PERSONA GRATA
Е.В. Бочкарева:
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: ВЗГЛЯД МОЛОДЁЖИ
Интервью с заместителем председателя Московского отделения Российского союза молодых ученых Е.В. Бочкаревой
Интервью с заместителем председателя Московского отделения Российского союза молодых ученых Е.В. Бочкаревой
№ 3 (154) 2021г.
E. V. BOCHKAREVA:
LEGAL CULTURE: THE VIEW OF YOUNG PEOPLE
Interview with the Deputy Chairman of the Moscow branch of the Russian Union of Young Scientists E. V. Bochkareva
Визитная карточка
Бочкарева Елена Вадимовна – общественный деятель, заместитель председателя Московского отделения Российского союза молодых ученых, член Союза криминалистов и криминологов, член Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, магистр психологии, стипендиат Губернатора Челябинской области (2015), победитель VI Всероссийского инновационного общественного конкурса на лучший учебник, учебное пособие и монографию в номинации Общественное признание (2019), победитель Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех» в номинации Лучшая молодая представительница деловых женщин России в области науки и высшего образования (2020). Помощник депутата Государственной Думы РФ (2017), старший преподаватель Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова (2018-2020). Автор более 40 научных трудов по юриспруденции и психологии, в том числе нескольких монографий.
***************************************
– Елена Вадимовна, основная сфера Вашего научного исследования – преступность несовершеннолетних. Что нового в этой области?
– В 2019 году у меня вышла монография «Принудительные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования», в которой отражена проблематика этого института, анализируется зарубежный опыт применения к несовершеннолетним альтернативных уголовному наказанию мер, а также предложены способы совершенствования отечественной системы принудительных мер воспитательного воздействия. В частности, было бы целесообразно дополнить перечень этих мер, закрепленный в части 2 статьи 90 Уголовного кодекса РФ, включив в него такие, например, как обязанность пройти специализированный курс, обязанность выполнения общественно полезной работы.
В первом случае речь идет о коррекции эмоциональноволевой сферы несовершеннолетнего. Так, работа с психологом будет способствовать тому, что несовершеннолетний научится владеть своими чувствами, гасить вспышки гнева и т.д. Такая мера воспитательного воздействия способна скорректировать негативные особенности его личности, минимизировать их проявление.
Что касается общественно полезных работ, то следует заметить, что о пользе трудотерапии известно давно, и такая мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних активно используется в зарубежных странах.
На мой взгляд, данная мера наиболее эффективна при перевоспитании несовершеннолетнего в процессе выработки у него социально значимых личностных качеств. Перед трудовым воспитанием стоят такие задачи, как реабилитация несовершеннолетних и их адаптация к окружающей среде, воспитание личности (выработка новых личностных качеств: стрессоустойчивость, ответственность, трудолюбие, коммуникабельность, умение рационально организовывать и использовать свой потенциал и свое время).
Нельзя не отметить важность и полезность волонтерской деятельности, которая положительно влияет на формирование личности – в процессе этой деятельности несовершеннолетний приобретает новые навыки, знакомится с интересными людьми и т.д. Все это помогает ему социализироваться в обществе и почувствовать себя значимым.
В 2018 году в Государственной Думе РФ рассматривался вопрос о гуманизации принудительных мер воспитательного воздействия, но изменений в законодательстве не произошло. Здесь важен системный и комплексный подход. Введение новых мер или отказ от старых не сможет коренным образом изменить ситуацию в сфере преступности несовершеннолетних. Необходимо воздействовать на все сферы общества: социальную, экономическую, нравственно-психологическую и т.д. Последняя особенно важна, так как в условиях изменяющегося общества меняются и нравственно-ценностные идеалы.
– И как это, по-Вашему, можно изменить?
– Я считаю, что необходимо формировать правовую культуру, возлагая данную обязанность на родителей либо лиц, их заменяющих, а также на общеобразовательные учреждения. В последнее время наблюдается тенденция формирования у подрастающего поколения потребительского отношения к жизни. Подростки, в большинстве своем, прекрасно ориентируются в законодательстве, касающемся их прав, и активно их отстаивают, однако не знают о наличии возложенных на них обязанностей. Необходимо с малолетнего возраста формировать у детей уважение к труду, чувство ответственности, стремление к выражению собственной позиции и активному участию в общественной жизни. Интересным представляется опыт Японии, где в общеобразовательных школах ученики самостоятельно убирают учебные классы и школьную территорию. Это способствует тому, что они учатся уважать труд.
Презентация книги Бочкаревой Е.В. «Принудительные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования». Г. Челябинск, 2019 г.
Вместе с тем необходимо пресекать любые проявления неуважения к обществу, в том числе даже самые незначительные. Мелкий проступок, оставшийся без должного реагирования общественности, может породить чувство вседозволенности и повлечь совершение более тяжкого правонарушения.
– Интересный подход. А почему Вы выбрали именно эту сферу своего научного исследования?
– Изучением преступности несовершеннолетних я занялась на втором курсе университета. Уже тогда у меня был опыт общения с несовершеннолетними из группы риска: их семьи оказались в трудной жизненной ситуации, некоторые подростки находились в детских домах. Приезжая туда, я видела, как в детях угасает вера в добро. Взаимодействуя с этой категорией несовершеннолетних, я пришла к некоторым выводам. Во-первых, таким детям важнее общение, чем подарки. Во-вторых, мы сами формируем в них чувство потребительства. И это касается не только детдомовцев, но и детей, проживающих в семьях. Я много раз наблюдала, как взрослые откупались подарками, забывая об обычном человеческом общении. Между тем отсутствие доверительного общения формирует в детях отчужденность. Каждый родитель должен задуматься, знает ли он, чем интересуется его ребенок, часто ли проводит с ним время. Нередко родители ограничиваются содержанием ребенка в ущерб его воспитанию.
– Насколько такие разработки востребованы в современном обществе?
– Я никогда не думала, что мои наработки будут кому-то полезны, и что за рекомендациями будут обращаться и семьи, и представители СМИ. Но сейчас я вижу, что нахожусь на своем месте, раз могу помочь людям.
– Вы автор нескольких социальных проектов, один из них связан с детскими домами и интернатами. Расскажите о нем подробнее.
– Этот проект направлен на облегчение социализации выпускников детских домов и интернатов вне стен государственных учреждений. Основной задачей проекта является обучение воспитанников детских домов и интернатов правовой и финансовой грамотности, основам кулинарии и домоводства, профессиям, не требующим высшего образования (парикмахер, мастер ногтевого сервиса, визажист, повар, швея и т.д.).
Презентация книг Бочкаревой Е.В. «Принудительные меры воспитательного воздействия в России и основные направления их совершенствования» и «Феномен самодетерминации преступности». г. Москва, 2019 г.
Проект позволяет подготовить будущих выпускников детских домов и интернатов к вступлению во взрослую жизнь, так как им бывает непросто устроиться на работу и самостоятельно заработать средства на существование. Бывший детдомовец сталкивается с определенными трудностями: что делать дальше, где заработать денег, как сохранить полученное от государства пособие, как обеспечить свой быт, куда обратиться за помощью и т.д.
Основной акцент я все же делаю на повышении уровня правовой культуры, поскольку это является одним из важнейших условий обеспечения верховенства закона. Социально и политически активный гражданин осознанно относится к происходящим в обществе событиям, у него сформировано чувство гражданской ответственности и, что самое главное, он стремится внести практический вклад в развитие страны.
В прошлом году мы с коллегой проводили в социальных сетях бесплатный курс по повышению правовой грамотности для неюристов, и я была несколько удивлена активным участием подписчиков в этом курсе. Это еще раз показывает, что проблема существует и ее нужно решать.
– Елена Вадимовна, в своей статье, опубликованной в январском выпуске нашего журнала, Вы затронули вопрос о необходимости правового регулирования деятельности психологов. Могли бы вы пояснить свою позицию?
– Да, деятельность психологов в настоящее время недостаточно урегулирована на законодательном уровне. В России действует Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», а закона о психологической помощи по-прежнему нет. Соответственно, не предусмотрены и требования к лицу, оказывающему такую помощь населению. Пользуясь этим, такую помощь все чаще стали предлагать люди, не имеющие не только соответствующего, но и вообще какого-либо образования. Вряд ли стоит говорить о том, что такая «помощь» способна навредить человеку больше, чем ее неоказание. В лучшем случае клиент может рассчитывать на компенсацию причиненного психологом вреда в рамках гражданского процесса, но в таких делах очень сложно доказать причинно-следственную связь между консультацией психолога и наступившими последствиями. Поэтому закрепление на законодательном уровне необходимости получения лицензии на осуществление психологической помощи, в какой-то мере позволит уменьшить количество «доморощенных психологов», расширить рамки юридической ответственности и возможности компенсировать причиненный гражданам вред. В качестве одного из условий получения лицензии должно являться обязательное наличие соответствующей квалификации и профильного образования у лица, оказывающего частную психологическую помощь.
Соответствующую меру (лицензирование деятельности) следовало бы применить и в отношении так называемых гуру «успеха и счастья», которые проводят массовые тренинги и консультации на разнообразные темы: по построению бизнеса, достижения карьерных высот, обретению женского счастья и т.д. Я поддерживаю институт наставничества и интеллектуальное предпринимательство, но не информационный бизнес, построенный на лжи и выманивании денег у населения. К сожалению, достаточно большое количество людей, участвовавших в сомнительных тренингах, вложили деньги в пустоту и не получили ничего, кроме огромных долгов по кредитам и займам. Основная «лазейка» проведения таких тренингов – отсутствие каких-либо гарантий. Претензии со стороны слушателей спикер парирует, утверждая, что слушатель сам недостаточно приложил усилий для достижения «успеха», либо предлагает пройти более интенсивный курс тренингов. Причем количество участников таких мероприятий не уменьшается, поскольку спикеры используют методы психологического воздействия. Некоторые ученые сравнивают это с сектантством.
– Как Вы считаете, что все-таки является причиной обращения людей к таким неквалифицированным специалистам? И как с этим бороться?
– Как я говорила ранее, основная проблема современного общества – широко распространенная потребительская философия. Произошла подмена ценностей. В эпоху цифровизации нам внушают, что для достижения успеха необходимо приобрести самую дорогую машину (как правило, определенной марки), самый большой дом (у определенного застройщика или в определенном районе), носить самую модную одежду и т.д. Поэтому многие идут на курсы, семинары, личные консультации за «волшебной таблеткой», которая позволит и разбогатеть, и стать счастливым в одночасье без каких-либо усилий.
Попутно нельзя не сказать еще об одной не менее серьезной проблеме в сфере консультирования – оказание юридических услуг лицами, не имеющими соответствующего образования. Создаются юридические фирмы, лишь малая часть сотрудников которых – юристы по образованию, остальные – менеджеры, управленцы и т.д. Основная цель таких контор – не оказание реальной юридической помощи, а выманивание денег у клиентов. Известно немало случаев, когда в таких фирмах отстраняли юристов от ведения дел лишь потому, что они озвучивали клиентам реальную картину исхода дела, а не убеждали, что его можно выиграть в случае дополнительных финансовых вложений.
Во всех вышеназванных случаях люди платят за надежду, которую «профессионалы» им дают, но ее цена порой оказывается слишком высокой.
Что касается противодействия, то один из способов решения затронутых проблем видится в разработке профессиональных стандартов и обязательном лицензировании деятельности, хотя, по большому счету, это все же вопросы из сферы морали и нравственности.
– Вернемся к науке. На Ваш взгляд, наука сейчас привлекательна для молодежи?
– Смотря, что Вы вкладываете в понятие «наука». Если рассматривать классический вариант – проведение исследований, преобразование научных знаний, то да, привлекательна, но не так как раньше. Иногда мне кажется, что учеными рождаются, а не становятся. Человек изначально идет по пути созидания мира. Но во взрослой жизни он сталкивается с определенными трудностями и из-за недостаточного финансирования научной сферы ему приходится искать основной источник дохода, как правило, в коммерческом секторе. Еще доктор юридических наук, профессор Мацкевич И.М. говорил: «Большинство молодых ученых, причем лучшая их часть, после защиты диссертации если и продолжает заниматься наукой, то только, как правило, на 0,5 ставки, причем не в штате вуза или научной организации». Так и есть.
Молодежь очень нужна науке. Свежий взгляд всегда полезен, особенно в период стремительного изменения общества. Кто, как ни молодое поколение, способно не только приспособиться к происходящим изменениям, но и преобразовывать мир? Но для того, чтобы привлечь достойные кадры, необходимо повысить престиж научной деятельности и популяризировать ее в молодежной среде.
– Спасибо за интересную беседу, Елена Вадимовна. И традиционный вопрос: что бы Вы пожелали читателям нашего журнала?
– Уже много приятных слов было сказано вашими гостями в адрес читателей, но я, пожалуй, буду краткой и просто поделюсь своим жизненным девизом: «Делайте то, что любите. Любите то, что делаете».
Дата интервью: 9 февраля 2021 г.