О некоторых особенностях законодательства о банкротстве Австралии
В данной статье рассмотрена первая, вступительная, часть австралийского Закона о банкротстве 1966 № 33. Затронута проблема вступления в силу Закона о банкротстве 1966.
Проведено сравнение структуры Закона о банкротстве 1966 со структурой Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от «26» октября 2002 (далее – «Закон о несостоятельности (банкротстве)»). Рассмотрены различия в порядке отражения вносимых в Законы изменений, а также особенности отражения в Законе о банкротстве 1966 вносимых Первым парламентским советником поправок и так называемых «неправильно описанных поправок». Раскрывается суть и значение данного термина.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, прокламация, поправка в закон, Первый парламентский советник, неправильно описанная поправка, реформа законодательства о банкротстве.
SURZHANOV Sergey Vitaljevich
master of law, Economist-manager, specialty “Anti-crisis Management”, competitor of Civil law and process and international private law subfaculty of the Institute of Law of the Peoples’ Friendship University of Russia, arbitration manager of the Association “Self-Regulating Organization of Arbitration Managers of the Central Federal District” (“PAU Central Federal District”)
ABOUT SOME FEATURES OF THE BANKRUPTCY LEGISLATION OF AUSTRALIA
This article discusses the first part (Preliminary) of the Bankruptcy Act 1966 No. 33. The problem of the entry into force of the Bankruptcy Act 1966 is touched upon. The structure of the Bankruptcy Act 1966 is compared with the structure of the Federal Law «About Insolvency (Bankruptcy)» No 127-FZ of October 26, 2002. The differences in the order of reflection of the amendments made to the Acts, as well as the peculiarities of reflection in the Bankruptcy Act 1966 of the amendments made by the First Parliamentary Counsel and the Misdescribed amendments are considered. The essence and meaning of this term is revealed.
Keywords: insolvency, bankruptcy, proclamation, amendment to the law, First parliamentary counsel, misdescribed amendments, insolvency law reform.
Для достижения озвученной в аннотации цели мной был взят за основу действующий на момент подготовки к публикации настоящей статьи Закон о банкротстве 1966, опубликованный в Сборнике № 85, в котором приведен текст закона с поправками, вступившими в силу «25» марта 2020 (зарегистрирован «22» апреля 2020). В соответствии со статьей 1 Закона о банкротстве 1966 данное сокращенное наименование закона является его официальным названием и может применяться к нему без соответствующего предварительного обозначения. За всю историю существования Закона о банкротстве 1966 данная статья не подвергалась внесению в нее каких-либо поправок. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от «26» октября 2002 приводится с изменениями и дополнениями, внесенными «13» июля 2015 (далее – «Закон о несостоятельности (банкротстве)»). В настоящее время влияние законодательства о несостоятельности и банкротстве на экономическую национальную систему в Австралийском Союзе признано на самом высоком уровне, и проводится активная государственная политика в данной области.
В соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве 1966 настоящий Закон вступает в силу в день, который будет установлен Прокломацией. С момента принятия Закона о банкротстве 1966 никакие поправки в данную статью не вносились. Как будет сказано ниже, Закон о банкротстве 1966 вступил в законную силу «04» марта 1968 года. Действие во времени законов и других нормативно-правовых актов представляет собой одну из важных проблем теории права, от решения которой зависят особенности применения конкретных норм и положений. Касательно Австралии, данная проблема является абсолютно неизученной и представляет высокую практическую и научную ценность для российской правовой компаративистики. В связи с тем, что предметом изучения настоящего исследования является Закон о банкротстве 1966, а не обозначенная в настоящем абзаце проблема, вынужден ограничиться призывом в адрес коллег, изучающих соответствующую отрасль права, обратить свое внимание на австралийскую правовую систему в общем, а также на суть и значение понятия Прокламации в частности.
Изначально содержание (или оглавление) Закона о банкротстве 1966 определялось статьей 3. При введении в действие одной или нескольких новых статей в законе, вносящем соответствующие изменения, указывалось о внесении поправки в статью 3 Закона о банкротстве 1966 с перечнем новых статей. Единственным примером внесения такой поправки можно привести статью 3 Закона о банкротстве №122 от 1970 (Закон о банкротстве 1970), в соответствии с которой в статью 3 Основного закона (подразумевается Закон о банкротстве 1966) были вносены поправки путем добавления после слов — «Часть XI — Управление имуществом умерших лиц, находящихся в состоянии банкротства (статьи 244-253)», следующих слов — «Часть XIa — Помощь фермерам в погашении долгов (статьи 253a-253f)». Далее, статья 17 Закона о банкротстве 1970 дополняет Закон о банкротстве конкретными статьями. После этого данный подход был признан малоэффективным и неудобным, и в соответствии со статьей 3 Закона № 216 от 1973 статья 3 Закона о банкротстве 1966 утратила законную силу, а оглавление было выведено в начало настоящего закона перед его основным текстом.
В настоящее время структура Закона о банкротстве 1966 подразумевает его деление на части (parts), являющиеся верхними уровнями в его внутренней иерархии. Данные части выступают аналогами глав в Законе о несостоятельности (банкротстве). Следующим структурным уровнем являются разделы (division) и подразделы (subdivision), которые присутствуют не в каждой из частей Закона о банкротстве 1966. Их аналогом в российском законе могут являться параграфы. Далее, Закон о банкротстве 1966 содержит статьи (sections), которые, в свою очередь, делятся на пункты (subsections), аналогично Закону о несостоятельности (банкротстве).
Помимо этого, Закон банкротстве 1966 содержит два так называемых пакета приложений (Schedule). Приложение 1, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о банкротстве 1966, содержит перечень законов, утративших силу принятием Закона о банкротстве 19665. В данную статью лишь единожды, Законом о внесении поправок в Закон о банкротстве №12 от 1980, были внесены поправки, лишь незначительно изменившие формулировку данной статьи без изменения ее смысла и значения. Из Приложения 1 следует, что все ранее принятые законы, регулировавшие правоотношения в сфере банкротства, утрачивают силу. Всего их было принято тринадцать, начиная с 1924 года. Таким образом за сорок два года, предшествующих принятию действующего Закона о банкротстве 1966, законодательство о банкротстве в Австралии претерпело существенную реформу.
При этом нужно учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о банкротстве 1966 несмотря на отмену Закона о банкротстве 1958 или Закона о банкротстве 1959, осуществленной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, положения статьи 7 Закона о банкротстве 1958 с поправками, внесенными в него Законом о банкротстве 1959, продолжают применяться относительно вопросов продления процессуальных сроков или установлению времени, к которому эти положения применялись непосредственно до начала действия настоящего Закона, а также положения статьи 5 Закона о банкротстве 1959 продолжают применяться к печати или штампу, к которым эти положения применялись непосредственно перед началом действия настоящего Закона так, как если бы данные Законы не были бы признаны утратившими законную силу. Вышеприведенные нормы не включены в действующую редакцию Закона о банкротстве 1966, но их необходимо учитывать при его рассмотрении и исследовании. Подробно вышеназванные нормы и проблема их практического применения будут рассмотрены в последующих публикациях.
Приложения 2 Закона о банкротстве 1966 содержит положения о практическом применении норм в сфере несостоятельности (банкротства). Данный пакет приложений является очень содержательным и объемным, он имеет собственную обособленную структуру, аналогичную рассмотренной выше для самого закона (т.е. делится на части, разделы, подразделы и статьи с собственной сквозной нумерацией). Данное Приложение вводится в действие статьей 4А Закона о банкротстве 1966.
Статья 4А Закона о банкротстве 1966 и Приложение 2 были добавлены в настоящий закон в процессе существенной реформы законодательства о банкротстве, прошедшей в 2015-2016 годах и завершившейся принятием Закона о реформе законодательства о несостоятельности №11 от 201 6. Данный закон был утвержден «29» февраля 2016 года, а вступил в законную силу «01» марта 2017 года. Выше было отмечена важность и значение введенных в действие положений о практическом применении норм в сфере несостоятельности (банкротства). При этом их тщательное рассмотрение и изучение выходит за рамки поставленных перед нами целей в настоящем исследовании. В связи с этим, более подробно положения данного пакета приложений будут рассмотрены в последующих публикациях.
Существенным отличием между Законом о банкротстве 1966 и Законом о несостоятельности (банкротстве) является принцип отражения в законах вносимых в них изменений и дополнений. Так, в частности в Законе о несостоятельности (банкротстве) Список изменяющих документов приводится перед текстом самого закона. В нем указывается дата принятия и номер вносящего изменения федерального закона. По данным реквизитам можно найти интересующий федеральный закон, в котором отражены все внесенные его принятием поправки и разъяснен порядок их вступления в законную силу. Одновременно с этим, внесение изменений в изначальную редакцию какого-либо пункта отражается после текста данного пункта в виде примечания в скобках с указанием даты и номера федерального закона, которым были внесены данные поправки. Таким образом, в последней редакции текста Закона о несостоятельности (банкротстве) пользователь видит информацию о внесении только последней поправки.
Немного иначе обстоят дела в австралийской законотворческой практике в общем и в Законе о банкротстве 1966, в частности. В конце закона приводятся примечания (endnotes), которые включают информацию о законах, вносящих изменения в положения данного закона, а также содержат историю внесения таких изменений. Данный раздел Примечаний состоит из четырех частей:
- Общая информация о Примечаниях;
- Расшифровка сокращений;
- История законодательства;
- История поправок.
Для данного исследования интерес представляют 3 и 4 часть Примечаний. В истории законодательства и истории поправок аннотированы законы, принятием которых были внесены поправки. Раздел Примечаний 3 – История законодательства содержит информацию о каждом законе, который внес или внесет изменения в настоящий закон. Раздел содержит сведения о начале действия законов, вносящих поправки, а также сведения о положениях, которые не включены в сам Закон о банкротстве 1966.
Примечания 3 представляют собой таблицу, состоящую из пяти столбцов. В первом столбце содержится наименование нормативно-правового акта, внесшего поправки в настоящий закон. Во втором – указывается его номер и год принятия. В третьем содержится точная дата утверждения данного нормативно-правового акта. Четвертый столбец указывает на дату вступления в законную силу указанных поправок. Пятый содержит указание на статью, в которую вносится поправка.
История законодательства в Приложении 3 располагается в хронологической последовательности, и Первым законом, указанным в данной таблице, является сам Закон о банкротстве 1966. Из таблицы мы узнаём, что утвержден данный закон был «01» июня 1966 года, а вступил в законную силу лишь «04» марта 1968 года. Пятый столбец в данном случае остается пустым, так как настоящий закон не внес изменений в какую-либо статью, а заменил собой все ранее принятые законы и нормы, за исключением случаев, установленных настоящим законом (были рассмотрены выше).
История поправок в Примечаниях 4 содержит информацию об изменениях на уровне конкретного положения (обычно статьи или эквивалентной ей нормы). Здесь также включена информация о любом положении настоящего закона, которое было отменено соответствующим нормативноправовым актом. Примечание 4 представляет собой таблицу, состоящую из двух столбцов. Первый содержит номер статьи, в которую была внесена одна или несколько поправок. Второй – краткое указание на суть поправки, а также номер и дату нормативно-правового акта, которым в указанную статью была внесена данная поправка. Информация в Примечании 4 расположена в соответствии с порядковыми номерами указанных в таблице статей Закона о банкротстве 1966.
Закон о законодательстве 2003 уполномочивает Первого парламентского советника вносить изменения в настоящий закон при его подготовке для регистрации. Изменения вступают в силу с даты регистрации настоящего закона и не должны менять его действие. Если статья настоящего закона содержит редакционные изменения, внесенные Первым парламентским советником, то в Примечаниях содержится их краткое описание в общих чертах. Полную информацию о любых изменениях можно получить, обратившись непосредственно в Офис парламентского советника.
Помимо этого, Закон о банкротстве 1966 содержит такое понятие, как неправильно описанные поправки (Misdescribed amendments). Неправильно описанная поправка – это поправка, которая недостаточно точно описывает суть вносимого в закон изменения. При этом законодатель устанавливает, если, несмотря на не правильное описание, данная поправка может быть введена в действие по назначению, поправка включается в настоящий закон, а в историю поправок добавляется аббревиатура “(md)” к деталям такой поправки. Если неправильно описанная поправка не может быть введена в действие должным образом, в историю поправок добавляется аббревиатура “(md not incorp)” к деталям такой поправки.
Эффективность правоприменения существенно зависит от способности субъектов нормотворчества учитывать правомерные фактические и перспективные возможности практики правоприменения. Структура Закона о банкротстве 1966 представляется более сложной с точки зрения применения конечными пользователями. Для более точного и лучшего понимания каждой конкретной статьи нельзя ограничиваться толкованием самой нормы закона, необходимо проверять наличие не вошедших в него положений, содержащихся в законах, внесших изменения в каждую конкретную статью. Одновременно с этим, некоторые положения утративших законную силу предыдущих законов, регулировавших отношения в сфере несостоятельности (банкротства) в Австралии, также продолжают действовать и их необходимо учитывать в исследовании закона и его правоприменительной практики. Законодатель в Австралии предусмотрел возможность внесения в Закон о банкротстве 1966 поправок Первым парламентским советником, а также наличие в нем так называемых «неправильно описанных поправок» (Misdescribed amendments), которые могут усложнить для понимания принцип практического применения нормы, в которой такие поправки имеются.
1,351 ВСЕГО, 2 СЕГОДНЯ