Интервью с доктором педагогических наук, профессором, генерал-майором полиции, заслуженным сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, начальником Казанского юридического института МВД России Зиннуровым Фоатом Канафиевичем

PERSONA GRATA PERSONA GRATA
Ф.К. ЗИННУРОВ:
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Интервью с доктором педагогических наук, профессором, генерал-майором полиции, заслуженным сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, начальником Казанского юридического института МВД России Зиннуровым Фоатом Канафиевичем

Интервью с доктором педагогических наук, профессором, генерал-майором полиции, заслуженным сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации, начальником Казанского юридического института МВД России Зиннуровым Фоатом Канафиевичем

№ 3 (142) 2020г.

Зиннуров Фоат КанафиевичF. K. ZINNUROV:
CADRES DECIDE EVERYTHING

Interview with Ph.D. in pedagogical sciences, professor, General-Major of Police, Honored Officer of Internal Affairs Agencies of the Russian Federation, Head of Kazan Legal Institute of the MIA of Russia Zinnurov Foat Kanafievic

Визитная карточка:

Зиннуров Фоат Канафиевич – доктор педагогических наук, профессор, генерал-майор полиции, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, начальник Казанского юридического института МВД России.

Родился 10 мая 1959 г. в деревне Ямашурма Высокогорского района Татарской АССР. Закончив среднюю школу и проработав слесарем-инструментальщиком на производственном объединении «Вакууммаш» г. Казани, с 1977 по 1979 гг. служил в пограничных войсках КГБ СССР.

После окончания юридического факультета Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина в 1984 году по­ступил на службу в органы внутренних дел. Прошел путь от старшего инспектора до заместителя начальника по работе с личным составом УВД г. Набережные Челны.

В 1999 году был назначен начальником Управления по кадровой и воспитательной работе, а в 2004 году – заместителем министра внутренних дел – начальником Управления кадров МВД Республики Татарстан.

За период службы в органах внутренних дел неоднократно выезжал в служебные командировки в составе временной оперативной группировки в Северо-Кавказский регион Российской Федерации. Является ветераном боевых действий.

В 2005 году Ф.К. Зиннуров защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года №1449 был назначен начальником Казанского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 1260 Ф.К. Зиннурову было присвоено специальное звание «гене­рал-майор милиции». Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 992 ему присвоено специальное звание «генерал- майор полиции».

В 2012 году Ф.К. Зиннуров успешно защитил докторскую диссертацию. В соответствии с приказом Министерства образования и на­уки Российской Федерации от 30 сентября 2013 года № 504/нк ему присвоена ученая степень и выдан диплом доктора педагогических наук.

Является действительным членом Петровской Академии наук и искусств, членом Российской криминологической ассоциации, Почетным доктором Самарского юридического института ФСИН России.

Сфера научных интересов Ф.К. Зиннурова включает в себя исследование проблем педагогической системы профилактики и кор­рекции девиантного поведения подростков. Список его научных трудов насчитывает более 100 работ.

Ф.К. Зиннуров является заслуженным сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации и Республики Татарстан, почетным сотрудником МВД. Награжден государственными и ведомственными наградами, в том числе: орденом Почета, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, орденом Серебряная звезда «Общественное признание», орденом «Дуслык» и др. На­гражден именным наградным оружием – пистолетом Макарова, боевым холодным оружием – кортиком.

Научные труды Зиннурова Ф.К. ежегодно отмечаются на конкурсах изданий вузов. На межрегиональном конкурсе изданий высших учебных заведений «Университетская книга-2015» дипломом в номинации «Лучшее научное издание по общественным наукам» отмече­на монография Зиннурова Ф.К. «Педагогическая профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях социокультур­ной среды»; по итогам VI Дальневосточного регионального конкурса изданий высших учебных заведений «Университетская книга – 2017» (ДФУ, г. Владивосток) учебник «Криминология. Особенная часть» (под общ. ред. Ф.К. Зиннурова. 2-е изд., перераб. и дсп.) признан победи­телем в номинации «Лучшее издание по юридическим наукам», а также в номинации «За высокий уровень учебника».

В 2019 году во Всероссийском конкурсе вузовских изданий по проблемам расследования преступлений в Тюменском институте повышения квалификации МВД России дипломом лауреата в номинации «Досудебное производство в современной России: стратегии развития» отмечен авторский коллектив учебно-наглядного пособия «Умышленное повреждение чужого имущества (ч.1 ст.167 УК РФ)» (Зиннуров Ф.К., Марданов Д.Р., Шайдуллина Э.Д., Кузнецов Д.В.).

По итогам VII Приволжского межрегионального конкурса вузовских изданий «Университетская книга – 2020» дипломом за I место в номинации «Лучшее учебное издание по юридическим наукам» награжден авторский коллектив учебника «Криминология. Общая часть» (Ф.К. Зиннуров, А.Е. Шалагин, С.Н. Миронов и др.), а дипломом за II место в номинации «Лучшее учебное издание по гуманитарным и социальным наукам» отмечено учебное пособие «Проблемы изучения и реализации инновационного опыта професси­онального обучения в ведомственном вузе» (Зиннуров Ф.К., Хрусталева О.Н.).

*****************************************************

–      Возглавив в 2008 году Казанский юридический инсти­тут МВД России, Вы, Фоат Канафиевич, как никто другой знали, какие кадры требуются для правоохранительных органов Республики Татарстан, России, ведь более 25 лет до этого занимали различные должности в кадровых подразде­лениях Министерства внутренних дел республики.

–      Действительно, закончив в 1984 г. юридический фа­культет Казанского государственного университета, пройдя в органах внутренних дел значительный путь от инспектора до заместителя министра внутренних дел Республики Татар­стан, имея за плечами многолетний опыт кадровой и воспи­тательной работы, я понимал, какого выпускника ждут «на земле», какой сотрудник востребован нашим министерством.

Казанский юридический институт МВД России – вуз со славной многолетней историей, традициями, выпускники которого занимают практически все ключевые должности в МВД республики. Мы очень гордимся, что среди наших вы­пускников – 11 генералов.

Система профессионального образования в современ­ных условиях претерпевает серьезные изменения – высоко­квалифицированные специалисты необходимы во всех сфе­рах жизни. Российский полицейский должен быть не только прекрасно образован и воспитан – он должен быть безупре­чен в моральном плане.

Процесс подготовки современного полицейского требу­ет постоянного внедрения инновационных образовательных технологий, технического переоснащения и совершенство­вания. Поэтому мы находимся в постоянном поиске повы­шения эффективности системы обучения в соответствии с современными требованиями, изменениями криминоген­ной ситуации в стране и регионах и действующего законо­дательства. Мы стараемся постоянно совершенствовать, оп­тимизировать соотношение теоретических и практических полицейских профессиональных навыков.

С 2013 года, после присоединения к институту Центра про­фессиональной подготовки МВД по РТ, наш вуз осуществляет подготовку всех категорий сотрудников ОВД, от рядового по­лицейского до сотрудников старшего начальствующего состава.

–     Фоат Канафиевич, но в Казанский юридический институт МВД России Вы пришли не только с огромным опытом практической, профессиональной работы, но и зарекомендовали себя как ученый-исследователь…

–      В 2005 году, будучи заместителем министра внутрен­них дел Татарстана по кадрам, я защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук на тему «Специфика межличностных отношений в группе с повышенной опасностью функционирования». В основу ис­следования были положены результаты анализа психологи­ческих состояний сотрудников правоохранительных органов, как в их повседневной оперативно-служебной деятельности, так и в служебных командировках на Северный Кавказ, куда я сам неоднократно выезжал лично.

Став начальником образовательной организации и ру­ководствуясь пониманием того, что необходимо собствен­ным примером мотивировать коллектив к личностному раз­витию, я подготовил и в 2012 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора педагогических наук на тему «Педагогическая профилактика и коррекция девиант­ного поведения подростков в условиях социокультурной сре­ды». Основой этого исследования стала эффективная работа наших ученых, воспитателей, правоведов в Республиканской специальной общеобразовательной школе имени Н.А. Гал- лямова (г.Казань) (РСОШ), в частности, созданной при на­шем участии на ее базе научно-исследовательской лабора­тории. Основными задачами функционирования данной лаборатории являлись:

выявление и обобщение передового опыта работы с детьми ненормативного и девиантного типа в образователь­ных учреждениях РТ;

разработка и апробация эффективных технологий рабо­ты с детьми такого типа в урочное и внеурочное время;

создание моделей социальной реабилитации личности ребенка в условиях РСОШ, в условиях обычных образова­тельных учреждений;

выявление социально-психолого-педагогических усло­вий поддержки детей, прошедших курс социальной реаби­литации в РСОШ, в последующей их жизни и др.

Необходимо отметить, что опыт функционирования и данной лаборатории, и самой РСОШ уникальны.

Мне очень близки слова – их я часто напоминаю свои коллегам в институте и курсантам – великого индийского мыслителя Махатма Ганди: «Живите так, словно вы умрете завтра, учитесь так, словно вы будете жить вечно».

Несмотря на занятость административной работой, и се­годня я продолжаю вести активную научно-исследовательскую деятельность: осуществляю руководство диссертационными ис­следованиями, являюсь автором научных и учебных изданий, публикую статьи в рецензируемых научных журналах, уча­ствую в научных конференциях. Кроме того, вхожу в состав дис­сертационного совета по педагогике одного из казанских вузов.

По моему глубокому убеждению, только личным при­мером руководитель может сподвигнуть профессорско-пре­подавательский состав к научному «росту». Знаете, как мы называем в институте докторов наук? Генералы науки! Мы радуемся каждой «защите» наших сотрудников, каждому новому званию «доцент», «профессор» наших коллег.

–     Для того чтобы подготовить сотрудника полиции новой формации, вероятно, и педагогические кадры не­обходимы особые?

–      Вы совершенно правы. Прежде всего отмечу, что кадро­вая политика МВД России на современном этапе направлена на достижение нашей главной цели – подготовить и воспитать эрудированного, квалифицированного полицейского-профес- сионала, вооруженного последними научными знаниями в об­ласти борьбы с преступностью, приоритет которой – защита прав и свобод человека. Поэтому комплектование профессор­ско-преподавательского состава мы осуществляем прежде всего из числа сотрудников МВД по Республике Татарстан, имеющих опыт практической работы на «земле» пять и более лет и склон­ность к научной и педагогической деятельности. И мне очень приятно отметить, что руководство МВД нашей республики, понимая всю важность подготовки высококвалифицированных кадров, идет нам навстречу, «отпуская» на преподавательскую работу своих лучших сотрудников. И, конечно же, мы активно используем возможности адъюнктуры института.

Как и наши коллеги из других ведомственных или граждан­ских вузов, мы понимаем, что нельзя целиком полагаться на те шаблоны и алгоритмы подготовки специалиста, по которым гото­вили, например, нас или специалистов предыдущего поколения.

Ни одно высшее учебное заведение, независимо от подве­домственности, не может обойтись без квалифицированных про­фессиональных кадров, без увлеченных своим делом, талантливых педагогов, ориентированных на целенаправленное повышение научно-методического уровня инновационной деятельности.

Сегодня современное образовательное сообщество испыты­вает насущную потребность в преподавателе-универсале – спо­собном находиться в непрерывном педагогическом поиске, са­мообразовательном процессе, профессионально, инновационно активном преподавателе-исследователе, ориентированном на научную, проектную деятельность. Основная тенденция, опре­деляющая направленность инновационной деятельности совре­менного преподавателя, заключается в смещении его функции с чисто преподавательской на консультационную, направляю­щую. Как следствие, традиционный образ преподавателя-транс- лятора знаний и образца умений заменяется образом органи­затора самостоятельной работы обучающихся. Особо явно это проявилось в период вынужденной самоизоляции наших граж­дан и перевода обучения в дистанционную форму. Подобная мера обнаружила и пробелы в организационном плане, и не реализованный до конца потенциал преподавателей.

Мы понимаем, что эффективности профессионального становления преподавателя высшей школы способствует развитие самой педагогической среды, формирование традици­онных ценностных ориентаций и положительной мотивации к педагогическому труду, а также разработка системы управ­ления профессиональным становлением молодого педагога.

В немалой степени формированию профессиональных компетенций начинающего преподавателя в вузе способствуют и наставники, оказывающие им педагогическую, методическую, психологическую помощь. В Казанском юридическом институ­те МВД России создан институт наставничества – за молодыми преподавателями на три месяца закрепляются более опытные педагоги, которые помогают не только адаптироваться к слу­жебной деятельности, но и облегчить вхождение в учебный процесс, профессиональное становление: путем посещения занятий, консультирования, бесед, совместной работы над пла­нами занятий и др. Более двадцати лет в вузе функционирует Школа молодого преподавателя (ШМП), в которую зачисляют­ся все вновь прибывшие в институт педагогические кадры. Про­грамма ШМП, рассчитанная на два года обучения, включает как традиционную подготовку начинающих преподавателей, так и знакомство с новыми педагогическими технологиями и услови­ями работы в КЮИ МВД России. Так, в 2019/2020 учебном году в рамках ШМП слушателям представлен цикл авторского курса «Основы академического письма», на котором молодым пре­подавателям, адъюнктам и всем желающим были раскрыты секреты создания научных текстов, эффективные приемы на­писания статей в научные журналы. Специалисты и маститые преподаватели делятся с начинающими коллегами опытом создания электронных учебных пособий и освоения электрон­ной образовательной среды, организации работы с иностран­ными слушателями.

Ежегодно при проведении августовского методическо­го семинара накануне нового учебного года победители ме­тодических конкурсов дают мастер-классы по своим пред­метам. Отрадно отметить, что с каждым годом все моложе наши «мастера», более креативны представленные на кон­курсы разработки.

Серьезных успехов мы добились и в научно-исследователь­ской работе, повысили остепененность наших преподавателей, на высоком уровне находится и морально-психологический климат в коллективах. Сегодня наш институт – единственный среди образовательных организаций МВД России, где нет не­комплекта профессорско-преподавательского состава. Мы очень бережно и с уважением относимся к каждому члену на­шего коллектива, согласно принципу «Нужно самому иметь достоинства, чтобы увидеть их в других».

– Каким образом удается совмещать теоретическую и практическую подготовку будущих сотрудников ОВД в Вашем институте?

В настоящее время российское общество столкнулось с необходимостью изменения качества и содержания про­фессиональной подготовки курсантов юридических вузов системы МВД с целью повышения уровня их подготовки для практической социально ответственной деятельности, что предусмотрено Федеральным законом РФ «О полиции». Данное обстоятельство обусловило потребность в преобра­зовании действовавшей ранее системы образования, харак­теризовавшейся преобладанием теоретико-абстрактного, академического обучения. В КЮИ МВД России акцент в об­разовании будущих полицейских заметно смещается в сто­рону развивающего, практико-ориентированного обучения, в качестве главной цели которого ставится развитие способ­ностей и профессионального потенциала личности курсанта – будущего юриста-практика в системе МВД России.

В целях усиления практической направленности обуче­ния созданы учебные полигоны «Противодействие террориз­му и экстремизму», «Дежурная часть ОВД», «Ситуационный центр», «Класс взрывотехники», ряд криминалистических полигонов. МВД по Республике Татарстан оказало нам дей­ственную помощь в создании учебно-тактического полигона, включающего две полосы препятствий и 11 учебных мест с различными транспортными средствами, в том числе и бронетранспортером, предназначенным для обучения и от­работки действий сотрудников полиции, направляемых для несения службы в Северо-Кавказский регион.

Возможность проявить себя в качестве юриста-практика представляет нашим слушателям юридическая клиника. Дан­ная форма практического обучения позволяет слушателям на общественных началах приобрести навыки правового инфор­мирования и консультирования граждан в целях обеспечения доступности правовой информации для малоимущих слоев населения, популяризации знаний о правах, свободах и обязан­ностях граждан, о порядке их осуществления и защиты, а также способствует формированию у обучающихся твердых этиче­ских убеждений и понимания гуманности профессии юриста.

Качественный контент-анализ обращений граждан, вы­полненный на кафедре гражданско-правовых дисциплин, показывает, что нуждающихся в оказании бесплатной юри­дической помощи интересуют острые вопросы в сфере граж­данского и семейного права, трудового и земельного права, административного и жилищного права, а также практики правоприменения на местах. Данное обстоятельство под­тверждает необходимость совместного участия в деятельно­сти юридической клиники не только базовых юридических кафедр института, но и квалифицированных практических работников. Некоторый опыт такой совместной работы уже имеется, поскольку юридическая клиника института привле­кает к работе представителей Конституционного суда Респу­блики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан, а также представителей адвокатского сообщества.

Этот бесценный опыт позволяет нашим курсантам не только лучше учиться, но и постигать смысл профессии: ее высокую социальную миссию – помогать людям, защи­щать граждан от преступных посягательств.

Кроме того, ценный опыт практической деятельности получают наши курсанты и слушатели из занятий, на ко­торые приглашаются руководители и опытные сотрудники различных служб МВД по РТ, из практических занятий с вы­ездом в подразделения МВД Татарстана.

В целях повышения практической составляющей в обу­чении в нашем вузе регулярно проводятся встречи ветеранов ведущих служб МВД по Республике Татарстан с курсантами и слушателями, где опытные товарищи знакомят их с исто­рией и основными направлениями работы этих служб, рас­крытием и расследованием резонансных преступлений, по­вседневными задачами и проблемами.

Особо следует остановиться на такой возможности прак­тического обучения курсантов и слушателей в КЮИ МВД Рос­сии, как охрана общественного порядка и обеспечение обще­ственной безопасности в период проведения крупных массовых мероприятий, в которых принимает участие личный состав института. Такая возможность и почетная миссия выпала нам в связи с неоднократными спортивными и профессиональны­ми мероприятиями различного масштаба, проводимыми в го­роде Казани:«1000-летие г.Казани» (2005), Универсиада (2013), чемпионат мира по водным видам спорта (2015). В период подготовки и проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 и чемпионата мира по футболу FIFA 2018 я был руководителем сводных отрядов полиции образовательных организаций МВД России, организовывал выполнение задач по обеспечению без­опасности объектов, морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности личного состава, привле­каемого для охраны правопорядка. Несение службы личным составом сводных отрядов образовательных организаций МВД России получило самую высокую оценку со стороны руковод­ства Республики Татарстан и УБКМ МВД России.

В 2019 году более 300 наших курсантов и офицеров обеспе­чивали правопорядок и безопасность гостей нашей столицы в период проведения чемпионата мира по рабочим профессиям «WorldSkills». В этот период курсантами было проведено свыше 300 профилактических бесед с гражданами, выявлено 23 адми­нистративных правонарушения и раскрыто три преступления. А два курсанта были награждены медалью МВД России «За до­блесть в службе» за задержание преступников, совершивших тяжкое преступление против личности.

Высокий профессионализм постоянного состава, организо­ванность, учебно-материальная база института позволили нам в 2019 году провести на базе КЮИ МВД России два конкурса про­фессионального мастерства среди сотрудников правовых служб

–     окружного и среди следователей – всероссийского масштаба. И мне особенно приятно отметить, что в обоих конкурсах по­беду одержали наши выпускники. Это – наглядный показатель качества нашего образования, его практической направленности, учебно-методического и научного потенциала профессорско­преподавательского состава института.

–     Фоат Канафиевич, в последнее время в Российской Федерации проводится серьезная антикоррупционная работа. В открытом доступе размещаются сведения о доходах госслужащих и членов их семей, вступил в силу федеральный закон о контроле за расходами. Введены понятия конфликта интересов, запреты на замещение муниципальных должностей в случаях близкого родства или свойства. Как эта работа организована в Вашем вузе?

–      Прежде всего я хотел бы отметить, что в рамках общего­сударственной политики в целях минимизации коррупцион­ных проявлений в Республике Татарстан был принят ряд мер предупредительно-профилактического характера. Так, в мар­те 2013 года по инициативе Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова была создана Комиссия Совета ректоров вузов республики по вопросам противодействия коррупции

–     совещательный орган при Совете ректоров. Мне было до­верено возглавить новую комиссию, поскольку в нашем вузе был наработан положительный опыт в этом направлении. Так, специальная комиссия по реализации основных положе­ний антикоррупционной политики в КЮИ МВД России была создана еще в 2009 г. В нее, кроме сотрудников нашего вуза, входят представители оперативно-розыскной части собствен­ной безопасности и управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ.

В нашем институте антикоррупционная деятельность основывается на ежегодных планах по противодействию коррупции, для реализации которых в рамках морально­психологической подготовки с личным составом изучаются действующие нормативные правовые акты, касающиеся ор­ганизации работы по противодействию коррупции. Лично­му составу разъясняется порядок соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегули­ровании конфликта интересов, обязанности уведомления об обращениях в целях склонения к совершению коррупцион­ных правонарушений, иные обязанности, установленных в целях противодействия коррупции.

В рамках реализации национальной антикоррупци­онной политики совершенствуется учебно-воспитательный процесс: существенным образом пересмотрена работа с кур­сантами и слушателями, методы аттестации постоянного состава, введена практика обязательной беседы курсантов с начальником института, с психологами.

Ежеквартально на оперативных совещаниях при началь­нике института до личного состава доводятся последние из­менения в антикоррупционном законодательстве и новости о борьбе с коррупцией в системе органов внутренних дел.

На развитие системы антикоррупционных мер и за­крепление антикоррупционного поведения направлена и научная деятельность профессорско-преподавательского со­става института. Проблемам противодействия коррупции посвящаются многие научные работы, ежегодно в институ­те проводится республиканский круглый стол по вопросам противодействия коррупции.

На базе института организуются встречи переменного состава с руководством ОРЧ СБ МВД по РТ, УЭБ и ПК МВД по РТ, в ходе которых проводятся занятия и правовые кон­сультации по профилактике взяточничества, посредничества во взяточничестве, а также недопущению сотрудниками ор­ганов внутренних дел поведения и действий, которые могут восприниматься окружающими как обещание или предло­жение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.

Разработаны и распространены среди личного состава памятки, содержащие информацию и разъяснения по клю­чевым вопросам о типовых случаях конфликтов интересов, сведения для правильной оценки соответствующих ситуаций и порядок их урегулирования, ссылки на положения норма­тивных правовых актов.

При выпуске всем слушателям раздается брошюра «Ме­тодические рекомендации выпускнику Казанского юридиче­ского института МВД России в повседневной деятельности», в которых описан алгоритм действий сотрудника ОВД в раз­личных коррупциогенных ситуациях, а также меры предот­вращения и урегулирования типовых ситуаций конфликта интересов, в которые может быть вовлечен молодой сотруд­ник ОВД при исполнении служебных обязанностей.

На ученом совете института одобрен «Моральный ко­декс преподавателя КЮИ МВД России», в котором закрепле­ны этические нормы поведения личного состава, процедуры и формы соблюдения ограничений, запретов и обязанно­стей, установленных законодательством о противодействии коррупции.

На информационных стендах в учебных комплексах разме­щена информация антикоррупционной тематики. На офици­альном сайте института в телекоммуникационной сети «Интер­нет» размещена информация о работе горячей линии, телефоне доверия, об адресе для направления обращений и сообщений по вопросам противодействия коррупции в подразделениях.

Отдельный комплекс мероприятий осуществляется в Казан­ском юридическом институте МВД России в целях формирования антикоррупционного поведения и профилактики коррупционных правонарушений среди личного состава. В штате института создана новая структура – инспекция по личному составу, на которую воз­ложена организация работы по противодействию коррупции.

В целях активизации работы руководителями подраз­делений проводятся собеседования с подчиненными сотруд­никами по вопросам личной примерности в исполнении служебного долга, строгого соблюдения законности, профес­сионально-этического стандарта антикоррупционного пове­дения, требований Присяги.

С целью выявления факторов, неблагоприятных для про­хождения службы в органах внутренних дел, при приеме на служ­бу и переводе проводятся специальные психофизиологические исследования с применением полиграфного устройства. Основ­ные исследуемые вопросы направлены на выявление следующей скрываемой информации: наличие незадекларированных дохо­дов, связь с криминальными элементами, наличие проступков, правонарушений, не повлекших за собой наказания, фактов зло­употребления алкоголем, употребления наркотических веществ, суицидального поведения, склонности к азартным играм.

В работе по противодействию коррупции, формирова­нию стойкого отрицательного к ней отношения вовлечены все службы института – начиная от кадрово-воспитательно­го аппарата до курсовых командиров и действующих в вузе общественных формирований: совета ветеранов, ассоциа­ции женщин-сотрудников «Йолдыз», постоянно действу­ющих комиссий. Сотрудниками отдела морально-психо­логического обеспечения разработана анкета по вопросам выявления фактов коррупции, постоянно проводятся соци­ально-психологические исследования путем анкетирования курсантов и слушателей с целью выяснения социального самочувствия.

Курсанты института принимают активное участие в ре­спубликанских антикоррупционных программах «Корруп­ции – нет!», «Не дать – не взять!», «Знания – не купишь!» и дру­гих, регулярно выступают с лекциями в подшефных школах.

В результате за последние годы в институте не выявлено ни одного факта коррупционного поведения при проведе­нии вступительных испытаний, текущих экзаменов и заче­тов, проведении аукционов и тендеров на работы и услуги.

Сегодня без преувеличения могу сказать, что КЮИ МВД России- территория без коррупции.

–     Как, по-Вашему, Фоат Канафиевич, воспитатель­ная работа в педагогической системе ведомственного вуза отличается от той же работы – вуза гражданского?

–      Как я уже сказал, в Казани уже много лет действует Со­вет ректоров вузов Республики Татарстан, в который вхожу и я. Президент Республики Татарстан Р.Н. Минниханов, пони­мая всю важность и необходимость воспитания молодого по­коления, поставил перед ректорами вузов республики задачу – ввести в штаты должность проректора вуза по воспитательной работе среди студентов. А в системе профессионального обра­зования МВД России такие руководители существовали всегда.

Обсуждая на Совете ректоров актуальные проблемы, стоящие перед руководством всех вузов, затрагивающие как управление организацией обучения студенчества, так и его воспитания, мы наблюдаем немало точек соприкосновения. Наши курсанты и слушатели, как и их сверстники в граж­данских вузах, активно участвуют в студенческой жизни: в научных конференциях, гражданских акциях, в работе Лиги студентов Республики Татарстан.

Организуя воспитательную работу с переменным со­ставом, мы опираемся и на семью. В конце каждого учебного года мы направляем родителям наших успешно обучающих­ся курсантов и слушателей Благодарственные письма, тем же родителям, чьи дети допускают нарушения дисциплины или слабо учатся, – «тревожные» письма.

В Казанском юридическом институте МВД России уже мно­го лет функционирует Совет родителей, куда входят авторитет­ные и активные мамы и папы наших обучающихся. Состав так называемого «родительского комитета» достаточно пестрый: это и наши коллеги из различных правоохранительных структур, и представители культурной и педагогической общественности Республики Татарстан. Опора на семью помогает нам в органи­зации помощи нуждающимся в педагогическом внимании.

Кроме того, мы активно обращаемся к историческому на­следию. Так, изучение воинских ритуалов является своеобраз­ным ответом современным исследователям, утверждающим, что в организации воспитательного процесса в ведомственном вузе нет места выбору форм, содержания. Напротив, педагогический и командный состав большинства образовательных организаций системы МВД России нацелен на внедрение творческих, иннова­ционных форм и методов работы с личным составом, как посто­янным, так и переменным. По нашему глубокому убеждению, влияние офицера должно быть основано не на одном мундире и должности, а на нравственном превосходстве. От командира требуется уважать в подчиненных их воинское достоинство и за­ботиться о чести вверенного ему подразделения, части. Как отме­чал военный публицист А.А. Керсновский: «Каждый начальник не просто командует, но имеет честь командовать».

Каждая образовательная организация системы МВД России, формируя собственную социокультурную воспи­тательно-образовательную среду, создает непременные условия, необходимые для сохранения лучших традиций российского офицерства, закладывая фундамент уважения к дисциплине и законности. Хочу отметить, что многие по­ложения Кодекса чести офицера образца 1804 года остаются актуальными и сегодня.

В 2017 году в институте состоялась торжественная цере­мония открытия скульптурной композиции «Честь. Доблесть. Благородство. Отвага», посвященной выпускникам КЮИ МВД России всех поколений. Мы поддерживаем самые тесные связи с нашими выпускниками: наблюдаем за их успехами, поддер­живаем в сложные для них времена. Это не пустые слова. Наши выпускники знают, что всегда могут обратиться к своим препода­вателям и командирам за советом, в том числе и ко мне. А как мы гордимся нашими воспитанниками, которые прославляют свою альма-матер в различных профессиональных конкурсах!

–     Генерал Зиннуров Ф.К. любит повторять: «Лишь тот уверенно шагнет в грядущее, кто знает свою исто­рию, чтит своих предков и свято хранит в сердце память о былом». Как воспитывают памятью в Казанском юри­дическом институте МВД России?

– В одном из своих выступлений Министр внутренних дел страны генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев сказал: «Как бы далеко не ушли передовые технологии, какие бы формы и методы борьбы с преступностью не были бы разработаны наукой и практикой, опыт наших ветеранов ничем и никем заменить невозможно».

Воспитание памятью – это один из наших девизов в ор­ганизации воспитательной работы в вузе. Здесь огромную поддержку нам оказывает совет ветеранов института, при­знанный в 2019 году одним из лучших в системе МВД России.

Формирование современной отечественной педагогической парадигмы как никогда нуждается в повышенном внимании к уровню патриотической воспитанности молодого поколения, базирующейся не столько на уважении военной мощи страны, сколько в потребности восприятия отечественного духовного наследия. В связи с этим особенно острой является проблема формирования духовно-нравственных качеств личности выпуск­ников, воспитания у них этических норм поведения, а также раз­вития патриотического мироощущения и сопричастности.

Будучи убежденными в том, что патриотическое воспи­тание невозможно без наглядного примера, мы организуем образовательную и воспитательную среду в институте с опо­рой на бесценный опыт наших предшественников – людей, оставивших после себя не только доброе имя в летописи органов внутренних дел, не только наработанный опыт, ко­торый очень важно передать молодому поколению сотруд­ников полиции, но и пример достойно прожитой жизни, посвященной служению народу, закону, Отчизне.

В преддверии 75-летия Великой Победы с большой гор­достью отмечу, что в числе наших ветеранов – три участника Великой Отечественной войны, труженик тыла, ветераны, вы­полнявшие интернациональный долг в Афганистане. Молодое поколение стражей правопорядка свято чтит и уважает ветера­нов института, соблюдает традиции защитников Отечества и органов внутренних дел. Для полноценной работы коллектива учебного заведения очень актуально, чтобы жизненный и слу­жебный опыт заслуженных ветеранов эффективно использовал­ся в организации учебно-воспитательного процесса.

Постоянные гости курсантов и слушателей института Герой Советского Союза Б.К. Кузнецов, Герой социалистиче­ского труда И.Ш. Мастюков и другие ветераны Великой От­ечественной войны.

В целях ранней профессиональной ориентации моло­дежи допризывного возраста ветераны вместе с постоянным и переменным составами принимают участие в проведении дней открытых дверей, а также встречах со старшеклассника­ми школ, лицеев и гимназий.

В рамках «Школы оперативного мастерства» (действует при кафедре оперативно-разыскной деятельности) ветераны проводят занятия по методике раскрытия резонансных пре­ступлений в Республике Татарстан прошлых лет.

В свою очередь совет ветеранов при поддержке руководства института уделяет постоянное внимание заботам и нуждам ве­теранов. Особое внимание – участникам Великой Отечественной войны. Каждый год в канун дня рождения института, дня сотруд­ника ОВД представители института навещали первого начальни­ка нашего института полковника внутренней службы в отставке Григория Федоровича Елманова, ветерана Великой Отечествен­ной войны, проживавшего после выхода в отставку в городе Ба­лаково Саратовской области. Последний раз мы навестили его буквально за два дня до кончины. Председатель совета ветеранов института и зам. начальника отдела морально-психологического обеспечения участвовали в похоронах.

На протяжении последних четырех лет КЮИ МВД Рос­сии вносит свой вклад в акцию «Бессмертный полк».

А какие интересные встречи организуют наши ветераны с детьми сотрудников – будущими первоклассниками, а также отдыхающими в ведомственном оздоровительном лагере «Дзер­жинец», где проводят уроки мужества, участвуют в пополнении экспозиции музея лагеря интересными профессиональными ар­тефактами: фотографическим криминалистическим оборудова­нием, техникой 50-х годов, печатными материалами.

Наш институт активно сотрудничает с музеем-мемориа­лом Великой Отечественной войны в Казанском Кремле, где организуются встречи курсантов и слушателей с ветеранами института и директором музея – инициатором создания ре­спубликанской Книги памяти Михаилом Черепановым.

Мы убеждены, что отношение к пожилым людям пока­зывает уровень нравственности и чуткости коллектива в це­лом. И нам очень важно, чтобы наши ветераны чувствовали нашу душевность и искреннюю теплоту.

В рамках празднования 300-летия Российской полиции было организовано изучение позитивного вклада должност­ных лиц полиции в борьбу с преступностью и охрану обще­ственного порядка в регионе в периоды создания и развития полиции России: Алкина Шаги-Ахмета Мухаметовича (1833 г.), полицмейстера Казани Х.Н. Мосолова (1876-1906 гг.), по­лицмейстера города А.И. Васильева (1909-1916 гг.) и других.

Кроме того, одной из форм совместной патриотической работы сотрудников, курсантов, слушателей и ветеранов ин­ститута явилось архивно-историческое исследование, в ходе которого было установлено, что в Казани сохранилось здание полицейской части № 2;на его фасаде при нашем непосред­ственном участии в 2019 году в торжественной обстановке была установлена мемориальная доска.

Курсанты института активно участвуют в поисковой работе, мы тесно сотрудничаем с поисковым отрядом «Вы­сота» г. Десногорска Смоленской области, где воевала 146-ая стрелковая дивизия, сформированная в 1941 году из наших земляков. Ежегодно в преддверии Дня Победы сотрудники и курсанты КЮИ МВД России принимают участие в раскопках и захоронении останков красноармейцев, погибших в сраже­ниях Великой Отечественной войны на Смоленской земле.

Ветеранская организация КЮИ проводит большую рабо­ту по сохранению лучших традиций службы, патриотическому воспитанию молодых сотрудников ОВД. В наши дни особенно важно сохранить преемственность поколений, передать моло­дым сотрудникам все лучшее, что наработано десятилетиями. Наши ветераны – по-настоящему «золотой фонд» института. Мы признательны им за помощь в воспитании у курсантов и слушателей патриотизма, уважения к своей профессии, гордо­сти за неё и чувства ответственности за судьбу страны.

–     Вы утверждаете, Фоат Канафиевич, что институт – это территория развития, где раскрываются новые грани лично­сти воспитанников. Что Вы под этим подразумеваете?

–      В нашем институте большое внимание уделяется нрав­ственно-эстетическому воспитанию, разностороннему развитию личности, организации досуга и отдыха сотрудников, курсантов и слушателей института. С этой целью установлены тесные кон­такты с творческими союзами и организациями г. Казани, Респу­блики Татарстан, Министерством по делам молодежи, Мини­стерством спорта и туризма РТ, Комитетом по делам молодежи администрации г. Казани, Лигой студентов РТ. В институте регу­лярно организуются посещения театральных и концертных пред­ставлений. Особенно тесные связи налажены с Казанским акаде­мическим русским драматическим театром им. В.И. Качалова

В вузе каждый желающий находит что-то для души. Одних привлекает занятие музыкой – для них здесь создан духовой оркестр, другие любят танцевать – для поклонников хореографии работает творческий коллектив «Вдохновение», третьи обожают петь – им прямая дорога в студию звукоза­писи и эстрадного вокала, а поклонников шахматных баталий ожидает кружок интеллектуальной игры.

Особо хочу отметить, что нравственное, эстетическое воспитание, повышение культурного и интеллектуального уровня курсантов было и остается важнейшим направле­нием воспитательной работы. В 2009 г. мы организовали в институте работу эстетического факультатива, программой которого предусмотрено обучение наших курсантов и слу­шателей бальным танцам, этикету, шахматам, бильярду. По окончании обучения вручаем удостоверения нашим воспи­танникам. Талантливых ребят и девушек у нас очень много, мы стараемся создать все условия для проявления их спо­собностей. Как сказал древнегреческий философ Сократ: «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить».

Сегодня ни одно крупное мероприятие МВД России, МВД Республики Татарстан и служб ведомства не проходит без участия наших певцов -заслуженного артиста Республи­ки Татарстан Игоря Горчакова, Регины Отбоевой, Эмиля Сафина, других творчески одаренных сотрудников и курсан­тов института. Творческие коллективы института, наши со­трудники и курсанты неоднократно становились лауреатами и победителями всероссийских музыкальных фестивалей и конкурсов художественной самодеятельности.

В институте проводятся торжественные мероприятия и праздничные концерты, посвященные Дню защитника Отече­ства, Международному женскому дню, Дню Победы, Дню со­трудника ОВД, Новому году, Дню Республики Татарстан, дню института, дню открытых дверей, выпуску специалистов для ОВД, принятию Присяги, вручению погон, дню посвящения в первокурсники. При организации этих мероприятий активно используются материалы экспозиции музея института.

В заключение хочу отметить, что профессионализм пре­подавательского состава, богатые традиции нравственного, патриотического и эстетического воспитания молодого по­коления, крепкая материально-техническая база позволяют Казанскому юридическому институту МВД России занимать достойное место в области подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации сотрудников полиции из более чем 20 регионов Российской Федерации.

–       Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

–      Прежде всего, хотелось бы выразить благодарность ин­теллектуальному международному изданию «Евразийский юридический журнал» и всему редакционному коллективу за предоставленную возможность изложить свою точку зре­ния на проблемы кадрового обеспечения органов внутрен­них дел в современных условиях. Опубликоваться на страни­цах вашего журнала – дело чести и престижа для ученых и практиков.

Думаю, выражу мнение многих авторов и читателей вашего периодического издания, что своим весомым ав­торитетом в научном сообществе он обязан, прежде всего, тщательному отбору материалов для опубликования и прин­ципиальной научной позиции многих ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья.

Мне стало известно, что Евразийский юридический жур­нал выходит ежемесячно с января 2009 г., то есть двенадцатый год. Ваш журнал является ВАКовским уже много лет по трем специальностям: юридические науки, экономические науки, философские науки. Сайт вашего беспрецедентного пери­одического издания является также примером для многих журналов. Проделана громадная работа – честь вам и хвала!

Сердечно желаю новых успехов.

Интервью брал:
Бондаренко Александр Викторович
заместитель главного редактора Евразийского юридического журнала, кандидат философских наук, доцент

 1,734 ВСЕГО,  2 СЕГОДНЯ