Инсур Фархутдинов «Таинственное и очевидное в американской дипломатии от Монро до Трампа»
БЕКЯШЕВ Камиль Абдуллович
доктор юридических наук, профессор, Член Постоянной палаты третейского суда в Гааге, заслуженный юрист Российской Федерации и заслуженный деятель науки Российской Федерации
ЧАТТАЕВ Азамат Русланович
кандидат юридических наук, член редакционной коллегии Евразийского юридического журнала
«КНИГА ВАЖНАЯ – КНИГА НУЖНАЯ»
Рецензия на научное издание: Insur Farkhutdinov. «The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump. Cambridge Scholars Publishing». 2020. – 533 p. (Инсур Фархутдинов «Таинственное и очевидное в американской дипломатии от Монро до Трампа». Кембридж: 09.01.2020. – 533 с. (издана на англ. яз.)).
BEKYASHEV Kamil Abdullovich
Ph.D. in Law, professor, Member of the Permanent Court of Arbitration in the Hague, Honored Lawyer of the Russian Federation and Honored Scientist of the Russian Federation
CHATTAEV Azamat Ruslanovich
Ph.D. in Law, Member of the Editorial Board of the Eurasian Legal Journal
“AN IMPORTANT BOOK IS A NECESSARY BOOK”
Review for a scientific publication:«The Mysterious and Obvious in American Diplomacy: From Monroe to Trump. Cambridge Scholars Publishing». 2020. – 533 p.
Выход в свет книги Мнсура Фархутдинова «Таинственное и очевидное в американской Дипломатии: от Монро до Трампа» в известном британском издательстве (Cambridge Scholars Publishing), расположенного в одном из старейших университетских центров Европы – Кэмбридже, не мог не вызвать большой резонанс у иностранных специалистов в разных странах.
Несомненно, для публикации манускрипта российского ученого в авторитетном западном издательстве, необходимо, чтобы бы он был достаточно известен в своей стране.
В России нет особой необходимости представлять автора. Инсур Забирович Фархутдинов, доктор юридических наук – выпускник Дипломатической академии МИД России по специальности международное право (до этого окончил исторический и юридический факультеты Башкирского госуниверситета). Работает в Институте государства и права Российской Академии наук (сектор международно-правовых исследований, с 2004 г. – старший научный сотрудник, с 2008 г. – ведущий научный сотрудник). Научным руководителем его кандидатской диссертации был ведущий специалист в стране по международному инвестиционному праву профессор Александр Григорьевич Богатырев, а докторской – сам профессор Игорь Иванович Лукашук, которого, пожалуй, нет даже необходимости представлять и за рубежом. Обе диссертации защищены в Институте государства и права РАН, где последние 17 лет служит автор рецензируемой монографии.
Инсур Забирович – автор около 2о0 научных работ на русском, английском, персидском языках, в том числе 10 книг: «Международное инвестиционное право и процесс». М.: Проспект, 20lO. (переиздавалась семь лет подряд); «Международное инвестиционное право. Теория и практика применения». М.: ВолтерсКлувер, 2OO5; Инвестиционное право» (в соавторстве с В.А. Трапезниковым). М.: ВолтерсКлувер, 2OO6; «МежДународный инвестиционный арбитраж (в соавторстве с А.А. Данельяном)». М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013; «Инвестиционное право (в соавторстве с В.А. Трапезниковым)». М.: Юрайт, 2018 и др.
Однако вышеизложенные достижения автора никак не могли стать решающим фактором для западного издательства при принятии к публикации представленного манускрипта. Скорее всего наиважнейшим и основным фактором явилось качество и безусловная оригинальность представленного материала.
Таковым манускрипт и стал. Благодаря многолетнему скрупулезному изучению темы. Автором опубликованы полтора Десятка научных статей в различных авторитетных изданиях и журналах России, среди которых Московский журнал международного права, Евразийский юридический журнал,
Российский юридический журнал и т.д. Затем публикация беспрецедентной монографии «Американская доктрина о превентивном военном ударе: от Монро до Трампа». М.: Инфра-М, 2018.
И вот новая научная книга известного российского ученого «Тайное и очевидное в американской дипломатии: от Монро до Трампа» вышла в свет в прошлом году в Англии.
Безусловная знаковость выхода книги обусловлена ее весьма актуальными исследованиями в области современного понимания и переосмысления политической идеологии Соединенных Штатов Америки.
До этого в российской науке международного права такой книги не было, что само по себе делает ее уникальной. Более того, международное научное сообщество не имеет подобных аналогов научного исследования столь краеугольной и политически ангажированной тематики, поскольку тяжело ей дать беспристрастную и объективную оценку с точки зрения науки.
Книга состоит из двух частей:
Часть I. «Доктрина Монро как краеугольный камень Pax Americana»;
Часть II. «Истоки и развитие доктрины Монро».
Она разделена на 22 главы, состоящих из 99 подразделов. Нет, мы не ошиблись – именно из ста (без одной) подглав. Дотошность автора не может не удивить читателя. Посудите сами.
В первой главе книги – «Доктрина Монро и доктрина превентивных военных ударов: методологическое обоснование» – особый интерес представляет раздел – 1.1. «Ойкумена: представления о полушарии в международном праве». Автор пишет, когда Колумб открыл Америку в 1492 г., появился Новый Свет, вызвавший революционное изменение самовосприятия европейских народов. Европа автоматически стала «Старым Светом. Хотя Европа по-прежнему считала себя центром цивилизации. Объявление доктрины Монро и раздел Нового Света европейскими державами, дал мощный импульс развитию международного права.
Провозглашенная в ежегодном обращении к нации пятого президента США Джеймса Монро к Конгрессу США 3 декабря 1823 г. доктрина стала первой официальной экспансионистской концепцией США. Принципы Монро (Америка для Американцев) – первоначально так она называлась – постепенно стала фундаментом американской дипломатии. В начале XX в. на смену Pax Britannica («Британский мир») по аналогии с лат. Pax Romana — пришла концепция Pax Americana. Автор на конкретных исторических фактах доказывает, что американский империализм является преемником британского империализма.
Неужели Британская империя канула в лету? У Инсура Фархутдинова есть своя, достаточно объективная и доказательно сформулированная точка зрения по данному вопросу. Так, после Второй мировой войны Британская империя, «над которой никогда не заходит солнце», распалась. Однако, по мнению автора, это было не совсем так, потому что «распад» предполагает что-то хаотическое и неуправляемая, как ситуация в Российской, Австро-Венгерской, Османской империях. Или управляться внешними державами, как в случае с Югославией (СФРЮ). Напротив, распад Британской империи был направлен на продолжение мирового господства. Pax Britannica была настолько велика, что о ней невозможно было должным образом позаботиться. Англичане оказались мастерами не только колонизации, но и деколонизации. Она превратилась в Британское Содружество Наций, а позже став просто Содружеством Наций, которое сегодня объединяет 2,5 млрд. человек, и 20 % территории земного шара.
Данная глава завершается разделом 3. Методология и основные концепции в данной области исследования, в котором автор, в частности, отмечает, что экономическая борьба между ведущими державами в XIX и XX вв. определили формирование доктрины Монро, а также международное право в целом. Доктрина Монро глубоко контекстуализирована в историческом процессе и ее нельзя понимать абстрактно. Ин- сур Забирович считает, что такой подход является наиболее плодотворным, поскольку демонстрирует внутреннюю динамику международного процесса.
Доктрина Монро – это не просто эпизодический внешнеполитический акт 1823 года, но имеет, по мнению Инсура Фархутдинова, статус международно-правовой категории.
В книге особенно отмечается, что существующая военная доктрина о превентивном военном ударе, имеет в американской внешней политике решающее значение. Кстати говоря, Джеймс Монро стал первым президентом в истории Америки, который применил превентивный военный удар. Тогда в 1817 г. по его указу американский военный корабль напал на остров Амелия, который в то время был частью Испанской империи.
Это была первая внешнеполитическая доктрина США, которая связана с постоянно растущим стремлением к мировому господству в нарушение основных принципов международного права. Благодаря ей, идеология «американской исключительности» прочно вошла в историю США. Как показано в этой книге, долгий путь, охватывающий два столетия от Монро до Трампа, надолго укоренила в сознании американцев их исключительность в установлении гегемонии над всеми «остальными».
Всю книгу пронизывает красной нитью мысль о том, что доктрина Монро – одно из самых любопытных явлений международных отношений. Его значение заключается, прежде всего, в том, что он использовался в практике внешней политики США в той или иной форме на протяжении двух столетий.
В историческом наследии Джеймса Монро происходил непрерывный процесс трансформации через различные концепции внешней политики США. Развитие великой американской доктрины расширило сферу влияния США и их экстерриториальную юрисдикцию: сначала на американский континент, а затем за его пределы. В 20 веке доктрина Монро переместилась, как и вирус Эбола, во все другие части Света.
Например, Доктрина Трумэна о превентивных ядерных ударах стала продолжением Доктрины Монро. Доктрина Эйзенхауэра утверждала принцип первого применения атомного оружия, приравнивая это оружие к обычному. Между 1963 и 1969 годами Линдон Джонсон, который использовал доктрину Монро в качестве справочника, первым нанес превентивный удар по другому государству, начав войну во Вьетнаме. Источником современной американской доктрины превентивных военных ударов стала Военная доктрина Израиля. В 1984 году Рональд Рейган поддержал так называемую доктрину Шульца, направленную на защиту израильской доктрины самообороны.
Это нарушение государственного суверенитета, который является основным принципом международного права.
Еще до Второй мировой войны США начали строить планы грядущей мировой гегемонии. Вскоре место Британской империи заняли США. Доктрина Трумэна, провозглашенная США, была продолжением периметра доктрины Монро через Атлантический океан и всю Западную Европу. История повторилась. Сегодня Европейский Союз играет роль Великобритании. И ныне Европа снова стоит перед историческим выбором: стать независимым геополитическим образованием или остаться зависимой от Американской империи. В этом контексте борьба за европейскую интеграцию – это борьба против американского Нового Мирового Порядка.
США имеют сильные атакующие способности, предполагающие непревзойденную универсальность. Этот беспрецедентный военный потенциал позволяет совершать превентивные меры в любой точке мира. Вторая причина, почему предпочтение отдается упреждающему военному удару – это нынешнее доминирование США на международной арене.
История изобилует примерами, когда государства предпринимали превентивные действия, которые разжигали тот самый конфликт, которого они стремились избежать. В 2003 году США под надуманным предлогом начали так называемую превентивную войну против Ирака. США, чтобы оправдать свое бессмысленное вторжение в Ирак пытались придать новый смысл понятию превентивной войны и расширить его настолько, что границы между превентивной войной (с целью самообороны) и упреждающей самообороной практически сведены на нет, а превентивная война практически исчезла.
Превентивный военный удар в межгосударственных отношениях право или крайний необходимость? Где проходит грань между упреждающей и превентивной самообороной? Эти вопросы, по мнению автора, остаются наиболее актуальными в международно-правовой теории и практике. Международное право признает право каждой страны действовать в порядке самообороны. Право государств на совершение упреждающих действий для самообороны в различных формах разрешений в рамках Устава ООН. А предварительное нападение может быть оправдано, если оно было проведено в соответствии с Статьей 51 Устава ООН. Эта статья разрешает самозащиту только в событие фактического вооруженного нападения на члена организации.
Тут появляется новый термин «упреждающая самооборона», которая, по сути, направлена на упреждение потенциальных противников от враждебных действий в будущем, что само по себе вызывает волну негатива среди международного сообщества и даже американских ученых, поскольку подобная практика идет вразрез со сложившимся пониманием миропорядка.
Инсур Фархутдинов, напротив, указывает на появление понятия «превентивный военный удар», которое и является искаженным пониманием самообороны, однако становится ключевой идеей национальной безопасности США.
Вместе с тем, международное право следует рассматривать как средство обеспечения мира. Без поддержки международного права невозможно обеспечить всестороннее сотрудничество всех государств.
Подводя некоторые итоги, хочется обратить внимание на последние строчки рецензируемой книги, в которых сказано: «…мы должны спросить, кто спасет наш хрупкий мир от новой мировой войны?» К сожалению, апокалиптические последствия этого легко вообразить. И это мнение не является исключительным и принадлежащим лишь автору книги. Им лишь выражается всеобщее мнение и даже мнение американских и британских специалистов. Как отмечал Филандер Нокс (Государственный секретарь США в 1909-1913 гг.): «Доктрина Монро соблюдается до тех пор, пока мы можем ее поддерживать, и это зависит не от закона, а от политики и власти».
Нам бы хотелось добавить следующие слова Уинстона Черчилля: «Американцы всегда поступают правильно. После исчерпания всех альтернатив».
Отдельно следует указать на внутреннее, душевное состояние автора, который посвящает данный манускрипт памяти своей Матери и всех Матерей Мира, переживших кошмарные и тяжелые времена Второй мировой войны, а также последующих локальных войн, во имя своих стран и народов.
Считаем, что данный «крик души» должен быть услышан и имеет право на моральное руководство при трактовке постулатов норм международного права в области превентивной самообороны и упреждающих действий в межгосударственных взаимоотношениях, а также в обучении основам международной дипломатии.
781 ВСЕГО, 3 СЕГОДНЯ