Интервью с заведующей кафедрой международного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Тлепиной Шолпан Валерьевной

PERSONA GRATA
Ш.В. ТЛЕПИНА:
РЕФОРМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В КАЗАХСТАНЕ
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заведующей кафедрой международного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, члена Группы управления проектами (УМО РУМС) Министерства образования и науки Республики Казахстан, председателя апелляционной комиссии Независимого агентства по определению качества образования (IQAA) Тлепиной Шолпан Валерьевной.

Интервью с заведующей кафедрой международного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева Тлепиной Шолпан Валерьевной

№ 2 (141) 2020г.

Шолпан Валерьевна ТлепинаSH. V. TLEPINA:

REFORM OF HIGHER EDUCATION AND TRAINING OF SPECIALISTS IN THE FIELD OF INTERNATIONAL LAW IN KAZAKHSTAN

Interview with Ph.D. in Law, professor, Head of International law sub-faculty of the L. N. Gu­milyov Eurasian National University, member of the project management Group of the Ministry of education and science of the Republic of Kazakhstan, Chairman of the appeal Commission of the Independent Agency for determining the quality of education (IQAA) Tlepina Sholpan Valerjevna.

Визитная карточка.

Шолпан Валерьевна Тлепина, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой международного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, член Группы управления проектами (УМО РУМС) Министерства образования и науки Республики Казахстан, председатель апелляционной комиссии Независимого агентства по определению качества образования (IQAA). Автор более 200 научных, научно-методических, учебно-методических работ и учебных пособий.

В 1989 г. с отличием окончила Казахский государственный женский педагогический институт по специальности «история и советское право». С 1989 г. работает в системе высшего образования преподавателем, доцентом, заместителем декана, заведующей кафедрой, деканом, проректором. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 07.00.02 – Отечественная исто­рия. История Казахстана (История Республики Казахстан) в Институте истории им. Ч. Валиханова Национальной Академии Наук (науч. рук. – д.и.н. Х.М. Абжанов). В 2006 г. защитила докторскую диссертацию по специальности 12.00.01 – теория и история права и государства; история правовых и политических учений (науч. рук. – д.ю.н. С.Ф. Ударцев).

Член редколлегии ряда журналов: «Право и государство» (Нур-Султан, Университет «КАЗГЮУ» им. М.С. Нарикбаева, Казах­стан), «Серия Право. Вестник ЕНУ им. Л.Н. Гумилева» (Нур-Султан, Казахстан), «Ежегодник. Научные труды кафедры Между­народного права» (Нур-Султан, Казахстан); «Зацгер» (Нур-Султан, Верховный Суд Республики Казахстан); «Право и политика» (Республика Кыргызстан), «Правовое государство: теория и практика» (РФ, Республика Башкортостан), «Вестник Алтайского го­сударственного университета» (РФ).

**************************************************************

–     Шолпан Валерьевна, расскажите, пожалуйста, о Вашем университете.

–      Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гу­милева был основан Указом Президента Республики Казах­стан Н.А. Назарбаева от 23 мая 1996 г. путем объединения двух вузов – Целиноградского инженерно-строительного института и Целиноградского педагогического института. В 2000 г. он был объединен с Дипломатической академией МИД Казахстана и преобразован в Евразийский государ­ственный университет им. Л.Н. Гумилева. В соответствии с Указом Президента от 5 июля 2001 г. № 648 ему был предо­ставлен особый статус национального университета, «учиты­вая значительный вклад в формирование, развитие и профес­сиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и техники». Постановлением Правительства от 29 июня 2001 г. № 892 он был переименован в Евразийский национальный универси­тет им. Л.Н. Гумилева.

В настоящее время ЕНУ – один из ведущих классических университетов Казахстана. ЕНУ входит в Международную академию наук высшей школы, Евразийскую ассоциацию университетов, Ассоциацию международных исследований стран СНГ и Балтии, Международную ассоциацию универ­ситетов и Европейскую ассоциацию высших учебных за­ведений. В 2005 г. он подписал Великую хартию универси­тетов Европы в г. Болонья (Италия). В 2010 г. он первым из казахстанских вузов вошел в топ-500 лучший университетов мира по данным рейтингового агентства QS World Universities. В 2012 г. он стал лауреатом премии Президента Казахстана «Алтын сапа».

Образовательная деятельность в ЕНУ ведется по трех­уровневой системе: бакалавриат – магистратура – доктор­антура (Ph.D.) на казахском, русском и английском языках, причем только в очной форме, что позволяет обеспечить высокое качество образования. Прием в ЕНУ им. Л.Н. Гуми­лева осуществляется на основе государственных грантов и на договорной основе. В состав университета входят тринадцать факультетов: механико-математический, информационных технологий, естественных наук, социальных наук, юридиче­ский, филологический, экономический, международных отношений, физико-технический, журналистики и полито­логии, исторический, транспортно-энергетический и архи­тектурно-строительный университет).

Для научного руководства подготовкой магистров и док­торов Ph.D. привлекаются ведущие ученые Казахстана в пар­тнерстве с известными зарубежными учеными. ЕНУ первым в Казахстане начал реализацию двудипломного образования в рамках Сетевого университета СНГ и Университета ШОС по специальностям: международное право, филология, геогра­фия, экология, экономика, менеджмент, юриспруденция, наноматериалы и нанотехнологии. Ежегодно в университете проводятся порядка 100 международных и республиканских научно-теоретических и научно-практических конференций, форумов, семинаров, круглых столов по различным направ­лениям естественно-технических и гуманитарных наук.

–     Вы входите в состав Группы Управления проекта­ми Министерства образования и науки, занимающейся реформой высшего образования в республике. Расска­жите, пожалуйста, о Вашей деятельности в данном каче­стве.

–     В 2019 г. все учебно-методические объединения (сек­ции) страны перешли на новый формат работы по принципу «проектного офиса». Проект «Качественное юридическое об­разование» включает шесть приоритетов: разработка порт­феля образовательных программ, внедрение принципов академической честности, доступ к юридической профес­сии через национальные и международные аккредитации и сертификации, создание центра повышения квалификации и переподготовки юридических кадров, карьера и трудоу­стройство, учебники с обновленным содержанием.

Какие вопросы наиболее актуальны в деятельности Группы? Во-первых, это рейтинги казахстанских универси­тетов и отдельных специальностей. Традиционно специаль­ность «Международное право» принимает активное участие в рейтингах двух агентств: НАОКО (Независимое агентство оценки качества образования) и НААР (Независимое агент­ство аккредитации и рейтинга). В 2018 г. при Национальной палате предпринимателей «Атамекен» была основана про­ектная группа по формированию рейтинга образовательных программ. Рейтинг НПП «Атамекен» – относительный но­вый. В 2019 г. им было охвачено 90 специальностей, проведе­на оценка 2.000 образовательных программ, получено 6.000 экспертных заключений от 700 экспертов из всех регионов Казахстана. По результатам этого рейтинга за 2018 г. и 2019 г. образовательная программа «Международное право» ЕНУ заняла второе место.

Во-вторых, актуальной проблемой является внедрение технологий электронного и дистанционного обучения. В на­стоящее время в ЕНУ создан Центр дистанционных техноло­гий для лиц с ограниченными возможностями, а также для обучающихся, выехавших по программам академической мобильности в ведущие университеты мира. Дистанционные занятия проводятся в режимах on-line и off-line.

В-третьих, проводится реформа правил поступления в вузы. Университетам предоставлено право вводить свои до­полнительные экзамены для проверки знаний абитуриентов. В настоящее время абитуриенты поступают не на специаль­ность, а на образовательную программу, которую они выби­рают из Реестра, подготовленного университетами и разме­щенного на официальном сайте Министерства образования и науки.

В настоящее время Группа обсуждает содержание всту­пительного экзамена по программам магистратуры и док­торантуры. Предлагаются самые различные варианты, в том числе введение тестирования (в настоящее время второй эк­замен проводится в письменной форме). Некоторые коллеги, однако, полагают, что тестирование в принципе не подходит для проверки знаний по общественным дисциплинам. Для юристов, например, важно не проверить «чистые знания», а оценить потенциал кандидата, образ его мышления, умение донести свои мысли и выводы, логику, стиль аргументации, языковую грамотность и т.д. Проверка же «чистых знаний» может просто быть проведена путем изучения оценок, полу­ченных по итогам базового курса обучения (бакалавриата). Другие, наоборот, считают, что тестирование является луч­шей гарантией беспристрастного выбора лучшего претен­дента. Что касается меня, то я считаю оптимальной формой ситуативные кейсы, хотя отдаю себе отчет в сложностях, свя­занных с организацией такого рода формы контроля знаний и умений.

В-четвертых, активно обсуждается вопрос о сокращении количества вузов, готовящих магистрантов (да и бакалавров – юристов тоже). В настоящее время в Казахстане подготовку юристов осуществляют более 70 вузов, в то время, как в СССР функционировало только 52 юридических вуза (из них лишь два – в Казахстане). Сопоставление этих цифр заставляет за­думаться. Большое значение также имеет вопрос повышения качества программ магистратуры. Среди обсуждаемых пред­ложений – введение для кандидатов в магистратуру обяза­тельного требования о наличии небольшого практического стажа по специальности. Кроме того, ясно, что лекции ма­гистрантам должны читать не только опытные университет­ские преподаватели, но и практикующие юристы.

Необходимо отметить, что в прошлом году в Закон «Об образовании» были внесены поправки, расширяющие права вузов самостоятельно формировать образовательные про­граммы. С 2021 г. вузы будут выдавать дипломы собственного образца. Студенты, обучающиеся с 2018 г., таким образом, получат не дипломы государственного образца, а докумен­ты определенного вуза, а работодатель, в свою очередь, бу­дет ориентироваться на репутацию этого вуза и качество его программ. К слову, ЕНУ уже сейчас выдает дипломы Ph.D. собственного образца. Трудоустройство менее 50 % выпуск­ников будет влечь лишение вуза лицензии.

–     Расскажите, пожалуйста, о Национальной системе квалификаций и работе по сертификации и созданию перечня регулируемых профессий?

–      Актуальной задачей политики в области образова­ния является сближение профессиональных и образова­тельных стандартов. Именно эту задачу и призвана решать Национальная система квалификаций (НСК), включающая национальную и отраслевые рамки квалификаций, профес­сиональные стандарты, образовательные программы и неза­висимые системы оценки и присвоения квалификаций.

О создании национальной системы квалификаций гово­рилось в статье Первого Президента – Елбасы Н.А. Назарбае­ва «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда» (2012): «Необходимо придать им­пульс всей работе по созданию национальной системы ква­лификаций, которая, по сути, является «дорожной картой», профессиональным лифтом для каждой профессии… Про­фессиональные стандарты, разработанные в рамках НСК, должны стать ориентиром для образовательных стандартов, применяемых в учебных заведениях при подготовке специ­алистов. Не должно быть разрыва между профессиональны­ми и образовательными стандартами».

В настоящее время процесс развития национальной си­стемы квалификаций в Казахстане вступил в новый этап. В июле 2019 г. при Правительстве был создан Национальный совет по квалификациям и постоянно действующий рабочий орган – Проектный офис по развитию социально-трудовой сферы. Основной задачей Совета стала выработка предло­жений по разработке основных направлений развития НСК. На состоявшемся 4 декабря 2019 г. заседании Совета были утверждены 36 отраслевых рамок квалификаций и принято решение до конца марта 2020 г. завершить работу по разра­ботке Атласа новых профессий. Теперь, когда большая часть профессиональных стандартов уже утверждена, все вузы должны будут обновить свои ОП. Развитие НСК, таким обра­зом, будет способствовать диверсификации образовательных программ и гармонизации отношений между сферой обра­зования и рынком труда.

Участники МНПК «Верховенство права на национальном и международном уровнях как приоритет деятельности ООН и суверенных государств» (Казахстан, Нур-Султан, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 6 сентября 2019 г.).

В республике идет работа над созданием перечня регулируемых профессий, который должен быть введен в действие с 2021 г. Для таких профессий предусмотрена обязательная профессиональная сертификация выпуск­ников с 2021 г. независимыми центрами подтверждения квалификаций. Апробация этой системы начнется уже в 2020 г. Профессиональный экзамен будут проводить представители профессиональных сообществ. Данная модель профессионального саморегулирования широко применяется в мировой практике. Ее суть – наделение профессиональных организаций публично-правовыми полномочиями по установлению стандартов профессио­нальной деятельности, а также по обеспечению соблюде­ния этих стандартов.

Необходимо, чтобы сертификационные центры стали независимыми организациями. Их функционирование воз­можно в форме некоммерческих акционерных обществ в со­ответствии с Законом РК «О некоммерческих организациях». В этом случае главными акционерами могут стать отраслевые ассоциации и государство в лице отраслевых министерств. Сегодня в Казахстане уже действуют около 20 организаций сертификации специалистов.

–     Шолпан Валерьевна, расскажите, пожалуйста, о своем биографическом пути.

–      Вся моя профессиональная деятельность связана с пре­подаванием и организацией учебной деятельности в вузе. Наличие исторического и правового образования предоста­вило мне уникальную возможность сочетать и использовать знания общей истории, истории права, а также педагогики и методики преподавания. Такая междисциплинарная под­готовка, в принципе, стимулирует саморазвитие и самооб­разование, поощряет к использованию различных форм и методов преподавания.

У меня есть опыт преподавания различных правовых дисциплин: теории и истории государства и права, истории правовых и политических учений, методологии и истории юридической науки. В настоящее время я читаю лекции по истории международного права, источникам международ­ного права и проблемам международной правосубъектно­сти.

У меня также есть опыт административной работы: я ра­ботала заместителем декана, деканом юридического факуль­тета, проректором по учебно-методической работе в Актю­бинском государственном университете им. К. Жубанова. В ЕНУ я пришла в 2008 г. на должность заведующего кафедрой, работала также деканом факультета и заместителем дирек­тора департамента, занимаясь тяжелой, но очень интересной работой в сфере модернизации образовательных программ.

Кроме этого, я активно занимаюсь законопроектной и методологической работой в сфере образования: была за­местителем председателя Секции по группе «Право» Мини­стерства образования и науки; членом и Ученым секретарем Диссертационного совета; членом Рабочей группы по вне­сению изменений и дополнений в Закон «Об образовании», членом государственных аттестационных комиссий и т.д.

–      Каким Вам видится развитие юридического обра­зования и юридической науки в Казахстане?

–      В настоящее время к сильным сторонам высшего юри­дического образования в Казахстане следует отнести сотруд­ничество с зарубежными институтами; прохождение вузами международных и национальных аккредитаций; активную академическую мобильность студентов и профессорско-пре­подавательского состава; подготовку диссертаций на трех языках – казахском (государственном), русском и английском с защитой в стране и за рубежом; постоянное обновление научных и преподавательских кадров. Закон «Об образова­нии» предоставляет вузам широкие возможности в части привлечения иностранных преподавателей (специалистов), организации участия студентов в международных конкурсах («Болаша^», DAAD, Эразмус+, Mevlana и др.), привлечения к образовательному процессу работодателей.

Думаю, нам следует найти собственный путь развития юридического образования и его модернизации, который сохранил бы лучшие традиции отечественной школы под­готовки кадров, ее фундаментальность и научность, и одно­временно приумножил бы эти достоинства за счет интегра­ции юридической науки и образования в мировую систему, внедрения новых технологий и методик. Слепое же копиро­вание нормативов ESG (2015) и полная унификация юриди­ческого образования в рамках Болонского процесса ставят под угрозу преемственность и традиционные ценности ка­захстанского образования.

Состав кафедры Международного права Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева (в первом ряду слева на право): Б.Б. Сейдеш, ст. преподаватель; А.Ж. Жунисбекова, докторант PhD кафедры; А.А. Ойнарова, ст. преподаватель; А.С. Иржанов, к.ю.н., доц.; С.Н. Сарсенова, к.ю.н., доц.; М.А. Сарсембаев, д.ю.н., проф.; Ш.В. Тлепина, д.ю.н., проф.; Е.М. Абайдельдинов, д.ю.н., проф.; Р.Н. Акпарова, к.ю.н., доц.; Ф.Ж. Карабаев, к.ю.н., доц.; Ж.З. Зукай, докторант PhD кафедры; А.Е. Елеген, докторант PhD каф.; М.Ж. Куликпаева, PhD; Н.С. Кала, PhD; Х.А. Абаева, преподаватель; (во втором ряду слева на право): А.А. Аханов, преподаватель; Ж.Т. Искакова, PhD; Ю.С. Костяная, докторант PhD кафедры; Б.С. Каражан, докторант PhD кафедры; Г.С. Булатов, докторант PhD кафедры.

–     Шолпан Валерьевна, расскажите о кафедре между­народного права, которой Вы заведуете.

–      Кафедра международного права ЕНУ была создана в 2008 г. Ее первым заведующим был д.ю.н., профессор Ербол Мусинович Абайдельдинов. В ее создании принимали уча­стие д.ю.н., профессор Б.Ж. Эбдiрайым, ректор ЕНУ в 2008­2011 гг.; д.ю.н., профессор М.А. Сарсембаев – основополож­ник науки международного права в Казахстане, создавший кафедру международного права в Казахском национальном университете (КазНУ) еще в 1990 г.; к.ю.н., доц. Ж.О. Кулжа- баева и др. Кафедра уважительно относится к основателям научной школы и стремится привить это уважение студен­там. Мы провели конференции, посвященные 70-летию М.А. Сарсембаева (2017 г.), 60-летию Е.М. Абайдельдинова (2019 г.).

В настоящее время на кафедре работают д.ю.н., профес­сора М.А. Сарсембаев, Е.М. Абайдельдинов, Б.Ж. Эбдiрайым; к.ю.н., доцент, профессор кафедры Ж.О. Кулжабаева; к.ю.н., доцент Р.Н. Акпарова; к.ю.н., Ph.D. Б.Ю. Шангирбаева; к.ю.н. – Ф.Ж. Карабаев, С.Н. Сарсенова; Ph.D. М.Ж. Куликпаева, Н.С. Кала, магистры Ж.Т. Искакова, Р.Д. Акшалова, Х.А. Абаева, А.А. Ойнарова, Б.Б. Сейдеш, Е.Ч. Мурзагалиев, А.А. Аханов, Б.С. К,аражан, Ж.Е. Кулмагамбетова, А.Е. Дауешева, Л.М. Мирас и др. Многие преподаватели пришли работать из других вузов: КазНУа им. аль-Фараби; Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова, Казахского гуманитарно-юридического университета.

Обучение на кафедре осуществляется по трем уровням: бакалавриат, магистратура, докторантура Ph.D.. Все три уровня частично реализуются на английском языке и с при­влечением иностранных специалистов. Так, в последние не­сколько лет лекции нашим студентам читали известные рос­сийские специалисты – А.Х. Абашидзе, А.И. Абдуллин, П.В. Агапов, С.В. Бахин, В.В. Гаврилов, Р.Ш. Давлетгильдиев, К.И.

Иванов, С.Ю. Кашкин, В.С. Комиссаров, Ю.Н. Малеев, Е.И. Моисеев, Р.А. Мюллерсон, В.Л. Толстых и др.

Научными руководителями и оппонентами магистер­ских диссертаций и дипломных работ бакалавров выступают сотрудники с учеными степенями и званиями государствен­ных органов: Администрации Президента; Парламента, Верховного Суда, Комитета судебного администрирования при Верховном суде, Конституционного совета, Генеральной прокуратуры, Центральной избирательной комиссии, Ми­нистерства юстиции, Министерства иностранных дел и др.

Кафедра реализует программы двойного диплома с рядом российских вузов: РУДН, МГЮУ им. О.Е. Кутафина (МГЮА), МГИМО (Университетом) МИД РФ, Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Мы поддер­живаем две программы магистратуры: «Международное право» и «Интеграционное право». На кафедре обучаются студенты из Азербайджана, Афганистана, Кыргызстана, Ар­мении, Беларуси, Таджикистана, Узбекистана, Монголии, Китая. Выпускники кафедры поступают на дипломатиче­скую службу, работают в представительствах международ­ных организаций, аппарате Правительства, департаментах ЕАЭК и др.

На кафедре выполняется большой объем научно-иссле­довательской работы. Разработан и опубликован ряд учеб­ных пособий, монографий, десятки научных статей и иных работ. Важными достижениями кафедры является подготов­ка двух учебников: «Международное право» (2011 г., совмест­но с РУДН) и «Международная интеграция и интеграцион­ное право» (2017). Профессора и доценты кафедры входят в состав Диссертационного совета ЕНУ по защите докторских диссертаций на соискание степени доктора Ph.D. по специ­альности «Международное право».

На кафедре реализуются два фундаментальных исследо­вания: 1) «Анализ взаимодействия договорных органов ООН со странами ОЭСР и ЕАЭС в целях адаптации в Казахстане мирового опыта выполнения международно-правовых обя­зательств и сохранения национальной специфики в процес­се модернизации законодательства» (науч. рук. проф. Е.М. Абайдельдиной, совместно с РУДН). 2) «Вклад Респу­блики Казахстан в совершенствование национального и меж­дународно-правового режима контроля за ракетными техно­логиями и использование космических технологий в мирных целях» (науч. рук. Ph.D. М.Ж. Куликпаева). Кафедра активно сотрудничает с международными организациями – ООН, ПРООН, ЮНИСЕФ, PRI Международная тюремная рефор­ма, ОБСЕ, МККК и вузами стран СНГ.

Отдельно хочу остановиться на сотрудничестве кафедры с Международным финансовым центром «Астана» (МФЦА). МФЦА создан по инициативе Первого Президента Респу­блики Казахстан Н.А. Назарбаева. Конституционный закон о создании МФЦА был подписан 7 декабря 2015 г. Цель Меж­дународного финансового центра «Астана» (МФЦА) – фор­мирование ведущего центра финансовых услуг международ­ного уровня. Семнадцать наших студентов стали первыми выпускниками курса «Английская правовая система», прове­денного по совместной инициативе Академии права и юри­дического факультета ЕНУ им. Л.Н. Гумилева на площадке МФЦ «Астана».

–     Какие проблемы предстоит решать Вашим вы­пускникам?

–      Выпускники – это прежде всего молодые люди со сво­ими амбициями, планами на жизнь, профессиональный и личностный рост. Хочется верить, что каждый из них имеет свою мечту, следует ей и реализует ее.

Перед нашими выпускниками, как гражданами Ре­спублики Казахстан и профессиональными юристами- международниками стоят задачи обеспечения нацио­нальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности страны. Им также предстоит обеспечить дальнейшую интеграцию Казахстана в систему регио­нальных и международных торгово-экономических от­ношений; переход страны на «зеленый» путь развития и ее вхождение в число 30-ти самых развитых стран мира; сохранение национально-культурной самобытности; за­щиту прав граждан и юридических лиц. Важной задачей также является поддержка казахской диаспоры и казах­ского языка за рубежом.

–     В каком направлении развивается внешняя поли­тика Казахстана?

–      Казахстан заинтересован в стабильном, устойчивом и безопасном развитии Центральной Азии. Он стремится укрепить Таможенный союз и Единое экономическое про­странство; является активным участником деятельности ООН, СНГ, СВМДА, ОДКБ, ШОС, ОБСЕ, ОИС, Совета со­трудничества тюркоязычных государств и других организа­ций и форумов. Он развивает дружественные отношения со всеми странами и признает важное значение международно­го права, как основы сотрудничества и порядка.

Приоритетным направлением внешней политики Ка­захстана является укрепление отношений с Россией во всех сферах политического, торгово-экономического и культур­но-гуманитарного сотрудничества.

Я бы выделила три актуальных направления, кото­рые очень важны для нашей страны: во-первых, участие в региональных и глобальных экономических проектах, – в этом отношении большое значение имеет деятель­ность Казахстана в рамках ВТО и ЕАЭС; во-вторых, при­родоохранную деятельность, – Казахстан предпринимает большие усилия по переходу к «зеленой экономике» и ак­тивно участвует в различных международных природоох­ранных инициативах; в-третьих, развитие гуманитарного измерения внешней политики, предполагающее защиту прав казахстанских граждан за границей, заключение но­вых договоров о правовой помощи, развитие связей в об­ласти образования, науки и культуры и др.

–      Какие правовые проблемы возникают в связи с участи­ем Казахстана в ЕАЭС?

–      ЕАЭС выступает как платформа взаимовыгодного со­трудничества, отвечающая современным вызовам фрагмен­тации глобального экономического управления и жесточай­шей экономической конкуренции. Хотя основная цель ЕАЭС – достижение устойчивого экономического роста – постепен­но реализуется, при функционировании ЕАЭС возникают некоторые правовые проблемы.

Одной из них является участие государств-членов в других интеграционных объединениях и резкие измене­ния экономической ситуации. Как известно, Единый та­моженный тариф (ЕТТ) не охватывает все товары, – эти изъятия связаны с несовпадающими обязательствами по линии ВТО. При вступлении Казахстана в ВТО импортные пошлины на ряд товаров были снижены до 60 % по отно­шению к ЕТТ. С одной стороны, это способствует сниже­нию стоимости импортных товаров в Казахстане; с другой стороны, членство Казахстана в ЕАЭС налагает на него обя­зательство, в соответствии с которым импортированные из третьих стран товары по ставкам пошлин ниже уровня ЕТТ должны быть потреблены строго на территории Казахста­на. При реэкспорте этих товаров на территорию других государств – членов ЕАЭС будут применены уже более вы­сокие пошлины в соответствии с ЕТТ.

Думаю, что в перспективе государствам-членам Союза имеет смысл добиваться коллективного членства в ВТО.

Евразийский экономический союз на сегодняшний день сталкивается с дисбалансом интересов в органах управления. Механизм принятия решений внутри ЕАЭС не в полной мере учитывает национальные интересы всех участвующих сторон, что затрудняет решение постав­ленных амбициозных задач по формированию общего рынка и единого экономического пространства. Несба­лансированность Союза проявляется и в экономическом контексте – страны-члены принципиально разные и по большинству макроэкономических показателей не соот­носятся друг с другом.

–       Что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?

–      Я желаю своим коллегам хороших, подготовленных студентов. Студентов, которые бы становились патриотами своей страны, сохранили дружбу и плодотворное сотрудни­чество между учеными-юристами двух стран, были достой­ными продолжателями традиций науки и практики между­народного права!

Евразийскому юридическому журналу желаю интерес­ных и востребованных публикаций, быть активным и попу­лярным у своей читательской аудитории!

–       Благодарю!

Интервью брал:
Толстых Владислав Леонидович,
научный сотрудник Института философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, заведующий кафедрой международного права Новосибирского государственного университета

 784 ВСЕГО,  1 СЕГОДНЯ