической группировкой – якобинцами. Совсем скоро их поддержали бедняки из деревень и мелкие буржуа. 2 июня восставшие окружили здание французского парламента, вынудив депу­татов принять закон об аресте жирондистов – основных по­литических противников якобинцев. Так, устранив конкурен­тов, якобинцы установили свою кровавую диктатуру. А через несколько лет благородные принципы революции оконча­тельно растоптал солдатским сапогом Наполеон Бонапарт.

Но в истории ничто не проходит бесследно – это аксио­ма. Великая французская революция носила многоплановый характер, поэтому следует избегать категоричных суждений. Ее значение для страны в том, что она заменила старые обще­ственные отношения новыми. Франция переходит на капита­листический путь развития, формируется крупно-товарное фермерское хозяйство.

Для нашей темы принципиально важно то, что глав­ная французская революция заложила основы новой госу­дарственно-правовой системы, без которой просто не могло быть современной доктрины международного права.

  1. «Весна народов». Европейские революции 1848-­1849 гг.

Четверть века спустя Европа опять забурлила, исчеза­ли и возникали новые государства. Под влиянием Великой французской революции 1789 г. менялся стиль мышления и поведения людей, европейское общество обретало новое ка­чество.

К середине XIX в. Европа представляла собой порохо­вую бочку, готовую взорваться от любой искры. Повсеместно шла промышленная революция, менялась жизнь миллионов людей, а государства во всех странах оставались прежними. Во главе государств стояли монархи, окруженные аристокра- тами-землевладельцами, которые в своих имениях обладали полицейской и судебной властью, и где, как правило, сохра­нялось крепостное право, и крестьяне — живая собствен­ность своих владельцев — должны были, как встарь, выпол­нять различные обязательные повинности. Уже отлаженный бюрократический аппарат выполнял волю этой неконтроли­руемой и несменяемой верхушки государства.

Итогом накопившегося огромного социального напря­жения стал ряд революций, прокатившихся в 1848-1849 го­дах. Они получили название «Весна народов». Застрельщи­цей была, как всегда, Франция.

Буржуазно-демократическая революция во Франции стала одной из основных европейских революций 1848-1849 гг. Ее участниками были различные слои населения – ремес­ленники, студенты, рабочие, часть интеллигенции, промыш­ленная и торговая буржуазия. 22 февраля 1848 г. десятки ты­сяч парижан вышли на улицы и площади столицы. Среди демонстрантов преобладали рабочие и студенты. Обстрел солдатами безоружных демонстрантов поднял на ноги все трудовое население города. В Париже вспыхнуло вооружен­ное восстание, и 24 февраля монархия перестала существо­вать.

Во Франции была провозглашена Вторая республика. Отменялись дворянские титулы, были изданы декреты о сво­боде политических собраний и печати, о введении всеобщего избирательного права.

В апреле 1848 г. в стране состоялись выборы в Учреди­тельное собрание. Большинство мест в нем получили ре­спубликанцы. Собрание подтвердило незыблемость респу­бликанского строя во Франции, но отказалось продолжить дальнейшие социальные реформы. Вскоре были закрыты революционные клубы, а их члены арестованы. В июне новое правительство издало распоряжение о роспуске Националь­ных мастерских, что снова лишило работы и средств к суще­ствованию парижских рабочих. Это привело к стихийному рабочему восстанию, которое было скоро подавлено в боль­шой крови.

4 ноября 1848 г. Учредительное собрание приняло Кон­ституцию Второй республики. Конституция не гарантирова­ла право на труд, но провозглашала основные гражданские права и свободы.

В декабре 1848 г. вопреки ожиданиям республиканцев президентом Франции был избран Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I. На выборах он набрал 80 % голосов, заручившись поддержкой не только буржуазии, но и части рабочих. За Бонапарта проголосовали и крестьяне, верив­шие, что племянник Наполеона I будет так же, как и дядя, защищать интересы мелких землевладельцев.

Государственный переворот позволил Луи Бонапарту полностью захватить власть в стране. 2 декабря 1852 г. пре­зидент провозгласил себя императором Наполеоном Ш. За восстановление империи проголосовало 8 млн французов.

В стране был установлен режим личной власти импера­тора. Парламентские учреждения сохранились, но роль их была формальной. Даже умеренные республиканцы были вынуждены эмигрировать из Франции. Для защиты интере­сов крупных собственников Наполеон Ш усиливал чиновни­чество, армию, полицию. Возросло и влияние католической церкви.

  • Революция в Германии

В 30-40-е годы XIX в. развитие Германии было сковано унаследованными средневековыми феодальными порядка­ми, а также политической раздробленностью страны. Гер­манская либеральная буржуазия требовала созыва обще­германского парламента, провозглашения республики, уничтожения сословных привилегий и улучшения матери­ального положения неимущих слоев населения. Известие о том, что во Франции провозглашена республика, только ускорило неминуемый революционный взрыв.

Уже 27 февраля 1848 г. в соседнем с Францией Бадене на­чались волнения. Такие же события начались в марте и в дру­гих небольших государствах Западной и Юго-Западной Гер­мании. В столице Пруссии Берлине демонстрации перешли в кровавые столкновения. В июне 1848 г. восстание берлин­ских рабочих было подавлено.

Чтобы успокоить недовольную оппозицию, король «даровал» подданным удобную для монархии Конститу­цию. Она сохраняла обещанные в марте свободы, но давала королю право отменять любой закон, принятый ландтагом (парламентом). В 1849 г. в Пруссии был принят новый из­бирательный закон, поделивший избирателей на три класса по размерам уплачиваемых ими налогов. Каждый класс из­бирал равное число выборщиков, которые, в свою очередь, избирали депутатов в нижнюю палату. Спустя год, 31 января 1850 г. этот закон вошел в новую «дарованную» королем Кон­ституцию (она сменила Конституцию 1848 г.).

Революция в Германии потерпела поражение и не ре­шила основной своей задачи национального объединения страны. Однако многие пережитки феодализма были унич­тожены, а в Пруссии и других германских государствах дей­ствовали конституции, обеспечивавшие населению основные гражданские права и свободы.

  • Революция в Италии

К середине XIX века значительная часть Италии (Лом­бардия, Венецианская область) находилась под австрийским владычеством. В Парме, Модене и Тоскане правили род­ственники австрийских Габсбургов. В Римской области со­хранялась светская власть папы, который также был против­ником национального объединения страны и буржуазных преобразований. Неаполитанское королевство (Королевство обеих Сицилий) находилось под властью династии Бурбонов и было одной из самых отсталых областей Италии, где еще полностью господствовали феодальные отношения. Главной задачей страны оставалось завоевание национальной незави­симости и политическое объединение государства, уничто­жение абсолютизма и феодальных порядков.

Кризис, нараставший в итальянских государствах, пере­рос в 1848 г. в бурные революционные потрясения. Выступле­ния крестьян и городской бедноты сочетались с движением либерально-демократических сил за гражданские права и созыв парламентских учреждений. В революции участвова­ли все слои общества – либеральное дворянство, предпри­ниматели, студенчество, крестьяне, рабочие и ремесленники. Помимо своей воли в борьбу за национальное освобождение страны были вовлечены и монархи итальянских государств.

В Венеции была провозглашена республика и создано Временное правительство. Свергнул австрийское иго и Ми­лан. Императорские войска были изгнаны из Пармы и Мо­дены.

Успехи антиавстрийского движения всколыхнули всю страну. На родину из эмиграции вернулся пламенный бо­рец за независимость Италии Джузеппе Гарибальди. Уроже­нец Ниццы, моряк по профессии, он с юных лет включился в революционную деятельность. После неудачной попытки республиканского восстания в Генуе, Гарибальди вынужден был покинуть страну и более десяти лет сражался за неза­висимость и свободу в Южной Америке. Он проявил себя талантливым полководцем, человеком огромного мужества и впоследствии сыграл видную роль в национальном объеди­нении Италии.

Особенно активно развивались события в Риме, где в начале 1849 г. вспыхнуло народное восстание. Папа Пий IX бежал из города и нашел приют в Неаполитанском королев­стве. Под нажимом демократов в Риме были проведены вы­боры в Учредительное собрание. На первом же его заседании депутаты приняли закон о лишении папы светской власти и провозгласили Римскую республику. Были проведены демо­кратические реформы: национализированы церковные зем­ли, отделена школа от церкви, введен прогрессивный налог на доходы.

В мае неаполитанцы восстановили власть на Сицилии, а в июле 1849 г. объединенными вооруженными силами Австрии, Франции, Испании и Неаполя была разгромлена Римская республика.

Дольше всех держались республиканцы в Венеции. Лишь в августе 1849 г. оставшийся в живых жители города сложили оружие. Австрийская империя вернула себе Лом­бардию, Венецианскую область, восстановила свое влияние в Тоскане и на севере Папской области.

Революция в Италии потерпела поражение, так и не решив стоявших перед ней задач. Из-за раздробленности страны выступления в различных частях Италии происхо­дили не одновременно, что облегчило реакции подавление очагов революционной борьбы. Однако события 1848-1849 гг. существенно расшатали феодальные устои и абсолютистские режимы в стране, стали толчком к последующему развитию национально-освободительного и объединительного движе­ния.

  • Революция в Австрийской империи

Австрийская империя Габсбургов, как мы уже писали в первой статье из этого цикла, была многонациональным го­сударством. Поэтому основной задачей назревавшей в стране революции, наряду с уничтожением остатков феодализма, было свержение монархии и образование на руинах импе­рии независимых национальных государств.

Революция в Австрии началась с демонстраций и сти­хийных митингов венской бедноты, студентов и бюргеров. Тысячи горожан требовали немедленной отставки прави­тельства и введения конституции. На улицах столицы на­чались столкновения демонстрантов с войсками, к вечеру в городе были построены баррикады. Напуганный император был вынужден отправить в отставку Меттерниха и пообещал даровать подданным конституцию и созвать парламент. В со­став реорганизованного правительства вошли австрийские либералы.

Либеральная буржуазия, считая, что цель революции уже достигнута, стала призывать к прекращению борьбы и сохранению «законности и порядка». Но городские низы продолжали выступления, требуя обеспечения права на труд, увеличения зарплаты и установления 10-часового рабо­чего дня. В стране ширилось крестьянское движение за отме­ну выкупных платежей помещикам.

Революция в Австрии сопровождалась мощным подъ­емом национально-освободительной борьбы народов импе­рии. Так, в Чехии еще в марте 1848 г. развернулось массовое движение против австрийского гнета. В Праге был создан Национальный комитет, который фактически стал чешским правительством. Важным событием в общественной жизни страны стал созванный в Праге Съезд представителей славян­ских народов империи, в работе которого приняли участие 340 делегатов. В мае 1848 г. Прагу наводнили австрийские во­йска. Нападение солдат на мирную демонстрацию горожан стало причиной Пражского восстания, жестоко подавленно­го австрийскими войсками 17 июня.

В октябре 1848 г. такая же судьба постигла и попытку восстания в Вене. Столица была окружена правительствен­ными войсками, и 1 ноября, после отчаянного штурма, город был взят. После расправы над восставшими император Фер­динанд I отрекся от престола в пользу 18-летнего племянника Франца Иосифа. Новый император не был связан обязатель­ствами своего предшественника и начал правление с роспу­ска парламента и подавления революции в Венгрии.

  • Революция в Венгрии

Особенно ярко стремление к национальной независимо­сти и свободе проявилось в Венгрии. Весной 1848 г. венгер­ский сейм принял ряд законов, направленных на буржуазное преобразование страны: о финансовой и военной самосто­ятельности королевства, об отмене налоговых привилегий дворянства, об уничтожении крепостничества и отмене бар­щины за выкуп. Однако введенный согласно новому избира­тельному закону высокий имущественный ценз лишал права голоса рабочих, большинство крестьян и мелких ремеслен­ников. Не получили равноправия и проживавшие на терри­тории Венгрии славяне и румыны. Отстаивая свою независи­мость, венгерские революционеры отказывали в ней другим народам. Этим впоследствии воспользовались австрийские власти, стремясь подавить революцию в Венгрии руками хорватов, словаков и румын.

Весной 1849 г. венгры нанесли ряд сокрушительных уда­ров имперским войскам, а 14 апреля состоялось провозгла­шение независимой Венгерской республики. Положение ав­стрийской империи становилось катастрофическим. Франц Иосиф был вынужден обратиться за помощью к Николаю I. Из России в Венгрию через Галицию двинулась 100-тысяч­ная армия под командованием фельдмаршала Паскевича. В городах и селах Венгрии долгое время свирепствовали кара­тельные отряды.

Революция в австрийской империи закончилась пора­жением. И все же она содействовала ликвидации крепост­ничества, формированию парламентских структур, огра­ничению всевластия абсолютизма. Одним из последствий революции было преобразование австрийской империи в 1867 г. в двуединое государство – Австро-Венгерскую монар­хию, в котором венгры получили равные с австрийцами пра­ва.

Итак, Европейские революции 1848-1849 гг. были сери­ей политических восстаний, которые произошли в 1848 году по всей Европе. В большинстве стран установился консти­туционный строй, были окончательно ликвидированы фео­дальные повинности крестьян, буржуазия получила доступ к власти. Стало быть, эти революции положили конец фе­одальной системе правления во многих странах и стали на­чалом роста демократии в Европе.

  1. Парижская Коммуна 1871 г.

Возникновение Парижской Коммуны, беспрецедентной в своем роде, было закономерным историческим явлением. В связи с завершением промышленного переворота (что при­вело к росту численности рабочих), социальные противо­речия внутри французского общества крайне обострились. Война между Францией и Пруссией, начавшаяся 19 июля 1870 г., еще более обострила классовые противоречия во Франции. Поражения французских войск вскрыли гнилость бонапартистского режима и разоблачили предательство на­циональных интересов страны ее правящими кругами.

4 сентября 1870 в Париже началась революция, и империя пала. Франция снова стала Республикой – на этот раз уже Тре­тьей. Однако новое правительство, провозгласившее себя «пра­вительством национальной обороны», продолжало антинарод­ную политику Наполеона III. Оно отказалось удовлетворить демократические и патриотические требования народных масс и встало на путь саботирования обороны Парижа, осажденного немецкими войсками. Капитулянтская политика правитель­ства вызвала возмущение трудящихся Парижа.

31 октября 1870 и 22 января 1871 вспыхнули восстания с требованиями провозглашения Коммуны; оба восстания были подавлены. 28 января 1871 между Францией и Прусси­ей было заключено перемирие. Сформированное в феврале новое правительство Адольфа Тьера (ставленника крупной буржуазии) приняло тяжёлые для Франции условия, подпи­сав 26 февраля Версальский прелиминарный договор о мире. Важным шагом на пути сплочения демократических сил для борьбы с реакционной политикой правительства было соз­дание Республиканской федерации Национальной гвардии, которая была возглавлена Центральным комитетом Нацио­нальной гвардии. В Париже и некоторых крупных провин­циальных городах (Лионе, Бордо, Марселе) сложилась рево­люционная ситуация.

18 марта 1871 г. над ратушей Парижа было подня­то красное знамя пролетарской революции. Временным правительством Парижской Коммуны стал ЦК Нацио­нальной гвардии. Еще в ходе осады Парижа немецкими войсками рабочие и ремесленники вооружились и вли­лись в ряды Нацгвардии. В состав Коммуны были избра­ны свыше 30 рабочих, более 30 интеллигентов (журна­листы, врачи, педагоги, адвокаты и др.). Ведущую роль в этой революции играли мелкобуржуазные демократы и буржуазные радикалы, проявившие нерешительность в борьбе с контрреволюцией.

Вскоре были провозглашены революционные коммуны в ряде провинциальных городов (Лионе, Марселе, Тулузе и др.), продержавшиеся лишь неделю.

Большое значение имели декреты Коммуны об отделе­нии церкви от государства. Запись актов гражданского состо­яния – о рождении, браке и смерти – была изъята из рук цер­ковников и передана в руки государственных учреждений.

Коммуна приняла меры, направленные на улучшение социально-экономического положения наименее состоя­тельных слоев городского населения. Наиболее нуждающим­ся были выданы денежные пособия, отсрочен взнос квартир­ной платы, движимое имущество на сумму до 20 франков, заложенное в ломбард, безвозмездно возвращалось собствен­никам, запрещались штрафы и вычеты из заработной пла­ты. Декретом Коммуны от 16 апреля мастерские, брошенные своими владельцами, бежавшими в Версаль, передавались кооперативным ассоциациям рабочих.

В интересах трудящихся Коммуна приняла решение возложить уплату 5 млрд. военной контрибуции Германии на виновников войны — бывших депутатов Законодательно­го корпуса, сенаторов и министров Второй империи.

Комиссия просвещения вела энергичную борьбу за ос­вобождение школы от влияния церковников, за радикальную реформу начального образования и введение обязательного и бесплатного обучения, за сочетание в школах изучения ос­нов наук с практическим обучением ремеслу («интегральное образование»).

В своей внешней политике Коммуна руководствовалась стремлением к миру и дружбе между народами, к братству трудящихся всех стран. Антимилитаризм и революционный патриотизм сочетались в идеологии парижских коммуна­ров с пролетарским интернационализмом. Многие видные революционеры других стран приняли участие в борьбе за Коммуну.

21 мая войска версальцев (около 100 тыс. чел.) вступили в Париж. Но ещё целая неделя потребовалась им для того, что­бы полностью овладеть городом. До последней капли крови, с боем отстаивая каждый квартал, сражались героические защитники Коммуны. Особенно упорным было сражение на кладбище Пер-Лашез. Подавление пролетарской револю­ции 1871 сопровождалось невиданным разгулом контррево­люционного террора. Общее число расстрелянных, сослан­ных на каторгу, заключённых в тюрьмы достигло 70 тыс. чел., а вместе с покинувшими Францию в связи с преследования­ми — 100 тыс.

В марксистской историографии Парижская коммуна рассматривается как событие всемирно-исторического значе­ния, как первая пролетарская революция, первый опыт дик­татуры пролетариата, открывающие новый этап всемирной истории борьбы классов, который завершился Октябрьской революцией 1917 года. Представители других направлений исторической науки, отмечая значимость Парижской ком­муны, не считают её рубежным событием в истории. Они подчёркивают, что итоги деятельности Парижской коммуны неоднозначны, с этим мнением трудно не согласиться.

С точки зрения объективной истории Парижская ком­муна 1871 г. была обречена. Предпосылки для успешной бур­жуазной революции были только в зачаточном состоянии. Тем не менее, она оставила глубокий след в истории Фран­ции и всех соседних стран. Правящие круги европейских стран, напуганные этим мощным восстанием, стремились путем половинчатых реформ и частичных уступок («полити­ки кнута и пряника») не допустить её повторения.

  1. Народный суверенитет и международное право

Каким образом вышерассмотренные революции XVIII- XIX вв. оказали влияние на формирование новой модели международных отношений, регулятором которых выступи­ло международное право? Конечно, нельзя утверждать, что тут прямая связь. Но любая революция есть результат доста­точно быстрого предшествующего развития, что приводит к значительным изменениям в обществах, в том числе в сфере международных отношений. Становление международного права было сложным и противоречивым явлением в ходе долгого исторического процесса. Далеко не последнюю роль в нем сыграли революции.

Тогда процесс модернизации обществ в Западной Евро­пе только начинался. Распространение мировоззренческих, научных ценностей Нового времени способствовало созда­нию новых технологий и социальных институтов. Шел дли­тельный исторический период, начальная стадия которого относится к эпохе Возрождения, а завершающая охватывает эпоху Просвещения, когда шла борьба между силами, защи­щающими феодальные устои, и силами, расшатывающими эти устои. Продолжался процесс образования действительно независимых национальных государств с централизованной властью, способной установить собственный суверенитет на международной арене.

Так называемый «народный суверенитет» возник в ходе революционной борьбы народов против феодального абсо­лютизма (XVHI-XIX вв.) и противопоставлялся претензиям монархов на неограниченную власть. Революции приспосо­били капитализм к человеческой природе и приспособили человеческую природу к новым социально-экономическим условиям, когда выживает сильнейший.

Несмотря на то, что понятие «народный суверени­тет», как социально-политическая категория о внутреннем устройстве государства, возникло еще в XVI столетии, среди исследователей до сих пор нет однозначной оценки сущно­сти и содержания категории «народный суверенитет». По­нятия «государственный суверенитет» и «народный сувере­нитет» значительно совпадают и раскрываются посредством друг друга.

Государственным суверенитет является базовым или ос­новополагающим принципом международного права. Его вкратце можно определить как независимость государства на международной арене и во внутренней политике. Между­народное право является одним из средств утверждения су­веренитета государства.

Понятие народный суверенитет в основном тождествен­но более употребительному в конституционном праве поня­тию народовластие. Народовластие – один из существенных элементов демократии в её современном общепринятом по­нимании.

Как уже было сказано, принцип народного сувере­нитета впервые закрепила Конституция США 1787 г., в которой впервые было сформулировано понятие «народ Соединенных Штатов». В принципе народный сувере­нитет означает, что именно народ определяет судьбу и характер своего государства, придает своим решениям обязательную (и для самого государства) силу и форму закона (референдум), формирует конституцию страны и важнейшие органы государственной власти путем сво­бодных выборов. По сравнению с феодально-монархиче­ским строем Конституция 1787 г. была прогрессивной, но она не была демократической. Она закрепила прежде всего те завоевания революции, которые были выгодны рабовладельцам и крупной буржуазии. Рабство сохраня­лось еще 80 лет. Широкие массы народа – мелкие фер­меры, рабочие, бедные ремесленники, женщины – были лишены избирательных прав. Существовал имуществен­ный ценз, в некоторых штатах требовали и ценз оседло­сти.

Европейские революции наглядно показали, что примитивное феодальное право оказалось непригодным. То есть субъектом международных правовых отношений в Европе преимущественно был монарх. Династийные отношения, нормы аристократической морали, религия продолжали оставаться важным регулятором межгосу­дарственных отношений, которые рассматривались как межличностные связи суверенов, а не государств и на­родов. Только зарождающееся международное, если так можно выразиться, право было династийным правом. На этом историческом отрезке христианская религия, а никак не международное право, выступала координато­ром международных отношений.

После установления капиталистической формы производ­ства происходил переход от династического к парламентскому суверенитету, что и способствовало формированию междуна­родного права. Формирование международного права есть ре­зультат длительных не только революционных, а прежде всего эволюционных исторических процессов.

Международное право могло возникнуть лишь тог­да, когда система межгосударственных отношений до­стигла достаточно высокого уровня развития. Растущая взаимозависимость государств побудила их осознать, что во имя своих национальных и интернациональных ин­тересов необходимо подчиниться нормам, обладающим юридической силой. Как пишет В.С. Нерсесянц, в обще­историческом плане первой формой светской идеологии, которая оттеснила религию и заняла господствующие по­зиции, было юридическое мировоззрение – классическое мировоззрение буржуазии.

А можно ли представить без вышерассмотренных ре­волюций в Новом и Старом Свете, происходящих в течение целого столетия, формирование новой государственно-поли­тической системы с соответствующим международно-право­вым мировоззрением?

На этот вопрос попытаемся ответить в следующей ста­тье, также посвященной проблемам формирования совре­менной модели международных отношений в контексте раз­вития международного права.

 607 ВСЕГО,  6 СЕГОДНЯ